Dangen RPG Games Форум Север и Запад Рамотский форум Плато холодного ветра Венец Поэзии
Тэсса Найри Север и Запад После Пламени Новости Стихи Проза Юмор Публицистика Авторы Галерея
Портал ВЕНЕЦ   Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
  ГлавнаяСправкаПоискВходРегистрация  
 
Суровое полотно историй.Сказки Натальи Михайловой. (Прочитано 3282 раз)
Lemur
Смотритель
*****
Вне Форума


Я люблю этот Форум!

Сообщений: 97
Суровое полотно историй.Сказки Натальи Михайловой.
24.04.2005 :: 08:06:45
 
Прочитаны последние страницы авторского сборника Наталья Михайловой (Хугларо) и небольшую книгу в переплете “под суровое полотно” берешь с несколько иным чувством, чем в начале своего читательского знакомства.
Сборник опубликован издательством, выпускающим учебную и методическую литературу; и это вполне объяснимо – автор филолог, педагог по образованию (и призванию, заметим, тоже).
С одной стороны, все вполне традиционно. Сначала “История Дмитрия Ельского, которому счастье служило”, народный фольклор, трогательная и благодарная история жизни очарованного странника начала ХХ столетия; “Оловянное царство” из эпохи Великого княжества Московского, дань городу, в котором теперь она живет и “Зачарованный кабачок”, отражающий искренне и глубокое увлечение автора всем богатством  западноевропейской культуры.  Рассказы ее увлекательны, легко запоминаются и изящны по своему изложению. Но сказки эти совсем не так просты, как может показаться на первый, неискушенный взгляд.
Всегда следует очень осторожно относиться к понятию “мужицкого счастья”, “удачи” и “судьбы”. Кто-то понимает “добро” в смысле “у меня много добра: дача-машина-шуба” и меряет удачу этим пониманием слова. У кого-то это – “лад”, кипящая в руках работа; “коси, коса, пока роса”. Кто-то толкует все это как возможность пролететь над бездной погибели; “есть упоение в бою”. Кто-то  – как возможность раствориться в чем-то большем, чем он сам: работе, любви, творчестве, свободе воли.
В повествовании о “странном человеке” Ельском мы встречаемся со всеми пониманиями этого слова. 
Сам же он странный, странный тип, разгадке которого посвящал силы и время весь цвет русской литературы: от Грибоедова до Шукшина включительно.
Это очарованная душа, правдолюбец и правдоискатель, шутник в печали, философ в радости, верный, добрый и человечный ; странником, безвестным, приходит он в этот мир, не ведая родства  и корней; странником, не привязанным к жизни стопудовым “добром” он и уходит, милосердно избавленный беспамятством  от позорной смерти.
“Мир ловил меня, но не поймал”(Г.Сковорода). Это все, что у нас помнится об этом философе. Один росчерк. Один афоризм, переживающий уже третье столетие.
Дмитрий Ельской, также как и Сковорода,  тоже остался  – единственным.
Самыми острыми чувствами после прочтения повести можно считать  жуткий протест против туповатой действительности и сопереживание герою. Да черт возьми, чего он добивался? Работать и получать сходные деньги за труд, тем более он сам по себе был кроток и непривередлив? Любить и быть любимым? Играть потешные игры дял детей по большей части? Не желал способствать расстрелам и убийствам? Хотел работать в кузне, а потом учить детишек тому, что знал? Дружить с тем, кем хочется?
“Счастливая” же судьба, щедро одаряя мелким издевательским везением, просто поставила целью вытравить в Дмитрии все человеческое.
Будучи вполне добропорядным селянином, в юности он был брошен в тюрьму как бродяга: ну какие могли быть документы у подростка, привеченного дьячком из жалости?  Его единственный друг умер от чахотки; он даже не смог оставить по себе какую-никакую память. Женщины побаивались Дмитрия, не желая впасть в еще большую “недолю”. За проявление жалости к пленному, который ничего ему лично не сделал, его отправили в штрафные роты. В селе он поссорился с работодателем и священником.  Принял мученическую смерть и не удостоился  даже места на кладбище.
Несоответсвие между вызовом оловянной действительности и вполне человеческим желаниям не может не поражать.
Почему за это надо карать по всей строгости закона? Если Ельскому и суждено было бы быть, то почему ему не быть иначе как говорящим орудием, тем более он ничем таким себя не ощущал?
Мир (во всех смыслах слова) боялся его; Ельский, как Августин Блаженный, дружил с животным миром, тонко чувствовал природу, людей, искусство, был художественной натурой.
Такие люди обладают непонятным.  Магией. От таких – подальше; не жди от них добра.
В общем, не наш это человек.
Безусловно, собрать все книги бы да сжечь – руки чешутся у многих и довольно давно.
Но в  современной действительности препятствий этому куда больше, чем во времена Ельского.
И все же - берегитесь, господа. Вот взять, например, государей московских. Безусловно, уж  их-то  возможности куда как превосходили потенции пана Дэмбицкого – попросту сгребли все беспокойные и никчемные домбры да гусли  да и предали очистительному пламени.
А вот это особенно опасно. Для самих досточтимых правителей.
Извести физически, оттеснить на обочину жизни скоморохов им вполне по силам.
Но не по силам еще ни одному самому могучему правителю справиться с творческим духом.
Он будет напомианть о себе – сводами соборов, настенной росписью, утварью и одеждой.
Ну не станут же они носить что попало. И подставят себя сами.
"Никаким ароматам Аравии" не свести этой крови с властных рук.
Он не даст о себе забыть – мошенничеством, уловками и враньем изгнаннных; им-то уж точно нечего теперь терять.
Он изначально угоден богу – может развеять болотных бесов, может заставить поверить в невозможное, может явиться “нестоящему” и спасти обреченного.
(По настоящему есть высшая логика в радости по одному раскаявшемуся грешнику и ниспослании благодати "кому не надо": явственный призыв "праведным",замкнувшимся в ханжестве, тщатльнЕЕ надо, внимательнее даже к недостойным внимания.)
И тогда лихая божба жонглера угоднее самых благочестивых молитв и закроется зачарованный кабачокь для мира извне.
И будут тогда три часа как три дня. Три дня – как три недели.А три недели – как три года.
А за три года многое может случится.
Гору угрожающему: оловянное царство опасно прежде всего для его хоязяев.
Несмотря на внешне скудные силы сопротивления. Ведь бог с бросившими вызов.
Наверх
 
 
IP записан
 
Lemur
Смотритель
*****
Вне Форума


Я люблю этот Форум!

Сообщений: 97
Re: Суровое полотно историй.Сказки Натальи Михайло
Ответ #1 - 24.04.2005 :: 10:46:09
 
Этого уже не получится.
Выйдет несколько больше. Улыбка
Так ли уж необходима власть над ВСЕМ миром?
Там разное бывает. Подмигивание
Наверх
 
 
IP записан
 
Тэсса Найри
Админ
*****
Вне Форума



Сообщений: 1293
Пол: female
Re: Суровое полотно историй.Сказки Натальи Михайло
Ответ #2 - 25.04.2005 :: 05:59:27
 
Смотря над каким миром...  Улыбка
Наверх
 

"Ешь мясо! Или живность зря сгубили?"(с) Ольга Арефьева
WWW WWW  
IP записан
 
Тэсса Найри
Админ
*****
Вне Форума



Сообщений: 1293
Пол: female
Re: Суровое полотно историй.Сказки Натальи Михайло
Ответ #3 - 25.04.2005 :: 12:45:53
 
Скорее уж честолюбца.  Круглые глаза Вот если бы там было что-то вроде "получить власть над миром, чтобы без помех отрывать мухам крылышки", тогда - да, был бы злодей.  Улыбка
Наверх
 

"Ешь мясо! Или живность зря сгубили?"(с) Ольга Арефьева
WWW WWW  
IP записан
 
Lemur
Смотритель
*****
Вне Форума


Я люблю этот Форум!

Сообщений: 97
Re: Суровое полотно историй.Сказки Натальи Михайло
Ответ #4 - 18.07.2005 :: 09:02:11
 
Иногда даже в специфических произведениях бывают такие, ззнаете ли, иргы богемского стекла6
"Добро обязательно победит зло, поставит  на колени и зверски убьет. "(сер."День рождения Буржуя")
Наверх
 
 
IP записан