Этот сетевой роман давно рекламируют его фэны. Мол, настоящая фэнтэзи и настоящая литература, со знанием дела, умно и интересно, со смыслом. Мысленно взяв название на заметку, я отложила чтение на неопределённый срок. Дело в том, что Медведевич мне печально известна, хоть и издалека. Это особа из толкинистов-мракобесов, которая в разное время появлялась под никами Серая Коала и Мисс Твинкль и разжигала религиозную ненависть в фэндоме, будто бы на земле недостаточно такой ненависти и без её идиотских вбросов. Поэтому я, понятное дело, была предвзята. С тех пор прошли годы, идиотских вбросов от этой дамы было больше не видно, а мне стало практически пофиг на толкинизм, всю эту фэндомскую тёмно-светлую тематику, Чёрную Книгу Арды и т. д. Дай, думаю, почитаю про Ястреба, вдруг правда хорошая вещь. Настроилась на доброжелательный лад и стала читать.
Дочла я до того момента, где оный Ястреб окончательно побеждает джунгар-кочевников, после чего интерес пропал.
А начиналось неплохо. Что это такое, "Ястреб халифа"? Полуфанфик по Толкиену, совмещающий эльфов и прочий легендарий Профессора с нашим примерно двенадцатым веком. Знакомство с Толкиеном (не только ВК, но и как минимум Сильмариллион) для чтения не нужно, а вот для полного понимания – ещё как. Это минус, не знаю только, насколько важный. Я-то хорошо знакома с толкиеновским миром, отсылки считываю на раз. Тот, кто Сильмариллиона не знает, многого не уловит. "Ястреб халифа" - литературный коллаж толкиеновского с арабским миром времён халифов и монгольской экспансии, в котором герой, пленный эльф из нерегилей (нолдор), поневоле становится военачальником халифа Аммара и спасает ашшаритов (читай: мусульман-арабов) от грядущего нашествия джунгар (монголов) под предводительством Эсэна (Чингисхана). Текст насыщен восточными реалиями, цитатами из арабских поэтов и вставками, приятно похожими на исторические хроники. Сам по себе такой лит-коллаж времён и миров меня ничуть не напрягает, даже нравится, пока автор не пытается придумать ему каких-нибудь внутримировых объяснений. В прочитанной части текста подобных попыток не видно. Коллаж и есть коллаж, постмодернизм, и точка. У этого, правда, есть неустранимый побочный эффект: описанный мир недостоверен. В него нельзя поверить так, как веришь в Арду Толкиена (или Арду Перумова, или Арту Ниенны), в Вестерос Мартина. Калька с реальных людей и явлений слишком топорная, неряшливая, совмещение истории со Средиземьем слишком явно. Мешает. Исполнено, КМК, некачественно, на скорую руку. Однако мне эта "вторичная вера" и не нужна. Я вообще не фэнтэзи-фэн, а поклонник интегрированного с нью-реализмом постмодерна. Пелевин значит для меня гораздо больше, чем Мартин. Был бы у Медведевич верибельный мир – был бы приятный бонус, не более.
Текст написан неплохо, хотя о литературности не может быть речи. Уж и не знаю, что обычно читают люди, которым он кажется истинной литературой. Может быть, фанфики и попаданцев. Тогда понятно, почему текст Медведевич их так впечатлил – он всё же получше. Нормальная приключенческая беллетристика, созданная человеком, который владеет родным языком вплоть до того, что знает все падежи. На сегодняшний день, когда романы ваяет безграмотная школота всех возрастов, это уже немало. Текст, правда, слабенько структурирован, очень видна рука новичка, но это дело наживное. По-настоящему плохо другое.
"Ястреб халифа" - сырой дэйдрим.
То есть, тенденциозные восторженные мечтания о желанном, практически без обработки выплеснутые в Ворд. Обычно так пишут плохие фанфики – PWP-слэш, Мэри Сью.
Дэйдрим, на мой взгляд – легитимное семя творчества. Как сон, любой образ, любая фраза откуда угодно. Всё, даже самое постыдное движение души – легитимное семя творчества при условии, что автор заботливо вырастит из него дерево, по которому опознать семя будет уже невозможно. (NB: я не считаю дэйдриминг постыдным. Это приятное и нормальное дело, сама частенько смотрю любимые сны наяву.)
Дэйдриминг Медведевич просто выполнен плохо. Это беспочвенные реваншистские фантазии о том, чтобы вовремя остановить Чингисхана, спасти бесчисленное множество людей, убитых монголами на пути их завоеваний. Само по себе это желание очень понятно, я и сама применила бы к монголам пулемёты, имей я такую возможность. В тексте Медведевич роль пулемёта играет эльф Тарик (Тарег), без которого ашшариты вообще и халиф Аммар в частности не могут двумя руками найти собственную задницу – и который побивает монголов с той необычайной лёгкостью, скоростью и крутизной, что свойственна всем суперкрутым Мэри и Марти Сью в фанфикшене. Грустно, что интересная идея одинокого эльфа среди людей так безбожно запорота. Грустно, что автор так плохо представляет себе монголов, настолько не уважает ни их – как ни крути, очень толковых, умных и страшных завоевателей – ни людей, которые против них сражались, что ей понадобилось выдумать этого смешного эльфа, нолдо Одним-Махом-Всех-Побивахом. Не толкиеновского, кстати, эльфа. У Толкиена описаны люди-воины, которые запросто били эльфов – Туор, Берен, Турин. Не нуменорцы с завышенными ТТХ, а просто люди, архаические варвары. У Толкиена эльфы – целые армии - проиграли аналогичную войну против полудиких кровавых орд. Так и подмывает ехидно спросить, где был божественный полководец Тарег, когда орки Моргота сметали Белерианд. Непобедимый орко- и джунгаробой очень пригодился бы и Нарготронду с Гондолином, и армии сыновей Феанора, которую орки – менее эффективные, по идее, солдаты, чем даже люди – разбили, рассеяли, утопили в крови.
Вот это один аспект, который не знающие Сильмариллион не уловят – насколько этот Тарег неуместен даже в рамках толкиеновских концепций, не то что в переносе на реал. Такой герой в таких исторических декорациях может действовать только как едва оформленная воля автора, как перемена и отмена слишком жёстких обстоятельств, исполнение желаний с лёгкостью пьяного бреда и волшебства. "Всё сделалось по слову нерегиля", ёпт. Взмахнул палочкой – извините, мечом – и готово.
Скучно, однако. Становится жаль джунгар. Сомневаюсь, что Медведевич хотела достичь такого эффекта, а вот получилось.
Кстати о джунгарах, то бишь об отношении автора к монголам. Когда речь заходит о том, что какие-то человеческие народы – орки или "почти орки", у множества читателей резко пропадает желание смотреть, как положительные герои будут их побеждать. Жертвы такой античеловеческой пропаганды вызывают симпатию, даже если они кровавые варвары. А это всё, чем на деле являлись монголы. Кровавые варвары, которым Небо послало великого хана и полководца. На горе всем остальным.
Вообще Медведевич, сделав своей внутритекстовой волей эльфа, в итоге плохо, со снисхождением и презрением относится к людям. Она слишком часто и последовательно отказывает им в воинском и военном таланте, уме, мужестве, самостоятельности и самости. Всё это абстрагировано от людей и приписано Тарегу, ну а они в итоге остаются на бобах. Мне видится тут некая полемика с перумовским "Кольцом Тьмы": почти та же схема с противоположным исходом. О качестве этой "полемики" методом всепобеждающего сверхнолдо я с милосердием умолчу. Очень грустно. Полемика с историей у Медведевич, увы, такого же сорта. Перумов ведь уважает людей, поэтому он популярен, а его Средиземье прочно вошло в отечественную фантастическую литературу. Он отдаёт должное и кочевникам, и оседлым, не унижает нас, смертных, и наших предков невыгодными сравнениями с авторской куклой эльфа-всехубиваха. Перумов честно и горько пишет о людях, поэтому он заслуженно популярен. "Ястреб халифа" не случайно не хотят печатать. Вот, например, в начале халиф Аммар последовательно отступает перед вызванными Тарегом тенями. Что ему стоило устоять на месте? Чувствовать что угодно, только при этом _стоять_? Почему он, как-никак видевший казни и кровь халиф, малодушно впал в истерику и побежал вместо того, чтобы с горечью и покаянием поцеловать тень Наили? Я бы так и сделала.
Из людей в этом романе уважение вызывают лишь повешенные за нарушение приказа ашшариты и хан Эсэн – но ашшариты быстро умирают и пропадают из кадра, а Эсэн глупейшим образом оказывается демоном. Вообще эти демоны из джунгар смехотворно неэффективны. Взять демоницу, ведущую переговоры с Тарегом. Она делает это так тупо, по-хамски, что отказать ей становится не просто легко – отказ становится самым вероятным исходом. Даже плохонький человеческий дипломат сделал бы свою работу лучше. При другом авторе я бы для начала предположила, что демоница нарочно саботирует приказ Эсэна, но от Медведевич тонкостей ждать не стоит. Всё написано всерьёз.
Реальный Чингиз был не демон, а человек. Поэтому он побеждал. В реальной истории были и есть великие люди, прекрасные и ужасные, добрые или злые; в мирке, на коленке сколоченном толкинисткой, их нет и не может быть. Для великих свершений ей нужны эльфы, псевдорелигиозное кликушество, ползанье на коленях перед западным Светом, ну а великие люди востока в её глазках демоны, и только. "Бараны, ё**ные в рот!" (с) один агент западного Света. Истинно сказано; кто разделяет это мировоззрение – точно такой баран.
***
Всё это не значит, что текст совершенно не стоит читать. Если вышеописанное вам не мешает – стоит. Я, может быть, дочитаю через какое-то время. Мне нравится неплохое, довольно реалистичное, хотя и с явным осуждамсом описание арабских нравов, а также, парадоксально, герой, эльф Тарег. Ну, если вычесть его смехотворную всемогущесть и посмотреть на него как на характер, личность. В нём очень мало по-толкиеновски эльфийского. Подчас я даже узнаю знакомые по себе реакции и закидоны. "Я тоже могла бы так поступить, имея такую власть, чувствуя сильную злобу, ярость, полную безнаказанность." Но у меня это всё быстро гаснет, не выливается ни в какие решения по реалу, а Тарег не справляется и не желает контролировать себя, его просто несёт по реке смертной крови. Это ожесточённый, не слишком умный, истеричный, ловкий убийца, циник, злодей и хам, не лишённый, однако, морали и некоторой (небольшой) глубины, а также смешных на фоне его жестокости сантиментов. При этом зрение у него эльфийское, ненадёжное, не рассчитанное на реальный мир. Он, например, в упор не видит, что джунгары – не орки, а люди, как не мог бы видеть, что малые гномы – не животные, а разумные существа. Эффект… ожидаем, а всё это в целом забавно. С психологической точки зрения.
______________
Обсуждение отзыва:
http://nadiayar.livejournal.com/985186.html