Форум портала 'Венец'
http://eanninskaya.ru/cgi-bin/venec/YaBB.pl
И мир этот >> Круг чтения >> Два профиля не смотрят друг на друга:
http://eanninskaya.ru/cgi-bin/venec/YaBB.pl?num=1142165967

Сообщение написано Lemur в 12.03.2006 :: 14:19:27

Заголовок: Два профиля не смотрят друг на друга:
Создано Lemur в 12.03.2006 :: 14:19:27
"ПП" и "Королевство белок"

Мне действительно было сложно писать отзыв на «Королевство белок». Причин этому было достаточно много. Начнем с того, что я, никаким боком  не  любительница сказок, не  реконструктор и не фольклорист, но всегда с нетерпением ожидаю произведений своих друзей и добрых знакомых, таких как, например,  Тэсса Найри, Ломенилле и Хугларо. Это всегда необычный взгляд на уже, казалось бы устоявшиеся легенды, предания и литературные традиции, нестандартная и интересная подача  имеющегося материала, яркие, запоминающиеся образы, динамическое развитие сюжета.  
У героев этих произведений всегда тяжелые испытания, яркие переживания  и выходят они из своих передряг если не победителями, то уж не побежденными точно. Это крайне важно поскольку от обилия незаурядных и незадачливых героев уже успело устать не одно поколение отечественных читателей.) А еще – их герои созидатели, самые настоящие; более того, их творческая деятельность вдохновляет на подвиги соратников, заставляет вести свою мелодию, преображая мир по-своему, добавляя ему свои оттенки цвета и  звучания мелодий.
  Мне неизменно предстоят путешествие в миры иные, сказочные и невозможные; и  в  тоже время – все это вполне о мире этом и  может быть им востребовано. Если не сегодня, то вполне в обозримом будущем.
Тема странничества, хоть и невольного, горького и не по собственной воле давно излюблена сердцами Ломенилле и Хугларо.
Так что Берест вовсе не первый в череде «очарованных странников», выведенных перьями повествователей. Эти «странные» герои спасают, развлекают и утешают отчаявшихся и словом и делом. Cтраннический мотив  давняя традиция российской литературы и она не может не волновать архетипически. Исторически ее можно проследить в произведениях  отечественных  классиков: от Радищева, от Островского, от Лескова, от Горького до  А.Толстого, В.Катаева, В.Каверина, М.Булгакова.
Положение "пришлого","нездешнего" позволяет бросить остраненный взгляд на происходящее. И очерком обрисовать существование иных миров.  
Странник сам по себе в пути взыскует истину и обретает зрелость; проходя через суровые испытания, он становится тем, кем он предназначен быть: воином за изначальную правду и взыскующим справедливость. Этим он удовлетворяет давние, архетипические, исконные чаяния почитателей отечественной словесности: выстраданную мечту о граде Китеже, царстве справедливости и праведности.   Разумеется, как всякий герой народного романа, он не странствует один – с ним вместе силач Зоран, порывистая Иллесия, италийский(совернский)  мыслитель- актер Энкино, хранитель книжной мудрости давних столетий  и чудесная лесовица  Ирица. Образами главных героев мы обязаны Ломенилле; свой особый дар у Хугларо: она мастер придавать увлекательность мысли прошедших веков.  
Береста неотступно преследует та сила, что «желает блага, но выходит зло».
Складывается общее впечатление, что зло эндогенно, как-то растворено  в самой ткани произведения, тупо-настойчиво преследуя героя. Оно возникает не только персонифицированно в виде Демона или Князя Тьмы, но как-то фатально, самой атмосферой правит лодку судьбы в угодное для себя русло и разлучает героев, казалось, навеки.
(Кстати, что-то похожее можно сказать про божественных травителей и Мелькора. Несмотря на всю благостность их устремлений уж больно преследователи главных героев уверены в собственной непогрешимости и силах, чтобы вызывать симпатию читателя).
Это совершенно в традициях народного романа: злой рок, злая судьбинушка разлучает очевидно навеки и без надежды, но песенно преодолевается невозможное и герои воссоединяются в еще большей славе и силе. А в ходе повествования есть возможность и сострадать, и всплакнуть и поверить в неминучую гибель, и дождаться чудесного разрешения ситуации; рабы, купцы, аристократы, философы, актеры, солдаты, дети, сверхъестественные существа предстают перед нами в  почти реалистической полноте, плавно скользя по страницам «Королевства». И повороты сюжета увлекательный, неожиданный; каким-то образом тоскуешь и ждешь героя; Хугларо и Ломениллэ удается на самом деле очень многое. В повествовании они отслеживают судьбы сразу пяти, очень разных, вовремя и ловко не обходя ни одного из них своим вниманием.
(Кажется, если бы оба произведения писались бы в апокрифическую эпоху отечественной словесности, то «После пламени» было бы повестью о  небесном князе гордом, не победителе, но и не побежденном. А  «Королевство белок», со всей очевидностью было бы сказанием о стране Беловодье, царства праведных с праведным же князем. Обращаясь к сокровенному у читателя,   они не оставляют их изначально равнодушными к ним. Эти произведения либо страстно не принимают, либо они с ходу вербуют читателей в ряды своих поклонников.)  
    Идеологически можно давать разные оценки и «После пламени», и «Королевству белок», несомненно, другое: это книги, которые должны быть востребованы обществом. Рано или поздно. Потому что выражают тайные чаяния общества: потребность творческого, созидательного пафоса. Физически нет возможности перечислить все вышедшие в последние годы книги о войнах, разрушениях и нашествии злого и непознанного, но крайне сложно найти книгу, где утверждается созидательный пафос без плакатности и во всех противоречиях процесса. Да, герои борются с обстоятельствами, лицами и положениями, да, их победы не всегда полны и совсем не до конца воцаряется чаемое ими, но несомненно другое. Для них победить это прежде всего взять ответственность только на себя за предавшихся их воле как по своему желанию, так и в силу обстоятельств.
Они творцы, гибкие и лишенные предубеждений, берущие полезное у своих противников,  не боящиеся свободного оппонирования и раскола среди вчерашних единомышленников.
Они совсем по-разному проявляют себя как владетели мест. Берест фактически разрушает царство Удушья словами, что оно унылая тюрьма в захолустье мира и отвоевывает долю этого края в поединке душ с Князем Тьмы. А Мелькор свои «бедные селенья» в приполярье,  доставшиеся ему в единственный удел, превращает в горькую, суровую, но по-своему поэтическую сказку мира,  вкладывая в нее  свою нечеловеческую душу так,  что сам Север становится частью его самого, за счет снижения своих собственных магических и творческих возможностей.  
Берест силен единомышленниками и «мнением, да, мнением народным»; он умелый педагог, магнетическая личность, которую высоко ценят и друзья и тем более враги. Мелькор, «дух изгнанья», имеет дело по преимуществу с богами, полубогами и стихиями, поэтому «живородные» (выворачивая терминологию соавторов), эльфы, орки и люди для него просто существа более низкого уровня взаимодействий, своего рода потоки речной воды. Это диктует менее гуманное, расходное, даже можно сказать, хозяйственное к ним отношение, да и забавно было бы, коли бог относился бы к ним более трепетно.  
Таким образом, можно говорить о разных векторах направления применения силы. У Мелькора это направленность надмирная, надчеловеческая, сотворение бытия в целом, где отдельные нотки музыкальных периферийных мелодий, коими являются индивидуальные судьбы  представителей гоминидных рас, могут быть и не услышаны в общем звучании его темы. У Береста без каждого отдельного человека – «народ неполный», он человечен и внимателен не только к соратникам, но  даже и к малым сим -апример, к несчастным ребятишкам,потерявшим родителей во время народного восстания. Берест не давит без нужды свободы другого и помнит добро даже тогда, когда его усиленно стараются заставить забыть об этом. Он путешественник от не-судьбы, рока и его задача больше, чем выжить, причем, возможно, он даже и не предполагал своего «избранничества» и не ждет своего княжьей участи. Располагать потенцией противостояния судьбе и не возноситься гордыней, находясь в гармонии просто человеческого и творческого начал. Мне кажется, именно в этом и заключается секрет магии,  полонивший и загипнотизировавший Ирицу.
      Мелькору служат союзники и пленники.  Бересту помогают друзья.
Герой Т.Найри – богоравный, бросивший вызов небожителям. Герой Ломениллэ и Хугларо – человек, принявший на себя  само богоборчество волею судеб. Чей подвиг выше, остается решать читателю.
         «После пламени» помогает нам помнить о своих силах, которые ныне по возможностям почти божественным. «Королевство белок» напоминает нам о необходимости  оставаться человечными, даже если мы сумели побороть то, что, казалось, выше наших сил.

Заголовок: Re: Два профиля не смотрят друг на друга:
Создано Тэсса Найри в 13.03.2006 :: 11:01:33
Лемур, спасибо. Очень интересный сравнительный анализ. После публикации "Королевства белок" буду просить твою статью на сайт.  ::)

Заголовок: Re: Два профиля не смотрят друг на друга:
Создано Huglaro в 18.07.2006 :: 14:03:42
Лемур, тут такое дело... Нам бы хотелось иметь отзыв на собственно Королество Белок, о чем мы тебя и просили. Дело в том, что на отзыв хотелось бы дать ссылку кое-кому, кто... ну, не читает произведения толкинистов. И само по себе сравнение КБ и ПП - довольно-таки притянуто за уши, весь саааавсем разные вещи, мне бы не хотелось, чтобы два так непохожих направления и творческих метода смешивались в глазах читателей. Я не могу попросить тебя сократить для нас с Ниллэ твой отзыв, оставить только статью о  КБ? Не могу же я вывешивать статью-сравнение там, где о ПП ничего не знают и не могут вообще оценить этого жанра.

PS: книжка выходит в январе, если бы хотя бы в декабре ты нашла возможность это сделать...

Заголовок: Re: Два профиля не смотрят друг на друга:
Создано Lemur в 18.07.2006 :: 17:40:18
Можно, я даже перечту получше для себя.

Форум портала 'Венец' » Powered by YaBB 2.4!
YaBB © 2000-2009. Все права защищены.

Localization by mySOPROMAT.ru