R2R
|
Концепция. Авторы - Кэрлиен и R2R. -------------------------------- Вопрос, охотились ли эльфы, ловили ли они рыбу, а также - насколько это хорошо или плохо, возникает время от времени при попытках реконструировать быт древних эльфов. Попробую кратко изложить здесь результаты некоторых совместных обсуждений.
Восприятие убийства животных как "плохого" действия у меня логически следовало из того, что животное, погибая, мучается. Ему больно. Далее, возможно, что эльфы, с их обострённым восприятием всего живого, должны ощущать и понимать мучения живых существ. Они могут знать, что такое рана, что такое боль, на собственном опыте. И даже если не воспринимают боль другого существа на уровне чувств - могут хотя бы провести логическую цепочку: я ранен, мне больно, у меня течёт кровь, мне плохо, я кричу от боли. Другой эльф ранен, из раны течёт кровь, он стонет, даже кричит, видимо, ему больно, ему плохо. Животное ранено - внешне наблюдается сходная картина: течёт кровь, оно мечется, видимо, ему тоже больно и плохо.
То, что мясо животных в принципе можно употреб##ть в пищу, древние эльфы могут понять, например, наблюдая за хищниками. Оказавшись в условиях, когда иной пищи нет и грозит смерть от голода, они могут, вероятно, применить этот опыт на практике. Убивая хищников для самозащиты - вероятно, эльфы могут использовать их мясо в пищу, а шкуры, когти, сухожилия и так далее - для изготовления одежды и утвари.
Вопрос, по крайней мере у меня, был в том, станет ли эльф целенаправленно охотиться на животное, которое ему не угрожает. В частности - если у него есть другие источники пищи. Станет ли эльф охотиться, чтобы добыть шкуры, кости, сухожилия и что-то из них изготовить?
Ответ получился такой. Если предназначение рыбы и других сотворенных Йаванной животных отчасти в том, чтобы эльфы их ели, укрывались их шкурами от холода и т.д., то может быть и такая ситуация - животное не мучается, когда его эльф убивает. То есть, если природа избыточна, то часть избытка эльфы могут в пищу употреб##ть без вреда для экосистемы. Далее. Поймана рыба. Если эльф её "ощущает", то знает, что ей на воздухе плохо. В то же время, может быть, эльф может "сказать" рыбе - "всё нормально, не бойся, это я тебя поймал" - и это будет правдой: рыбе уже не будет плохо, она будет рада поделиться с эльфом своей жизнью. Поскольку он лишнего не возьмёт; не возьмёт того, что ему не нужно; а она сотворена в том числе и чтобы давать пищу эльфам. Мотивы идут из хайнлайновского "Чужака", где марсиане не отнимали жизнь без крайней необходимости, и каждый из них знал, что если его об этом просят - значит, необходимость действительно существует, другие его любят, это часть его предназначения. И покидал тело с радостью.
У животных на Арде нет души, они не могут принять такое решение сами. Но, возможно, это решение было принято за них на этапе творения, раз и навсегда? Могут ли они "знать Закон", быть частью этого закона и отдавать свою жизнь эльфу-охотнику столь же спокойно и радостно, как малинник делится ягодами?
Дальнейший вывод был таков, что "искажённые" животные могут не знать, не ощущать этого закона, и потому охота на них причиняет им страдания и вынуждает их сопротивляться и нападать в ответ. -------------------------------------------------------------
|