Dangen RPG Games Форум Север и Запад Рамотский форум Плато холодного ветра Венец Поэзии
Тэсса Найри Север и Запад После Пламени Новости Стихи Проза Юмор Публицистика Авторы Галерея
Портал ВЕНЕЦ   Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
  ГлавнаяСправкаПоискВходРегистрация  
 
Голова профессора Шарикова (Прочитано 5225 раз)
PanchaDevi
Админ
*****
Вне Форума


Pancharaksa Devi

Сообщений: 1756
Пол: female
Голова профессора Шарикова
24.09.2010 :: 12:16:44
 
И снова прекрасное от Зины-Корзины:
______

http://zina-korzina.livejournal.com/416081.html

Голова профессора Шарикова: рациональное безумие Art Deco.



Многим знакомым дамам, да и мне, собственно, очень нравятся предвоенные, вернее - межвоенные годы. Мы все с удовольствием разглядываем линии Art Deco и скромные, но в то же время, роскошные женские наряды. Архитектура, дизайн эпохи - это вообще пир для глаз и для души. Если смотреть на картинки из журналов мод, то кажется, что это был изысканный и спокойный мир - мир элитных пляжей с загорелыми худышками, мир джаза, мир коктейлей и уверенных линий. Советские 1920/30-е - это время красного цвета и великого пафоса. Но это только кажется, что их предвоенный мир сильно отличается от нашего. Экономически, социально, визуально - да. Психологически - нет. Ибо во всём мире тогда ощущалась какая-то болезненная нервозность, какая-то недосказанность. Мир был как ребёнок, которому не дали довести до конца уличную драку, и он ушёл домой в предвушении завтрашней баталии.

Но! Вместе с тем, люди Art Deco панически боялись новой бойни. Они у себя в Европах создали светлый миф о богатой и пресыщенной эпохе, предшествовавшей 1914 году и провозгласили Belle Epoque в качестве земного рая, откуда человек оказался изгнан в окопы Первой Мировой. Советские люди, оставив в прошлом гнетущую темноту самодержавия, устремились...на построение другого самодержавия. Вместе с тем, в мире буквально витала идея разрушения, идея очередной войны. Можно это долго, нудно и правильно объяснять социально-экономическими причинами. Можно не менее нудно и не менее правильно говорить о столкновении интересов сверхдержав. А по-моему, на тот момент люди просто зашли в тупик (как вариант - сошли с ума) и не знали, куда им девать свои технические и научные возможности, куда направить своё желание подраться.

... ... ...  
Картины Тамары де Лемпики - самый лучший фон для эпохи.

Это были дети (или безумцы?), которых оставили наедине с опасными приборами... Но я сегодня не буду говорить о войне, потому что война - это следствие того рационального сумасшествия, которое сопровождало путь человека эпохи Art Deco. Тогда много и с удовольствием ставили опыты. Вспомним книжки Александра Беляева - детские, чудесные, наивные... А ведь ужас, как страшно. Там везде - трагедия человека, которому что-то такое пришили, приделали, из научного интереса отсекли всё лишнее. А в годы, когда всё это писалось, оживление отрубленной головы или там ещё какие научные штуки по скрещиванию и вживлению могли всерьёз обдумываться учёными. Создаётся впечатление, что ценность человеческой...даже не жизни, а души вообще ставилась под сомнение.

Фильм про Человека-Амфибию - просто яркая картинка к роману. А меня в детстве просто ужаснули эксперименты отца Ихтиандра: «Один уродец особенно поразил Кристо: большая, совершенно голая розовая собака. А на ее спине, словно вылезшая из собачьего тела, виднелась маленькая обезьянка - ее грудь, руки, голова. Собака подошла к Кристо и махнула хвостом». Это нормально? Отсюда до Йозефа Менгеле или Герды Оберхойзер - один шаг. Ведь и доктора-убийцы не были зверями по своей сути - они были обычными экспериментаторами своей эпохи, которым просто дали возможность работать с человеческим материалом... Не дали бы - они бы и кроликами обошлись.

... ... ...  
...В них завораживающая жуть.

...Вот все презирают Шарикова. Чуть что, все дружно принимаются цитировать Полиграфа Полиграфовича - ах, какая быдлятина, классика жанра. А чем он виноват? Тем, что оборзевший доктор решил стать немножко Богом? Скрестил собачку с Климом Чугункиным, а потом обиделся? Да, он думал о благе человека, но кому нужно такое благо? А другой доктор? Тоже умный и даже где-то порядочный. Открыл луч жизни. Пришёл товарищ Рокк, который решился накормить «пятью хлебами» весь Совдеп. Чем кончилось? Луч жизни, вместо кур вырастил каких-то динозавров. А если такой луч попал бы в руки Менгеле? С каким садистским удовольствием этот пытливый Базаров выращивал бы всякую холеру. А другой умелец, придуманный нашим Красным Графом? У того был уже луч смерти. Жуткое воспоминание детства - кинофрагмент из «Гиперболоида...», где человек буквально перепиливает химический завод. Человек вершит чужие судьбы, как ему нравится.

Вообще вся эта эпоха пронизана каким-то безумным богоборчеством, кощунством, а советское безбожие было только частью общей вакханалии. Человек посягал на тайны запретного. Таким образом, аристократичный Преображенский ничем не лучше профессора Керна, который терзал своего коллегу - Доуэля. В 1920-е в СССР велись опыты с мозгом (и даже по чтению/передаче мыслей на расстоянии), всерьёз обсуждались проблемы левитации, так что Ариэль всё того же Беляева - это детско-юношеский вариант всего этого безумия. Человек хотел научно зафиксировать и подчинить себе чудеса, вычитанные из сказок. Вот эта строчка про то, чтоб «сказку сделать былью...» - не словесная виньетка, а реальный посыл. Или «Продавец воздуха». Только в ту эпоху могла появиться идея о некоем предпринимателе, захотевшем лишить земной шар атмосферы, дабы потом выдавать её частями - за отдельную плату.

... ...
...В них - какая-то нездоровая красота.

...Учёные и фантасты межвоенной эпохи всерьёз задумывались над проблемами возвращения молодости и даже над тайнами бессмертия. А если человек будет бессмертен, то зачем ему Бог? Он уже не боится посмертного воздаяния за грехи, а райские кущи он может создать где угодно, хоть в районе Кузнецка: «Через четыре года здесь будет город-сад!» Конечно, долголетняя юность тела тогда трактовалась иначе, нежели теперь. Молодость нужна вовсе не за тем, чтобы в 60 лет тусовать в микро-юбке с гладкой мордой лица и...старческим сердцем. Молодым должно оставаться всё тело и главное - мозг. Не для супер-тусы, а для работы в режиме перпетуум-мобиле. Улучшенный человек с минимумом потребностей и с постоянным желанием созидать - вот он эталон.

Кстати, евгеника, которая стала запрещённой и совершенно некомильфотной после войны, в 1920-1930-е годы признавалась вполне себе наукой. Улучшение человеческого материала не считалось зазорным и преступным. Весь этот расовый отбор в Третьем Рейхе производился на глазах всего мира и никто особо не удивлялся. В той же Америке писалось, что стерилизация определённых видов людей просто необходима. Не по национальному признаку, а по социальному. Например, бродяг или уличных девиц. В СССР тоже шло деление на «чистых» и «нечистых», на товарищей пролетарского происхождения и дворяшек-поповичей-буржуйчиков. Происхождение ставилось во главу угла. Не воспитание, а именно - кровь. Даже дворянские бастарды, воспитанные, явно, не в дортуарах, тщательно скрывали своё преступное родство. Безумное, безумное время.

... ... ...
...Они просто ужасны!!! И очень привлекательны.

...Считается, что музыкальный фон этой эпохи - либо джаз, либо марши. На мой взгляд, это верхняя часть айсберга. Потому что и джаз, и марши - это попытка заглушить тревогу. Истинный звук Art Deco можно выразить только при помощи терменвокса, который впоследствии часто использовался в кино для фоновой музыки (например, в сценах подводной съёмки). В этом приборе заключена попытка скрестить алгебру - с гармонией, а физику - с лирикой. На терменвоксе можно играть даже классику (я слушала музыку XVIII века, где помимо терменвокса, были клавесин или виола). Можно Тартини или Вивальди, можно джаз. А можно - создать звук для полного выноса мозга. Я имела счастие быть на концерте музыки именно 1920-1930-х годов, написанной конкретно для терменвокса. Эта музыка всегда создаёт странное ощущение - она и завораживает, и пугает одновременно. Недаром её иногда называют «музыкой сфер».


Страшноватая, в общем, эпоха - предвкушение войны, жуткие опыты над человеком, чёткое деление на палачей и жертв, желание власти. А в журналах - всё прекрасно - завитки дамских причёсок, яркие рты, летящие линии силуэтов. И Вандербильдиха в мехах и бриллиантах смущает Эллочку Щукину. А в подвалах ужо кипят реторты и готовится адское блюдо. Такие вот роковые яйца профессора Доуэля...
Наверх
« Последняя редакция: 24.09.2010 :: 17:33:44 от PanchaDevi »  

-x-=+
WWW WWW 347060065  
IP записан
 
PanchaDevi
Админ
*****
Вне Форума


Pancharaksa Devi

Сообщений: 1756
Пол: female
Re: Голова профессора Шарикова
Ответ #1 - 25.09.2010 :: 17:16:51
 
Вот какая дискуссия по следам поста развернулась в ЖЖ между мной (sairon) и Элрингом (lexter):

lexter:

Мотивация вверх ногами перевернута, либо проигнорирована вовсе, исключения сделаны правилом, из которого выводится общий мотив. За Беляева и Булгакова - отдельно обидно, автор в прокрустовы рассуждения их помещает исключительно с помощью бензопилы и кувалды.
В общем, не согласен, но переубеждать автора смысла не вижу.

Ан нет, не я один такой, оказывается.
Откомментился там в хвосте.


sairon:

А я почему-то не увидела у автора никакого "антинаучного" наезда, напротив, особенно в сочетании с ее предыдущим постом, где Зина возмущалась статьей одной тетеньки:
"Эта статья - некое обращение к молодому поколению. С первых же строк женщина определяет свои приоритеты: Ты разный. Надеюсь только, что ты не рациональный. Мне почему-то кажется, что рациональные люди самые страшные. Нет, они все сделают правильно, точно и скрупулёзно, но они не то что не спасут и пройдут мимо. Нет, они переступят и не заметят. Эвона оно как! То бишь, если ты платишь налоги, делаешь дело и не выбегаешь из-за угла с загадочным воплем: «Ыыыы!» ты типа самый страшный. Вот честно скажу - для меня самый страшный человек - это тот, который боится рациональности. Потому что от такого фантазёра можно ожидать, чего угодно, вплоть до ножа в спину. Ну, просто настроение у него сегодня такое - захотелось поиграть в Цезаря и Брута."

Мотив: "Наука может все!" в те годы действительно цвел в полный рост (ну, по моим смутным альтернативно-историческим ощущениям), как будто вернулась эпоха Просвещения. "Рациональным сумасшествием" Зина называет не рациональность как таковую, а детское (=недозрелое)_обращение_ с плодами прогресса. Физическое развитие обгоняет психическое.


lexter:

Хм. Я не писал про "антинаучный наезд", вообще-то. Я писал про искажение фактов. И это искажение совершенно не зависит от того, что писала автор в прошлом посте - не Персиков, а Рокк запустил "красный луч" в использование, которое и привело к катастрофе. Доуэль оживлял голову мертвого человека и относился к ним, как к людям, а Керн, который делал это против их воли, явно прорисован отрицательным героем. Преображенский ставил эксперимент с целью попытки омоложения собаки, а не с целью "скрестить" пса с Климом Чугункиным.

Авторы, от Жюля Верна и до Беляева как раз и показывали, к чему приводит незрелое обращение с плодами прогресса - только Зина почему-то перевернула их идею с ног на голову и негативом облила как раз положительных героев, отрицательных вовсе забыв.
Напиши она, что Рокк выпустил опасную вещь из лаборатории - это было бы правдой, кто бы слово против сказал? Но она почему-то винит Персикова.

>1. Но он использовал изобретение Персикова.

Я согласен, что посыл "наука может все" - был. Но говорить, что он был начисто лишен этического компонента, и что от Преображенского один шаг до Менгеле - мягко говоря, некорректно.


sairon:

Неверную фактологию автор поправила. "Скрещивание" и тому подобное можно списать на художественное преувеличение ради красного словца (сама таким грешу и у других авторов прощаю). А с "от экспериментов по вивисекции до Менгеле один шаг" - очень соглашусь. Возможно, автор выбрала не совсем удачные примеры, на чем проиллюстрировать медитацию. Возьми она хотя бы "Остров доктора Моро". Ведь откровенно отрицательные типажи - все "безумцы-ученые" из 20-х 30-х (Чудовище Франкенштейна? Не помню дат, просто.), а положительного "чудака-изобретателя", по-моему, придумали позже.
Тут, вообще-то надо бы основательно порыться в архетипах. Наука одновременно и притягивала (можно все!), и пугала (а вдруг ученый-псих? Технология попадет в руки психа? Выйдет незнамо что?)

*чудака-изобретателя придумали позже

Или раньше, Жюль Верновские профессора годятся.


lexter:

Вот-вот, как раз у Жюля Верна, в его преклонении перед наукой, этот типаж ярко проявился, причем с обеих сторон.
Причем, у него ученый - это все-таки не только и не столько Шульце, сколько Сайрус Смит, т.е. несомненно этичный и добрый человек. Верн, как я понимаю, верил в науку, как в облагораживающее человека явление. Обрати внимание, и "Властелин мира", и "Пятьсот миллионов бегумы" заканчиваются одинково - плоды науки, используемой со злыми целями, или даже только с целью мщения (не однозначное зло) уничтожают своих создателей.
И у Беляева, в его "Властелине мира", развязка весьма похожа.

Кстати, в посте не упомянут еще один замечательный пример - Беляевский "Вечный хлеб". А ведь очень, очень показательный пример был бы. Тут тебе и ученый, и открытие, и угроза миру.. Только ученый выпустил изобретение на стадии эксперимента из _жалости_ к умирающему от голода человеку. А когда понял, какие осложнения возможны - сам прибежал к уже сытым людям, упрашивая вернуть, пока еще есть возможность остановить процесс. Не вернули. И когда угроза стала явной - кого убили, угадай с трех раз? Не очень помогает созданию картины бесчеловечных садистов в заляпанных кровью халатах, правда, мб потому и не упомянут.


lexter:

Ну да, "ради красного словца" мы превращаем эксперимент на собаке в эксперимент над человеком - нормальный подход, молодцы.) Мелочь, и правда, чего там.. Я такое авторам не прощаю - если смысл меняется значительно. А то такими темпами несложно назвать "гулящей" девушку за то, что она с будущим мужем до свадьбы целуется. Исключительно ради красного словца и усиления эффекта, конечно, без всякого стороннего замысла.

>Возьми она хотя бы "Остров доктора Моро".

Или укажи она на Рокка и Керна вместо Доуэля и Персикова.
Но она не взяла "Остров", и сама сказала, что "Таким образом, аристократичный Преображенский ничем не лучше профессора Керна". И аргументы, которыми она это утверждение подкрепляет, базируются как раз на таких невинных преувеличениях, "ради красного словца".
Потому что сказать, что Преображенский проводил опыты на собаке, и приравнять его к Керну, который издевался над головой Доуэля - нельзя, слишком заметна разница. И вот обмолвиться про "скрещивание" человека и собаки - уже совсем другое дело, уже автоматом подразумеваются эксперименты на людях - уже можно приравнять и достичь, видимо, цели поста - показать науку, лишенную этического основания вообще, как широкораспространенную и нормальную. Как же, ах, реторты дымятся и роковые яйца в подвале кипят!

Я это называю "подменять факты в угоду теории". И грош цена, с моей точки зрения, теории, которую _так_ подкрепляют фактами. Либо грош цена автору, который для своей теории не может подобрать реальных аргументов и вынужден их создавать на пустом месте - просто чтоб немного сгустить краски.


sairon:

"Подменять факты в угоду теории" - тут уже с твоей стороны художественное преувеличение Улыбка Наличие фактических ошибок - это еще не подмена фактов. _Выводы_ на этих конкретных ошибках НЕ основаны. Менгеле "вывелся" из голой розовой собаки с половиной обезьяны. И совершенно правильно сказано, что в книгах Беляева описывается _трагедия_ жертв эксперимента. "Создается впечатление, что..." - это корректная форма подачи частного мнения, которое можно оспорить, но необязательно.

Мне, вообще, нравятся зинины зарисовки, интересно преломляются имена-события-судьбы. Она же не исследование в "Вестник МГУ" сочиняет, в конце концов.


lexter:

Ну давай на эту конкретную цитату посмотрим в контексте.
>виднелась маленькая обезьянка - ее грудь, руки, голова. Собака подошла к Кристо и махнула хвостом». Это нормально? Отсюда до Йозефа Менгеле или Герды Оберхойзер - один шаг.

Видим вопрос - "Это нормально?" И дальше усиление эффекта с Менгеле. Я, как существо приземленное, вижу, что на этот вопрос есть два основных варианта ответа - да и нет.
Если нет, и речь о том, что эксперименты на животных ставить нелья - то убираем из жизни вакцины, нейрохирургию, трансплантацию, етс., и лечим оспу и пр. народными средствами с перспективой тотального вегетарианства (а то что, эксперименты нельзя, а есть можно?).

Если да, и это, как минимум, необходимое зло - то проводим все-таки границу между экспериментами над животными и экспериментами над людьми и старемся не плакать от того, что собаку или обезьянку запытали убийцы в белых халатах.

Дальше - "художественное преувеличение" с Чугункиным, "оборзевший профессор", предположение "А если такой луч попал бы в руки Менгеле? С каким садистским удовольствием этот пытливый Базаров выращивал бы всякую холеру" - почему именно красный луч и Менгеле, а не атомная бомба и Пол Пот? Риторика есть, а смысл за ней? Персиков виноват, что его красным лучом чудовищ выращивали, в этом мысль?
Гиперболоид инженера Гарина, в повести о котором ставится опять-таки вопрос о применении достижений науки незрелым обществом - дает вполне обратное мнению автора об описываемом периоде.
Люди _думали_ о том, как достижения науки отразятся на них и на окружающем мире, и опасались неэтичного применения науки, а не сливались в "вакханалии" и "кощунстве". Тот же Преображенский, подозреваю, меньше всего думал о том, как покощунственнее операцию провести.)

Впрочем, ладно. Дальнейший анализ малоэффективен, поскольку спускаться до субъективных оценок бессмысленно, а дальше у нас только субъективные оценки и есть. Оставим "оборзевшего профессора" на совести автора обсуждаемого поста, который вряд ли пренебрегает лекарствами - меня не просили его переучивать.) Хоть Персикова частично реабилитировали - и на том спасибо.)


sairon:

Оставим Улыбка
Про собакообезьянку чисто уточнить: а какой может быть высокий смысл в создании таких уродцев? Нейрохирургию-трансплантацию отработать? Но не полезней ли пришивать не собаку к обезьяне, а например, новые ножки зайчику, который под трамвайчик? Вот в чем авторский (и мой!) пафос в этом эпизоде.


lexter:

Ну, пафос, в принципе, понятный. Только не учитывающий маленькой детали - мы сейчас детей сразу бегать и прыгать учим? Или сначала ходить?
Т.е. берем это мы зайчика (прямо из-под трамвайчика, свеженького), вместе с лапками, везем в операционную на другой конец города (ну уж где повезло зайчику с трамвайчиком, оттуда и везем), довозим, выясняем группу крови, факторы трансплантации и прочие необходимые данные, и, ими вооружившись, начинаем резать и шить. Тут бамц! - осложнение. Откуда? А у зайчика застарелый цирроз печени, скажем. Или родовая травма. Или трамвайное колесо раздавило плюще-пястный нервный узел под второй коленкой, и это критично для данной операции. Или везли долго. Или что угодно еще, чего мы не знали и узнать не успели. И хорошо, если мы это хотя бы узнали в процессе, а не стоим над тушкой зайчика в послеоперационной и растерянно чешем маковку, пытаясь угадать, от какой из десятков известных и сотни неизвестных нам причин зайчик отбросил копытца.
При проведении первого эксперимента на поле, где до того не были, влияние посторонних неизвестных рекомендуется свести к нулю. А это значит - предварительно отобранные животные, здоровые и без отклонений. Чтобы сначала узнать, как вообще в принципе можно соединить нервные системы, какие при этом возникают последствия, что необходимо учитывать и т.п. И не отвлекаться на внезапно возникающие обстоятельства, вызванные нечистотой эксперимента.
И только потом уже налаживать массовое спасение зайчиков, с которыми неизвестных параметров заведомо больше.


sairon:

Но насчет того, что ее теория как _теория_ не годится - соглашусь. Ты полностью прав.


lexter:

*пожимает плечами*
Я зануда. Я уважаю факты и авторов книг.


sairon:

Уважаю зануд. Вовремя сдергивают с небес об землю Улыбка

__

Вот такое равновесие между вольной фантазией и строгими фактами.
Улыбка
Наверх
 

-x-=+
WWW WWW 347060065  
IP записан