Тэсса НайриИменно о третьем. Из предыдущих я читала только самый первый.
Понравился стиль книги, такого я еще не встречала, еще понравилось то, что персонажи "Сильмариллиона" в ЧКА как бы ожили ( не люблю я эпос, сложно по нему судить о личностях героев )
Рина Цитата:Книга о борьбе с превосходящими силами; но все больше внимания уделяется именно описанию безнадежности.
И мне это не понравилось. И дело не в том, что лично мне такие описания страданий не нравятся, а в том, что описание этих страданий имеют смысл только в том случае, когда страдалец в конце концов побеждает. В тексте я этого не уловила, как ни пыталась. Другие улавливают, но мне с ними не сравнится в умственном плане, видимо.
Цитата:Еще один момент в аксиоматике ЧКА-3, который не вызывает у меня внутреннего согласия - это потеря творческих способностей эльфами в случае убийства сородича. Причем не просто шоковая реакция новобранца, а описанный шок на уровне "тонкого восприятия мира", "прореха в мироздании".
Приписывается такая бага всем эльфам, а не только Эллери Ахэ. В битве им становится дурно, Маэдрос режет телери и страдает безмерно, страдает... и так 15 раз, прямо по анекдоту. Почему я в нее не верю?
Мне это вообще кажется ляпом. Люди в ЧКА, хоть и уступают эльфам, но все же ощущают мир сильнее, чем мы с вами. Насколько сильнее-вот вопрос, но это не главное. Главное - ощущения эльфов при убийстве. Посланники Мелкьора, что пришли к феанорингам договариваться о переговорах, были людьми, но это не помешало Маэдросу отдать приказ их казнить. Противоречие, на мой взгляд. А ведь смерти людей тоже должны были вызывать эти "прорехи в мироздании", пусть и не такие, какие вызывает смерть эльфа, но все же. А тут получается, что эльфов ЧКА сдерживает от совершения убийства фактически угроза наказания. ???
А творческие способности - слишком мало описанно случаев этой самой потери, ИМХО.
По поводу телери: странна их реакция на первое убийство, совершенное Феанором. Если убийство - это так ужасно, и всем эльфам, находящимся в радиусе 50-ти метров (допустим ), становится невыносимо плохо, то почему они не попадали в обморок в невыносимом ужасе, а кинулись вязать Феанора, и остановились только когда, когда он убил, вместе с Маэдросом, еще около пятнадцами эльфов?
И еще нападение на Дориат. В Альквалондэ, допустим, погибло не более двадцами эльфов, но в Дориате-то жило гораздо больше, и там-то уж точно была вполне себе битва, а не несчастный случай. И если Маэдрос защищал отца, то воины феанорингов знали, на что шли, когда готовилось нападение на Дориат. Никаких случайностей там уже не было, равно как и одержимости ( Феанор ведь был в некотором роде одержим, потому что Эру его выбрал для исполнения Замысла, но его сыновей это не касалось, а даже если бы и касалось - ну как они могли повлиять на все свои войска так, как влиял на них Феанор?)
Цитата:Или все-таки научились после первой же "обратки" ставить аванирэ на время битвы? Но тогда не было бы никаких массовых эльфийских страданий: врага достаточно зачислить в не-свои, чтобы никаких нравственных угрызений не испытывать.
А они и зачисляли, видимо ( это если рассматривать ЧКА с "исторической" точки зрения ). И аванирэ тоже ставили, думаю. Книги у меня на руках нет, но в ходе аналогичного обсуждения на ВВВ-Доске мне вспомнились Эол, зарезавший орка так, как будто это не живое существо а скотиан на боней, и то, как обошелся с воинами Аст Ахэ Маэдрос. Да и потом, тонкость восприятия мира не мешала Высоким эльфам посылать вперед себя эдайн во время военных столкновений.
В общем, у меня сложилось впечатление что эльфу из ЧКА убить разумное существо несравнимо легче, чем обыкновенному человеку с нашей планеты.