YaBB Administrator
|
Мори:
Сравнительный анализ
Замечание публикатора: копирайт Альвдис. Идеи ее, но ей записывать всё это некогда, посему должность Эккермана взял на себя я.
Есть один человек (не-человек, но речь не о том), который сначала пишет одну вещь с одним соавтором, а потом другую – с другим. Возникает невольный вопрос, ЗАЧЕМ такому плодовитому автору, как Альвдис, непременно нужен соавтор? Ответ, ИМХО: чтобы ярче выявить сущностные качества мира. Творимого или описываемого – на вкус каждого читателя. Лично я считаю, что описываемого. Ну, верю я в реальность мира ПП, сам был, сам почти всё видел и даже скоро в реальность Бадах уверую!
Что такое пара «Альвдис – Рандир»? Сколь я знаю, идеологическая основа Зв.С, так отличающегося от Эанариона – именно его. По словам Альвдис, над сюжетикой работали они вместе. Текст на 99,9% написан ею. То есть – такие вполне олдевские Конь и Всадник. Конь, есснно, Альвдис. Пару «Альвдис – Тэсса» так запросто не определишь. Идея ПП (поправьте, если ошибаюсь) – Альвдис, сюжет поровну (меня просто «подшили к делу»), текст – тоже примерно поровну. На Коня и Всадника это не делится… Или в ответе получаются два Кентавра.
С авторами ясно, теперь перейдем к текстам. Формальный признак – временнОй охват. В Зв.С. – это более четырех Эпох, плюс кусочек Пятой, плюс Дагор Дагорат, плюс выход на Новую Арду. Сюжет во времени фактически открыт. Причем в нескольких точках. То есть создание максимально большой картины мира, и то вся в текст не влезла. В ПП – прямо наоборот: резкое суживание рамок. Даже не вся Первая Эпоха. Ах да, кусочек Предначальной (первый том). Собственной апокрифичной фактографии очень мало. Единственной линией, не закрытой в сюжете, является Бадах (*от Мори лично: не было ее! Не было!!! Наверное…). То же и с персонажами. Зв.С. – это куча не-Сильмовских, начиная с Альвдис Кроткой и ее детей. Если быть точным, _начинается_ это с Хисиэ и Нисиломэ. Причем рассказ идет не столько о Профессорских героях, сколько именно о звездносильмовских. Из Профессорских, активно действующих, я навскидку назову только Оромэ, Ниэнну, Феанора, Келегорма… и всё. На четырехтомный фолиант. ПП – гм, не-Профессорский там я один. Из главных, я разумею. (Надеюсь, мне не дадут по шапке за эту наглость?) Четверка главных героев – Феанор, Мелькор, Маэдрос, Саурон – не просто Профессорские. Там почти ничего сверх Сильма им не приписано. Ну, кроме валинорской дружбы Феанора и Мелькора.
Итого: Зв.С. – это РАСШИРЕНИЕ мира Толкиена, ПП – УГЛУБЛЕНИЕ оного. Событийность Зв.С. versus психологизм ПП.
Теперь дальше. Главная, да простится мне это слово, Тема. В Зв.С., как мне кажется, это – одоление невозможного. Арастэль не имеет никаких шансов стать женой Феанора – но становится. Финвэ и Келегорм обречены на одиночество – но появляется Келебринмайт. Оромэ должен вечно терзаться из-за убийства Перворожденных орков – но Арастэль его исцеляет. Клятва Феанора невыполнима – но есть Звездный Сильмарил. Курутано не может выбраться из Ангбанда – но съедает два батальона орков-лопухов и выходит. Келегорм после смерти обретает прежнюю чистоту духа. Рандирвен не гибнет в конце Первой Эпохи. Келебринмайт вместо смерти получает «майарский» чин. Курунир Великий становится Королем. Жертва короля Аннатара (кто не в курсе, это человек такой – в Четвертую Эпоху) не напрасна. Наконец, все они становятся почти новыми Валар; добавим, что жертвы Феанора в Дагор Дагорат тоже не напрасны. Могу подробнее, если надо. ПП – ППрямо ППротивоположен. Рассказ о неудачах, напрасных жертвах и заведомой обреченности любых усилий. Самой трагической фигурой признан… не Феанор и не Мелькор, а Саурон. Бедолага, он из кожи лезет вон, чтобы служить Мелькору вопреки самому Мелькору – когда он решается на радикальнейший из шагов (убийство Феанора), то это происходит именно тогда, когда живой Феанор был бы несчатному Саурону в тыщу раз полезнее Феанора мертвого! Кстати, зеркалом Саурона является Маэдрос. Проблемы ровно те же, финал не лучше. Итог романа – Феанор и *me, многогрешный мертвы, а той жизни, которая осталась Мелькору, Маэдросу и Саурону и я врагу не пожелаю. При этом ПП отнюдь не производит впечатления пессимистической книги. Почему? И вот здесь мы выходим на, пожалуй, то единственное, что РОДНИТ эти два мира (или две книги, кому как больше…). При всей безуспешности любых усилий герои ПП проявляют наивысшую стойкость духа. Ангбанд может преподносить им любые гадости и делать самые «белые» вещи «черными», но вся главная пятерка никогда не позволяет себе пасть духом. Это впечатляет по самые уши. И та же стойкость духа является главной ценностью в Зв.С. Альвдис Кроткая за Феанором не «бегала», она любила и ничего не ждала. Да и кротость этой женщины лучше бы назвать стойкостью. В конце «Саги» король Аннатар решает, фактически, судьбу Арды тем, что просто хранит Звездный Сильмарил. Вопреки всему. Но герои Зв.С. будут вознаграждены за свою стойкость. Для героев ПП она – самоцель. Единственная цель, единственная опора бытия.
Если смотреть на сюжеты обеих книг с очень «птичьего» полета, то получается, что Зв.С. – это история борьбы с Системой и ПОБЕДЫ. Главный герой – конечно, Оромэ, шаг за шагом становящийся Отступником и получающий приговор как награду от… авторов. Опять же, Новая Арда творится Феанором со товарищи. Подробнее не буду, ибо тексты о Дагор Дагорат слишком стары, Альвдис их, вроде, собирается пересматривать. ПП – это хроника БЕЗУСПЕШНЫХ попыток борьбы с Системой. Система здесь – не Валар, упаси ЧКА! Система – Ангбанд. И этот Ангбанд, живой и прожорливый, съедает Феанора насмерть, а Мелькора – заживо. Может, я неправ, но я о датах думаю. Когда Альвдис и Рандир делали абрис сюжета Зв.С., им было 25-27, год 95-96. Один мир. Когда Альвдис и Тэсса смотрели мир ПП, им было 32-33. Год – нынешний и прошлый. Другой возраст, да и страна за окном – другая. В 96 году идеи освобождения от Системы вполне цвели. Сейчас? – ммм… Не ругайте меня за чрезмерную политичность, плиз.
И финал. Вместо финала будет краткий литературоведческий анализ названий книг. «Сага о Звездном Сильмариле». Сильмарил – сияет. Да рядом еще что-то Звездное. Ноу комментс. «После Пламени». Хорошо, когда ПОСЛЕ пламени остаются горячие угли, которые греют (еще можно мяс-со на них пожарить). Обычно остается зола и пепел. Тоже ноу тех же комментс.
Что общего между двумя книгами, кроме ИМЕН?!
|