Форум портала 'Венец' | |
http://eanninskaya.ru/cgi-bin/venec/YaBB.pl
И мир этот >> Круг чтения >> Проснись, Алиса http://eanninskaya.ru/cgi-bin/venec/YaBB.pl?num=1286785060 Сообщение написано DeviLi в 11.10.2010 :: 10:17:40 |
Заголовок: Проснись, Алиса Создано DeviLi в 11.10.2010 :: 10:17:40
Статья Дмитрия Быкова о Льюисе Кэрроле, "Алисе в стране чудес" и проблемах тоталитаризма.
Найдено благодаря ipse-sponte. _____ http://www.izvestia.ru/bykov/article3111899/ Дмитрий Быков Проснись, Алиса ...14 января 1898 года, умер величайший британский исследователь тоталитарного социума, опередивший в своих философских и художественных прозрениях Кафку, Чаплина и Александра Зиновьева. Он достойно вписывается в ряд британских гениев - умирающие империи щедры на такие плеяды: Киплинг, Честертон, Уайльд, Шоу, Моэм, Стивенсон - все они наследуют могучему прародителю Диккенсу, в чьих сочинениях были начатки киплинговского мужества, честертоновской радостной веры, уайльдовского самоубийственного эстетизма, стивенсоновской бодрой неоромантики: У Диккенса же была и еще одна прекрасная тема: чистый, правильный, добрый ребенок в абсурдном мире. Ему одному под силу пройти через этот мир с его жестокой, извращенной и принципиально расчеловеченной логикой - и бросить ему вызов. Линию Флоренс из "Домби и сына", Нелли из "Лавки древностей", Крошки Доррит, рожденной в тюрьме Маршалси, продолжает Алиса, созданная Чарльзом Доджсоном, он же Льюис Кэрролл. Почти все великое создается с невинными и скромными намерениями. Тридцатидвухлетний оксфордский математик искренне пытался развлечь во время летней прогулки по жаре трех дочерей своего декана Генри Лидделла - Алису, Шарлотту и Эдит. Он проплыл с ними в лодке от моста Фолли до деревни Годстоу, название которой в переводе означает Божье урочище, и все три часа пути потешал всякой ерундой, которая лезла в голову, причем Алиса требовала, чтобы приключения были как можно более дурацкими, а Эдит беспрерывно перебивала рассказчика вопросами. Доджсон сочинявший юмористические рассказы и печатавший их в приложении к "Таймс", и сам оценил собственный абсурдный вымысел и к Рождеству записал историю, а потом, расширив почти вдвое, издал (1865). С тех пор имя Алиса сделалось культовым, а сновидческий, абсурдистский метод, к которому прибегнул автор, породил целую школу, лучшим учеником которой был, конечно, Кафка - но и Чапек в "Кракатите", и Лем в "Рукописи, найденной в ванной", и Стругацкие в "Улитке на склоне" прилежно учились у Кэрролла. Набоков отлично перевел ее на русский (хотя канонический перевод Нины Демуровой, пожалуй, веселей) - но если бы не работа над "Аней в Стране чудес", еще неизвестно, что бы получилось из "Приглашения на казнь" или "Bend Sinister". В детстве "Алиса" стала едва ли не самым большим моим читательским разочарованием - я ждал от этой сказки бог весть чего, а она оказалась скучной и мрачной, как дурная бесконечность детского кошмара. В ней хватало смешного, но шуточки были пугающе алогичны, и вообще, мне кажется, эта книга не для детей, хотя и среди них находятся любители абсурда. Я оценил ее значительно позже, курсе на втором, и считаю одним из лучших исследований по психологии тоталитаризма. Почему для антитоталитарной фантастики лучше всего годится метод Кэрролла, пространство сна? Потому что тоталитаризмом как раз и называется образ жизни (и мысли), управляемый не логикой, а больной, извращенной прихотью. Так устроены наши кошмарные сны, в которых нами тоже распоряжается чужая воля. Сон складывается из хаотически смешанных картинок нашего опыта, и перезапустить его сценарий мы бессильны: мозг избавляется от того, что его мучает, и мы не можем заставить его бросать эти картинки в топку в строго определенном порядке. Как хочет, так и тасует - отсюда навязчивый кэрролловский образ карт. Сон разума рождает чудовищ: сознание спит, усыпленное усталостью, снотворным или массовым гипнозом, хлещущим из телевизора. С этого усыпления сознания, кстати, и начинают все диктатуры. А потом пирует подсознание, не желающее знать законов, правил и ответственности. В кошмарном сне человек ничего не значит - что захотят, то с ним и сделают. Это абсолютное бесправие может позабавить, потом испугать, а потом взбесить, как и происходит с Алисой. Правда, последовательность у всех разная, и, может, только по этому принципу и стоит классифицировать людей: герой Стругацких сначала злится, потом забавляется, а потом боится (иррациональная сила ужасней, чем он предполагал). А герой Набокова сначала гневается, потом боится, а потом хохочет, как в "Истреблении тиранов", - и этим смехом побеждает Благодетеля. История Алисы последовательно проходит через эти три фазиса - гротеск, паника, протест. Ее негодующий крик "Вы ведь всего-навсего колода карт!" страшным эхом отозвался в реплике Пастернака в разговоре с Тарасенковым - о том, что в сталинизме нельзя искать логику: "Мы тасовались, как колода карт". Пастернак читал и ценил "Алису". Все персонажи тоталитарного социума налицо: есть нерассуждающая власть, у которой на все один ответ: "Голову долой!" Есть трепещущий подданный, беспрерывно восклицающий: "Мои ушки! Мои усики!" Есть соня-обыватель, ввергший себя в полное безразличие, и комедия суда (позаимствованная у Рабле и доведенная до совершенства у Кафки), и даже хитро замаскированный диссидент - видна одна улыбка, но она-то и внушает надежду, что жизнь возможна. Есть бесчеловечная игра в крокет - надо хватать фламинго и бить ими по ежам, но Алисе их жалко, и фламинго ей подмигивают и убегают, а ежи успевают развернуться и потрусить прочь. Есть и главная примета закрытых обществ: беспричинные вознесения и низвержения, наказания и поощрения (отсюда постоянные скачки - Алиса то великанша, то карлица). Наличествует и "задаром данная блаженная еда" - разумеется, поддельная, как все дармовое: квазичерепаший суп из черепахи Квази, предрекая "свинину по-вегетариански" Войновича. И не надо говорить, что Кэрролл всего этого не имел в виду: он тоже позволил сознанию ненадолго отключиться в жаркий оксфордский день. А в подсознании сидели нормальные страхи интеллигента викторианской эпохи - деликатного, одинокого, задавленного бюрократизмом и ханжеством. Плюс, говорят, тайное гумбертианство, которому он давал волю лишь как вуайер, но наказания боялся все равно. Так что веселым сказкам в духе Милна взяться было неоткуда. "Алиса" ставит перед читателем вечный вопрос: хорошо, вот ты попал в мир, где все не по-людски и все представления вывернуты. Делать-то что, вести себя как? Алиса пробует разные варианты: сперва ей просто весело, как всякой девочке, уставшей от строгого порядка и попавшей в царство Великой Путаницы. Веселились, было, помним. Потом, как и положено воспитанному человеку в невоспитанном мире, она пытается подладиться, играть по правилам, пока не понимает, что правила отсутствуют. Она и сама хотела бы поучаствовать в абсурде, но здешний мир переабсурдит все ее жалкие попытки. Дальше начинается ужас, потом гнев - и вожделенное пробуждение. Ребенка-то задурить трудней всего: он интуитивно понимает, кто хороший, а кто плохой. Ведь именно ребенок в сказке другого тихого одиночки догадался о наготе короля - и с детской прямотой развеял чудеса политического пиара. Видимо, надо просто помнить: все они только карты, а их морок - сон; так, в полном соответствии с кэрролловским каноном, пробуждается профессор Круг в финале самого страшного романа Набокова. Можно смеяться, можно и гневаться; главное - не играть в этот их крокет, не хватать фламинго за ноги и не бить по ежам. Тот, кто заиграется по этим сонным правилам, может никогда не проснуться. художник Геннадий Калиновский http://video.yandex.ru/users/svetlana-melissa/view/41 Владимир Высоцкий — Марш карточной колоды — Алиса в Стране Чудес |
Заголовок: Re: Проснись, Алиса Создано DeviLi в 11.10.2010 :: 12:46:27
В "Музее искусств" открыт зал, посвященный иллюстрациям "Алисы":
http://venec-nw.ru/cgi-bin/venec/YaBB.pl?board=museum;action=display;num=1286791816 |
Заголовок: Re: Проснись, Алиса Создано Spokelse в 11.10.2010 :: 16:11:39
Хорошая статья, только временами автор притягивает за уши аналогии. А уши жалко!
записан в 11.10.2010 :: 10:17:40:
Нет! Не так! Это мы уже проходили! Много раз проходили! Под такими знаменами совершена уйма революций! Уйма белых кроликов воевала за то, чтобы освободить мир от "больной извращенной прихоти"! И освобождали. Чтобы передать власть прихоти не менее больной и извращенной, но другой! Тоталитаризм - это образ жизни, управляемый чужой волей! И только так! Эта воля может быть логичной, эффективной, даже правильной! Но она - чужая! И она - управляет! И потому она - тоталитаризм. Цитировать:
Ой ли? Неужели г-н Быков так плохо читал Кэрролла? Ну уши же жалко! Трещат же! Вот вот оторвутся! Неужели г-н Быков не понял, что реплика Алисы про колоду карт адресована не только королеве? Эта реплика адресована _всем_! Всем абсолютно. Без исключений! Не надо Кэрролла в революционеры записывать... :) По Кэрроллу королева и Белый Кролик в одной цене. Оно, конечно, хорошо, если глупая и самодурственная власть... Вполне можно тогда не играть в "крокет"! И свысока смотреть на "белых кроликов" и "сонь"... А если эта власть - умная и компетентная? И о кармане, и о холодильнике твоем заботится? И даже о твоих мозгах тоже! Тогда как? Неужели Быков не вычитал у Кэрролла между строк того, что с первого прочтения вычитал я? А именно: а в нашем мире не так? У нас, правда, в крокет фламингами не играют, да. У нас даже самая неудачная власть не подчеркивает свой идиотизм каждым словом, да. А в остальном - не так? Разве? И где, интересно, г-н Быков в викторианской Англии нашел тоталитаризм? Долго искал? Трещат уши, трещат... :( |
Заголовок: Re: Проснись, Алиса Создано DeviLi в 12.10.2010 :: 07:44:28
Хочу такую власть - умную, компетентную, что и о кармане моем печется, о холодильнике и даже мозгам пищу подбрасывает (это же не обязательно сериалы? Могут быть и репортажи с переднего края науки) :)
Хороший ты поворот задал - где начинается тоталитаризм? В твоем изложении всякая воля, что ставится выше твоей - уже давление и произвол. А как тогда строить государство? Даже демократическое. Всюду же так или иначе происходит делегирование части прав личности в пользу властных структур, постройка пирамиды управления. Это же один из главнейших мировых вопросов-маятников: личное vs общественное, а ты его так запросто... Тоталитаризм! Ну да, чревато, очень даже не спорю. А какие предлагаются альтернативы пирамидам? Добровольное объединение свободных людей по интересам?.. Опять "рай на земле" какой-то... Впрочем, это уже не сюда обсуждать, не в книги. Вот я еще один момент заметила, пока читала. Об этом у себя в ЖЖ для Истанаро написала, мол, автор вывел закономерность, похожую на соционическую. "Это абсолютное бесправие может позабавить, потом испугать, а потом взбесить, как и происходит с Алисой. Правда, последовательность у всех разная, и, может, только по этому принципу и стоит классифицировать людей: герой Стругацких сначала злится, потом забавляется, а потом боится (иррациональная сила ужасней, чем он предполагал). А герой Набокова сначала гневается, потом боится, а потом хохочет, как в "Истреблении тиранов", - и этим смехом побеждает Благодетеля. История Алисы последовательно проходит через эти три фазиса - гротеск, паника, протест." В соционике есть такой аспект информации, как "волевая сенсорика". Она у разных людей в разных положениях находится и разной мерности-мощности. Власть, управление, сила (и тоталитаризм) по ее ведомству проходят. Вот чем меньше мерность своей волевой сенсорики, тем меньше у человека "красок" для ее описания. Свобода vs тоталитаризм! Хотя на практике полно промежуточных систем. Нет ни одного полностью "свободного" государства, все силу применяют. Ну хотя бы к преступникам. Но это, наверное, тоже уже не сюда обсуждать :) Ну и подытожить. Мне кажется, лучший практический вариант: пирамиде - пирамидово, а человеку - человеково, перефразируя древнюю мудрость. Человеку для счастья неважно, какая вокруг пирамида. Она же тоже из людей состоит в конечном счете. |
Заголовок: Re: Проснись, Алиса Создано DeviLi в 12.10.2010 :: 12:23:46 Цитировать:
Все так :) Как верно заметил (у меня в ЖЖ) Истанаро, в "Алисе" куда больше аналогий, аллегорий, чем написал Быков. Вот кстати, по детским впечатлениям автору статьи "Алиса" не понравилась. А мне понравилась: показалась очень странной, как загадка :) То есть - было чувство, что загадка, а загадки нет: нет вопроса, нет условия... И этот суд был совсем непонятным, скучным, как программа "Время". Зато понравилась гусеница на грибе и чеширский кот :) |
Заголовок: Re: Проснись, Алиса Создано Spokelse в 12.10.2010 :: 15:43:53 записан в 12.10.2010 :: 07:44:28:
Не, пищу для мозгов я и без государства найду. Иначе государство мне невкусную пищу поставит. Откуда ему - такому здоровенному - знать, чем мой мозг питаться хочет? :) Цитировать:
Нет, я не о том... В моем изложении любая воля, управляющая моим образом жизни - тоталитаризм. Моим образом жизни имею право управлять только я. А государство имеет право вводить правила. |
Форум портала 'Венец' » Powered by YaBB 2.4! YaBB © 2000-2009. Все права защищены. Localization by mySOPROMAT.ru |