Форум портала 'Венец' | |
http://eanninskaya.ru/cgi-bin/venec/YaBB.pl
Наше творчество >> Скачки на Пегасах >> Мастерская:: банальная рифма http://eanninskaya.ru/cgi-bin/venec/YaBB.pl?num=1177939738 Сообщение написано Mайк Скотт в 30.04.2007 :: 15:28:58 |
Заголовок: Мастерская:: банальная рифма Создано Mайк Скотт в 30.04.2007 :: 15:28:58
Для затравки дискуссии - небольшое ненаучное исследование вида "30 первых попавшихся гуглю".
Рифма - та, о которой уже идет дискуссия в одном из семинарских тредов. =================================== 1) Я твой бред, легенда, небыль, Не костёр на берегу, Осветить ночное небо ... 2) Саперы редко смотрят в небо. Близки опасно быль и небыль... 3) Небо и вода, вода и небо. Спутать навсегда и быль, и небыль. 4) взлетаю в синеву. -Ну, здравствуй, Небо! Развенчаны тобою быль и небыль, ... 5) Небо. Птицами бъется небо Небыль. Вот уж какая небыль Где был? 6) Весна. В танце беспечном подтянуться за небо – Что там? Нежность безумия, вечная небыль Взлета. 7) Где сосны рвутся в небо, Где быль живет и небыль, (Умчи меня туда, лесной олень.) 8) По земле или в небо? Две минуты пути... Дальше в жизнь или в небыль? ... 9) Ещё с дождём бывает небо. А в сказках небо, для чудес, Есть небо светлое, как небыль. 10) Цвета черного жемчуга небо, Но рыжеет у края заря. Не поймешь уже быль или небыль ... 11) То ли быль то была, то ли небыль То ли счастье, то ли Беда Лишь в воде отражалось Небо ... 12) Мне улыбнулось глубоко кусочком небо Душа приветствует тепло как в сказке небыль. 13) Облаков разорванных небо. Осень близится не спеша. Пряный воздуха запах, небыль, ... 14) Ты подаришь мне небыль – сказку жить и любить. Ты подаришь мне небо ... 15) «Встали!» За дверью — лишь небо, Ветер и синяя небыль. 16) Под ногами блестит, Освещая усталое небо. Из-под облачных век Оно молча глядит На бездумную сладкую небыль ... 17) и открывается такая тишь и небыль,. что кажется, что это не земля,. а мягкое серебряное небо. 18) Ты - мое синее небо... Ласковый голос ночами, Ты - моя быль или небыль. ... 19) Даешь небо! Слов отточенный нож вонзай в грядущую небыль! (Маяковский, однако!) 20) Мы смотрели долго в небо Оказалось небо ниже Нам сказали — это небыль ... (Рада и Терновник) 21) так тихо, что слышно, как в правду вплетается небыль, и маленький остров, как лодка, отчалив от города, под парусом белым выходит в открытое небо. 22) Солнечное небо сказочной весны. Есть такая небыль У моей страны ... 23) Cиреневым цветом окрашено небо И степная трава, и молчанье погаснувших глаз, И бессилие слов, и надежд безотрадная небыль, ... 24) Белой смертью пахнет небо… Стены, крыши, окна, пламя… Вверх. Прыжок. Ногами в небыль, ... 25) Я стану смотреть на дышащее небо, Задумчивым взглядом, как быль или небыль. 26) Во тьме привидится нам небыль, Что пристяжные - крыльев пара, Что коренным несется в небо Сама зима в объятьях пара! 27) Улетают ноты, Улетают в небо. И не разобраться: Быль то или небыль. 28) Синее, синее, синее небо. Черные, черные, черные души. Горсть серебра - то ли быль, то ли небыль ... 29) И вот - гляжу, не различая быль и небыль, Что ныне истинней - ответить не берусь... И то ли Крестным Ходом Русь уходит в Небо, ... 30) и ты закрыв глаза захлопнешь небо я сам теперь как невидаль и небыль ... =================================== Критерии отбора: последовательно по страницам гугля "на глазок" отбирались те экземпляры, где явно стихи и где искомое явно образует конечную рифму. Общее количество найденных гуглем ссылок: 23 900 (разумеется, релевантны далеко не все, но даже если таких 10%, все равно впечатляет!) Для сравнения: результат для "кровь-любовь" при аналогичных критериях поиска - 1 020 000. Т.е. коэффициэнт банальности для "небо-небыль" - 1/42 от "кровь-любовь"; результат для моей любимой барабашки "альт-асфальт" - 802 (коэфф. 1/1271), а для пушкинской "небесами-коврами"- 992 (1/1028 !) =================================== Тезис, который я готов отстаивать перед уважаемыми оппонентами: А для любых двух произвольно взятых слов русского языка (не служебных, а семантически значимых, т.е. номинативных) существует некоторое ограниченное количество (N) контекстов, в которых сопоставляемые слова порождают новый, оригинальный смысл. А1 Когда число контекстов существенно превышает N, рифма становится банальной, а наиболее устойчивые контекстные связи между словами - паразитными. А2 Паразитные связи (штампы) возникают в сознании у читателя независимо от желания и намерений автора, просто по факту употребления слов, составляющих банальную рифму, в рифменной позиции. А3 Какой бы оригинальный, N+1 смысл ни умудрился породить автор, "наивно" (без учета паразитных связей) использующий банальную рифму, смысл этот будет существовать в сознании читателя вместе со смыслом паразитным, искажая тем самым восприятие не только отдельной строфы, но и всего текста в целом, оказывая существенное влияние на образный строй произведения в восприятии читателя. А4 Банальная рифма в сравнении с любой другой рифмой обладает повышенной ожидаемостью и повышенной опознаваемостью. А5 Банальная рифма воспринимается читателем легче, чем любая другая рифма (поскольку она не подвергает сознание читателя ни малейшим переменам). А6 Банальная рифма может быть использована с выгодой для текста только в одном случае: когда контекст учитывает и паразитные смыслы наряду с уникально-авторским. Во всех остальных случаях банальная рифма вредна, потому что либо привносит в текст побочные (посторонние) смыслы, либо создает один из стандартных смыслов (штампов), исключая образование соответствующими единицами текста смысла оригинального и, следовательно, художественно ценного. А7 Банальная рифма в ее "наивном" употреблении способствует восприятию текста как пародийного. А8 Банальная рифма неизбежно является неотъемлемой и значимой частью культурного контекста соответствующего времени/места. А9 В том случае, если рифма образована номинативным и служебным словом, пороговое "число N" увеличивается в разы. (Под "служебными" подразумеваются предлоги, союзы, частицы, некоторые наречия.) А10 Для рифмы, образованной двумя служебными словами, "число N" стремится к бесконечности (с учетом ограниченности языка), но такая рифма неизбежно является семантически "пустой" и образует смысл, близкий к нулевому. Дисклэймеры: все наговоренное, естественно, относится исключительно и только к авторской поэзии "европейского" письменного типа. Ни в коем случае не применять к текстам неавторского или устного типа (традиционным). Ограниченно применимо к "городскому фольклору". Не давать детям младше 13 лет. |
Заголовок: Re: Мастерская:: банальная рифма Создано Gertceloyda в 30.04.2007 :: 19:13:39
Гм... Это из оперы "любовь-кровь"? Я правильно поняла? "Небо" и "небыль" - настолько затёртые слова.... Хотя... "Небо" часто рифмуют с "не был", многие считают это верхом оригинальности. :)
А рифмование глаголов к этому относится? |
Заголовок: Re: Мастерская:: банальная рифма Создано Эллариэль в 30.04.2007 :: 20:41:11
Да, "любовь-кровь" и "альт-асфальт" - это в ту же степь:)
С глаголами немного другая ситуация. Глагольная рифма НЕ является грубой ошибкой (да и ошибкой вообще) или штампом. Дело в другом. Как когда-то писал сэр Майк, в русском языке разнообразие глагольным окончаний сводится чуть ли не к десятку. Поэтому не напрягаясь можно "выдавать" глагольные рифмы километрами. |
Заголовок: Re: Мастерская:: банальная рифма Создано Mайк Скотт в 01.05.2007 :: 00:35:13 Цитировать:
Ага, именно. "Кровь-любовь", можно считать, королева банальных рифм (и не случайно, кстати :) Цитировать:
Одна из самых серьезных проблем русского стихосложения: во-первых, не хватает рифм (новые слова в языке появляются гораздо медленнее, чем новые авторы пишут мегатонны стихов), во-вторых, многие "жызненно необходимые" слова крайне плохо рифмуются. Например, на "небо" рифм действительно крайне мало - и точных, и неточных. Поэтому талантливый или опытный автор, если не придумывает способа обыграть или скомпенсировать чем-то банальную рифму, просто _не использует_ ее. Слово может быть жизненно необходимым, но рифмоваться оно не обязано (может стоять в строке на другом месте, например). К тому же - я часто удивляюсь, почему "наивный автор" до этого как правило не додумывается - в ряде случаев помогают падежи. Рифм на "любовь" тоже мало, да и они, как назло, по смыслу - аки та бузина (морковь, свекровь и т.д.). Но уже в родительном падеже ("любви") подходящих рифм существенно больше. "Альт-асфальт", моя излюбленная бука, это как раз трагические последствия дефицита рифмы на очень нужное слово "асфальт" (все-таки большинство пишущих стихи живет не в лесу и все время этот самый асфальт видит, юзает и т.д.). Еще одна мрачная иллюстрация: на слово "сердце" в современном литературном русском языке нет ни одной точной рифмы, а количество приблизительных можно перечесть по пальцам одной руки. Почти то же со словами "смерть" и, как назло, "жизнь". Не исключено даже, что все это не случайно и имеет в русском языке объективную лингвистическую причину, но кролик не знает, какую именно (только интуитивно подозревает). Цитировать:
Относится, но двоюродно: почти любая глагольная рифма - "бедная рифма", т.е. самоочевидная, напрашивающаяся. Глаголы внутри каждой группы (по окончаниям) рифмуются друг с другом почти автоматически - за счет тех же окончаний. Глагольная рифма с банальной сходна за счет "повышенной опознаваемости": даже доярке Дусе из совхоза ясно, что слова "играют-летают-умирают-забывают" очень похоже звучат. Глагольную рифму с банальной роднит еще и то, что ни та, ни другая не требует от автора никаких усилий по подбору, срифмует и ребенок. Но у глагольной рифмы свои печали. Она плохо запоминается - раз. Она не связывает друг с другом корни (самую значимую часть слов), только окончания - "-ают-ают", "-ели-ели", "-ить-ыть". Зато хорошо передает динамику, помогает строить сюжет, а иногда даже разбавить "перегруженную" сложную рифмовку. Поэтому банальная рифма, если с ней специально не возиться и не мучиться, ядовита всегда (как рыба фугу ;), а глагольная может быть хороша или плоха, в зависимости от жанра, стиля, своей собственной задачи текста. Цитировать:
Как правило, глагольная рифма действительно не становится банальной. И не случайно, а именно потому что она плохо запоминается и слишком вариативна. Навскидку, предлагаю припомнить, с чем рифмовался глагол "летать" в последнем прочитанном стихе, где он вообще рифмовался? Удава с два вспомнишь, потому что он мог рифмоваться с _любым_ глаголом той же группы в том же числе-падеже-времени. Чем больше пытаешься вспомнить, тем больше похожих глаголов приходит на ум, и правильный ответ ускользает еще дальше :) Именно поэтому два глагола могут рифмоваться друг с другом в сотне прочитанных Васей Пупкиным стихов, и при этом не образовать в мозгу Васи Пупкина устойчивой взаимосвязи. Цитировать:
Э-э... "сэр Майк" конечно крайне благодарен за такой credit, но это вещь, кхм, давно общеизвестная :) |
Форум портала 'Венец' » Powered by YaBB 2.4! YaBB © 2000-2009. Все права защищены. Localization by mySOPROMAT.ru |