Mайк Скотт
|
Для затравки дискуссии - небольшое ненаучное исследование вида "30 первых попавшихся гуглю". Рифма - та, о которой уже идет дискуссия в одном из семинарских тредов.
=================================== 1) Я твой бред, легенда, небыль, Не костёр на берегу, Осветить ночное небо ... 2) Саперы редко смотрят в небо. Близки опасно быль и небыль... 3) Небо и вода, вода и небо. Спутать навсегда и быль, и небыль. 4) взлетаю в синеву. -Ну, здравствуй, Небо! Развенчаны тобою быль и небыль, ... 5) Небо. Птицами бъется небо Небыль. Вот уж какая небыль Где был? 6) Весна. В танце беспечном подтянуться за небо – Что там? Нежность безумия, вечная небыль Взлета. 7) Где сосны рвутся в небо, Где быль живет и небыль, (Умчи меня туда, лесной олень.) 8) По земле или в небо? Две минуты пути... Дальше в жизнь или в небыль? ... 9) Ещё с дождём бывает небо. А в сказках небо, для чудес, Есть небо светлое, как небыль. 10) Цвета черного жемчуга небо, Но рыжеет у края заря. Не поймешь уже быль или небыль ... 11) То ли быль то была, то ли небыль То ли счастье, то ли Беда Лишь в воде отражалось Небо ... 12) Мне улыбнулось глубоко кусочком небо Душа приветствует тепло как в сказке небыль. 13) Облаков разорванных небо. Осень близится не спеша. Пряный воздуха запах, небыль, ... 14) Ты подаришь мне небыль – сказку жить и любить. Ты подаришь мне небо ... 15) «Встали!» За дверью — лишь небо, Ветер и синяя небыль. 16) Под ногами блестит, Освещая усталое небо. Из-под облачных век Оно молча глядит На бездумную сладкую небыль ... 17) и открывается такая тишь и небыль,. что кажется, что это не земля,. а мягкое серебряное небо. 18) Ты - мое синее небо... Ласковый голос ночами, Ты - моя быль или небыль. ... 19) Даешь небо! Слов отточенный нож вонзай в грядущую небыль! (Маяковский, однако!) 20) Мы смотрели долго в небо Оказалось небо ниже Нам сказали — это небыль ... (Рада и Терновник) 21) так тихо, что слышно, как в правду вплетается небыль, и маленький остров, как лодка, отчалив от города, под парусом белым выходит в открытое небо. 22) Солнечное небо сказочной весны. Есть такая небыль У моей страны ... 23) Cиреневым цветом окрашено небо И степная трава, и молчанье погаснувших глаз, И бессилие слов, и надежд безотрадная небыль, ... 24) Белой смертью пахнет небо… Стены, крыши, окна, пламя… Вверх. Прыжок. Ногами в небыль, ... 25) Я стану смотреть на дышащее небо, Задумчивым взглядом, как быль или небыль. 26) Во тьме привидится нам небыль, Что пристяжные - крыльев пара, Что коренным несется в небо Сама зима в объятьях пара! 27) Улетают ноты, Улетают в небо. И не разобраться: Быль то или небыль. 28) Синее, синее, синее небо. Черные, черные, черные души. Горсть серебра - то ли быль, то ли небыль ... 29) И вот - гляжу, не различая быль и небыль, Что ныне истинней - ответить не берусь... И то ли Крестным Ходом Русь уходит в Небо, ... 30) и ты закрыв глаза захлопнешь небо я сам теперь как невидаль и небыль ... ===================================
Критерии отбора: последовательно по страницам гугля "на глазок" отбирались те экземпляры, где явно стихи и где искомое явно образует конечную рифму.
Общее количество найденных гуглем ссылок: 23 900 (разумеется, релевантны далеко не все, но даже если таких 10%, все равно впечатляет!)
Для сравнения: результат для "кровь-любовь" при аналогичных критериях поиска - 1 020 000. Т.е. коэффициэнт банальности для "небо-небыль" - 1/42 от "кровь-любовь"; результат для моей любимой барабашки "альт-асфальт" - 802 (коэфф. 1/1271), а для пушкинской "небесами-коврами"- 992 (1/1028 !)
===================================
Тезис, который я готов отстаивать перед уважаемыми оппонентами:
А для любых двух произвольно взятых слов русского языка (не служебных, а семантически значимых, т.е. номинативных) существует некоторое ограниченное количество (N) контекстов, в которых сопоставляемые слова порождают новый, оригинальный смысл.
А1 Когда число контекстов существенно превышает N, рифма становится банальной, а наиболее устойчивые контекстные связи между словами - паразитными.
А2 Паразитные связи (штампы) возникают в сознании у читателя независимо от желания и намерений автора, просто по факту употребления слов, составляющих банальную рифму, в рифменной позиции.
А3 Какой бы оригинальный, N+1 смысл ни умудрился породить автор, "наивно" (без учета паразитных связей) использующий банальную рифму, смысл этот будет существовать в сознании читателя вместе со смыслом паразитным, искажая тем самым восприятие не только отдельной строфы, но и всего текста в целом, оказывая существенное влияние на образный строй произведения в восприятии читателя.
А4 Банальная рифма в сравнении с любой другой рифмой обладает повышенной ожидаемостью и повышенной опознаваемостью.
А5 Банальная рифма воспринимается читателем легче, чем любая другая рифма (поскольку она не подвергает сознание читателя ни малейшим переменам).
А6 Банальная рифма может быть использована с выгодой для текста только в одном случае: когда контекст учитывает и паразитные смыслы наряду с уникально-авторским. Во всех остальных случаях банальная рифма вредна, потому что либо привносит в текст побочные (посторонние) смыслы, либо создает один из стандартных смыслов (штампов), исключая образование соответствующими единицами текста смысла оригинального и, следовательно, художественно ценного.
А7 Банальная рифма в ее "наивном" употреблении способствует восприятию текста как пародийного.
А8 Банальная рифма неизбежно является неотъемлемой и значимой частью культурного контекста соответствующего времени/места.
А9 В том случае, если рифма образована номинативным и служебным словом, пороговое "число N" увеличивается в разы. (Под "служебными" подразумеваются предлоги, союзы, частицы, некоторые наречия.)
А10 Для рифмы, образованной двумя служебными словами, "число N" стремится к бесконечности (с учетом ограниченности языка), но такая рифма неизбежно является семантически "пустой" и образует смысл, близкий к нулевому.
Дисклэймеры: все наговоренное, естественно, относится исключительно и только к авторской поэзии "европейского" письменного типа. Ни в коем случае не применять к текстам неавторского или устного типа (традиционным). Ограниченно применимо к "городскому фольклору". Не давать детям младше 13 лет.
|