Pancha
|
Любопытствующий лингвист (Гвендолен) ознакомилась с нашими достижениями и любезно сделала ряд замечаний-предложений по поводу семантически правильных ругательств:
Что нам, значится, необходимо для полноценного ругательства?
Две штуки. Во-первых, табуирование, во-вторых, сакральная лексика.
В основе любого ругательства лежит травестия, замена высокого низким или неподобное сочетание низкого и высокого. В итоге должен получиться именно что «массаракш» - «мир наизнанку». То ись у нас есть действия/части тела/субстанции, о которых в «обществе» не упоминают. Эти слова запретны; каждый раз, когда мы их употребляем, происходит «взлом табу», повышается энергетика высказывания, маркируется из-ряда-вон-выходящесть ситуации. Если мы совмещаем эти слова с сакральными, то эффект возрастает за счет shock value. Вот и выходит "*б-твою-в бога-душу-мать»/ «санкта-путана-Мария-вирго»(святая шлюха Дева Мария, есть такое католическое ругательство).
Боцман задрал голову и проклял все святое. Паруса упали (с)
Другой источник ругательств – упоминание заведомо пугающих и значимых понятий/персонажей. То же самое shock value: вот я тебе сейчас пожелаю столкнуться с Самым Страшным на Свете, такое-ты-растакое-гуано-собачье.
Как учит нас товарищ Веллер, чтобы богохульствовать, надо иметь Бога. Я добавлю – чтобы проклинать, надо чего-то страшиться/что-то ненавидеть. Со случаем-2 у нас проще. Если сниженно-универсально, то «Грондом тя по голове», «Волколак тебя заешь», «катись к раукам» (матчасть учит нас, что Валарауко – «могучий демон», нехитрым вычитанием корня «могущество» получаем ардынский аналог «черта») Погибель на тебя. Гори огнем. Чтоб ты лопнул/треснул/сгорел/сдох. Дубина/скотина/медноголовый.
Мне кажется, что ругательства можно получить и путем элементарной инверсии:
орки у нас смуглые/желтокожие? – ругательство будет «бледнорылый» Косоглазые? – «лупоглазый», «жаба эльфийская лупоглазая». С клыками? - «беззубый».
Если ругаться надо возвышенно–страшно. Можно реконструировать какое-нибудь «катись в Бездну», «да/пусть п(р)оглотит/пожрет тебя Бездна/Ничто» - потому что ей-же-ей, Мелькор, который ругается именем Тулкаса, очень странен. Упоминая того в качестве угрозы, он ему какой-то уж такой высокий статус приписывает… Несообразно. Может он его и боится – но вряд ли станет это демонстрировать. Тяжело представить себе Сталина, который говорит ординарцу «Паулюс тебя задери».
А вот Бездну и Ничто в качестве главной страшилки Мелькор в матчасти поминает. Сам боится и других пугает.
Второй, как мне кажется, источник метафор для ругани – в «псевдоархаике» - это все, что связано с пищей. Не у Валар и Майар, конечно. У тех, кто добыванием пищи, в основном, и занят.
«Чтоб тебе падаль жрать», «волчья сыть/волчий корм», «кость тебе в глотку», «чтоб тебе вовек не есть досыта».
Примыкает (особенно для волков) – «чтоб ты облез»; «облезлая твоя шкура»; «щенок некормленый/бесхвостый/беззубый». Ещё – как учит нас матчасть же – есть семантическая группа «раб/рабство». В матчасти у нас ругательств негусто, но те, что есть, - «раб Валар», «повелитель рабов». Соответственно, универсальное ругательство на эдайн – «эльфийские рабы», «эльфовы блюдолизы» .
То же самое – с трусостью. Воюют же все напропалую. «Крыса трусливая», «крысиное отродье», «трусливый, как собака» (если уж у вас там Кот есть)))
|