Форум портала 'Венец' | |
http://eanninskaya.ru/cgi-bin/venec/YaBB.pl
И мир этот >> Круг чтения >> О.И.Дивов - новое имя российской словесности http://eanninskaya.ru/cgi-bin/venec/YaBB.pl?num=1137573777 Сообщение написано Lemur в 18.01.2006 :: 10:42:57 |
Заголовок: О.И.Дивов - новое имя российской словесности Создано Lemur в 18.01.2006 :: 10:42:57
"Поверхностное его прочтение" было именно поверхностным. Удалила.
Эта статья сейчас бултыхается в "Мире библиографии", авось напечатают. В пятницу узнаю. Но чтобы добро не пропадало, печатаю. * * * Он любил удивлять. В.А.Каверин, воспоминания о Е.И.Поливанове, лингвисте, филологе, философе. Он парадоксален в своих литературных проявлениях. Появившись в отечественной словесности совсем недавно, Дивов уверенно занял в ней заметное место: практически сразу его произведения стали достоянием страниц «больших» журналов, как коммерческих изданий, так и толстых литературных. В тоже время в авторском предисловии к прославившему его роману «Выбраковка» он пишет, что роман создавался в течении почти десяти лет.. Он подчеркнуто библиографичен и литературен: охотно делится с читателем и потенциальным критиком своей творческой кухней, условиями создания и движущей причиной появления на свет своих произведений. Вместе с тем, как выяснилось при обращении к библиографическим источникам и поисковым машинам Сети, достаточно сложно, при обилии охотно предоставляемых интервью, найти критико-библиографический обзор, персональную литературоведческую публикацию, посвященную преимущественно его жизни и творчеству. Хотя он и не обойден вниманием критиков, среди которых числятся надежды и гордости современного литературного процесса. Ему приписывают самим фактом своего появления создание новых литературных течений и направлений и предрекают, что будущее его творческого поприща фантастическим жанром отнюдь не ограничится. Вместе с тем Дивов уверенно берет на литературных конкурсах именно фантастики одно призовое место за другим – пришлось даже несколько вынужденно ограничить круг источников публикаций относительно его литературных награждений: его триумфы с удовольствием регистрируют и «Российская газета», и «Аргументы и факты» и о нем много пишет региональная периодическая печать. Его произведения выходят массовыми для современной России тиражами; вместе с тем в больших книжных магазинах Москвы достаточно сложно с ходу приобрести его произведения, составившие ему литературную известность. Говорят об апологии «сильной личности» в его произведениях; это противоречит устоявшейся российской литературной традиции, когда конфликт, его развитие и анализ последствий предлагается через восприятие аутсайдера в любом отношении. Причем неважно, будут ли это “лишние люди” Онегин и Печорин, неприкаянные прогрессисты Тургенева, страдальцы Достоевского, правдоискатели Лескова, трагические герои Бунина и все “настоящие люди” советского периода русской литературы. Как правило, их отличает если не физический дефект, то психические или поведенческие необычности, если не сказать, отклонения характера; а иногда и их произвольное сочетание. Подозреваю, что вкупе с суконным языком педагогического литературоведения, именно данное обстоятельство может помешать полноценно воспринимать сокровища русской литературы. Как-то согласитесь, человеку здоровому тревожно читать про сложные жизненные коллизии, при разрешении которых им предлагается занять место рядом с персонажем, несомненно, не лишенным обаяния, но на месте которого чувствовать себя не особенно уютно. (Надо сказать, что в обществе уже накапливается со временем некоторая усталость от подобного своеобразия главных героев. Современный массовый читатель согласен читать про заморенную училку или болезненную следовательницу только в том случае, если она силой духа побеждает адскую банду и получает всяческое признание в финале.) Но вместе с тем мы знакомимся с героями Дивова не в самые лучшие времена их жизни. Они предстают перед нами в достаточно реалистическом обличье, с недостатками, ошибками и заблуждениями, муками больной совести. Нельзя сказать, чтобы их решения отличались каким-то суперменистыми прыжками над обстоятельствами, тут скорее речь идет о силе духа и умении взять на себя именно всю полноту ответственности, выпивая при этом свою чашу, полную горечи кол##аний и разочарований. Ситуация, в которой они оказываются и впрямь необычны. Это и социальные зачистки в «Выбраковке», ремонт космической платформы в «Эпохе великих соблазнов», поимка и воспитание вервольфа на фоне войны с вампирами в «Ночном смотрящем», духовный и физический кризис колонии землян, по концессии разоряющих чудесную планету в «Саботажнике», вторжение путешественников во времени в жизнь и быт глухой российской деревни в «Параноике Никаноре». При всей фантастичности антуража и поставленных перед ними задач, герои вполне реалистичны, им ведомы сомнения и рефлексия в сочетании с осторожностью и ответственностью перед миром. В этом смысле с героями Дивова происходит акт вступления в подлинные права наследования традиций отечественной литературы: всю полноту ответсвенности они принимают перед лицом всего человечества – например, как капеллан Причер, как экипаж международный экипаж платформы, как Лузгин. Нельзя сказать, что предложенные ими решения поражают экстравагантнойо оригинальностью, но это те решения, которые гармонизируют мир, ведут его скорее к идеалам гармонии, к прирастанию красоты, добра и правды в заданной обстановке. Они идут в своей ответственности до самого конца, до гармонического воплощения своих решений, даже если это смертельно для них опасно. Причем до такой степени, сам Дивов как творец, мыслящий в достаточной степени трезвомыслящий, оставляет открытым финал некоторых своих произведений. Открытых для читателя. Открытых для мира. Открытых для высшего творца и судьбы, если это угодно. Вместе с тем складывается впечатление, что Дивов, которому приписывают самые различные идеологические настроения, от прогрессистко-антиутопических до проимперских, с тревогой ждет реакции и коллективного героя, народа, незримо присутствующего почти во всех его произведениях. Это и городская толпа в «Выбраковке», и деревенские мужики и уездных обывателей в «Ночном смотрящем», и солдаты в «Саботажнике». Почему-то приходит на ум Маяковский : «…а улица корчится безъязыкая, ей нечем кричать и разговаривать». Его ожидание прорывается один-единственный раз, в «Ночном смотрящем»: «…Россия умеет все на свете, кроме одного – у нее не получается остро хотеть.» Но писателю удалось удачно избежать псевдоинтеллигентской грусти, незаметно вводящей читателя в состояние созерцательного уныния. Его произведениям свойственны юмор и сатира самой ращной степени интенсивности. Так, краткие комментарии ситуации в самых черных сценах «Выбраковки» сводят на нет весь пафос рая, выстроенного на слезинке ребенка в прямом смысле слова: оказывается, область всеобщего счастья строго очерчена пределами столичных городов. Почти как у Венечки Ерофеева: «Сослан в Тулу за гомосексуализм». Поимка вервольфа в «Смотрящем» завершается для главного героя физиологическими неприятностями. Решение сложных мировоззренческих и этических проблем у капеллана Причера в «Саботажнике» происходит в гомерических пьянках с русскими союзниками, носящих почти гоголевские говорящие фамилии и должности – военврач-психиатр Кронштейн, начальник гауптвахты, военный писатель Воровский, адмирал Улезло. Уморительны русские американские взломщики «умного дома» в «Законе лома для замкнутой цепи», ассенизаторы «Вредной профессии», лесковски забавен параноик Никанор из одноименного рассказа. Доблестные астронавты в «Эпохе великих соблазнов» при контакте с инопланетным разумом-искусителем жуют психотропные, уверяя и разум, и себя в ирреальности ситуации. Сила героев Дивова как и заключается в том, что они видят, используют и не испытывают страха перед забавным и странным и у себя и у окружающих. Они остаются живыми и способными к развитию; их решения, их точка зрения на предмет не ограничивается взглядом, привитым исключительно средой и биографией – смело выходят за рамки поведения и решений, заведомо от них ожидаемых. Вместе с тем в полете фантазии и блеске сатирического дарования Дивов дарит нам уже почти утраченное жюльверновское чувство наслаждения достижениями науки и техники. Чувствуется отличное знание тенденций в развитии военной техники, космонавтики, биологии, медицины; описания почти следственно достоверны, убедительны и поддерживают формирующуюся традицию логики в описании происходящего. «Что за творение человек, разумом почти равен богам…» Часть критиков обвиняет О.Дивова обвиняет в шовинистических и проимперских настроениях, начертании своего рода планов «спасения России». Он патриотичен, действительно, но это умный патриотизм – крикливость ура-патриотов у него вызывает иронию, расхожая агрессивность и размашистое желание решить все проблемы «одним взмахом сильной руки» до какой-то степени вынуждают его на доведение до логического апофеоза утопических построений всеобщего счастья, которого почему-то перестает хотеться. Безусловно, «Выбраковка» и антиутопия, и провокация, и сатира одновременно, но ее можно полагать в определенном смысле и заговором, своего рода «наведенным текстом» на тот объект, на который переносится сама вероятность возможности построения описанного замечательного общества – «у киски боли, у собачки боли, у малышки не боли…» Тексты О.Дивова на редкость гармоничны и сбалансированы. В них умело сочетаются описательное и аналитическое, философские размышления не тормозят энергичного хода повествования, а психологизм героев не является помехой ироническому взгляду на «высокое»; в них происходит прощание со стереотипами прошлого, литературными и не очень. Разумеется, этот очерк на претендует на раскрытия творчества О.Дивова во весй его полноте. И вообще проза и героии писателя неуловимы для определений уже существующих и изобретаемых литературоведами и критиками. Во-первых, хотя бы в силу молодости, человеческой и литературной, самого автора. Во-вторых, представляется крайне сложным уложить в прокрустово ложе определений саму живую жизнь – с ее высшей гармонией и вопиющим диссонансом, с насмешливым прощанием с ограниченностью и беззащитной встречей с непонятным будущим. Все это невозможно исчерпать, как невозможно исчерпать и отдельного человека, его силу и слабость и его реальные и потенциальные возможности. Человек, в представлении О.Дивова., это человек. Но – это и много и мало. Он всего лишь человек. И этого не стоит забывать. В этом его сила. В этом его слабость. |
Форум портала 'Венец' » Powered by YaBB 2.4! YaBB © 2000-2009. Все права защищены. Localization by mySOPROMAT.ru |