Dangen RPG Games Форум Север и Запад Рамотский форум Плато холодного ветра Венец Поэзии
Тэсса Найри Север и Запад После Пламени Новости Стихи Проза Юмор Публицистика Авторы Галерея
Портал ВЕНЕЦ   Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
  ГлавнаяСправкаПоискВходРегистрация  
 
Московский киберпанк. (Прочитано 2037 раз)
Lemur
Смотритель
*****
Вне Форума


Я люблю этот Форум!

Сообщений: 97
Московский киберпанк.
14.07.2006 :: 14:58:22
 
Московский киберпанк.


Впервые настенные росписи на жилых и административных зданиях попали в объектив фотохудожников и корреспондентов во время выступлений французских студентов 1968г.
Суть выступлений, лозунги протестные и утверждающие могли вполне и позабыться за давностью лет, но образность, лаконизм и всплеск эмоций в  граффити благодаря работе фотохудожников обошел все влиятельные средства информации того времени.
Изучать рисунки  на городских стенах  стали в конце 1970-х гг., причем интерес возник совсем не искусствоведческий, а тоже криминальный, на волне расовых волнений среди подростков в США особенно. Обычно эти рисунки повествовали о подвигах уличных банд, состоящих из латиноамериканских и афроамериканских подростков

Можно соотнести начало появления  граффити с началом «великой депрессии» и расцвета этнического джазового искусства .На гарлемских снимках тех лет отчетливо видны достаточно выразительные надписи и символика.


С той поры так и повелось – где граффити, там почти явный знак напряжения, тайный язык, символ приближающейся беды. Надо сказать, что равнодушных  к нему нет – мнения разделяются от «опять черт знает что понаписали убирать кому и без того тошно» и заканчивая тревожным вниманием к изменениям в сюжетах и темах рисунка.
Вся западная сторона  печально известной демаркационной Берлинской стены, прекратившей свое существование в 1989 г., была испещрена выразительными рисунками на тему разделения наций, мира и войны, порыва к объединению разъединенного народа, свободы и демократии. Кстати, стена памяти Цоя на Арбате появилась почти накануне событий 19-21 августа 1991г. Вот и говори потом о совпадениях.
И очевидны притязания  лидеров военизированных группировок или стран в прифронтовом состоянии, дающих интервью и позирующих фотохудожникам и операторам  на фоне самодеятельных настенных росписей, которым может позавидовать иной музей примитивного искусства.
А последние лет десять в сюжетах «наскальных» росписей все чаще встречаются адреса сайтов и прочие интернет-мотивы. Поневоле вспомнишь Уильяма Гибсона и тревожно-неуютный мир Джонни-Мнемоника и. Может быть мы, сами того не замечая, уже шагнули в него? 

Как это бывало раньше.

Уличная роспись в России  тоже вполне себе явление традиционное. Не так давно в Софии Киевской в ходе реставрационных работ были обнаружены первые отечественные граффити, причем содержащие бранную лексику. Следует отметить, что изначально некие выражения, считающиеся у нас крайне непристойными, у славян были своего рода военной хитростью, призванной «охолонуть» пыл поединщика – возможно, перед дуэлянтом стоит его вероятный папаша. Точно также «то, что на заборах написано» могло охранить жилище славянина, древнего и не очень, от вторжения  совсем нежеланного гостя; и в прямом, и в мистическом смыслах  этого слова. Похожий охранительный маневр выполняют узорные, вышитые рукава, пояса и вороты рубах. Они не дают «скользнуть» внутрь нечистому духу и отводят завистливые, недоброжелательные взоры.
В России граффити развивалось своим чередом  – на стенах выцарапывалось то, что имело отношение по преимуществу к личной жизни. Но иногда так выражался накал политических страстей (это особенно было заметно в годы многочисленных революций) 1917-1920 гг. В военные годы граффити предупреждали об опасности обстрела; так в память о ленинградской блокаде и обстрелах города до сих пор бережно сохраняется надпись, сделанная защитниками города - «Эта сторона при обстреле опасна».


Музыка и футбол: драйв и  свободный адреналин.

По-настоящему граффити начинает обживать задворки российских городов к середине 1980-х годов, когда падение железного занавеса уже было исторически неминуемым. Начиналась эпоха расцвета отечественной рок-музыки и самое, наверное,  мощное знакомство c зарубежным искусством ХХ столетия, по преимуществу музыкальным. Да хотя бы потому, что восприятие музыки вполне доступно даже минимально подготовленному слушателю. А в ХХ столетии обращалась  к самому глубинному, изначальному в душе каждого. Объектом  творческой переработки стала музыкальная народная культура. Сама по себе она необыкновенно разнообразна - дворовые напевы рабочих окраин британских городов и «три аккорда» российских черемушек, французский шансон, околокарибские раста в Нидерландах, африканские, индийские, арабские, индокитайские ритмические влияния,  городские песни  времен российской индустриализации, заново переосмысленный фольклор обеих Америк . Они  оказали поистине титаническое  влияние на музыкальную культуру ХХ столетия. Ритмы и мелодии большого мира заставили ощутить «почву и судьбу» именно своего времени и места. Это время дало целую плеяду талантливых музыкантов, например, как Башлачев, Кинчев, Гребенщиков, Кормильцев.  Поддержка зрительской аудитории была мощна как никогда, что отразилось в исполинского размера символике на стенах стандартных домов в отдаленных районах, пакгаузах, трансформаторных будках, крепостных стенках гаражных товариществ, ограждениях железных дорог, складах ,стройках. (Это наиболее распространенные места росписей граффити.)
Причем это было делом достаточно рисковым. В  экстравагантным на общеобывательский вкус эстетике того же К.Кинчева хранителям респектабельности тех времен мерещилась проповедь чуть ли не фашизма. Поэтому, например, школьникам было легко поиметь серьезные неприятности, будучи пойманными за разрисовываниями стен символикой, например, «Алисы».
Нельзя сказать, чтобы до того рабочие площади граффитистов вовсе никем не обрабатывались. Приблизительно  с конца 1970-е гг. настенные росписи, иногда тоже преогромных размеров украшали задворки российских городов. Они отражали накал спортивной борьбы, а также границы расселения болельщиков определенных команд, вовсе не брезговавших ходить стенка на стенку, район на район.
У них была своя униформа – вязаные шапки цветов своей команды и длиннющие шарфы, Мне довелось наблюдать один такой, вязала его девица для своего поклонника, длина шарфа составила метра три, ширина в полметра.

Встречая новое время.

Футбол и рок-музыка поминаются не случайно. Это были два серьезных  фактора, подготовивших появление киберпанковских живописаний в Москве. Футбольные страсти в советское время были подчас практически единственным легальным способом непосредственного выражения бурных переживаний,. Удушающая атмосфера всеобщей подозрительности вовсе не располагала к проявлениям темперамента. А околофутбольное выражение эмоций могло оправдать нестандартность поведения ну хоть и бы и на время матчей и чемпионатов. И уж всяко ущерб от разрисованной стенки не мог равняться последствиям буйства ревущей орды фанатов
Музыка подготовила нас к восприятию миров иных даже в физиологическом плане, не говоря уже о всем остальном. Представляется доказанным факт, согласно которому систематическое прослушивание ритмически организованных и тонально выраженных мелодий способствует улучшению физической ориентации в мире, развитию пространственного воображения, логического мышления, умения комбинировать понятия и структурировать информацию. И действует вовсе не хуже традиционного пути – чтения художественной и научной литературы. Причем если чтение как процесс организованный и организующий, взывает к  сознательному началу в человеке путем осмысленных усилий,  то музыка, воздействуя на чувственное начало,  ничуть не хуже подготавливает  к восприятию миров иных, в том числе и вполне рукотворных.
Наверное, будет совсем уж некорректно выделять по времени – вот волна  музыкального влияния на граффити, вот волна влияния  киберпанка как расходного, подчас вульгаризированного  варианта стиля  «хай-тек». Но последствия искусственного замораживания за железным занавесом и крикливое увлечение обманчивой яркостью псевдообщественной жизнью, видимое в качестве «пробуждения гражданского общества» свою роль все-таки сыграли.

Интернет и граффити.

В памяти человечества  последние два десятилетия ХХ века останутся как время знакомства и активного освоения  искусственно созданных художественно -интеллектуальных пространств. Процессы хранения, переработки, распространения информации, компьютерные способы связи, программные продукты  породили очень специфическую среду обитания; дисплеем». Его называют «виртуальным пространством.» Оно образовано реальностью, созданной и существующей благодаря интеллектуальным усилиям ее создателей. “Виртуальность” (virtualis, лат.): это обладание творческой силой, своего рода внешнее проявление вышней воли в человеческой духовной, интеллектуальной, творческой и повседневной практике.
По-разному датируется время появления самого термина.
Западные культурные традиции датируют внедрение  понятия «виртуальной реальности» началом 1980-х. Для  России же начальным годом знакомства с «киберкультурой» можно считать 1989 год. Именно тогда был когда был зарегистрирован первый домен в зоне.su.
Интересно, что почти сразу же поля виртуальных пространств стали обживать художественно. Первым культовым произведением про виртуальную реальность можно считать роман У.Гибсона  «Нейромантик»(1982) - сага об отставном киберковбое, хакере и не очень чистом на руку дельце, с головокружительными приключениями в мегаполисах. Именно «Нейромантик» породил, а вернее сказать, спровоцировал эстетику стиля «высоких технологий», или «хай-тека». Надлом личности и  сама насмешка над драматизацией этого надлома, намеренная гиперболизация собственных  переживаний,  утрата самоопределения и  поиск своего места в максимально технифицированном  пространстве, само нисхождение стиля от «высоких технологий» к миру «бедного Евгения», маленького человека, вызвало на божий свет стиль «киберпанк». В обобщенном виде он воплотил основные черты «хай-тека». Он сочетает в себе черты многих авангардных стилей, созданным «альтернативным» искусством минувшего столетия. Так же как и «хай-тек», апеллирует  и к наивному, народному, примитивному искусству стран, еще не покорившихся стальному ходу научно-технического прогресса. Он иронически утрирует объекты изображения, придает им обобщенные формы, по преимуществу кубистические. Краски его отличаются технологичностью. Либо это совсем тусклые, неопределенные тона, либо откровенно кислотные оттенки.
При этом специфика именно киберпанковского стиля в граффити такова, что помимо лозунгов и  ряда визуальных изображений, он также представляет, или даже сказать, продвигает, вольно или невольно, скрыто или открыто программные продукты и сайты Всемирной паутины.
Итак, кто априорно, будет и может пропагандировать свои услуги и продукты?

Таланты и поклонники: художники и его почитатели.

Следует сказать сразу, что чаще всего художниками граффитистами становились те, кого стоит именовать маргиналами общества ,Их еще перестроечные комсомольские работники именовали  «неформалами». Именно маргиналы особенно остро ощущали и недвусмысленно  выражали чаяния , надежды и разочарования эпохи в самом историческом смысле слова.
Прежде всего, как ловила милиция за это занятие, так, видимо, и будет ловить.  И возможность задержания  живописца смущать не должна бы. Потом, он должен уметь ярко при достаточно скудных художественных средствах выразить свою позицию, иногда серьезно расходящуюся с официальной версией. Тут тоже многое зависит от умения договориться. Далее, художественные  навыки должны быть специфичны: работать приходится всей кистью руки, распыляя краски из баллончика и надо покрыть выразительным рисунком большое количество полезной площади.
Тематика граффити была разнообразна и менялась, как меняется погода или исторический период времени. Противостояние парламента и президента в 1993г., оружейная пальба по дому правительства, начало военного чеченского противостояния, бесконечные и не сильно что-то меняющие выборы – все находило свой достаточно оживленный отклик. Причем лозунги были вполне резки и нелицеприятны – а что делать, глас народа, шершавый язык плаката.
(Любопытна и примечательна перекличка при этом западной и восточной традиции «мнения народного». Если на Востоке, традиционно почитающегося как общество иерархическое и забюрократизированное до крайности, повесить бумажку-дацзыбао с прошением или эмоционально окрашенной жалобой можно едва ли не в центре Пекина, то на просвещенном Западе такие росписи удел мест опасных , но хорошенечко видных народу с солидных расстояний да большими буквами. Вот и говори после этого…)
Также можно предположить, что это как минимум нестандартно мыслящий владелец интеллектуального продукта, заинтересованного в пользователях себе подобных – чего не бывает, но крайне сложно вообразить себе обывателя, заскакивающего на сайт адрес, которого он прочитал на железнодорожном мосту, пакгаузе, стройке, складе и увиденного из окна железнодорожного вагона. С большой вероятностью стоит предположить, что городские окраины входят если не в  места возможного проживания, то в число мест помещаемых как минимум регулярно. Наверняка это молодой человек, поскольку сама броскость слогана, требует свежести восприятия. А нанесение самой картины на стену – немалых физических усилий со стороны граффитиста: величина площади нанесения, размеры картины и труднодоступность почти альпинистская требуют неплохого здоровья и почти идеальной физической формы. Скорее всего творец еще не нащупал себе пути в область рекламного бизнеса и не получил достаточного признания, чтобы его приглашали занять рекламные площади. Впрочем, возможно, и художник еще не стяжал себе подлинной  славы художника-монументалиста. Далее, своеобразное эстетическое решение художественной задачи требует именно понимания современного языка молодежи мегаполиса, умения идентифицироваться с той социальной группой, к которой взывает данное произведение.  Таким образом, даже поверхностный взгляд на социального заказчика может предположительно говорить о целой череде совпадений, если не о полной конгруэнтности незримого заказчика, создателя и потребителя оригинального интеллектуального продукта в стиле «киберпанк».
Итак, пройдемся по сайтам, которые продвигают столь оригинальным образом.

С головы на ноги: теперешнее положение дел.

При обращении к отечественным  и зарубежным ресурсам Интернета относительно граффити нас могут постигнуть довольно интересные открытия. Ну как вам,например, новостишка, что мы обитаем в стране, где проводятся фестивали граффитистов как российского, так и международного уровня? Например, 30 июня – 1июля проходил Первый московский фестиваль граффити проходил 30 июня -1 июля  и целью своей имел, как сказано в пресс-релизе «изменить взгляд на граффити, раскрыть его художественную составляющую, показать возможности граффити как современного городского искусства». Ну,Первый это слегка передержка, в апреле месяце 2006г. уже в третий раз состоялся «Граффити Винзавод», на котором около 20 художников граффитистов представляли свои работы. Вполне легально им был отдан на роспись остов сгоревшего вермутного цеха  Предполагается, что именно на этой территории будут расположены арт-галереи и офисы дизайнерских компаний.
В Петербурге 28-30 июня  2006 события пройдет уже международный фестиваль Meeting of Styles, проходящий регулярно с 1990 г. в Майнце. Его перенесли в Питер из-за несогласия с белорусскими властями в Гомеле .
Более того, конкурсы граффити это составная часть конкурсов типа Snickers GURU Clan, проходившей 11 марта 2006г.  в Москве, во Всероссийском выставочном Центре (экс ВДНХ), около 57 павильона, который обыкновенно используется для проведения культурных мероприятий и выставок. Граффити входило в число командных соревнований, которые включали в себя скейтбординг в двух экстремальных стилях, танцы в стиле хип-хоп и брейк-данс (http://www.streetlife.ru/ ; http://www.sgk.ru/about/) . Тут же представлялась одежда в соответственном стиле.
Любопытно, что для проведения  этих фестивалей отводились и отводятся места совсем не на периферии художественного пространства крупных российских мегаполисов.
Выпускаются журналы. Из двух российских иллюстрированных изданий, упоминаемых на международном сайте граффитистов( о сайте будет рассказано ниже), удалось обнаружить один журнал вполне себе процветающий – “Code Red” magazine ( http //:www.coderedmag.com), на русском языке, это сдвоенный, 2/3 номер за 2006. Первый вышел еще в 2005 г, без датировки начала издания, а жаль. Всплошь иллюстрированный – а  на 90% сайты и состоящий из картинок и содержащий краткий отчет по поездке в Нью-Йорк и встрече с зарубежными коллегами. Цена второго номера журнала достаточно солидная – 300 рублей, но, видимо, он и предназначен для ценителей этого жанра. Распространяется он в рамках проекта О.Г.И., в книжных магазинах «Билингва» и «Панглосс».
И следует сказать даже большее – этот жанр вполне себе является объектом коллекционирования. В сентябре 2004 г. в Музее Архитектуры им.Б.В.Щусева. состоялась выставка «Графомания» коллекционера граффити Ильи Викторова (http://9-04.newspo.ru/news/culture/23943.html).
Сам он говорит о том, что это искусство в нашем городе находится в стадии зарождения ,  на данный момент фактически преодолевает свою зависимость от западных аналогов и  отмечено некоторой узкотусовочной  закрытостью, когда непосвященным представляется сложно на сегодня определить содержание граффити, стиль сообщения, школу и авторскую принадлежность рисунка. Хотя, по его собственному признанию, даже территориально это искусство перестало быть песней городских окраин, свободно встречается даже в центре Москвы.
Всегда представляется очень полезным посмотреть, только ли граффити  в традиционном смысле слова заняты увлеченные этим жанром, на какие музыкальные стили ориентирован и отражается, и как именно в зарубежных сетевых источниках.
Заняты ли граффитисты только расписыванием стенок? Разумеется, нет. Например, здесь - http://graffiti.hobby.ru/index.htm - они вполне себе разрабатывают идеи и прорисовывают каталог для американских производителей одежды LA DUB. По итогам скетч-контеста на презентации в клубе «Культ» его победители получили бонусы от фирм модной одежды Ustyles, Rossignol, Lmarmy и Sir Benny Miles. На заказ вполне открыто работают граффитисты группы «Мозг», которые имеют опыт оформления кафе, клуба и сайтов.
По преимуществу эстетически художники связаны со стилями хип-хоп, рэп и брейк-данс. Во всяком случае отсылки на эту музыку идут постоянно, в источниках он-лайн или архивах.
Было очень приятно обнаружить ссылки на отечественные ресурсы  на сайте виртуальной галереи искусства граффити Art Crimes (http://graffiti.org/index.html). Эта галерея рассказывает о граффити на всех континентах мира. Ресурс ведется с 1994г., много раз премировался и широко используется ведущими американскими журналами и газетами. Было приятно прочитать, что географически российские ресурсы были расположены среди европейских стран(http://graffiti.org/index/europe.html), что отдельно были выделены московские и питерские ресурсы. Из 8 московских ссылок  граффитистов  реально работало 5 (http://freezed.chat.ru; http://graffuty.hobby.ru, http://streetlife.ru; http://btk-legend.com; http://kgmcrew.ru ).Причем две последние команды  публикуют исключительно собственные рисунки, и информацию о себе так и не выложили на момент написания статьи. В именном указателе (http://graffiti.org/index/artists.html) упоминались петербургский граффитист Bas2 (http://www.basetwo.nm.ru) и московская художница  Lise ,иначе Bes.

Вообще общее впечатление какого-то подготовительного периода. Какие-то сайты на реконструкции, какие-то взломаны и закрыты хозяевами,  упоминаются  культовые фигуры о которых нет ни полсловечка в зарубежных источниках.
Рухнул сервер на boom.ru, не работает широко известный в народе www.sabotage.ru.
Судя по всему сказанному, настоящая правда в том, что это молодые художники, без пиара, без цензуры, периодически расписывающие стенки на заказ и в рамках конкурсов, и а иногда и нелегально, любящие современную городскую музыку низов: хип-хоп, рэп, брейк-данс, действительно требующих хороших физических данных.
У них маловато пока еще опыта и знаний, случаются проблемы и ошибки самого разнообразного характера. Хотя они и активны и сами стараются пропагандировать свою деятельность.
Сейчас с ними пытаются работать, приручить и сделать носителями мейнстрима молодежной моды. Иногда они  и сами берутся за заказы не связанные напрямую с росписью стен: оформление сайтов, помещений, разработке линии одежды.
Все это очень сходно с их западными коллегами – молодые художники, вдохновленные романтикой городских окраин, соответствующей музыкой и подростковым стилем одежды.
Но наши экстремальнее. Например, тот же сайт Art Crimes включает информацию, предупреждающую о серьезных опасностях, подстерегающих экстремалов, которые расписывают поезда электропоездов. Достаточно электрической искры, и дело может закончиться весьма печально. Приводят примеры из прошлого, когда даже обладающие опытом граффитисты  не справлялись с ситуацией,расписывая метрополитеновские поезда (http://graffiti.org/trains/index.trains.html). Авторы текста сожалеют, что предупреждения слабоваты, но вряд ли у них доходит дело до бомбинга едва ли не сразу после фестивалей. Бомбингом именуется роспись вагонов.
Итак, общие выводы. Граффити и граффитисты явление новое для Москвы в том виде, в каком они существуют. Это еще очень молодая субкультура, которую только начинают изучать и представители которой еще только пробуют свои художнические силы; стилистика их творчества неразрывно связана с киберпространством, спортом, музыкой, агрессивными городскими танцевальными стилями,  экстремальным образом жизни. Тем не менее, уже сейчас фактически за этим искусством наблюдают, пытаются вести ее хронику и фотолетопись, художники пропагандируют себя также – и похоже, по преимуществу – через Всемирную паутину. По стилю поведения и манере рисунка – они агрессивнее своих западных сомысленников. Но ими освоены еще далеко не все ниши субкультуры.
Они еще только начинают вписываться в это общество и общество начинает их ценить в качестве именно художников.
Бог знает, куда именно заведет уличное искусство судьба, но уже сейчас, в этот краткий период его существования в нем, как в зеркале отразились все заблуждения и озарения своего времени.



Что значит слово «мураль»? Слово это пришло из мексиканского диалекта испанского языка и прочно укоренилось в череде мировых искусствоведческих терминов и обозначает оно монументалистское изображение, стенную роспись  особо крупных размеров, эпическое по жанру и выполненное в манере и технике южноамериканских индейцев,  оформлявших похожими росписями  храмы и пирамиды. Выдающимися монументалистами были Д.А.Сикейрос и Д.Ривера. Выполнялось воскоподобными красками, которое сохраняли изображение в агрессивной городской среде и тропическом климате южноамериканских городов.
Наверх
 
 
IP записан