R2R
|
Поскольку майар-по-жизни у нас нет, а игроков, у которых нет персонажей-майар, можно по пальцам сосчитать, то давайте я пока выскажусь.
Трактат о дисциплине, часть 2.
Так, если нам нужен Аман, а не Удун, то временно дружно забыли, что Оромэ сказал (хотя сказал, в общем, правильно). Забыли среднюю школу, забыли армию, в которой вам приходилось служить, и корпоративные стандарты большой фирмы забыли тоже.
А теперь, кто может, вспомнили 2 вещи.
Первое. Как вы во вполне дружеской компании шли в категорийный турпоход (или некатегорийный, но сравнимый по сложности и не в новичковой группе), или ходили на яхте, или охотились в цепи (а не в одиночку).
Второе. Как мы играем в эту игру.
В принципе, в дружеской компании все равны, никто не лучше и не правее других. Попытки командовать обламываются по природе своей. Всех слушают, и все имеют право голоса, а какое-то важное общее решение принимается коллегиально. После обсуждения.
Далее. Той же компанией друзей мы затеваем дело, чуть более опасное, чем сидеть по клавишам стукать: скальную тренировку, плавание на лодке по озеру, велопутешествие на 200 км в выходные. И вот там непременно будут ситуации, когда обсуждать просто некогда. Когда решение нужно принять быстро, одно и правильное. И ждать, что все его выполнят.
На этот случай в любой команде (уже не тусовке!) есть специальный человек - капитан называется. Бывает, что он один на все случаи жизни. А бывает, что по вопросам снаряжения все слушают одного, по продовольствию - другого, а по навигации - третьего. И никто не устраивает колегиального собрания по вопросам "что вечером готовим жрать" - у начпрода есть раскладка, он говорит "каша гречневая", и дежурный по кухне спокойно идёт, берёт крупу и готовит кашу. Он штурман, этот дежурный, и завтра он скажет "курс на тот мыс", и рулевой спокойно положит руль на этот курс.
Когда штурман велосипедной колонны поднимает левую руку вверх и протягивает в сторону, он не рулится с каждым в колонне, будет ли тот поворачивать налево, надо ли сейчас поворачивать налево: он знает, что вся колонна, неважно, с кем он утром поссорился, кто чей родственник и у кого голова болит, вся колонна у него за спиной разом перестроится по его команде.
Этих людей не связывает устав (хотя он может и быть) или школьные правила. Они добровольно передают часть ответственности и право принимать решение в определённой ситуации одному человеку, которого считают способным принять правильное решение, одно и быстро. И они тем самым признаЮт, что будут слушать его в этой ситуации - слушать сразу, доверяя его суждению.
Напоминает ролевушки, с их "мастер всегда прав", правда?
Вопроса дисциплины нет. Есть вопрос ответственности и доверия. Если матрос на грота-шкоте вопит "Бойся!", ты или быстро пригибаешься (доверяя его суждению - а вдруг он пошутил?), или получаешь гиком по маковке.
Если Оромэ, командующий армией Валинора, что-то командует сделать, то майа Тулкаса, воин армии Валинора, это делает.
Устав и жёсткая иерархия нужны как раз обществу индивидуалистов. Эгоист не поделится ответственностью (и правом решать), если у него не отнять это право силой. И только сила (в разных её выражениях) гарантирует его право решать, его место в иерархии.
В коллективе - в идеальном его проявлении, например, в Амане, - нет нужды в вассальной системе.
Ну, т.е., Оромэ ведь плохого не э-э, порекомендует, так? Но и светлый майа, например, Ульмища морского, тоже не будет бяку сознательно делать. Если у них разные мнения, что нужно делать, то это вопрос знания ситуации, а также обработки сознанием этих знаний. То есть, возможны чья-то неосведомлённость и/или глупость. Либо два решения примерно равноценны. И вопрос "чей вариант выбрать" решается как "того, кто лучше знает".
Вопрос подчинения вообще возникает только на уровне тактики. На уровне стратегии валар так или иначе между собой договорятся. А майар их послушают, видимо.
Но бывает, что трепаться тривиально некогда. В пылу битвы. Под горным обвалом. На этот случай и нужен старший в группе - самый мудрый и осведомлённый. Будет момент, когда надо будет принять решение быстро и за всех. И майар, если они не пеньки, это понимают.
И если вдруг Оромэ рявкает "Отступаем!", имхо, те, к кому это относится, не будут с ним рулёжку устраивать или имхами мериться - они знают, что на нём ответственность, у него инфа, он мудр и действует исходя из интересов дела. Я говорю о персонажах. Если игроки решат, что Оромэ фигню командует, они будут с его игроком спорить.
То есть, это с точки зрения музыки - слушать, что играет ведущий инструмент, и следовать его мелодии. Вопрос доверия. Есть доверие - нет проблем. По-моему, такое доверие для Амана - характерно. Оно может показаться "слепым послушанием". Но на самом деле это не так. Это именно сознательное временное делегирование части ответственности тому, кто сможет распорядиться этой ответственностью.
Оно не абсолютно. Бывают действия, невозможные для конкретного майа. Например, кто-то так и не сможет убивать. Кто-то не станет отступать, бросив другого в окружении. И так далее. Нарушит приказ.
Не войско, а бардак? Дык это и в реальной армии бывает. И в путешествии. И в жизни. И именно эти заморочки - основа части аманских военных и послевоенных кактусов. "Война ж совсем не фейерверк, а просто трудная работа".
Далее. Я так понимаю, в армии Амана все майар - добровольцы. Кто не хотел идти воевать, того не тащат силой. А кто идёт, тот знает, что он будет выполнять решения (указания, приказы, я не вижу ничего плохого в слове "приказ") Оромэ. Иногда - не понимая их во всех подробностях. Положившись на мнение Оромэ.
О способности командовать. Насколько я понимаю, у Оромэ (персонажа) в жизни более всего было экстремальных ситуаций, когда нужно быстро принимать решение за нескольких существ, координируя их действия. Его дело - командовать. Майар послушаются. В конце концов, Аман 5 лет готовился к войне - за это время вполне можно столкнуться с проблемой управления и подчинения. И решить её, поскольку решение есть. Например, такое вот.
"Пока командир молчит - делай, что считаешь должным. Когда командир говорит - делай, что он говорит".
Таким образом, неважно, кто чьи майар. Они будут по игре слушать Оромэ и делать, что он скажет.
Ну, то есть, если нам надо обоснование "почему в армии Амана не царит бардак", то оно может быть таким.
А, ещё замечаньице по теме. Командир (штурман, завхоз и т.д.) может ошибаться. Никто не идеален. При этом после того или иного завершения ситуации обычно происходит "разбор полётов". То есть, ошибка - не повод срочно устраивать перевыборы.
А вот если кто-то совершает много ошибок, повторяет одни и те же ошибки, либо совершает новые, но по глупости (неверно оценивает ситуацию), он не долго будет командиром.
|