Dangen RPG Games Форум Север и Запад Рамотский форум Плато холодного ветра Венец Поэзии
Тэсса Найри Север и Запад После Пламени Новости Стихи Проза Юмор Публицистика Авторы Галерея
Портал ВЕНЕЦ   Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
  ГлавнаяСправкаПоискВходРегистрация  
 
О происхождении дуэли (Прочитано 1905 раз)
Альвдис Н. Рутиэн
Экс-Участник


О происхождении дуэли
01.12.2004 :: 14:51:58
 
http://www.vzmakh.ru/parabellum/n10_s3.shtml
Мишенёв С.

Два противника ограничены в своих действиях определенными правилами. Вот, пожалуй, и все, что роднит дуэль и судный бой. В остальном же судебные поединки являлись самостоятельной формой боевой культуры со своей историей зарождения, развития, упадка, со своей идейной основой и характерной религиозной окраской. Одним из косвенных доказательств нашей точки зрения служит пример Руси, где история "Божьих судов" протекала в целом по тому же руслу, что и в Западной Европе. Но в XVI в. умершая традиция "Поля" не оставила после себя никакого подобия западной дуэли. Почему? Да потому, что для появления дуэли требовались не тысячелетние предшествия судебных поединков, а свой собственный корень, своя социальная подоплека, свое, выработанное веками, понимание чести.
При более детальном рассмотрении вопроса мы находим также ряд весьма существенных различий между судебным поединком и дуэлью, а именно:
1) Судебный поединок - это лишь один из элементов процесса, прием, с принципиально важным результатом, призванный установить истину, ранее неизвестную.
Дуэль - есть сам процесс, с истиной (обстоятельства дела) уже известной, процесс, не влекущий никаких последствий, а лишь смывающий некое оскорбление кровью, неважно чьей, своей или чужой (т. е. результат дуэли абсолютно не имеет значения!).
2) Судебный поединок есть акт правомерный, входящий в состав судебного расследования спора.
Дуэль есть акт самовольного захвата судебной власти и права, частная и, в подавляющем большинстве случаев, незаконная инициатива.
3) Судебный поединок назначается судебной властью независимо от желания или нежелания истца или ответчика.
Дуэль же возникает исключительно по взаимной договоренности сторон, она не может быть назначена или санкционирована.
4) Судебный поединок не знает классовых различий, и люди благородного происхождения, и простолюдины могут быть призваны к нему. Более того, судьи могли назначить поединок между человеком благородным и простолюдином.
Дуэль возможна только между равными представителями привилегированного класса (за исключением поздних дуэлей, проникнутых духом буржуазных революций).
5) Судебный поединок во многих случаях допускает участие наемных бойцов.
Дуэль категорически требует участия ее инициаторов и только в самом крайнем случае (оскорбление, нанесенное женщиной) - ближайшего родственника.
Таким образом, мы видим, что кроме внешнего сходства, дуэль не имеет с судебным поединком ничего общего. Если же руководствоваться только этим сходством, то можно запросто объявить предшественницей судебных боев античную гладиатуру, а наследницей дуэли - традицию вооруженных разборок нынешней братвы.
Однако, как мы уже замечали, дуэль возникла не на пустом месте. И ее истоки легко находятся в явлении, известном, как файда - междоусобная война. Эти внутригосударственные войны рыцарей будоражили всю Западную Европу, и никакие меры светских церковных властей долгое время не могли в полной мере пресечь их.
Легко убедиться, что внутренние основы файды практически те же, что и у дуэли. И в том, и в другом случае результат не доказывает правоту одной из сторон и не открывает неизвестную истину, и то, и другое возникает по инициативе и при участии феодала, не назначается и не санкционируется, в обоих случаях - это акт неповиновения центральной власти, претензия на независимость, суверенитет, право распоряжаться своей жизнью, наконец, это достояние привилегированного класса.
Военная энциклопедия приводит утверждение Коши: "Существенное различие между владельцем-сюзереном и подданным заключается в том, что подданные, как скоро возникал между ними юридический спор, должны были обращаться к властителю, который давал им правду, а сами властители разрешали спор с помощью оружия. Требовать правосудия у властительного лица значило признать себя подданным, а сделаться самому мстителем за обиду значило проявить независимость, властность".
Собственно, эта формула (и не только в случае обиды или юридического спора) и являлась моральным аргументом как файды, так и дуэли.
Различие же между дуэлью и частной войной мы находим в причинах и поводах. Причина дуэли почти всегда оскорбление или конфликт из-за женщины. Дополнительных поводов уже не требовалось. Причина файды, как правило, территориальные или материальные претензии к соседу, которые могли скрываться под благородными поводами.
В общем же, дуэль - это и есть файда, но в миниатюре, один на один. Эта миниатюризация произошла на рубеже XIV-XV вв., когда истощенная монархия смогла все же, опираясь на поддержку нижних сословий подавить своеволие рапоясавшихся рыцарей. Частные войны в условиях усилившейся власти стали невозможны. И феодалы, всегда отличавшиеся острым чувством собственного достоинства, привыкшие к независимости и безнаказанности, продолжали "проявлять властность" и наперекор королевским эдиктам решали свои споры самовольно с помощью оружия. Но теперь уже один на один.
Наверх
 
 
IP записан
 
Мори
Экс-Участник


Re: О происхождении дуэли
Ответ #1 - 07.12.2004 :: 15:09:42
 
Пользительная статья Круглые глаза
Наверх
 
 
IP записан