'Север и Запад' литературно-игровой проект Тэссы Найри
http://eanninskaya.ru/cgi-bin/nw/YaBB.pl
Справочные разделы >> Библиотека >> Как сделать краски из природных материалов
http://eanninskaya.ru/cgi-bin/nw/YaBB.pl?num=1113345873

Сообщение написано Мелькор в 13.04.05 :: 00:44:33

Заголовок: Как сделать краски из природных материалов
Создано Мелькор в 13.04.05 :: 00:44:33
За ссылки спасибо R2R. :)

http://step-ta-voliy.narod.ru/color.html
http://teen.fio.ru/news.php?n=3916&c=812
http://www.shoudao.com/pub/pub17.htm

Кожу можно красить глиняными красками.
http://www.vik-orda.org.ua/arhiv/023.htm

Заголовок: Re: Как сделать краски из природных материалов
Создано Мелькор в 16.12.05 :: 17:39:18
Изготовление растительных красителей для тканей в домашних условиях

Оригинал здесь:
http://schools.techno.ru/sch1567/dost/flavon.htm


Заголовок: Re: Как сделать краски из природных материалов
Создано Мелькор в 16.12.05 :: 17:39:33

Заголовок: Re: Как сделать краски из природных материалов
Создано Pancha в 12.11.07 :: 09:46:35
Розыскания Танвио.

Краски минеральные

Значение слова "Краски минеральные" в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона

Краски минеральные — Минеральные К. приготовляются или непосредственно из готовых природных материалов (различных минералов и руд), или же, чаще, получаются искусственно с помощью тех или других химических операций. Они употребляются, главным образом, в живописи, обойном производстве и малярном деле, для окрашивания же изделий из волокнистых веществ применяются в сравнительно ограниченном количестве. Из белых К. наибольшее значение имеют свинцовые белила (см.), баритовые или постоянные белила (blanc fixe), цинковые белила и висмутовые или испанские белила. Другие белые К., напр. свинцовые белила Патинсона, сурьмяные белила, венские белила, имеют в практике сравнительно ограниченное применение. Свинцовые белила по составу представляют основную углесвинцовую соль 2РbСО 3.Pb(HO)2 и отличаются своим чисто белым цветом и выдающейся кроющей способностью, почему эта К. и расходуется в огромных количествах. Одни Соединенные Штаты ежегодно расходуют не менее 60000 тонн свинцовых белил. Эти белила приготовляются по четырем различным способам: голландскому, немецкому, английскому и французскому; из них первый и второй представляются более вредными в гигиеническом отношении. В общих чертах голландский способ приготовления белил, наиболее старый, состоит в следующем. Тонкие свинцовые листы, свернутые в спираль, помещаются в глиняные, покрытые внутри глазурью горшки, на дно которых налито немного уксусной кислоты. Горшки закрываются свинцовыми пластинками, помещаются в несколько этажей один на другом и закапываются в лошадиный навоз. Выделяющаяся при гниении навоза углекислота, совместно с уксусной, обусловливает переход металлического свинца в основную углекислую соль, вследствие чего на поверхности свинца образуется более или менее толстый белый налет. Этот налет счищается, высушивается, измельчается и отмучивается. Немецкий способ приготовления белил имеет много общего с голландским, с той разницей, что вместо горшков употребляются камеры, куда завешиваются свинцовые листы и куда впускаются сперва пары уксусной кислоты, а затем углекислота. Когда на листах нарастает достаточный слой белил, то листы вынимают; дальнейший ход работы тот же, что и при голландском способе. По английскому способу свинец превращается сперва в глет, который смешивается в однородное тесто с 1% раствором уксуснокислого свинца и через таким образом приготовленную массу, протягиваемую через закрытые желоба, пропускается струя углекислоты. Французский способ работы заключается в том, что струя углекислоты направляется в раствор основного уксуснокислого свинца, получаемого растворением глета в разбавленной уксусной кислоте; по осаждении белил, последние отделяются от раствора и тщательно промываются. Так как при этом способе совершенно устраняются вредные в гигиеническом отношении операции измельчения и отмучивания, то он представляет несомненные преимущества. Продажные свинцовые белила имеют далеко не все одинаково белый цвет и одинаковую кроющую способность. Последняя, по-видимому, находится в зависимости от количественного содержания гидрата окиси свинца и с увеличением его содержания (до известного предела) увеличивается и кроющая способность. Свинцовые белила очень часто фальсифицируются (напр. мелом, гипсом) и смешиваются с другими белилами, напр. баритовыми белилами, сернокислым свинцом, углекислым барием и др. Смеси свинцовых белил с тяжелым шпатом (сернокислым барием), при содержании последнего в 50%, называются в торговле венецианскими белилами, при содержании 66% гамбургскими и 75% голландскими белилами. Крупный недостаток свинцовых белил заключается в том, что они крайне легко чернеют под влиянием сернистого водорода, образуя сернистый свинец. Баритовые или постоянные белила, по составу сернобариевая соль, Ba 2SO4, приготовляются или из тяжелого шпата, для чего последний измельчается и отмучивается, или же водным путем, прибавляя к холодному раствору хлористого бария (24-25° Б.) разведенную серную кислоту (30° Б.), причем осаждается сернобариевая соль в виде мелкого аморфного порошка. После промывания тестообразная масса отжимается и с содержанием около 30% воды поступает в продажу. Употребляются только как клеевая краска, так как с маслом не стираются. Эти белила дешевле свинцовых и не изменяются от сернистого водорода. Цинковые белила получаются сожжением металлического цинка в струе нагретого воздуха и по составу отвечают окиси цинка ZnO. Для приготовления их цинк перегоняется в глиняных ретортах, нагретых до белого каления, и выходящие пары его смешиваются со струей воздуха, нагретого до 300° Ц. Образующаяся при этом окись цинка увлекается воздухом в холодильные камеры, где она и осаждается. Иногда окись цинка получается и прямо из руд. Цинковые белила представляют хорошую масляную К., не чернеющую от сероводорода, и потому, весьма вероятно, что они в более или менее близком будущем вытеснят из употребления сравнительно более вредные свинцовые белила. Висмутовые или испанские белила (blanc de fard) представляют основную азотно-висмутовую соль. Эти белила употребляются в косметике. Свинцовые белила Патинсона, суррогат обыкновенных свинцовых белил, приготовляются смешением горячего раствора хлористого свинца с равным объемом насыщенной известковой воды. При этом выделяется белый осадок, белила, по составу основной хлористый свинец РbСl 2.Pb(HO)2. Эти белила обладают хорошей кроющей способностью, но имеют слегка буроватый оттенок. Окись сурьмы, приготовляемая осаждением хлористой сурьмы содой или обжиганием сернистой сурьмы, была также предложена как суррогат белил, под названием сурьмяных белил. Венские белила, иначе болонская известь, представляют хорошо отмученный мел. Это наиболее дешевая и наиболее распространенная белая клеевая К.

Наиболее распространенные красные минеральные К. суть: киноварь ртутная или вермильон, хромрот или хромовая киноварь, сурьмяная киноварь, колькотар, сурик, охра и реальгар. Киноварь (см.), а также суррогаты ее, хромовая и сурмяная киноварь, употребляются в довольно значительных количествах в ситцепечатании (киноварь — см. Краски для живописи). Колькотар (парижская или английская красная краска, caput mortuum vitrioli, крокус, мумия) по составу представляет более или менее чистую безводную окись железа. Хотя безводная окись железа и встречается в природе в очень больших количествах (красный железняк, железный блеск), но ценные сорта этой К. вырабатываются искусственно или получаются, как побочный продукт, при добывании нордгаузенской кислоты из железного купороса, а также при прокаливании основных серножелезных солей, выделяющихся из раствора при приготовлении железного купороса из купоросного камня. Сурик оранжево-красный или свинцовый (см.) представляет очень распространенную К. и, подобно сурику железному, употребляется в очень значительных количествах в промышленности и общежитии. Кассиев пурпур, препарат золота, употребляющийся в стеклянном деле для окрашивания стекла в красный цвет и при живописи по стеклу и фарфору, приготовляется смешением на холоде раствора хлорного золота с раствором хлористого олова и нашатыря. В зависимости от способа приготовления состав его очень различен и он содержит от 18 до 40% золота и от 50 до 82% окиси олова. Охра (см.) бывает красная и желтая. Желтая охра — смесь гидрата окиси железа с глиной, а красная — смесь безводной окиси железа с глиной. Красная охра готовится большей частью обжиганием желтой охры, встречающейся в изобилии в природе, и употребляется как клеевая и масляная К., а также и в ситцепечатании. Реальгар (красный мышьяк, рубиновая сера) по составу представляет сернистый мышьяк, As 2S3, и встречается в природе в виде кристаллической массы. Иногда его приготовляют искусственно, сплавляя серу с избытком мышьяка или мышьяковистой кислоты. Кельнская умбра готовится из землистого бурого угля и представляет малораспространенную красно-бурую К., также как и пинккулер или минеральный лак, представляющий тонко измельченное стекло, окрашенное хромовооловянной солью в красный цвет. Из желтых минеральных К. наибольшее значение имеют: крон или хромовая желть, охра желтая, муссивное или сусальное золото, глет, кадмиевая желть и аурипимент. Значительно меньшее практическое значение имеют: кассельская желть или желть Тернера, кобальтовая желть, неаполитанская желть, сидериновая желть и цинковая желть (см. Желтые К.). Крон (синон. хромовая желть, хромгельб, желть парижская, лейпцигская, гамбургская, кронгельб) по составу представляет хромовосвинцовую соль. Крон — одна из наиболее распространенных желтых К. Охра тоже представляет одну из весьма употребительных и дешевых К. Окись свинца РbО в аморфном виде представляет К. массикот, а в кристаллическом — глет. Массикот получается прокаливанием углесвинцовой или азотносвинцовой соли, или же нагреванием свинца в пламенной печи. Если нагреть образовавшийся массикот до 950-980° Ц., то он плавится и по охлаждении застывает в кристаллическую массу, глет, который затем измельчают и отсеивают. Глет получается также как побочный продукт при выделении серебра из свинца трейбованием. Употребляется в больших количествах как глазурь и плавень при живописи по стеклу и фарфору, для приготовления олифы, сурика, уксусносвинцовой соли и различного рода замазок. Муссивное или сусальное золото, по составу, двусернистое олово SnS 2. Оно приготовляется водным и сухим путем. В первом случае раствор хлористого олова осаждается сероводородом; во втором, причем получается гораздо более ценный продукт, нагревают смесь олова с серой в присутствии нашатыря или нашатыря с ртутью. Сначала возгоняется нашатырь, затем ртуть и немного киновари, а в реторте остается муссивное золото. Муссивное золото представляет нежные буровато-желтые чешуйки с металлическим блеском уд. веса 4,4-4,6. Эта К. употребляется для позолоты, причем прикрепляется белком; в настоящее время она, впрочем, все больше и больше вытесняется бронзовыми К., которые приготовляются измельчением отбросов и обрезков при чеканке бронзы. Аурипимент, трехсернистый мышьяк As 2S3, хотя и встречается в природе, но как К. готовится искусственно возгонкой мышьяковистого ангидрида с серой. Очень ядовита (см. Желтые краски). Зеленых красящих минеральных веществ довольно много; главнейшие из них следующие: зелень Кассельмана, брауншвейгекая зелень, зелень Шееле, швейнфуртская зелень, зелень Гинье, ярь-медянка, зеленый ультрамарин, зелень Гентеля, кобальтовая зелень, зелень Динглера, зелень Казали и, наконец, смешанные зеленые К., как, напр., зеленый крон и цинковая зелень. Брауншвейгская зелень — основная углемедная соль CuCO 3Cu(HO)2 и имеет тот же состав, что и малахит. Иногда она и приготовляется измельчением малахита, чаще, однако, при действии раствора соды на раствор медного купороса. Зелень Шееле, основная мышьяковисто-медная соль, также, как швейнфуртская зелень (см. Зеленые К.), двойная уксусно-медная и мышьяковисто-медная соль, отличается своей ядовитостью. Зелень Гинье или вер-гинье (см.) — одна из наиболее красивых зеленых К. Зеленый ультрамарин (см. Ультрамарин) представляет промежуточный продукт при приготовлении синего ультрамарина и, ввиду недостаточной яркости цвета, как самостоятельная К., имеет очень небольшое значение. Ярь медянка, по составу, основная уксусно-медная соль. Очень распространенная зеленая масляная К. Зеленый крон (синон. зеленая киноварь, неаполитанская зелень, шенгрюн) представляет смесь желтого крона и синей берлинской лазури. Относительно прочих см. Зеленые К.

Наиболее распространенные синие К.: берлинская лазурь или парижская синь, ультрамарин, шмальта и Тенарова или кобальтовая синь. В меньших количествах употребляются различные синие медные К., как, напр., бременская синь и минеральная или горная синь, египетская синь, масляная синь или медное индиго и небесная синь. Лазурь или ультрамарин (см.), также как и парижская синь или берлинская лазурь, расходуются в промышленности и повседневной жизни в значительных количествах. Шмальтою (иначе королевскою синью, кобальтовым стеклом) называется калийное стекло, окрашенное в темно-синий цвет кобальто-калиевым силикатом (см.). Употребляется для подсинивания бумаги, тканей, крахмала, а также для окрашивания стекла и фарфора. Кобальтовая или Тенарова синь (синон. кобальтовый ультрамарин, лейденская синь) по составу довольно точно отвечает алюминату кобальта СоАl 2O4 и приготовляется прокаливанием глинозема или алюмината натра с галоидными солями кобальта. Употребляется как акварельная и масляная краска. Значительно прочнее ультрамарина, так как почти не изменяется под влиянием щелочей и слабых кислот. К числу недостатков Тенаровой сини и шмальты следует отнести то, что эти К. при вечернем освещении кажутся грязно-фиолетовыми. Небесная синь (Bleu celeste) очень красивого, светло-синего цвета, по составу представляет оловянно-кобальтовую соль CoSnO 3.xSnO2. Бременская синь или бременская зелень (в зависимости от того, как она употребляется, на масле или на воде) состоят, главным образом, из гидрата окиси меди и приготовляется действием едкого натра на хлорокись меди. С клеем или водой она светло-синего цвета, с маслом же скоро приобретает зеленый цвет, вследствие образования зеленого медного мыла. Горная или минеральная синь (синон. азурит, медная лазурь) приготовляется измельчением азурита, медной кристаллической руды, встречающейся на Урале, Алтае, в Шесси около Лиона и по составу представляющей основную углемедную соль, 2CuCO 3.Cu(HO)2. Египетская синь, издавна известная синяя К. для живописи, представляет измельченное медное стекло. Для приготовления ее сплавляют песок с мелом, содой и окисью меди. Масляная синь (син. медное индиго, Bleu Horace Vernet), по составу — сернистая медь, CuS. Приготовляется сплавлением измельченной металлической меди с сернистыми щелочами и выщелачиванием сплавленной массы. Оставшиеся нерастворенными в воде мелкие кристаллы сернистой меди высушиваются и измельчаются. Известковая или нейвидерская синь приготовляется осаждением смеси растворов медного купороса и нашатыря известковым молоком. Состоит из смеси гидрата окиси меди и гипса, 5CaSO 4.2H2 O + 3Сu(HО) 2. В состав всех черных красок входит более или менее чистый уголь. Главнейшая из них сажа, приготовляемая или из смолы, дегтя, нефтяных масл или же из газа. Лучшие сорта приготовляются сожжением парафиновых масл в особых лампах, при чем получается так называемая ламповая сажа. Измельченные древесный и костяной уголь (жженая слоновая кость, франкфуртская чернь) тоже употребляются как черные К.

А. Д. Лидов.

Заголовок: Re: Как сделать краски из природных материалов
Создано Pancha в 12.11.07 :: 09:51:51
Краски, употребляемые для живописи

Значение слова "Краски, употребляемые для живописи" в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона

Краски, употребляемые для живописи — Пигменты, употребляемые для живописи, большей частью минерального происхождения, и лишь небольшое число их органические соединения. Первоначально служили для этой цели почти исключительно вещества, находимые в природе готовыми — земли, но в ближайшее к нам время и преимущественно в текущее столетие приготовляется сверх того большое число К. искусственным путем в лабораториях и на фабриках. Из них очень немногие принадлежат к числу определенных химических соединений, остальные более или менее сложны. Число К. для живописи, в настоящее время фабрикуемых и предлагаемых в торговле, превосходит 300, если судить о них по различным их названиям. Но эти названия не выражают собою и обыкновенно даже не напоминают состава К. и ничто не гарантирует, что тот или другой фабрикат выпускается всегда одного и того же состава. Для судьбы произведений искусства, существующий порядок фабрикации К. весьма неблагоприятен и потому художники многих стран, также как и собиратели художественых коллекций, искали и ищут выхода из этого положения. Технология К. в наше время достигла больших успехов: во Франции, Германии и Англии сделано несколько систематических попыток исследования многих свойств К.; однако, вопросы о прочности их нельзя считать окончательно решенными. Для художника важнее всего оптические свойства К., т. е. постоянство цвета, но цвет или вернее тон К. зависит от молекулярного или частичного состояния красочного вещества, которое меняется от многих, часто неуловимых причин. Можно добыть К. (напр. киноварь), по-видимому, одинакового состава различными химическими процессами: получится во всех случаях К. одного цвета, но различных тонов. Некоторые К. изменяются в тоне от действия света, хотя химический состав их нимало при этом не изменяется. Тон К., измельченной в порошок, зависит от способа измельчения; т. е. от формы и размеров частичек порошка. Поэтому для фабрикации К. одного и того же тона надо выполнить ряд процессов в полной точности одинаковых. Так как нередко небольшое изменение порядка этих процессов или введение добавочных, по существу второстепенных приемов, может благоприятно или неблагоприятно повлиять на тон К., то возникло много фабричных секретов в этом деле.

К. в редких случаях употребляется сухой (в пастели или живописи цветными карандашами), в большинстве же случаев сухая К. смешивается с какой-либо жидкостью, которой составные части потом или испаряются, или изменяются вследствие ряда химических процессов, происходящих под влиянием света, воздуха и красочного вещества, по окончании которых К., приготовленная на такой жидкости, засыхает и становится твердой. Посредством стирания сухой К. на той или другой жидкости получается однородная красочная масса, из которой порошок в большинстве случаев не осаждается в продолжение нескольких лет. Такими жидкостями служат главнейше — или вода, с некоторым количеством клея или гумми, или растительное масло, иногда с некоторым количеством воска и смол. К., стертые на растворе гумми в воде с прибавлением некоторого количества сахара и глицерина, суть водяные или акварельные К. (употребление их см. Живопись). Водяными К. пишут на бумаге, реже — на подготовленном квасцами полотне, водяные клеевые К. служат также для живописи на штукатуренных или особо приготовленных стенах (живопись темпера, живопись фрескою). Акварельные К. с примесью белил называют гуашью (см.). Масляными К. (употребление масляных К. — см. Масляная живопись) пишут на холсте, дереве, металле; поверхность обыкновенно подготовляется для принятия К. — грунтуется. К. смешиваются с растворами воска для живописи на стенах (см. Энкаустика — живопись восковыми красками). Для наложения К. употребляются разного рода кисти (см.) и шпахтели; во всяком из отделов живописи, смотря по роду К., употребляются различные принадлежности (см. Художественные принадлежности). К. (именно сухой материал), годные для одного рода живописи, напр. масляные, могут быть негодны для другого, напр. для фресковой живописи или для акварели, и обратно. Здесь будут рассмотрены лишь масляные и акварельные К., других же родов К. описаны в соответственных статьях этого Словаря. Лаки, особый род К., суть соединения растительных пигментов с магнезией и глиноземом. Лаки прозрачны, тона многих очень красивы, но по степени противостояния свету они гораздо ниже минеральных. (см. Лаки-краски). Дальнейшее изложение предмета в этой статье подразделено на следующие части: 1) поименование К. главнейших цветов с кратким указанием химического состава главнейших из них и с описанием их физических свойств. Способы фабрикации красочного материала, подробности об их химическом составе изложены в соответственных технических статьях, напр. белила, кобальт, ультрамарин, К. минеральные и т.п. 2) Высыхание масляных К. и другие изменения их. 3) Выбор К. 4) Приготовление К. I. Перечисление красок. Белила или белые К. В масляной живописи употребляются белила свинцовые, цинковые и для примеси — баритовые (см. Краски минеральные). Свинцовые белила представляют белую, тяжелую, хорошо кроющую и скоро сохнущую К. Лучшими белилами считаются кремницкие. Употребляются и в акварели, т. е. собственно в гуаши. Свинцовые белила смешиваются иногда с баритовыми и получают тогда в продаже назв. венецианских. Эта примесь уменьшает покрывающую способность белил, но полезна в том отношении, что баритовые белила (сернокислый барит) неизменяемы, тогда как свинцовые темнеют от присутствия сероводорода в воздухе [Потемневшие от сероводорода свинцовые белила, выставленные на солнечный свет, мало-помалу опять светлеют, но не достигают прежней белизны. При этом образуется частью, может быть, сернокислая свинцовая соль — тоже белого цвета.]. Цинковые белила не изменяются ни от света, ни от сероводорода, но кроют хуже свинцовых и хуже пристают к грунтованному холсту, однако при небольшой прибавке воска к маслу становятся лучше. Вообще для усиления кроющей способности цинковых белил полезно прибавлять к ним некоторое количество свинцовых; эта смесь даже предпочтительнее венецианских белил. Свинцовые белила сохнут скоро, цинковые — очень медленно. Желтые краски. 1) Неаполитанская желтая (сурьмянокислый свинец с некоторым количеством окиси свинца) — самая светлая из всех желтых. Приготовляется масляная К. зеленоватого и красноватого тонов. От растирания железным шпахтелем темнеет. Сохнет медленно. 2) Кадмий. Это есть сернистый кадмий. Продажный — может содержать некоторое количество свободной серы и некоторые другие вредные для постоянства цвета вещества. Обстоятельства образования осадка влияют на оттенок или тон кадмия; в продаже есть 3 или 4 различных тона, от лимонно-желтого до оранжевого. Лимонно-желтый — недостаточно постоянен. Кадмий — очень сильная К., т. е. в смешении с другими управляет происходящим от смешения тоном. Вошла в употребление в живописи лишь в середине нынешнего столетия. Служит в масляной живописи и в акварели.

Многие другие желтые, напр. 3) желтый ультрамарин (хромовокислый барит), 4) цинковая желтая (хромовокислый цинк), 5) так назыв. хром (хромовокислый свинец) также находятся в списке продажных для живописи К., но они непрочны, одни — сами по себе, другие — в смешениях. 6) Индийская желтая, прозрачная краска, есть одна из самых постоянных красок органического происхождения; привозится она из Тибета в Калькутту и оттуда в Европу; способ приготовления в точности неизвестен. Масляная и акварельная К.; очень легкая. 7) Гуммигут. — Органическая желтая акварельная, очень прозрачная краска, ядовита. К желтым причисляются охры, необходимые К., хотя цвет их нечистый и неяркий; цвет их происходит от окислов железа, входящих в их состав в количестве около 1/4. 8) Охра светлая (Ocre clair, jaune, Lichter, Ocker,Yellow, Ochre), цвет нечистый желтый. 9) Охра золотистая (Ocre d'or, Gold Ocker), темнее предыдущей, но с желто-золотистым оттенком. 10) Охра темная (Ocre fonc é, Dunkel Ocker) — уже почти коричневая. 11) Охра ручейная (Ocre de ru — сокращенное ruisseau — ручей). Охры бывают различных оттенков, смотря по месту нахождения; в каждой стране есть свои охры, но им обыкновенно не дается местных названий, хотя итальянские охры поименованы. Очень продолжительное промывание перед стиранием К. на масле необходимо для улучшения их землисто-желтого цвета. 12) Марс двух или трех оттенков, род искусственной охры, более прозрачный, чем натуральная охра. По способу приготовления очень дорогая К. К желтым относятся еще 13) ауреолин, 14) стронциановая и 15) платиновая (Strontion Yellow, Platin Yellow — обе английского приготовления), о которых, как о непостоянных, ограничимся упоминанием. Коричневые: 16) сиенна или сиеннская земля (Terre de Sienne, Sienna natü rliche), подходящая по составу к охрам, темна, но прозрачна, желто-коричневого цвета. К темно-коричневым относится 17) жженая зеленая земля (terre verte brul ée, Grü ne Erde gebrannt), 18) кассельская земля (Terre de Cassel) — прозрачная, также 19) кельнская земля. Это суть натуральные лигниты или бурый уголь — тон хорош, но не отличается постоянством. 20) Коричневая Вандика (Vandyckbraun) с химической точки зрения может быть признана прочной, если получена путем обжигания некоторых охр. Однако, еще чаще делают ее из смешения нескольких К. и такая — сомнительной прочности (о темной охре — см. выше: Желтые К.). 21) Умбра — землисто-коричневого цвета, 22) жженая умбра — красно-коричневого. Почти все охры употребительны одинаково для масляных и акварельных красок. Умбра (масл.) сохнет очень скоро. 23) Жженая берлинская лазурь — коричневого цвета, иногда очень хорошего тона, что зависит от выбора берлинской лазури, не во всех фабрикациях тождественной. К самым чистым и прозрачным коричневым К. должны быть отнесены смолистые битюм или асфальт и мумия. Настоящий 24) асфальт приготовляется из смолы Мертвого моря в Палестине (Bitume de Jud é e). Без сиккатива или сушки битюм вовсе не сохнет. Эта К. есть раствор смолы в масле и крайне замедляет высыхание последнего и поэтому употребительна лишь в очень тонком слое для покрытия других уже засохших К. (глассировка или лессировка). Но и в таком назначении ее прочность сомнительна, а в смешении с другими К. битюм хотя и дает особенно теплые и вначале приятные тона, но по истечении некоторого времени сильно изменяет колорит картины. Много произведений живописи испорчено употреблением асфальта: напр. знаменитого Ганса Макарта. 25) Мумия [В малярном деле мумией называется совсем иная К., чем та, о которой говорится в тексте: малярная мумия есть собственно железный окисел, жженый, и часто с примесями.] настоящая есть смола, извлекаемая растворением из остатков египетских мумий, но как в последнее время мумии, как товар, стали большой редкостью, то под именем мумии фабриканты выпускают смолистую К., совсем иного и неизвестного состава. Из акварельных коричневых К. особенно хороша 26) сепия — животного происхождения. Моллюск (Sepia officinalis — см. Сепия) дает материал для этой ценной и превосходной К.; теплая сепия (Warm-Sepia), с более ярким желтоватым очень приятным тоном, есть уже составная К. 27) Бистр, также акварельная К., приготовляемая из сажи, образующейся при сжигании букового дерева, ныне употребляется мало. Красные К. 28) Киноварь (cynabre, vermillon) — сернистая ртуть по составу и как ртутный препарат — ядовита. Цвет ее красный, разных тонов, что зависит от способа ее получения (горная, китайская), употребляется как масляная и акварельная; стертая на масле сохнет очень медленно. От света изменяется; некоторые сорта под влиянием света темнеют и делаются коричневыми. В химии известна разновидность сернистой ртути, имеющая черный цвет. Из различных сортов масляной киновари — назыв. горной (Bergzinnober) наименее изменчив. Французы отличают киноварь (cynabre) от вермильона (vermillon); и то, и другое — сернистая ртуть; вторая К. имеет более яркий и чистый цвет, но зато более изменчива, чем первая. 29) Скарлет (Scarlet), английская акварельная К. розового цвета, по составу — йодистая ртуть, от действия света скоро изменяется. 30) Кармин (акварельная и масляная) приготовляется из кошенили (см.), непрочная для живописи органическая К. Сильно разведенный водой кармин, наложенный кистью на бумагу, исчезает от действия солнечного света в несколько десятков часов. 31) Крапплак или гаранс, напротив, отличается большой степенью неизменяемости. Крапплаковый кармин (соединение гарансина и пурпурина, содержащихся в краппе) не уступает тоном кармину из кошенили, но гораздо прочнее последнего. В настоящее время растительные крапплаки заменяются все более К., добываемыми из ализарина (см.), получаемого из каменноугольного дегтя; это производство началось более 20 лет тому назад и до сих пор опыт показывает, что эта К. ни в чем не уступает растительной. Крапплак — очень легкая К.; стертая на масле сохнет очень медленно. Лаки Роберта (Laque Robert) принадлежат, по-видимому, к крапплакам. К оранжево-красным относится 32) сурик, свинцовая по составу К., в смешениях легко изменяющаяся. Жженые охры, акварельные и масляные (Ocre brul é, Gebrannt Ocker) имеют красный нечистый и красно-коричневый цвет; таковы: 33) охра светлая жженая, 34) охра темная жженая, 35) охра итальянская жженая. Подобный тон имеют некоторые натуральные земли, напр. 36) земля Поццуоли. Жженая сиенна — резкого красно-коричневого тона (акварельная и масляная). Очень любимая художниками коричнево-красная, 38) Braunrot есть составная и бывает прочная или непрочная, в зависимости от состава. 39 и 40) Англ. красная (Light Read, rouge d'Angleterre) — тон вроде жженой светлой охры, но более резкий; бывает светлая и темная. 41 и 42) Мертвая голова (Caput mortuum) — светлая и темная. Эта К., как и предыдущая, по составу — окись железа. С. mortuum — название, данное алхимиками. В смешении с белилами темная английская и Caput mortuum дают грубый фиолетово-красный тон.

Зеленые К. 43) Малахитовая зелень, самая светлая из зеленых, редко приготовляется из малахита (по составу углекислая медь); обыкновенно — искусственная. Изумрудная зеленая (Vert emeraude, Emerald Green, Chromoxyd Gr ü n) — название, придаваемое различным тонам зеленой. В Англии Emerald-Green называют 44) мышьяковисто-и уксусно-кислую медь (в смешениях изменяющаяся) яркого и чистого светло-зеленого цвета. На континенте т. наз. прекрасная темно-зеленая прозрачная и сильная краска (мюнхенская, Chromoxyd feurig), по составу 45) гидрат окиси хрома (масл. и акв.). 46) Другая зеленая, тоже окись (безводная) хрома, светлая и несколько мутная (масл. и акв.). 47 и 48) Кобальтовая зеленая (Vert de Cobalt, Vert de Rinmann, Vert de Zink) — светлая и темная. Светлая — холодно-зеленого цвета. Химический состав: окись цинка с окисью кобальта; темный тон красив, но уступает гидрату окиси хрома. 49) Зеленая Веронеза (Vert Paul Veroneze, Deckgr ü n) — мышьяковисто и уксуснокислая медь. Из натуральных зеленых К. назовем: 50) зеленая земля, веронская и богемская: вторая более теплого тона, полупрозрачная, малокроющая, землисто-зеленого цвета К. Есть много составных зеленых К. под разными названиями, напр. зеленая киноварь, о которых не упоминаем. Зеленые К. при огне представляются измененными, кроме тех, в состав которых входит медь. Эти последние К., как изменчивые в смешениях с другими, почти не употребляются в живописи.

Синие К. 51)Ультрамарин — превосходная синяя К., натуральная и искусственная. Первая, приготовленная из лазоревого камня (lapis lazulli), долгое время была единственной и продавалась буквально на вес золота. Лазоревый камень, сам по себе очень ценный, подвергается кропотливой механической обработке, после которой из 100 фн. минерала можно получить до 3 фн. К. Натуральный ультрамарин ныне еще дороже, чем в старину (считая на золото) и потому редко употребляется (в акварели и масляной живописи), тем более, что он вполне заменяется искусственным ультрамарином, лишь немного ему уступающим в чистоте синего тона. Тюбингенский химик Гмелин открыл условия приготовления искусственного ультрамарина почти единовременно с французом Гиме (Guimet), получившем в 1828 г. премию за это изобретение; оба изобретения — независимы одно от другого. В первое время ультрамарин Гиме продавался по 600 франк. за кг, теперь искусственный ультрамарин чрезвычайно подешевел. О приготовлении этой К. см. Ультрамарин. Замечательно, что ультрамарин, выдерживая продолжительное действие солнечного света, не может противостоять действию слабых кислот, каковы уксусная и лимонная; натуральный ультрамарин также не выдерживает уксусной кислоты. При этом синий цвет желтеет и в заключение становится почти белым. При огневом освещении ультрамарин представляется сине-серым. Кроме синего ультрамарина начинают приготовлять фиолетовый и розоватый — еще мало известные и употребительные. Зеленый ультрамарин — К., не имеющая оптических достоинств. Наконец, желтым ультрамарином, несвойственно названа К. (см. Желтые № 3), ничем, по составу, не сходная с ультрамарином. 52) Кобальтовая синяя, называемая для краткости кобальтом, впервые получена французским физиком Тенаром (соединение глинозема с фосфорнокислым кобальтом); эта К. (bleu saphir) более фиолетового тона, чем ныне употребляемая (bleu de Cobal t, иногда outremer de Cobalt), состоящая химически из глинозема с глиноземным кобальтом, имеющим различные тона, от голубого до синего. Красочной силой в смешениях кобальт значительно уступает ультрамарину. Требует много масла: на 100 объемных частей порошка нужно около 500 частей масла, причем удельный вес масляной К. — ок. 1,35; фабриканты же для выгоды кладут в нее нередко до 700 объемов масла. Кобальт при огневом освещении представляется фиолетовым. Встречающиеся иногда королевская синяя (K ö nigsblau), лейденская синяя — то же, что кобальтовая синь. 53) Смальта (bleu d'azur, bleu de smalt, blea d'empois, Smalte, Blaufarbenglas) только в Англии приготовляется, как масляная К., по неизвестному способу: после натурального ультрамарина смальта — самая дорогая К. При обыкновенном же стирании ее с маслом, она представляет свойства мельчайшего песка и не годится (см. Кобальт). 54) Церулеум (Coeruleum) — зеленовато-голубого цвета, в Англии масляная и акварельная К., по химическому составу оловянная кислота с оловяннокислым кобальтом; при огне не принимает фиолетового оттенка. 55) Берлинская или прусская лазурь (см.) фабрикуется с 1794 г. Состоя из ядовитых элементов (синеродистое железо с синеродным железом) сама не ядовита. Цвет синий, с легким зеленоватым оттенком. От действия света несколько бледнеет, но в темноте синий цвет восстановляется. Весьма сильная и потому преобладающая в смешениях: во многих смешениях ее преобладание усиливается с течением времени. Минеральная или антверпенская синь есть усложненная по составу берлинская лазурь. Парижская синяя (bleu de Paris, blеu de Turnbull) — тоже видоизмененная берлинская лазурь. Эти К. употребляются для акварели и на масле. 56) Горная лазурь (bleu de montagne) приготовляется из довольно редкого минерала азурита, отличающегося очень немного по составу от малахита. Полагают, что эта К. была известна художникам прежних времен и сохраняет свой тон неизменным. Бременская синь (Bremerblau) есть искусственное подражание горной синей, как и синий пепел (Cendre bleu). 57) Индиго — органическая, извлекаемая из растений, серовато-синяя К., только в Англии употребляемая как масляная, обыкновенно же как акварельная. В некоторых смешениях изменчива.

Фиолетовые К. 58) Фиолетовый ультрамарин, 59) кобальтовая фиолетовая Сальвета (фосфорнокислый кобальт), 60) марганцовая фиолетовая (фосфорнокислый марганец) — все мало исследованы. Черные: состоят главнейше из угля, получаемого обжиганием различных твердых тел, или из сажи, получаемой при горении жиров и масл. Первое место занимает 61) черная из слоновой кости (Noir d'ivoire, Elfenbeinschwarz), 62) из персиковых косточек (noir de p ê che, Kernschwarz), 63) из виноградных жмыхов (noir de vigne Rebenschwarz). 64) из пробки (noir de li è ge, ou d'Espagne, Korkschwarz) — синеватого цвета, также называемая испанской, а в старину — ультрамарином бедных, 65) кофейная черная (noir de caf é), 66) ламповая черная, 67) свечная черная (noir de bougie). 68) Костяная черная (noir d'os, Beinschwartz) имеет явственный коричневый оттенок.

Из предыдущего видно, что главные К. для живописи: окислы железа (охры, caput mortuum, желтые, красные, коричневые, умбра), хрома (хромовые окислы зеленые), кобальта (синие и зеленые), некоторые сернистые соединения (кадмий, киноварь — желтые, оранжевые, красные), соединения меди (зеленые и синие). По содержанию масла, необходимого для сообщения К. желаемых свойств, К. различаются между собой, но трудно в этом отношении дать точные указания, так как фабрикаты не имеют постоянного состава. Притом заключения будут различны, считать ли эти относительные количества масла на вес или на объем. Для художников наиболее важны объемные величины, потому что они сравнивают и смешивают краски объемами навзгляд. На 100 частей порошка приходится:

Числа 3-го столбца (весовые), данные фабрикантом Вурмом, переведены здесь соответственным образом на объемные (числа 2-го столбца). К некоторым К., вязким и тянущимся, коль скоро они приготовляются на чистом масле, прибавляется воск (цинковые белила, ультрамарин, caput mortuum, неаполитанская желтая), также если они осаждаются из масла (киноварь).

II. Высыхание и изменение К. Процесс высыхания или отвердевания К. происходит главнейше от окисления масла в воздухе и отчасти от взаимного действия масла и порошка К. Это последнее влияние может быть предполагаемо уже на основании того факта, что масло в присутствии некоторых К. сохнет скорее, а других — медленнее; чем само по себе. Напр. свинцовые белила, умбра ускоряют засыхание масла, а неаполитанская желтая, крапплак, черные К. замедляют его. Трудно высыхающие К., если они не идут в смешении с скоровысыхающими, требуют прибавки сушек или сиккативов (см.). По скорости высыхания масляные К. можно расположить в следующем приблизительном порядке (начиная с высыхающих скоро). Кремницкие белила и умбра в равной степени, натуральная сиенна, кобальт, зеленая окись хрома, веронская земля, жженая зеленая земля (последние 4 приблизительно в равной степени), светлая охра, жженая светлая охра, светлый кадмий, ультрамарин, киноварь, цинковые белила. Всего медленнее засыхают цинковые белила, так же, если не еще медленнее засыхают крапплак и слоновая кость. Отсюда видно, что кобальт и сиенна, содержащие огромное количество масла, засыхают (при одинаковом объеме К. или при одинаковой толщине слоя ее) гораздо скорее, чем цинковые белила, содержащие масла по объему вдесятеро меньше, чем натуральная сиенна. Прибавление излишнего масла к К. вообще замедляет высыхание. Непосредственные измерения показывают, что при окислении, сопровождаемом высыханием К., уменьшается ее объем. Это сжатие К. продолжается в ощутительном для весов размере два или три года и достигает 10, 15 и даже 20% (для различных К. неодинаково) и опять-таки служит указателем значительных химических действий при этом происходящих, так как объем уменьшается не вследствие простого испарения, которому масло не подвержено. Сжатием масляной К. можно объяснить некоторые явления, свойственные масляной живописи. Если, как часто случается, написанное изображение предметов закрыто новым слоем К., то через несколько времени прежние контуры начинают выступать, так как они обтягиваются пленкой, которая постепенно становится тоньше, и все более и более стягивается и натягивается. По истечении очень многих лет красочная пленка теряет упругость и трескается — обыкновенное явление на старых картинах. Употребление сильных сиккативов, ускоряющих высыхание и, следовательно, и окисление, должно скорее привести к тому же результату, что и замечается на некоторых сравнительно новых картинах нашего времени. Тона К. изменяются с течением времени; в лучшем случае колоритная гармония сохраняется если не полностью, то значительной частью, но часто картины совершенно повреждаются в колоритном отношении. Это особенно замечено на произведениях прошедшего и нынешнего столетий и вызвало много опытов над прочностью К., поведенных особенно настойчиво в ближайшее к нам время. Обыкновенно подвергают сухие К. продолжительному действию света или готовыми акварельными К. покрывают бумагу и выставляют раскрашенные образцы на солнце. Но этого недостаточно, так как К. могут изменяться от действия комнатного воздуха, также от действия на них масла и, наконец, при смешении красок. Красочные материалы вообще исследованы по отношению к свету, действию кислот и щелочей, действию сероводородного газа. Очень мало материалов, которые выдержали бы все эти пробы, так что многие из таких испытаний оказываются и бесполезными. Искусственный ультрамарин, незаменимая К., не противостоит даже слабым кислотам, (см. выше), уничтожающим его цвет. Здесь обратим внимание на результаты испытаний готовых акварельных и масляных К. французской фабрикации. Деко, директор фабрики гобеленов, производил опыты в мае и июне 1882 г. Акварельными красками была покрыта бумага, выставленная на солнце на май месяц. К. были разделены на 4 разряда в отношении стойкости. 1) Вполне стойкими оказались: черная слоновой кости, охры желтая и красная, марс красный, венецианская красная, кобальт, ультрамарин, темный кадмий, сурьмяная желтая, хром зеленый (vert de chrome), зеленая земля, зеленая кобальтовая, желтый и оранжевый марсы, сиенна жженая, коричневый марс, изумрудная зеленая (vert emeraude), индейская красная, фиолетовый марс, зеленая веронеза (Ver t veroneze), зеленая малахитовая, зелень Шееле, умбра натуральная, светлый кадмий. 2) К. очень стойкие: берлинская лазурь, цинковая желтая минеральная. 3) К. средней стойкости: гаранс, гуммигут, индейская желтая, кассельская земля. 4) К преходящим К. причислены: кармин, киноварь, драконова кровь, лак резедовый (laque de gaude), гаранс некоторых номеров, лак желтый (laque jaune).

Из масляных красок, испытанных тем же Деко в июне. 1) Абсолютно стойкими оказались: белила цинковые, серебристые (blanc d'argent), черная слоновой кости (noir d'ivoire), охры желтая и красная, красный марс, венецианская красная, сиенна натуральная, хромовая зелень (vert de chrome), зеленая земля, ультрамарин, кобальт, неаполитан. желтая, кадмий темный, сурьмяная желтая. 2) К. весьма стойкие по степеням: коричневый марс, жженая сиенна, зеленая кобальтовая, желтый марс, умбра жженая, изумрудная зеленая, индейская красная. Некоторые К., стоящие в акварельных в первом разряде, попали во второй разряд в масляных красках. 3) К. средней стойкости: малахитовая зелень, зелень Шееле, умбра натуральная, прусская или берлинская лазурь (bleu de Prusse), различные гарансовые лаки. Некоторые из этих К. 3 степени стоят в акварельных в первом разряде. 4) К. преходящие: лимонно-желтая цинковая, желтый кадмий лимонный, резедовый лак, киноварь, минеральная желтая. Английские опыты Абнея и Русселя над акварельными К., которые были выставлены на 21 месяц на солнечный свет, опубликованные в 1888 г., отводят в число неизменившихся К. всего 13 следующих: желтая охра, индейская красная, венецианская красная, сиенна натуральная, зеленая земля, зеленая окись хрома, прусская лазурь, кобальт, французский ультрамарин, ультрамариновый пепел и лимонная желтая, которой состав не показан. Из 24 изменившихся К. выписываем из первой половины несколько наиболее употребительных, во второй до конца идут все худшие и худшие К. Жженая умбра, изумрудная зелень (Emerald green, т. е. зеленая веронеза), киноварь, крапплак, антверпенская синяя, ауреодин, сепия, кадмий желтый, индейская желтая; самая непрочная К., как это согласно обнаруживается из всех опытов — кармин. Сравнивая эти списки между собою и с многими другими, не находим полного согласия. Недостаток всех поименованных опытов заключается в том, что К. были взяты готовые у фабрикантов, материал их не исследован химически, процентное содержание масла и примесей к нему тоже неизвестно и вообще К. исследованы как ходячий товар. Важны пробы К. на сероводород, так как в жилых зданиях воздух может содержать его. К., чернеющие от сернистого аммония, суть: свинцовые белила, хром желтый и оранжевый, неаполитанская желтая (становится коричнево-черной), сурик, хром красный (становится черно-зеленым), скарлет, горная синь, смальта, все зеленые, в состав которых входит медь, зелень Ринмана или кобальтовая, окись хрома (зеленая), все минеральные коричневые, парижская, минеральная синь становятся желто-зелеными; охры светлые и жженые чернеют лишь после продолжительного действия сероводорода. Не изменяются от этого реагента из К. прочных в отношении света лишь цинковые и баритовые белила, да кадмий и киноварь. Лаки не испытаны в этом отношении. Иногда стойкость масляных К. в отношении действия света больше чем акварельных, напр. индейская желтая или же гарансовые лаки определенных номеров, но вообще масляные К. изменяются по засыхании.

III. Выбор К. наименее изменяющихся, все же необходим. Причины, по которым многие картины XV и XVI стол. сравнительно сохранились до нашего столетия, неизвестны. Многое в этом случае зависит от личной опытности художника, от личного его знания материала, с которым он обращается, но эта прежняя опытность, нигде не записанная, нам неизвестна. Из различных догадок на счет растворителя, который был употребляем в старину, одна заслуживает внимания. Реставраторы находят, что в некоторых старых картинах слои К. имеют как бы кристаллический или стекловидный излом, что наводит на предположение о лаках, т. е. растворенных смолах, как прибавке к маслу в живописи. Такая прибавка ныне практикуется в К. Муссини, где прибавка эфирного масла характеризует К.: масло, смола, эфирное масло. В К. Людвига керосин — вместо эфирного масла. Количество смолы (копал, янтарь) должно быть таково, чтобы не сообщать хрупкости высохшей К., но обойтись совершенно без масла — невозможно и нет ничего, подходящего свойствами к маслу. Прозрачные смолы же действительно предохраняют К. от доступа кислорода, а при таком условии свет не изменяет их тона в ощутительной мере; копайский бальзам оставляет по испарении эфирного масла совершенно прозрачную твердую смолу, которая превосходно защищает К. от изменений и сохраняет эти свойства в смешении с некоторым количеством высыхающего масла. Все упомянутые примеси делают возможным уменьшить количество масла, но испаряющиеся жидкости не безразличны; относительно керосина высказано в недавнее время предположение, что он не успевает испаряться в короткий период высыхания масла и, оставаясь в К, составляет большое неудобство.

IV. Приготовление К. Акварельные К. приготовляются на небольшом количестве гумми и сахара, вследствие чего они (см. Живопись) легко разжижаются водой, в особенности мягкие, так наз. медовые К. Эти К., накладываемые на бумагу, образуют по высыхании всегда тонкий слой, который и держится очень малым количеством гумми и сахара или декстрина, и если изменяется, то почти исключительно от действия света; альбомные же рисунки, большей частью закрытые, защищены и от света. Не все К. одинаково хороши для масляной и акварельной живописи. Так, зеленая окись хрома (гидрат), прекрасная в масляной живописи, неудовлетворительна в акварели, тоже зеленая земля; неаполитанская желтая в акварели совсем неупотребительна. При выборе К. благоразумно отказаться от некоторых свинцовых, как легко чернеющих. В масляной живописи без свинцовых белил трудно обойтись, примесь к ним баритовых и цинковых делает свинцовые белила менее изменяющимися. Так называемый хром (хромовокислый свинец) и сурик должны быть совершенно изгнаны. Неаполитанскую желтую можно употреб##ть лишь при большой личной опытности. Медные зеленые должны быть откинуты. Киноварь при навыке может служить в некоторых смешениях. Берлинская лазурь — опасная К. Асфальт и мумия в смешениях невозможны, и в лессировках должны быть употребляемы с величайшей осмотрительностью. Из органических К. только индейская желтая и крапплак или гаранс отличаются постоянством. Затем, на основании всего вышесказанного, можно пользоваться почти всеми натуральными, за указанными исключениями и из искусственных — кадмием, марсами (желтыми, оранжевыми), кобальтом, ультрамарином (голуб. не синие), кобальтовыми и хромовыми зелеными, почти всеми черными. К. составные, имеющиеся в продаже, редко бывают нужны. Хотя смешения, сделанные химическим путем, совершеннее, чем смешения на палитре, но для того, чтоб лучше знать свой материал — художнику лучше довольствоваться смешениями на палитре.

Приготовление К. для живописи состоит первоначально в очистке сырого материала от посторонних примесей (сернокислый барит, некоторые охры), что делается просто руками (cassage et triage а la main). После этого материал (большая часть охр) промывается многократно водой (d é bourbage), потом отмучивается (l é vigation: для охр, ультрамарина, англ. красной — перекиси железa), причем грубые, первые осаждающиеся части, отделяются и отбрасываются [Большая часть натуральных красок находится в природе слоями, осевшими из воды.]. После этого осажденный порошок высушивается и подвергается растиранию с водою, а потом — некоторые К. — и со спиртом. Некоторые же К., химически осажденные из растворов (кобальт, кадмий, окись хрома), получаются в таких мелких частичках, что могут идти прямо в смешение с той или другой жидкостью. Измельчение К. (broyage) производится или сухим способом (сернокислый барит, натуральный или тяжелый шпат) жерновами, подобными обыкновенным мельничным, или же в воде на маленьких мельницах различного устройства (напр. искусственный ультрамарин). Специальные машины для растирания К. редко употребляются во Франции для натуральных К. Но, если К. подвергается растиранию, то небезразличен способ растирания. Частички К., микроскопически малые, должны быть пластинчаты, а не круглы. Растирание, напр., во вращающихся бочках с катающимися в них шарами, образует округленные частицы, и К. получает глухой тон. Искусственные К. приготовляются или сухим путем, т. е, в отсутствии воды, или мокрым — осаждением из растворов; изредка употребляется смешанный способ. Первым способом приготовляются, напр., цинковые белила, ультрамарин, кобальтовый синий и др., но все они требуют потом продолжительного и тщательного растирания. К., осажденные из растворов, тщательно и многократно промываются, для удаления посторонних солей. Химические явления, происходящие в растворах, см. в отдельных технических статьях. Смешанный способ употребляется для получения, напр., превосходной зеленой К., гидрат-окиси хрома (vert Guignet). К., вообще, растирают машинами и только в небольших количествах — ручной работой, посредством стеклянных курантов (пестов с нижней плоской поверхностью) на стеклянных же или каменных (порфировых) плитах. Рукой придается куранту вращательное движение, соединенное с поступательным, причем снимают от времени до времени ножом К., собирающуюся по краю куранта и кладут ее на плиту по пути движения.

При таком способе получается наилучше стертая К., если только было употребляемо достаточно времени на работу. Бейлей (Bewley) устроил машину, в которой истирание краски происходило способом, подобным ручному, но эта машина не получила распространения в технике. Ныне употребляют обыкновенно двоякого рода машины — одни так назыв. мельницы, другие — цилиндровые. Мельница состоит из железного конуса, в котором вращается другой конус; в промежутке между обоими истирается масляная краска; машина может быть сделана также из камня; многие краски портятся от железа. Цилиндровая машина состоит из трех параллельно расположенных порфировых цилиндров, которые еще находятся в зубчатом зацеплении друг с другом. Так, на фигуре 2, на оси среднего цилиндра изображены 2 зубчатых колеса различных диаметров. Каждое из них сцепляется с малыми колесами, надетыми на осях двух цилиндров, соприкасающихся со средним, один справа, другой — слева. Наверху помещен ящик, куда накладывается К. для стирания и подливается масло или иная жидкость. Три цилиндра вращаются с различными скоростями и кроме того один из них имеет попеременное движение взад и вперед, параллельно оси. Этим механизмом К. стирается и перемешивается с маслом весьма совершенным образом. Готовая К. снимается с левого цилиндра (на чертеже) острым краем прикасающейся к цилиндру металлической доски с закраинами, откуда К. по доске падает в подставленный приемник или снимается шпахтелем.

Стертая краска может быть опять накладываема в резервуар для вторичного стирания, пока не получится К. желаемой тонкости. Предварительное измельчение сухой или мокрой К. производится особыми мельницами с катающимися шарами или вертикальным, закругленным по ободу металлическим или каменным колесом. Готовая К. должна содержать наименьшее количество масла и в таком виде она нетекуча, но похожа на густую мазь, берется щетинной кистью и шпахтелем (некоторые художники вместо кисти употребляют иногда шпахтель). К. хранились прежде в маленьких узелках из животного пузыря, которые перед употреблением прокалывались для выжимания из них К.; гораздо удобнее вошедшие уже во всеобщее употребление оловянные цилиндрические оболочки с горлышком, которое закрывается навинченной оловянной крышечкой. Эти трубки делаются нескольких величин, смотря по цене К. и по ее употребительности. Акварельные К. продаются в плитках или также, подобно масляным, помещаются в оловянных трубочках, также в фарфоровых прямоугольной формы чашечках. Необыкновенная тщательность в очистке сырого материала, приготовляемого часто лабораторным способом, и стирание К., предварительно химически исследованной, необыкновенно возвышают цену К. См. Bouviers, "Handbuch der Ö lmalerei bearbeitet von Ehrhardt"; "Fabrication des couleurs par Ch. Er. Guignet" (1888 — десятый том "Encyclop édie ch imique" M. Fremy). Вообще есть множество руководств к употреблению К., но большей частью содержащих голословные советы, не основанные на рациональных опытах. Ср., "К. и Живопись" (1891). Ф. Петрушевского. Масляные краски могут быть так обработаны, что становятся растворимыми в воде (см. "Techn. Mitt.", 1895, Кр. Бекмана, назыв. Синтонон). Масляные К., содержащие много воска, употребляются также для стенной живописи. См. еще Масляная живопись "Techische Mitteilungen der Malerei", журнал, издаваемый А. Кеймом в Мюнхене, содержит много полезных указаний относительно красок.

Ф. Петрушевский.

Заголовок: Re: Как сделать краски из природных материалов
Создано Луин II в 28.01.08 :: 10:45:44
То же, отсюда:
http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html

Краски и техника крашения. В древности широко использовались некоторые минеральные краски для наскальной и стенной живописи, в качестве малярных красок и в других целях. Для окраски тканей, а также и для косметических целей использовались растительные и животные краски.

Для наскальной и стенной живописи в Древнем Египте применялись земляные краски, а также искусственно полученные окрашенные окислы и другие соединения металлов. Особенно часто применяли охру, сурик, белила, сажу, растертый медный блеск, окислы железа и меди и другие вещества. Древнеегипетская лазурь, изготовление которой было позднее (I в. н. э.) описано Витрувием [3, с. 69], состояла из песка, прокаленного в смеси с содой и медными опилками в глиняном горшке.

Для глазурей, наносимых на керамические, в том числе фаянсовые, изделия, также применялись окрашенные соединения меди, в частности малахит и азурит, смешанные с содой, а иногда и с тонкорастертым песком и другими компонентами. Синяя глазурь, окрашенная медью, зафиксирована в изделии, относящемся приблизительно к 2800 г. до н. э. В ряде изделий, относящихся к позднейшему времени (около 1500г. до н. э.), в составе стекла был обнаружен кобальт. С начала I тысячелетия до н. э. египтяне стали употреб##ть и свинцовую глазурь, дававшую желтые и зеленоватые цвета.

Наряду с минеральными красками и в Передней Азии, и в Египте даже в глубокой древности население использовало растворимые природные красители. Среди находок, относящихся к додинастическому периоду Древнего Египта (более 3500 лет до н. э.), имеются циновки, окрашенные в красный цвет. По клинописным табличкам, найденным в Месопотамии, расшифрованы красители и рецептуры, относящиеся по крайней мере к II тысячелетию до н. э. Замечательно, что даже в столь далекие времена были освоены способы не только прямого, но и протравного крашения. В качестве источников красителей использовали растения: алканну, вайду, куркуму, марену, сафлор, а также и некоторые животные организмы.

Сопоставляя находки и тексты, можно реконструировать цветовую палитру народов этого региона вплоть до начала нашей эры. Алканна - род многолетних растений сем. Asperifoliaceae, близких к известной у нас медунице. Наиболее интересна A. tinctoria, фиолетово-красный корень которой содержит смолистое красящее вещество, растворяющееся, например, в маслах, с образованием раствора яркого красно-малинового цвета. Краситель хорошо растворяется в щелочах, даже в водном растворе соды, окрашивая его в голубой цвет, но при подкислении он выпадает в виде красного осадка. Дает окраску красивую, но весьма непрочную. Древнейшие обнаруженные в Египте выкраски алканной датируются XIV в. до н. э.

Вайда (синильник) - один из видов растений рода Isatis, к которому принадлежит также и знаменитая индигофера. Все они содержат в своих тканях вещества, которые после ферментации и воздействия воздуха образуют синюю краску. Как выяснилось уже в конце XIX в. (А. Байер), в состав лучшего индийского ''индиго'', полученного из индигоферы, входит не только синий краситель - индиготин, но и красный - индигорубин. В различных видах рода Isatis количество индигорубина различно, и из растений, где его мало или вовсе нет, выделяется синий краситель унылого цвета. Именно поэтому ярко окрашивающее индиго из Индии ценилось особенно дорого, но доставка его была нелегка. Геродот сообщает, что в VII в. до н. э. на территории Палестины имелись значительные плантации вайды, но краска была известна много ранее. Так, ею окрашена туника Тутанхамона (XII в. до н. э.).

Куркума - многолетнее травянистое растение сем. имбирных. Для крашения использовали желтый корень С. longa, который высушивали и истирали в порошок. Краситель легко экстрагируется содой с образованием красно-бурого раствора. Окрашивает в желтый цвет без протравы и растительные волокна, и шерсть. Легко изменяет цвет при малейшем изменении кислотности, бурея от щелочей, даже от мыла, но так же легко восстанавливает яркий желтый цвет в кислоте. Нестоек на свету.

Марена красильная - хорошо известное растение, толченый корень которой носил название крапп. Содержащийся в краппе ализарин давал с железной протравой фиолетовые и черные выкраски, с алюминиевой - ярко-красные и розовые, а с оловянной - огненно-красные. В Египте этот краситель был в ходу, но шумеры его не знали.

Сафлор - высокорослое (до 80 см) однолетнее травянистое растение с яркими оранжевыми цветками, из лепестков которых изготовляли краски - желтую и красную, легко отделяемые друг от друга с помощью уксуснокислого свинца. Несмотря на относительную нестойкость к свету и мылу, сафлор, даже не разделяя, использовали для прямого, без протравы, окрашивания хлопка в желтый или оранжевый цвет. В Египте найдены окрашенные сафлором ткани, относящиеся к XXV в. до н. э.

Кермес - этот краситель получали из особого насекомого - дубового червеца, паразитирующего на разновидности дуба, произрастающей в Средиземноморье. Для приготовления красителя ''орешки'' на листьях, а в более поздние времена - самок насекомых в определенное время собирали (в Испании, например, это делали в июне), умерщвляли уксусом, выдерживали на солнечном свету и высушивали. Красящее начало растворимо в воде, от кислоты желтеет, а от щелочи приобретает фиолетовый цвет. С алюминиевой протравой дает кроваво-красный цвет, с железной - фиолетово-серый, с медной и винным камнем - оливково-зеленый, с оловянной и винным камнем - канареечно-желтый. С железным купоросом кермес дает черный цвет вследствие наличия в нем таннидов. Плиний (I в. н. э.) сообщает, что половина податей, выплачиваемых Испанией Риму, погашалась поставками кермеса.

Кермес использовали в Месопотамии не позже чем в начале II тысячелетия до н. э. как основную красную краску. Любопытно, что красили не только остриженную шерсть, но даже шерсть непосредственно на животных. В документах о продаже, датируемых XIII в. до н. э., фигурируют окрашенные овцы.

Пурпур - знаменитая краска древности, известная в Месопотамии по меньшей мере во II тысячелетии до н. э. Источником краски служил напоминающий мидию двустворчатый моллюск рода мурекс, обитавший на отмелях о-ва Кипр и у финикийского побережья. Образующее краску вещество находится в маленькой железе в виде мешочка, из которого выдавливали студенистожидкую бесцветную массу с сильным чесночным запахом. При нанесении на ткань и высушивании на свету вещество начинало менять окраску, последовательно становясь зеленым, красным и, наконец, пурпурно-красным. После простирывания с мылом окраска становилась ярко-малиновой. Из 12 000 моллюсков можно было получить 1,5 г сухого красителя.

Для приготовления краски в основном поступали другим образом: тело моллюсков разрезали, солили, некоторое время варили в воде, раствор выдерживали на солнечном свету и упаривали до достижения нужной интенсивности окраски.

Следует отметить, что шумеры большую часть красителей и даже окрашенной шерсти получали из Сирии, где техника крашения достигла высокого уровня. Египтяне для получения пурпурной окраски наносили красную краску на синюю ткань, а для зеленой окраски - синюю на желтую. Для желтой использовали также и хну. В качестве протрав употребляли вначале алюминиевые квасцы и соли железа, главным образом сульфат, но затем и ацетат. Медные, свинцовые и оловянные протравы вошли в практику уже во второй половине I тысячелетия.

Алюминиевые квасцы добывали в Древнем Египте в пустыне, к западу от Нила. Геродот указывает, что в VI в. до н. э. из Египта в Дельфы было направлено 1000 талантов (более 36 т) ''вяжущей земли''. Однако этот продукт был известен более чем за 1000 лет ранее. Во II тысячелетии до н. э. греки использовали квасцы для крашения мареной. В I тысячелетии месопотамцы уже знали, что вещество, пригодное для протравы, можно выделять из лишайников; теперь мы знаем, что это сульфат и тартрат алюминия. О применении квасцов для дубления кож и в медицине упоминается во времена Навуходоносора (XII в. до н. э.).

В качестве протравы другого типа в Месопотамии уже во II тысячелетии до н. э. употребляли танниды из галловых орешков, из плодов, древесины и корня гранатового дерева, из древесины и плодов акации (катехины), из сумаха и др. Последующая обработка солями железа давала черные или темно-фиолетовые выкраски.

На пороге новой эры расширился ассортимент и протрав, и природных красителей, и способов крашения. К числу растений - источников красок добавились водоросли (лакмус), чистотел (желтый), шафран (желто-оранжевый), черника и др.

Из числа методов следует отметить набивку тканей, выполнявшуюся в Египте. Расширился и ассортимент минеральных красок, среди которых искусственно полученные ярь-медянка (ацетат меди), свинцовые белила (ацетат свинца или хлорид свинца) и др. Отметим, наконец, что рисунки древнеегипетских художников на стенах храмов и на поверхности саркофагов, отличающиеся яркостью цветов, покрывались сверху защитным слоем высокопрочных лаков типа олифы. Китайская тушь и китайские весьма прочные лаки также были известны с древнейших времен.

Заголовок: Re: Как сделать краски из природных материалов
Создано Дайниэль в 14.02.08 :: 14:24:42
Откопано в дебрях самиздата
http://zhurnal.lib.ru/r/rusanow_wladislaw_adolfowich/color.shtml

Естественные красители ткани


Цитировать:
Как правило писатели, работающие в жанре фэнтези, тяготеют к пурпурным и златотканым одеждам персонажей, полощущимся по ветру ярких знаменах и флажках на пиках. Однако мало кто задается вопросом, где персонажи эти краски берут? Неужто все посредством магии? Эдакая фабрика "Красим-ворожим"?
 Лишь однажды у Марии Семеновой мне попалось упоминание об одежде, крашеной дроком и лебедой.
 Расположенная ниже информация является результатом некоторого времени, проведенного в Интернете в компании банальнейших "поисковиков".
 буду признателен за информацию аналогичного содержания.
 
 Желтые краски
 
 Восковник, невысокий кустарник с большими листьями, распространен на севере России, имеет несколько разновидностей, известных под именем восковой ягоды, воскового вереска и т.д.; на плодах имеется восковой слой. Восковник имеет много красящего вещества, дающего ярко-желтый цвет,
 Толокнянка - медвежий виноград, по виду напоминает бруснику, ягоды мучнистые, растет на песчаных местах и в сосновых лесах, собирать нужно после появления ягод. Дает желтый цвет.
 Крушина - волчьи ягоды, красящее вещество находится в коре; произрастает на всей территории России, имеет много местных названий: корушатник, медвежина, крушина колючая, слабительная, окостер, Проскурина и др. Кора некоторых видов крушины в свежем виде дает желтую окраску, а в сухом - коричневую.
 Береза - красящее вещество содержится в листьях и молодой коре; листья и кора собираются в начале лета; из листьев получается ярко-желтая краска, из коры - желтоватая.
 Василек угластый - листья красят шелк и шерсть.
 Василистник - листья красят шерсть,
 Золототысячник - трава красит шерсть.
 Одноягодник - красит полотно.
 Полынь - трава красит в соломенный и палевый цвет, с квасцами - в лимонный цвет.
 Подмаренник - цветы с прибавлением квасцов красят в темно-желтый цвет.
 Барбарис - кустарник. Красящее вещество получается из коры, корней и древесины.
 Желтинник - на Украине называют скомпия, красящее вещество в листьях и молодых ветвях, собирают в августе, сушат, толкут и мелют.
 
 
  Синие краски
 
 Плаун ликоподий - травянистое растение; красящее вещество в стебле растения.
 Вайда (синило, синиль, фарбовник) - растет в умеренной полосе России, красящее вещество содержится в листьях.
 Гречиха - дикорастущая на берегах Каспийского моря. Красящее вещество в листьях, густого синего цвета (индиго).
 Гераний лесной - красящее вещество в цветах.
 Ежевика - ягоды красят в темно-синий цвет.
 Черника - ягоды красят шерсть, смоченную, квасцами (1:10), в фиолетовый цвет.
 Лакмусник - растет в Крыму. Трава красит шерсть в фиолетовый цвет, известный у французов под названием "Турнесоль".
 Шалфей луговой - трава красит в темно-синий цвет.
 
 
  Зеленые краски
 
 Бузина - используют не спелые ягоды, как для красной краски, а листья бузины, которые дают хороший зеленый цвет.
 Хвощ болотный, железник, беличий хвост, - растет повсюду; красящее вещество в стебле, дает зеленый цвет.
 Щавель - растет почти повсюду; красящее вещество в листьях.
 Можжевельник - растет почти повсюду; красящее вещество в ягодах.
 Рута и цветок синего касатика - сок из них, смешанный вместе, дает прочный зеленый цвет.
 Бирючина - ягоды окрашивают шерсть в, темно-зеленый цвет.
 Черемуха - внутренняя кора окрашивает в зеленый цвет.
 Тополь - внутренняя кора красит пряжу в зеленый цвет, пряжа должна быть предварительно смочена железным купоросом (1 :10).
 
  Коричневые краски
 
 Лишайники, торчовка, дубовая лапка - растут почти повсюду, на земле и камнях. Лишайник, растущий на камнях, дает особенно прочную коричневую окраску.
 Ольха черная - распространена в умеренной полосе России, красящее вещество в листьях, молодых ветвях и коре.
 Сухая кора крушины - дает коричневую окраску,
 Кора сливяного дерева - дает коричневую окраску.
 Трава серпуха - красит льняные и шелковые ткани.
 Щавель конский - корень его, выкопанный осенью, дает коричневый цвет.
 
 
  Красные краски
 
 Крушина, волчьи ягоды - та же, что для получения желтого цвета; для красного цвета собирается не кора, а молодые ветки и листья до цветения.
 Марена красильная или крап - растет на юге, в Крыму, Закавказье; красящее вещество в корне растения, который выкапывается до цветения.
 Бузина - кустарник, растет почти повсюду; красящее вещество в спелых ягодах.
 Ветла - кора, сваренная в щелоке, красит шелк и шерсть.
 Душица - трава красит шерсть.
 Мак дикий - сок из цветов красит шелк, шерсть, полотно, смоченные предварительно в растворе из 2 ч. квасцов, б ч. уксуса и 6 ч, воды.
 Терн - кора, варенная со щелоком, красит шерсть.
 Бирючина - сок из ягод, смешанный с нашатырем или глауберовой солью.
 Стружки красного дерева фернамбук варить с прибавлением 2 - 3% квасцов (или поташа). Дает не только красный, но и желтый, оранжевый, пурпурный, фиолетовый цвета.
 
 
  Серые краски
 
 Барвинок - трава красит шерсть в темно-серый цвет.
 Ель - кора красит шерсть.
 Кувшинка - корень красит хлопок и лен.
 Ракитник - кора дает темно-серый цвет.
 Толокнянка - листья красят шерсть в светло-серый цвет.
 Копытень - красит шерсть в темно-серый цвет.

'Север и Запад' литературно-игровой проект Тэссы Найри » Powered by YaBB 2.4!
YaBB © 2000-2009. Все права защищены.

Localization by mySOPROMAT.ru