'Север и Запад' литературно-игровой проект Тэссы Найри | |
http://eanninskaya.ru/cgi-bin/nw/YaBB.pl
Справочные разделы >> Библиотека >> Откуда пошла историческая наука... http://eanninskaya.ru/cgi-bin/nw/YaBB.pl?num=1095950352 Сообщение написано Arafinwe в 23.09.04 :: 16:39:12 |
Заголовок: Откуда пошла историческая наука... Создано Arafinwe в 23.09.04 :: 16:39:12
Первым признаком реализации исторического познания является наличие первоначально исторического интереса («а как оно было?», «а откуда оно произошло?»). Постепенно в раннебуржуазную эпоху этот ПИИ (первоначальный исторический интерес) трансформируется в ОСОЗНАННОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Главный результат подобной трансформации – появление философии истории. И вот тут-то в пору кричать ура, бить в ладоши и праздновать рождение истории как НАУКИ! УРА, товарищи!!!!!
Философия истории содержит в себе два слоя: 1) знания, которые обращены к исторической реальности (выраженные в исторических фактах, закономерностях и т.д.) 2) знания, которые выявляют логику самого исторического познания (выявляют методологическую основу для исторического познания). Отрасли ИП (исторического познания) окончательно сформировались к концу Нового времени. Существует 3 основных отрасли: 1. эмпирическая историография 2. историософия 3. историческая эпистемология --------------------------------------------------------------------- Продолжать дальше??? |
Заголовок: Re: Откуда пошла историческая наука... Создано Мелькор в 23.09.04 :: 17:00:57
Угу, продолжай. :)
|
Заголовок: Re: Откуда пошла историческая наука... Создано Arafinwe в 23.09.04 :: 17:18:21
ЭМПИРИЧЕСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ
ЭИ создает базу для исторической науки. Т.е. ЭИ – это то самое, чем мы (студенты, преподаватели исторических факультетов) занимаемся. ИСТОРИОСОФИЯ ИСФ представляет собой теоретические знания об истории, построенные на фактах ЭИ. Впервые термин ИСФ введен Цесковшским в 30-е гг XIX, обозначив этим термином Гегелевскую философию историю (и любую спекулятивную философию истории). Объект изучения у ЭИ и ИСФ – одинаковый. Это – исторические общества. Но предмет – абсолютно различен. ЭИ: исторические факты ИСФ: теоретическое обобщение этих фактов (связи, закономерности, законы и т.д.) У ЭИ и ИСФ оказываются разными формы исследования. И объект исследования. ЭИ: источники и первичные исторические тексты ИСФ: вторичные исторические тексты (исследования источников и первичных ист. текстов, монографии и т.д.). ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ИЭ – это теория исторического познания (ИсПз), охватывает и ЭИ, и ИСФ вместе. Возникает гораздо позже, чем две предыдущие дисциплины – в лучшем случае в середине XIX в. И вот здесь уже нет никаких сомнений – история наконец-то полностью оформилась как наука. УРА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Предмет ИЭ: знание об объекте ИсПз. История же исторической науки изучает развитие знания об объекте исторического познания. |
Заголовок: Re: Откуда пошла историческая наука... Создано Arafinwe в 23.09.04 :: 17:32:15
эмпирическая историография
1. объект знания : историческая реальность (исторические факты) 2. предмет знания: конкретные события, ситуации, процессы 3. объект исследования: нарративные и археологические источники, первичные тексты 4. метод исследования: критический анализ источников 5. тип полученных знаний: эмпирические знания историософия 1. объект знания: историческая реальность в целом (исторические факты как совокупность; обобщение этих фактов) 2. предмет знания: закономерности, тенденции, общеисторические схемы 3. объект исследования: вторичные тексты 4. метод исследования: теоретический анализ вторичных текстов 5. тип полученных знаний: теоретические знания историческая эпистемология 1. объект знания: историческое познание 2. предмет знания: методологические (т.е. обще-философские) основы и методы исторического познания 3. объект исследования: вторичные тексты 4. метод исследования: логико-методологический анализ вторичных текстов 5. тип полученных знаний: теоретико-философские знания Грань между исторической науки и исторической философии проходит в области историософии. [smiley=chrono2.gif] |
Заголовок: Re: Откуда пошла историческая наука... Создано Arafinwe в 23.09.04 :: 19:00:22
Мифологическая форма исторического познания в доиндустриальных обществах
С того самого момента, как человек стал Homo Sapiens, его больше всего волновали вопросы космогонического характера (происхождение вселенной и собственно человека). Это в первую очередь (я сам точно не знаю, первобытных людей не спрашивал, материал взят с лекций, которые читает Козлов А. С.). Во вторую очередь человека интересовало устройство и состав (как работает вселенная и человек). Именно в этот период у людей возникает ППИ. В это время технический и исторический опыт людей был слишком мал, и ответы на вопросы давала мифология. Миф – это своеобразный метод познания исторических событий. Явления, окружающие человека, и сам человек объясняются олицетворением. Для нас важны этиологические (объяснительные) мифы. Именно они играли главную роль в становлении ИсПз. Закономерность: сначала люди пытаются объяснить возникновение вселенной, а потом уже себя. Цель мифов: ориентация человека в природе и обществе. Мифологическое сознание имеет ряд определенных черт: 1) в конечном итоге самое главное в этиологических мифах – это объяснить происхождение чего-либо: это объяснение НЕ ПРОЦЕССА, НЕ СТАНОВЛЕНИЯ, а факта. Происходит фиксация факта происхождения. Происхождение рассматривается как одномоментный процесс. Это так называемое агенетическое мировоззрение (в котором отсутствует внимание к генезису как процессу); 2) в качестве основного способа познания( (мира, человека, исторического знания) применяется система архетипов как первозданных начал какого-либо явлений (как природных, так и социальных). Миф употребляет архетип, чтобы объяснить первоначало какого-либо явления. А так как все эти первоначала кем-то созданы, то любому архетипу присущ огромный заряд сакральности. А по сему эти явления не имеют пространственно-временных ограничений; 3) космизм – человек является органичной составляющей вселенной (космоса), он со-причастен всему. Так как архетипы как первоначала не стареют, то они всегда современны. А это – очень важная методика ИсПз: познавая архетип, можно познать и текущие явления. Но результатом является неспособность уловить индивидуальность исторических явлений, стремление историка упростить исторические описания (подогнать их под архетип). Существуют и плюсы, и минусы мифологического сознания, но там, где оно присутствует, история в науку не превратится! |
Заголовок: Re: Откуда пошла историческая наука... Создано Celegorm в 29.09.04 :: 16:20:36
АНТИЧНОСТЬ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Даже когда заканчивается первобытность и на смену устной традиции приходит традиция письменная, это не означает отмены мифологического сознания, наоборот – оно сохраняется всю античность, средневековье и даже частично в новом времени. У античности и средневековья разное мировидение; в античности в центре – космос, в средневековье – Бог; человек, таким образом оставался вторичным явлением. За одним различием – в средневековье роль человека значительно принижалась по сравнению с античностью. Значение исторического факта – разное; в античности конечной целью являлась сама добыча факта (проявление архетипа как сам архетип); в средневековье любое историческое явление стало осмысляться как отражение какой-то внеисторической сущности, отсюда проистекает замкнутость архетипа (считали, что архетип скрывается за огромным слоем земных подобий) и желание очистить его, что приведет к обнаружению божественного смысла. Таким образом можно приблизиться к познанию Бога (самое главное). В античности и средневековье разные концепции причинности: представление о детерминированности исторических событий; в античности причина и следствие находятся в одной сфере, в средневековье – в разных. |
Заголовок: Re: Откуда пошла историческая наука... Создано Arafinwe в 29.09.04 :: 18:03:06
ТЕОРИЯ И ТИПЫ АНТИЧНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
В античном наследии нет ничего похожего на то, что мы называем теорией истории (ТИ). Термин «история» в классической греческой лексике означает повествовательный рассказ, то есть историописание. А это, в свою очередь, говорит о том, что она («история») подчинена законам литературы, но в отношении к фактам прошлого. Исключение: римский писатель Лукиан, из наследия которого можно выделить трактат «Как писать историю» - пародия на историописателей того времени; но именно в этом произведении можно найти «проблеск» ТИ. То же самое можно сказать про некоторые частные одиночные пассажи Фукидида, Аристотеля, Полибия… Античная мысль не выработала понятия объективной истории, а следовательно не существовало вопроса о том, что является предметом истории и каков смысл человеческой истории. Античная историческая мысль выходила из этого положения тем, что искала ФОРМЫ отражения такого сумбура, каким являлись события прошлого. Это было ключами к упорядочиванию. |
Заголовок: Re: Откуда пошла историческая наука... Создано Arafinwe в 29.09.04 :: 20:29:37
ПЕРВАЯ ПОПЫТКА
Геродот (490 – 428 гг. до н.э.). Для мифологического сознания присуще явление космизма – четкое представление человека о том, что он – органичная часть космоса, и все изменения, происходящие в космосе, происходят и с ним. Этот космизм присущ и Геродоту; и при этом он объективно (не намеренно) положил началу осмысления истории как всеобщей истории народов, до него – даже не пытались (логографы, анналисты). Эти народы в описании (и понимании) Геродота взаимодействуют. События греко-персидских войн, о которых рассказывает Геродот, охватывают четверть века. Но этой четверти предшествуют столетия истории, которая ведет к греко-персидскому столкновению. У Геродота впервые обнаруживается историческая ретроспектива, он ищет первоначало столкновения греческого мира и Малой Азии, и находит его в виде Троянской войны. Не имея в мыслях такого понятия как «предмет истории», Геродот все же объективно определяет границы того, что мы называем «предметом истории». Все описания – это военно-политическая история (это во многом то, что является предметом истории). НО! У Геродота это выражено в очень рыхлой форме (перемежается со сведениями из географии, этнографии, религии и т.д.). При этом Геродот показал, что то, что мы будем называть «предметом истории – явление многослойное. «Какова цель курсовой работы Геродота?» (с) Козлов А.С. Деяния «великие и удивления достойные». Объективный и субъективный (реакция людей – удивление) компоненты. Цель: «чтобы прошедшие события не пришли в забвение». Великие деяния кого? Чтобы не забылись кем? Это было написано для тех, кого называли гражданскими политиками и военными руководителями, они же являются основными действующими лицами. Что привнес Геродот? Широкое построение историописания и объективное ограничение предмета этого самого историописания. И тем самым задал вектор для все будущей историографии Греции (и не только). |
'Север и Запад' литературно-игровой проект Тэссы Найри » Powered by YaBB 2.4! YaBB © 2000-2009. Все права защищены. Localization by mySOPROMAT.ru |