Ну, вот и он - отзыв
Только, совсем не критический. И предлагать исправленные варианты тоже не буду, не такой уж я мастер словесных комбинаций. Так, любитель
А в стихах совсем не разбираюсь и даже не очень дружу с поэзией, больше прозу предпочитаю, рассказанные истории. И в стихе невольно тоже ищу историю, чтобы были сюжет, действие, все такое. В Ваших стихах есть история!
За первой десяткой вообще чувствуется целый эпос. Такие песни, наверное, мог бы петь на привалах Риэр, герой "Дневника Чернокрылого". Что-то печальное, древнее и одновременно вечное, как любовь. Или война. Там, где две расы, погоня, обреченный отряд. Последняя битва забытого народа, что дружил с дриадами. Если любовь, то до смерти, если прощание, то навсегда. Как полагается в эпосе.
Задача автора усложняется во много раз - адекватно передать человеческим, земным языком неземной эпос. Ведь сами эльфы, наверное, плакали, едва только заслышали первую строку баллады. Как не уронить? Как вытянуть?.. Очень сложная задача.
Стихи - это те же песни, только без музыки. Поэтому чтение своих стихов нараспев хорошо помогает "настроиться" и "попасть" в ритм. Бывают неритмичные стихи, но мы сейчас не о них. Все эти ямбы, хореи (кстати, все время путаю что есть что) - это ритм. Откуда в стихе берется ритм? В чередовании ударного и безударного.
та-ДА та-ДА
та-ДА та-ДАотличается от
ТА-да ТА-да
ТА-да ТА-даЯ к авторскому ритму всегда придираюсь, потому что испорчена "диско"-танцами. Без четкого "дымц-дымц дымц-дымц" жить не могу. А можно же и "бум-ца-ца бум-ца-ца". А можно просто количество слогов считать, как японцы. Ну им легче, у них в языке вообще ударений нет, можно хоть на одном дыхании все выпалить, никого не шокирует.
Кстати, стих "ТЫ" очень ритмичен, меня этим сразу пленил
А в стихе про предположительно Маэдроса обошлось без речевых ошибок. Это значит - да, стОит сочинять, стараться. Потому что вот же он - прогресс, точнее даже
рост. Многие тонкости попросту раскрываются и приходят сами по себе. Человек меняется - меняется и его язык, стихи растут вместе с поэтом, это факт. (Немножко дальше будут примеры из книги). Короче, можно не заморачиваться даже последующим списком найденных багов. Тем более, что в прозе таких багов нет. Наверное, стихи родились раньше?
__
Список замеченных ошибокРечевых Что такое речевая ошибка? Ну, это то, что можно одной фразой описать "так не говорят". Из серии "лОжить" или "звОнит". Поправить без вариантов, увы. И немного комментариев по сочетаниям слов.
Любовь воинаВ руках цветок увядает,
Полученный мной от дриады.-- Накладная, полученная от поставщика пищевых товаров. С цветком можно было бы романтичнее
Смертельный бойОсталось время совсем немного-- Осталось времени. Вопрос, ведь, не "Сколько время?" а "Сколько времени?" или "Который час?" чтобы не заморачиваться.
Сзади нас догоняет погоня-- Спереди погоня догонять вообще не может.
РасставаниеОдинокий огонёк прощанья
Меж деревьев будет мелькать.-- Очень странная картинка. Мелькание меж деревьев - это эффект от быстрого движения, а лирический герой на месте же сидит. "Огонек прощания", по-моему, слишком метафорично.
Ведь ты девчонкой приблудной
У ног людских проливала кровь.-- Это как делается?
Проливают кровь, обычно, на поле брани, а у ног людских как-то метафорично. И девчонка приблудная, хорошо еще, что не блудная.
Еще метафоры без комментариев:
Чтобы прекратить стократное
Зло несчастных людей.
Не понравилась людям плата
За последний в жизни алмаз.
И не жду я такой же мысли
От холодных к такой жизни людей.
Поскольку от всех отлично На свете мне ты лишь мила. Смерть воина. Но возможно случиться,
Что пройдут и года. -- О, здесь только лишний мягкий знак
"Случится".
В этом тебе я достойно,
Как воин, клянусь. -- М-м, воин по умолчанию клянется достойно, нет?
Что не буду я ранен
В нечестном бою. -- А в честном - будет ранен?
С неба сыпались искры
Смертоносных лучей. -- В таком сочетании лучи получаются твердыми, с них сыплется.
Мои силы уходят,
Как меча плавится сталь. -- Красиво, очень. Но меч расплавить - та еще задача. На этом раненом пахать можно
Мне не больно умирать,
А больно с тобой мне прощаться,
Тебе слёзы с глаз вытирать,-- Как это раненый на поле боя воин, лежа на краю морской бездны вытирает слезы своей любимой?
Твоя печаль. Но мои душевные муки
Мне в этом смогли помешать. -- Душевные муки в этом контексте ведут себя как самостоятельные живые существа, ведь они смогли помешать!
Ведь скоро мне без меча
К врагу выйти и умереть. -- А зачем воин идет воевать без меча?
Песня стали Пламенем никем неугасимым, -- Либо "пламенем неугасимым", либо "пламенем никем не угасимым".
Поверьте, мы легендой станем
Для тех, кто принял наш совет. -- А какой совет-то? В тексте ни слова.
Повествуя об обратившихся во прах,
О тех, кто в итоговом сраженье -- Обратившаяся в ноль итоговая сумма.
Пусть же станет решеньем
Песня стали, равная льду. -- А какой задачи решеньем?
___
А "Танец у костров" и "Жизнь и смерть" - это могут быть настоящие песни. "Танец"-заклинание и легенда-пророчество.
* * *
Чтобы развеяться, можно почитать прекрасную книгу Вячеслава Лейкина "Играем в поэзию":
http://www.kulichki.com/moshkow/KIDS/LEJKIN/lejkin.txtЗахватывает с первого листа:
__
- А обсуждение когда? - спросила суровая девочка, которая
предложила читать стихи.
- Обсуждение? В каком смысле? - растерялся я.
- Стихи прочли? Прочли. Теперь их надо обсудить. Мне, например,
не понравилась у Ляли рифма "плетня - одна". А у Андрея про снегирей.
Конечно, красиво, но неточно. Снегири ведь сидят на ветках, а не ви-
сят. А он пишет - "висят". А яблоки сидеть не могут. Они как раз ви-
сят. Так что метафора получается неточная.
Я оторопел:
- И вы что же, - всегда вот так? Обсуждаете?
- Всегда, - сказали все.
- Но это ведь скучно, наверное?
- Зато полезно.
- А как же еще учиться? - спросила Сюзанна.
- И вы считаете, что так можно научиться писать стихи?
- Конечно, - сказала суровая. Вспомнил, ее звали Наташей. - Нас,
например, учили, - продолжала Наташа. - И Вы должны учить.
И тут я разозлился.
- Во-первых, я никому ничего не должен. И вам в том числе. А
во-вторых, занимаясь своими обсуждениями, вы рискуете стать какими-ни-
будь литературными надзирателями, а не поэтами. "Рифма плохая!" "Мета-
фора неточная!" Может, и неточная, а я вот увидел эту снегиревую ябло-
ню. И она мне понравилась.
Опять замолчали.
- Надо читать хорошие стихи хороших поэтов, - продолжал я уже
спокойнее. - У них и учиться.
- А как же рисованию учат?! - выкрикнула Сюзанна. - По пять ча-
сов горшок какой-нибудь рисуют!
- А музыка? - подхватила Ляля. - Гаммы, гаммы, сплошные гаммы.
Нотки эти шевелиться уже начинают. Как черви.
- Вот и чудесно! - обрадовался я. - Давайте и мы займемся гамма-
ми. Поэтическими гаммами. Гаммы играют? Играют. Вот и мы будем играть.
- И здесь будут гаммы? Ну это вообще!..
- Не гаммы, успокойся. Будут игры. Литературные игры. Сейчас я
вам все объясню. Возьмите по листу бумаги...
_
Ну и дальше вся книга такая, что они по четвергам на листах бумаги пишут, и что интересного получается.
Честно, почитала и самой захотелось с ними поиграть, продолжить про "Рыцаря бедного" и про "Кто ответит на вопрос". Или свое игрище начать, так еще веселее. Но что-то не могу придумать достойную первую строчку, увы мне.