Lemur
уровень 5
Вне Форума
Свобода налагает ответственность .
Сообщений: 636
|
Возможна ли музыка Мироздания для Вторых?
Статью Альвдис о мифологическом сознании прочитала. иначе и писать бы не отважилась. Фрейзер, Юнг были читаны довольно давно, многое казалось у них более чем отвлеченным, но вот поди ж ты, пришлось таки столкнуться… Всплывает некий давний, почти пятилетней давности эпизод. Кратенько о себе, любимой. Без этого повествование недействительно. Я человек по преимуществу здоровый физически и душевно. Не пью в угрожающих масштабах, не курю по причине равнодушия, не принимаю наркотики и психотропные, не свойственна к восторженным экзальтациям и видениям, наоборот, было время, приглушала в себе творческое начало. Уравновешенно-жизнерадостна; бывало, выводила на божий свет и депрессивников. Внешне деловитая, скучноватая тетя. О музыке. Слух музыкальный развила самостоятельно; в детстве предрекали бесперспективность, хотя 4 класса музшколы имели место.Удивляет другое: а)улавливаю фальшь безошибочно; б) определяю, как идет звучание – вживую или по фонограмме; в) выявляю тип воспроизводящего устройства, если оно есть. В семье музыку любили. Супруг музыку тож любит, но без экзальтации. С мужем доверительные, теплые, дружеские отношения. Во всяком случае, открытые. Как в моент опиысываемых событий, так и теперь. В тот день чувствовала себя хорошо, погода стояла довольно-таки приличная.Случилось это, повторю, около пяти лет назад. Мы гуляли с мужем в парке, после каких-то ранних гостей. Он шахматист, причем довольно приличного уровня. Он увидал поляну шахматистов и направился к ней. (Надо сказать, эти его посещения таких тусовок где-то сродни посещению букинистов, всяких лавочек каких-нибудь антикваров или вовсе какого-нибудь вьетнамского рынка – иногда можно и откопать нечто необычное. Почти случайно. Любители таких занятий меня поймут.) Он выбрал партнера и уселся играть. Я же немного побродила по полянке, нашла свободное местечко на лавочке рядом с какой-то женщиной лет 50, тоже игравшей, и присела рядом. Было довольно тихо, и я настаиваю на этом. Физически тихо. Не стучали электрички. Никто не орал и не крутил радио. И вдруг я слышу мелодию. Явственно отчетливо; причем я понимаю, что влезла где-то на середине. Эту музыку невозможно записать, нельзя воспроизвести ни никаких западных и восточных музыкальных инструментах ( в вузе были также и основы искусствоведения), Темы, ритмика, каденции были вообще ни на что не похожи. Подчеркиваю, что в природе царила тишина. Но – музыка была громкой, властной и завораживающей. Она ощущалась. Именно на этом уровне. Я встала, огляделась. Источник рядом; но на площадке и вокруг тихо. Только бегает собачка, но не тявкает, что странновато тоже, а просто резвится. (Подчеркиваю, что в начале, в середине и в конце звучания я спрашивала себя, точно ли помню, какой день недели, кто я, где и проч.) Я присела, вслушалась внимательнее и поняла, что источник – моя соседка. Она играла, впрочем, и за собачкой своей следила тоже. более того, подустав ее высматирвать, она как-то так подрегулировала мелодию, понизив тональность так, что животное совершенно независимо стало нарезать круги почти под самым носом у хозяйки, вовсе ей не мешая. Осознав происходящее, я погрузилась в звучание. Это почему-то было очень важно; музыка, ни западная, ни восточная, вызывала в душе ощущение движения листвы, серебряной от недавнего дождя, кавалькады воинов, одетых в серебро, всадников в переливчатых плащах, шелковых стягов, едва, колеблемых ветром. Еще раз посмотрела вокруг. Никаких кавалеристов, естественно. Дама покосилась на меня и улыбнулась. (Друзья мои, и Мелькор первый свидетель, никакими толкиенами и СЗ тогда и не пахло.ВК читала, нравилось, первый раз одолела Сильм, но дальше дело и не пошло. И про ЧК и другие источники даже и не знала. Я, кстати, и не толкиенист вовсе.) Подошел муж. он глянул на доску дамы и отошел. Я все сидела. Дама играла блиц. Это когда ограниченное время на ходы отмереятся по специальным часам. Мелодия же все усложнялась. уже шли вовсю хоры, я насчитала четыре темы, вытянуть которые, как мне казалось, было делом неимоверно трудным и не для полудачной обстановки. Темы и впрямь скудели, мелели и , наконец, просто сошли на нет. Вдруг дама обернулась и сказала: –Вот, вела мелодию, а она возьми да и оборвись.Как следствие, продула партию. (Передаю суть слов. Ясно. что за пять лет определненность в выражениях подзабыта.) Я, в полном обалдении, ответила, что там много тем и вариаций, вот и путаешься. – Пустяки, бывает куда цветистее. Спасибо за рыцарей – как это романтично. –Но как же вы это делаете? Она посмотрела, будто я спросила несуразное, и ушла со своей собачкой. Понятно, что для меня были в этой ситуации вопросы. я обратилась с ними к мужу. Прежде всего я спросила его, отчего он не захотел с ней играть. – Что ты! Это слишком серьезный уровень! (Так говорят про понравившееся, но то, на на что мало денег.) Историю с мелодией я ему рссказала полностью. Сначала он решил, что это мои фантазии. Потом просил прекратить разговоры. Потом, в расслабоне, признался, что “у шахматистов, очень сильных, есть такое понятие.” Он не очень понял, как я ее услышала, и страшно был даже шокирован моим вопросом по поводу “технологии” создания мелодии. Вот тут он разозлился по-настоящему. Больше я к этому разговору не возвращалась. Он сам считает ситуацию полупридуманной. Но я ее запомнила навсегда.
|