Цитата:Колыбельная же...она должна - успокоить...
Извините, откуда такая странная идея, не из советской ли мультипликации? Помнится мне, было там что-то про "ночь идет большая" и прочие "звездные медведи" - отличная, кстати, песенка...
==============================
В своем анализе О.И. Капица выделяет песни-импровизации, песни другой социальной среды (из " барской " в крестьянскую). Определяются две группы: колыбельные песни "мира матери", в которых исследователь "рисует мир матери, ее настроения и переживания, это лирика материнства, и конечно, эти песни к детскому фольклору отнести нельзя, они представляют для нас интерес как поэзия, создавшаяся около ребенка" (Капица 1928, 38) и песни "мира ребенка" - "В них в центре внимания ребенок и весь окружающий его мир, по форме и содержанию эти песни примыкают к детскому фольклору" (Капица 1928, 42). В первую группу, как считает О.И. Капица, входят, например, сюжеты о неблагодарном сыне, пожелания богатства, песни с рекрутским контекстом, песни, в которых наказывают ребенка, смертные колыбельные песни. Вторая группа включает песни с героем котом, голубями, песни о подарках, песни - пугания. Вне данных групп стоят песни исторического содержания (о татарском иге) и книжного происхождения.
==============================
http://www.ruthenia.ru/folktee/CYBERSTOL/books/Golovin/vvedenie.htmlПрошу прощения за жуткий дизайн и некоторую поверхностность ссылаемого материала: сейчас, к сожалению, не могу дать более подробную выборку по теме, да и в теме понимаю ровно настолько, чтобы подивиться прочитанному в треде утверждению.
Кстати, колыбельные Ф.Г.Лорки тоже, говорят, очень показательны в смысле "успокоения". Вот еще один крайне колоритный (хотя и не совсем научного уровня ;)
материал
, если кому интересна тема.
В "Казачьей колыбельной" Лермонтова - которого вряд ли кто упрекнет в неумении компоновать "красивости" - помимо "месяца ясного" фигурирует еще и злой чечен с кинжалом. Это, наверно, Лермонтов был плохо образован и не знал, зачем нужны колыбельные... или не знала та казачка, чью песню он литературно обработал.
Так что, боюсь я, обсуждаемый текст если и колыбельная, то скорее вида "поэт поет другому поэту" или "поэт усыпляет сам себя" - вместе с той частью аудитории, которая подобного потока сладкоречивых штампов не выдерживает и может, действительно, предпочесть сон прослушиванию. Тоже вполне себе метод ;)
К сожалению (возможно, это субъективное сожаление) немалый процент стихов уважаемого автора, здесь представленных, демонстрирует те же свойства: любая мысль предельно обедняется по смыслу и украшается по форме, причем образы для "украшения" берутся то ли не задумываясь, где поближе и почаще, то ли специально подбираются штампованные, чтобы наверняка, и это "наверняка" то и дело переходит в скрытую тавтологию: "полночь темным плащом укрыла", "в серебряном лунном свете", "крадутся немые тени", "ледяные глаза цвета хмурого неба". Ну да, а то вдруг кто подумает, что у полночи плащ - светлый, лунный свет обычно фиолетовый, тень в норме травит анекдоты и сводки информбюро, а лед, по умолчанию, оранжевый... а вот так до каждого дойдет, особенно если читатель наивный.
Добавить к этому убойному приему предельно "легкую" и местами просто небрежную рифму, "высокую трагичность", возникающую наполовину из декларативности "стр-р-раданий" и на вторую половину - из крайней оных выхолощенности и сувенирности (у героя в тексте город горит, но "тьма развернула крылья", а герою "снится пламя" и "цветные осколки" - вовсе не едкий дым и паленые трупы людей и животных, а то ж некрасиво будет!), полить сверху соусом читательских восторгов - и картина получается, извините меня еще раз, малоутешительная.
В то же время, первый и третий из представленных на форуме стихов ясно показывают: автор еще как может иногда, а стало быть - вообще может. Видимо (это не более чем мое предположение, которое запросто может быть неверным) просто не хочет. КрасЯвости компоновать и пожинать аплодисменты, конечно, легче, коли уж навык так хорошо отработан.
Но ненаивному читателю обидно, да. Потому что такой поэзии и без того существуют горы, вагоны и тележки, а шанс узнать то уникальное, бесценное, о чем мог бы поведать данный автор - и никто другой! - опять и опять не реализуется.
И, еще раз прошу прощения, позволю себе ответить на обращенную не ко мне реплику:
Цитата:Вы заметили, что в строчке "будет сон твой тих, будет сон твой светел" вместо слова "светел" так и напрашивается "вечен"?
С таким же успехом: "весел" и "ясен" - первое по совпадению звучания, второе по логике штампа. И, полагаю, этими двумя дело не ограничивается: планируемый автором подтекст - из тех, что понятны только автору и, возможно, паре-тройке читателей, у которых с автором случайно совпадет субъективно-ассоциативный ряд, - поскольку текст (на уровне слов) названного подтекста не поддерживает ничем и никак с ним не связан.