Логи Персонажи Участники Новости Присоединиться Правила Вакансии Мастер Библиотека Галерея
Мир 'Север и Запад'   Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация
 
  ГлавнаяСправкаПоискВходРегистрация  
 
Концепция валар и Ирмо в частности (Прочитано 17743 раз)
Морвэ
уровень 5
*****
Вне Форума



Сообщений: 395
Пол: male
Концепция валар и Ирмо в частности
02.12.02 :: 23:28:08
 
Итак, речь у нас пойдет о валар..
Потому что, не рассмотрев валар, я не смогу четко определить там место Ирмо и то, что из себя представляет его Стихия.
К каждому вопросу цитаты нумерую, чтобы не повторять их многократно.

1. Айнур, валар и майар. Разговор о терминах и иерархии.

Введение – цитаты, на которых я основываюсь.

Об айнур сказано в Айнулиндалэ:
«Был Эру, Единый, что в Арде зовется Илуватар; и первыми создал он Айнур, Священных, что были плодом его дум; и они были с ним прежде, чем было создано что-либо другое». (1.1)

Айнур – это духи, первые создания Эру.

«И так сталось, что некоторые Айнур по прежнему живут с Илуватаром за гранью Мира: а иные – и среди них самые могучие и прекрасные – распрощались с Илуватаром и спустились в Эа. Но Илуватар поставил условием – или, быть может, к этому призвала их любовь – что сила их впредь должна находиться в Мире и быть связанной с ним вечно, покуда он существует, дабы они были его жизнью, а он – их. Поэтому и зовутся они Валар – Стихии или Силы (Могущества) Мира» (1.2)

Валар – это духи (айнур), пришедшие в Эа, Мир Сущий, чья сила отныне связана с этим миром и они не могут покинуть его.

В то же время в Валаквэнте валар определяются так:
«Величайших среди духов Арды эльфы называют Валар, Стихиями Арды - люди часто звали их богами» (1.3)

То есть здесь уже Валар – Стихии не Мира, но Арды.

Противоречие может объясняться тем, что по мнению эльфов, основным трудом валар в Эа была Арда (стихиями которой они стали).

Дополнение: слово «вала» (мн. «валар») из квэнья, имеет корень «вал», что значит «власть, могущество». Первоначальный корень – «бал» (синдарин «балан», мн. «бэлайн» - «вала», «валар»). Ср. валараукар, балрог. (1.4)

По тексту Айнулиндалэ и Валаквэнты не понятно, сколько валар точно. Поясню. В текстах говориться о ВЛАДЫКАХ и ВЛАДЫЧИЦАХ валар. Что подразумевает существование и «подчиненного» народа. То есть иных валар, кроме поименованных:

«Владык валар семь; и вал (валиэр), владычиц валар, также семь. Вот как звались они на языке эльфов Валинора (квэнья)… Владыки валар звались (в надлежащем порядке):  Манвэ, Ульмо, Аулэ, Оромэ, Мандос, Лориэн и Тулкас; а владычицы именовались: Варда, Йаванна, Ниэнна, Эстэ, Вайрэ, Вана и Нэсса. Мелькор более не считается валой, и имя его не произносится на Земле». (1.5)

Курсивом мои комментарии.

Также могу отослать к Лостам, где упоминается именно «народ валар».

Мелькора в данной концепции я предпочел бы рассматривать вместе с валар.

Упоминание о майар в Айнулиндалэ следующее:
«Валар привели с собой много соратников, кое-кто из которых слабее, а кто-то почти равен им по могуществу» (1.6)
В Валаквэнте:
«С валар пришли другие, менее могучие духи, чье бытие началось также до начала Мира. Это майар – подданные валар, их слуги и помощники.» (1.7)


А теперь сама концепция.
Давайте договоримся так.

Айнур – это все духи, созданные Эру. В том числе валар и майар.
Валар – это могущественные духи, Стихии Арды, владыки духов Арды (майар).
Майар – это духи Арды, подчиненные валар.

А теперь изложу мой взгляд на взаимное положение айнур, валар и майар, исходя из логики.

                               Айнур
                            /              \
Оставшиеся с Эру             Ушедшие в Эа
                                           /                     \
                                  Духи Эа          Духи Арды
                                                                /         \
                                                          Валар   Майар

Далее.
Что касается иерархии Духов Арды.
Рассуждаем.

Зарождение иерархии. Айнулиндалэ.
Ну, во-первых, из-за того, что айнур «вышли» из разных частей разума Илуватара, у них уже изначально была индивидуальность и «специализация».
Далее Эру задал Тему.
Во время Хора некоторые айнур стали вести свои темы, которые стали подтемами темы Эру. Это валар.
В то же время были айнур, чьи темы стали развитием и дополнением тем валар – это майар.

Привожу аналог из нашей жизни.
Тема Эру – это некое общее техзадание на создание Мира. Внешнее (системное) проектирование.
Темы айнур – это внутреннее (блочное) проектирование.
При этом темы валар – это проектирование блоков, а темы майар – это проектирование элементов блоков.

Если и дальше это все представить как в некую организацию по исполнению Замысла, то получится следующее.
Общий проект разрабатывается организацией – айнур. При этом выполнение проекта возложено на Духов Эа.
Создание Арды ведется Духами Арды. При этом главой проекта явно предполагался Мелькор, но он стал проводить в жизнь свой проект, и его сместили. Ныне глава проекта – Манвэ, глава одного из Отделов. Главами других отделов являются прочие валар. Майар же являются исполнителями. Специалистами.

Рассматривая все таким образом, хочу сказать следующее. Отношения учитель-ученик между валар и майар у меня вызывает жестокий дисбилив. Майар – это дух, певший свою глубоко специализированную тему. А вала, к «ведомству» которого он приписан – пел только общий проект. То есть вала – это руководитель. Он, соответственно, сильнее, и имеет больше власти. Но при этом может не уметь того, что может майа. Как руководитель не всегда может то, что может его подчиненный. Но это мои ИМХИ. В игре уже пошло не так, и я не буду спорить.

Изначальная иерархия Духов Арды:

                              Эру
                                 I
                           Мелькор              
           /          /                     \             \
Манвэ      Варда     …       Тулкас  Нэсса  
  I
Майар (Эонвэ и др)


Сложившаяся иерархия:

                              Эру
                                 I
                           Манвэ              
                      /           I                       \           \
                     /       Варда     …       Тулкас  Нэсса  
                   /          /
Майар (Эонвэ и др)

(а Мелькор и его майар вне схемы – поскольку не работают на выполнение Замысла)


Соответственно, по логике – айну, сумевший спеть свою БОЛЬШУЮ тему обладает большой силой. При воплощении своей темы – темы, которой подпевали другие айнур – он становится «главой отдела». Руководителем. Владыкой.

То есть я считаю, что основой для разделения духов на валар и майар является не их сила, а их «специализация», «функции» как руководителя или как подчиненного.
Еще раз процитирую: «Валар привели с собой много соратников, кое-кто из которых слабее, а кто-то почти равен им по могуществу»

Выделю специально момент, касающийся Сайрона.
Сайрон может быть сильнейшим из майар – по силе/энергетике. Но в схему как владыка майар (аналогично Мелькору) он не вписывается. То есть все пожелания Сайрона быть владыкой майар подобно тому, как Мелькор предполагался владыкой валар – это личные пожелания ПЕРСОНАЖА.

Еще комментарии.
Духов в Арде ОЧЕНЬ МНОГО. Буквально на каждом шагу.
Причем можно выделить тех, творил Арду, и тех, кто не столько творил, а собой (своим присутствием) дополнил Арду. В частности, упоминание о пришедших, но не творивших духах (лепреконы, домовые и пр) есть в Лостах. Но это уже начало другого обсуждения.
В общем, хотелось бы, чтобы мир не остался без старых говорящих деревьев, маленьких духов ручьев, домовых и прочей замечательной мелочи, о которой как-то все забыли.

Возражения?
Если принимается, данный опус необходимо «сжать» и можно выкладывать как первый пункт готовой концепции.
Наверх
 
 
IP записан
 
Pancha
Вала
*****
Вне Форума



Сообщений: 1781
Пол: female
Re: Обсуждение: Концепция валар и Ирмо в частности
Ответ #1 - 02.12.02 :: 23:49:34
 
Кэл, круто!!! Улыбка Давай дальше!
А я потом кину соображения, как объединить местное игровое "учитель-ученик" с глобальными "руководитель-специалист".
И духи многомелкие - это тоже очень здорово! Спасибо, что напомнил. Вот, Тевильдо уже в странствиях повстречал кого-то весьма интересного. И знакомого Улыбка
Наверх
 

-x-=+
WWW WWW 347060065  
IP записан
 
R2R
уровень 5
*****
Вне Форума


Местный житель

Сообщений: 1755
Re: Обсуждение: Концепция валар и Ирмо в частности
Ответ #2 - 03.12.02 :: 00:59:37
 
Лепреконов и прочих леших/водяных приветствую всеми лапами!

О количестве валар. Насколько мы знаем, уже после первоначального терраформинга в мир спустился дух вполне валарской крутизны (чем бы она ни была) - Тулкас. Нет причин полагать, что такое не могло происходить и позже - в теории.
Так что окончательное количество валар если и известно, то лишь папе Эру.
Принятые у нас первоисточники не позволяют строить сколь-нибудь обоснованные предположения о валар сверх 15, известных нам за всё время существования Арды по этим источникам.

Лосты, в которых есть валар Оссэ и Омар, предлагаю в рамках данного вопроса (количество и состав валар) задвинуть подальше. Это типическая картина "Толкин думал, думал и передумал". Мы из неё почерпнём, безусловно, много, но не разрулимся по ней вообще никогда.

Вопросы.

Бывают ли "ничейные" майар? Без руководителя? Бывают ли майар - сотрудники ведомств одновременно или последовательно нескольких валар? Насколько жёстко это задано? Можно ли сменить "отдел" уже в процессе?
Наверх
 
 
IP записан
 
Морвэ
уровень 5
*****
Вне Форума



Сообщений: 395
Пол: male
Re: Обсуждение: Концепция валар и Ирмо в частности
Ответ #3 - 03.12.02 :: 01:52:36
 
Иду по порядку.

О термине "вала".
Давайте для ДАННОГО ПРОЕКТА примем, что термином "вала" обозначаются поименованные владыки духов Арды количеством 14 + Мелькор (Темный Вала). Так сложилось исторически.
Причем валар - именно руководители "отделов". В том числе и Тулкас (отдел безопасности Подмигивание ).

Насчет Омара. Я вчера как раз понял, что по моей концепции он быть должон, но в Сильме его нет. Но об этом как нибудь после. Мне бы до Ирмо добраться.

О ничейных майар.
Исходим из Айнулиндалэ. Все айнур или пели свою тему как составляющую темы Эру, или развивали/дополняли темы других айнур.  Про Мелькора я не говорю - у него был свой проект.
Так что представить себе майа, певшего только свою песенку, не связанную ни с какой темой - сложно. Заглушили бы.
Небольшое исключение - Кэйели. Вернее, особый случай. Но он был "техобеспечением". То есть тоже выполнял функцию, заданную Эру.
Полагаю, что ничейными могут быть только "пришлые" айнур, которые пели не тему Арды. Или вообще не пели (?). Та же Унголиант. Но  она не попадает под данное мной определение майар (духов Арды). Или Кэйели - но его "приписали" к ведомству Ирмо, дали руководителя Подмигивание

О переходе и многих ведомствах.
Поскольку четкой и жесткой границы между ведомствами нет - она достаточно условна (как Айнулиндалэ был, по сути, одной песней) - есть "связки". И майар по нескольким ведомствам. Тот же Сильмэ.
Переход, наверно, возможен. Как минимум - к Мелькору. Но надо учитывать - а как петь не близкую своей тему?
Да - могли быть майар, успевшие во время хора спеть с несколькими "ведущими"

Вывод:
1. Майар (духи Арды, певшие Арду) не могут быть ничейными. Принадлежность определяется
а) темой в Айнулиндалэ
б) личным выбором
Ничейных хоть куда, но "приписывают". Хоть официально. Дают руководителя.
2. Отдел сменить можно. Сумел бы работать в другом отделе.

Да, это в основном касается "высоких" майар. Творящих. "Присутствующих" - приписывают. И - некоторая мелочь может о "королях" догадываться только интуитивно.
Наверх
 
 
IP записан
 
Морвэ
уровень 5
*****
Вне Форума



Сообщений: 395
Пол: male
Re: Обсуждение: Концепция валар и Ирмо в частности
Ответ #4 - 03.12.02 :: 02:38:55
 
2. Валар как Стихии

Этот пункт будет более кратким Подмигивание, поскольку требует обсуждения для более четкой формализации.

Валар – это олицетворение Стихий.
Валар – это и разумные существа, духи, и сами Стихии.

Привожу пример.

Манвэ – это Дух. Разумное существо со своим характером, умеющее чувствовать, мыслить.

И одновременно Манвэ, Манвэ Сулимо – Стихия Воздуха. Это ветер. Это воздушные потоки. Это облака.  Как Варда – это свет, Стихия Света. Как Ульмо – это вода, Стихия Воды.

На что хочу обратить внимание – на взаимосвязь. Манвэ и ЕСТЬ ветер. Варда и ЕСТЬ свет. Это же характерно и для других валар, но конкретно – кто есть что, будет рассматриваться в отдельном пункте..

Исходя из сотворения Арды по Сильму и рассматривавшейся концепции о силе айнур.
Арда изначально представляла собой сгусток чистой, несвязанной музыкой (информацией, определяющей конкретные свойства) энергии (Негасимого Пламени).
Духи, пришедшие в Арду, не только придали этой чистой энергии свойства, превратив ее в материю, но и вложили себя, свое пламя в Арду, тем самым связав себя с ней. Соответственно, от того, что в ветре присутствует личное пламя Манвэ (а личное пламя завязано на собственную музыку), причем «рассеяно» в нем (невозможно его выделить/дифференцировать или физически вырвать), и Манвэ как разумная сущность, таким образом связанная с ветром, может им управлять - можно сказать, что Манвэ и есть ветер. Вернее, каждый из духов как бы «воплощен» в некоторой из частей/стихий Арды. Причем «воплощен» неразрывно, до конца Мира. При этом неразрывность «воплощения» ограничивает только выход за пределы Арды, и не ограничивает возможность перемещения в ее пределах. То есть в данном контексте под воплощением понимается определенный вид связи между духом (айну) и материей/(?) (приму термин сущность) Арды, при котором айну становится Стихией. Мда…

Перевожу на простой язык. Есть айну как дух. Создание Эру.
Формула: музыка души (в широком понимании) айну (заданная Эру) + негасимый огонь = айну (вида в чертогах Эру).
Есть айну воплотившийся в нечто материальное. Причем плотью может быть как тело, подобное эрухини, так и ветер. Айну + материя = Воплощенный Айну.
Есть айну, связавший себя с сущностью Арды. Это Дух Арды, вала/майа, Стихия Арды. Айну + сущность Арды = Вала/майа (Стихия Арды)


Но, кроме того, любой вала/майа несет и некую «нематериальную нагрузку».
То есть валар – олицетворение не только Стихий. Но и неких «качеств», «свойств».
Манвэ - Король Мира. Манвэ – Добро.
Как Мелькор – Дух Противостояния. Варда – Гармония и Совершенство.
Имхо – это ближе к свойствам личности. Как «девиз». (эх, помогите сформулировать!)

Как вывод.
Валар являются живыми разумными существами. Духами.
Валар являются Стихиями Арды, и неразрывно связаны с соответствующими сущностями Арды.
Валар являются олицетворением неких качеств/черт(личности?)/свойств.

В общих чертах изложил. Потом подкорректирую.
Наверх
 
 
IP записан
 
Мелькор
Вала
*****
Вне Форума


Властелин чёрных кактусов

Сообщений: 10153
Re: Обсуждение: Концепция валар и Ирмо в частности
Ответ #5 - 03.12.02 :: 10:57:36
 
Вау, Кэл! Действительно, круто. Улыбка

Мои комментарии, вопросы, дополнения (то, что навскидку приходит в голову; я еще думать буду).

1. В схеме надо учесть, что среди всех Валар Профессор выделял еще и Аратар. То есть у Валар есть своя внутренняя иерархия, как минимум, двухуровневая. Не можем мы равнять Нэссу с Йаванной, например.

2. Домовых и прочих сильфид приветствую всячески. И еще нам не следует забывать о ранее уже введенных в мир Оннар. Вся эта компания духов, как я понимаю, ни к какому ведомству не приписана. Помнится, мы уже их обсуждали и пришли к выводу, что они в Хоре пели, но пели не столько мир, сколько себя в нем.

3. Отношения Учитель-Ученик среди Айнур у меня тоже вызывают дисбелив. В частности, поэтому я и в игре старалась избегать этих терминов, а говорить что-то вроде "с кем ты пел" (то есть сотрудничал). Возможно, нам имеет смысл это поправить в отыгрышах.

4. Вопрос о "приписывании" Майяр к тому или иному ведомству. Этим занимается кто-то? Мне как-то сомнительно. Может, это больше похоже на эффект магнита? Подобное тянется к подобному. Близкая Тема автоматически привлекает Майя. А способность к переходу зависит от большей или меньшей специализации. Соответственно, у Мелькора будут собираться в основном универсалы-многостаночники, подобные ему самому.

5. Касательно Айнур (у нас это не только Валар), как олицетворения тех или иных качеств. Над формулировкой подумаю. Может - "суть", "сущность"?
Что мне тут не нравится. Если мы сделаем Манвэ Духом Добра, то его противник Мелькор кем оказывается? Духом Зла, так? А наша главная идея - что все по-своему правы. Поэтому, приветствуя всячески мысль одарить каждого духа "титулом", как квинтэссенцией его личости, предлагаю не вкладывать в "титулы" этической окраски, делать их более или менее нейтральными.
Наверх
 

"Путешествуя быстрее скорости света, немедленно попадаешь в вечную ночь". (с) Доктор Полуживаго
WWW WWW  
IP записан
 
Кэрлиен
уровень 5
*****
Вне Форума


Крылья мы не сложим!

Сообщений: 1057
Пол: male
Re: Обсуждение: Концепция валар и Ирмо в частности
Ответ #6 - 03.12.02 :: 12:55:16
 
Тэсса, у тебя опечатка - Аратар.
Наверх
 
WWW WWW 135219299  
IP записан
 
Мелькор
Вала
*****
Вне Форума


Властелин чёрных кактусов

Сообщений: 10153
Re: Обсуждение: Концепция валар и Ирмо в частности
Ответ #7 - 03.12.02 :: 12:56:44
 
Упс! Спасибо большущее. Улыбка
Наверх
 

"Путешествуя быстрее скорости света, немедленно попадаешь в вечную ночь". (с) Доктор Полуживаго
WWW WWW  
IP записан
 
Кэрлиен
уровень 5
*****
Вне Форума


Крылья мы не сложим!

Сообщений: 1057
Пол: male
Re: Обсуждение: Концепция валар и Ирмо в частности
Ответ #8 - 03.12.02 :: 14:28:15
 
К слову о Валар. Цитата, которую я сейчас кину, это только источник для дальнейших размышлений, но мне показалсь крайне интересной:

"Валар "истаивают" и утрачивают силу по мере того, как мир обретает форму и законченность [форма и строение вещей делаются все более определенными и установившимися.] Чем длиннее Прошлое, чем определенней Будущее, тем меньше места для важных изменений и беспрепятственных действий в материальном плане, целью которых является не разрушение, а созидание). Прошлое, однажды свершившись, стало частью "воплощенной Музыки". Вносить изменения в Музыку имеет право (и может) только Эру. Последним крупным действием валар демиургического плана было возведение неприступных гор Пелори. Этот поступок можно счесть если не дурным, то, по крайней мере, ошибочным. Ульмо был против. Это действие преследовало одну благую, и законную, цель: сохранить от порчи хотя бы часть Арды. Hо, на первый взгляд, оно было вызвано также себялюбием или небрежением (или даже отчаянием) - ведь попытка уберечь от порчи эльфов в Амане и одновременно оставить им свободу не увенчалась успехом: многие отказались отправиться в Благословенное Королевство, многие взбунтовались и покинули его. Что же касается людей, то Манве и прочим валар было хорошо известно, что они вообще не смогут прийти в Аман; ведь людям не дано такой долгой жизни, как валар и эльфам (жизни, равной жизни Арды). Таким образом, "Сокрытие Валинора" немногим уступало в собственничестве собственничеству Моргота: валар выгородили себе оазис света и благоденствия, противопоставив его тьме и насилию - дворец с садом (за крепкими стенами) против крепости с темницей.

Валар были подобны архитекторам, работающим по плану, "утвержденному" правительством. Они утрачивали свое значение (как строители!) по мере того, как план приближался к завершению. Уже в Первую Эпоху мы видим, как они, после несчетных веков трудов, приближаются к их окончанию - для ни наступает время мудрых советов. (Чем мудрее становятся они, тем меньше у них остается власти делать что-либо - они могут лишь давать советы)." (J.R.R.Tolkien)   


Взято с сайта игры Сильмариллион-Экстрим (http://www.stockmail.ru/silm2002/directsp.html). По той же ссылке лежит много всего хорошего. И все от Толкиена.
Наверх
 
WWW WWW 135219299  
IP записан
 
Манвэ
Экс-Участник


Re: Обсуждение: Концепция валар и Ирмо в частности
Ответ #9 - 03.12.02 :: 15:17:30
 
Манвэ против того, чтоб бы быть духом добра.
Скорее уж справедливости. При этом он еще и ветер, Воздух, самый свободный из всех Валар.
Если воспользоваться цитатами "Свобода есть осознанная необходимость" и "Свобода налагает ответственность", то он как раз осознает необходимость и знаком с понятием ответственности.

Кроме того, спасибо дяде Толкиену за то, что построил мир, созданный из противоречий. Практически ни одна концепция у него не доведена до логического конца. Можно это воспринимать как свойство Арды, некоторую иррациональную сказочность, что ли, а можно попытаться надеть на это логические построения и концепции. (Что вы и делаете). Потому что у нас РАЗНОЕ видение сказки Арды.  Нерешительный  И при попытке понимать друг друга без слов утыкаемся в противоречия. И попыткой разложить майар по уровням магической силы. Вам не надоело?

Пожалуй, пора мне с этим со всем завязывать. Я решительно предпочитаю сказку.
Наверх
 
 
IP записан
 
Манвэ
Экс-Участник


Re: Обсуждение: Концепция валар и Ирмо в частности
Ответ #10 - 03.12.02 :: 15:30:32
 
Кроме того, я согласна с ДВМ-ным Намо Мандосом
(точная цитата)

" с одной стороны - Кэл в своих рассуждениях прав, но в то же время игра идет по книге, книга написана людьми, а люди склонны приближает восприятие стихий к себе любимым.. поэтому эта концепция айнур в игре работать не может в принципе "

При всем желании практически невозможно играть и отвлекаться от собственного восприятия. Сужу по себе, ибо торможу поэтому страшно.
Наверх
 
 
IP записан
 
Мелькор
Вала
*****
Вне Форума


Властелин чёрных кактусов

Сообщений: 10153
Re: Обсуждение: Концепция валар и Ирмо в частности
Ответ #11 - 03.12.02 :: 15:48:10
 
Я не совсем понимаю, какое отношение имеет Намо с ДВМ к нашему проекту? Мы уж как-нибудь сами разберемся.

Анориэль, несколько раз перечитала твою реплику, но так и не въехала: чего ты сама хочешь. "Очеловечить" Стихии?
Наверх
 

"Путешествуя быстрее скорости света, немедленно попадаешь в вечную ночь". (с) Доктор Полуживаго
WWW WWW  
IP записан
 
Манвэ
Экс-Участник


Re: Обсуждение: Концепция валар и Ирмо в частности
Ответ #12 - 03.12.02 :: 15:58:42
 
Намо просто высказал соображение, с которым я согласилась.

Нет, я хочу обратного, но знаю, насколько это трудно и практически недостижимо. Для многих здесь присутствующих.
Наверх
 
 
IP записан
 
Тхориэн
Экс-Участник


Re: Обсуждение: Концепция валар и Ирмо в частности
Ответ #13 - 03.12.02 :: 16:34:39
 
Уф. Ну, что, порулимся  Смех

Я дисбеливлю на счет отсутствия ничейный майяр. И вообще "системы приписок".
Поясняю. Был Эру. И пустота. Потом он напел себе духов. Он ведь их не специально напел, чтобы потом спеть Эа. Эа - только один из проэктов... мм... Да и то, получившийся таким интересным возможно случайно из-за неумеренной резвсти Мелькора и противоборства тем.
То есть на основании того, что седня хор репетировал контату, нельзя заявлять, что хористы только эту контату петь умеют, и застрелись. К тому же, первоначальная Арда была скорее видЕние-предвидение, чем прям бах - и мир. Аинур там потом еще пахали и пахали. Плюс тот же Сильм нам говорит, что благодаря экспериментам Мелькора на ранних стадиях развития проэкта практически ничего не получилось именно так, как задумывали валар  Смех
Мне кажется, айну в мир ведет скорее любовь и интерес, чем напрямую звучание собственной темы. Я вообще дисбеливлю на счет - сваивается майя в Арду и прям пальцем показывает - о, это я пел! Это мое. Там наверняка жесточайший микс. Был, есть и будет. И сначала идет просто приход, потом пробы-попытки, потом выбор - кому чего больше по душе, потом с-но объединение со старшими стихиями или ученичество. Причем выбор не жесткий, ведь даже задачи творения могут меняться во времени. Да и айну, связанные с Ардой, тоже наверняка меняются каким-то образом, расширяют кругозор.
То, что в Амане нет ничейных майяр, не означает, что их не было раньше, или нет за пределами Амана. Более того, мне видится, что жесткая привязка как раз началась после падения Светильников, а до этого отношения были намного более вольными.
Наверх
 
 
IP записан
 
Мелькор
Вала
*****
Вне Форума


Властелин чёрных кактусов

Сообщений: 10153
Re: Обсуждение: Концепция валар и Ирмо в частности
Ответ #14 - 03.12.02 :: 16:53:19
 
Хельга, а что ты понимаешь под ученичеством. Как это может выглядеть у Айнур?
Наверх
 

"Путешествуя быстрее скорости света, немедленно попадаешь в вечную ночь". (с) Доктор Полуживаго
WWW WWW  
IP записан
 
Тхориэн
Экс-Участник


Re: Обсуждение: Концепция валар и Ирмо в частности
Ответ #15 - 03.12.02 :: 17:15:44
 
Также, как у людей Улыбка

Например, я, как Карлан, не могу быть изначально стихией металлов. Какие-такие металлы в пустоте? Там даже пространства-времени нету. Но было ВидЕние. Которое захватило мое воображение. Спускаюсь я в Эа. Материальный мир - ух ты! Что с ним делать толком - фиг его знает. Начинаю пробовать, типа попою, посмотрю, что выходит. Посмотрю, что другие духи делают, и что выходит у них. Там мне нравится, там - не очень. В общем, рано или поздно должна накрыть меня мысль о том, что несогласованная отсебятина - некрасиво и немузкально. И есть более сильные духи, которые гармонично ведут некие темы. И тогда я начинаю пробовать петь уже в ключе этих тем. Учиться. Попробовал с Манвэ - нет, что-то не то. Попробовал с Йаванной - допустим, не тяну. Попробовал с Аулэ - вот это мне в струю. Продолжаю упражняться. Постепенно обрастаю специализацией с одной стороны, и матрезультатами своего пения с другой стороны. То есть, я сознательно совершенствуюсь именно в пределах конкретной темы. Да и Аулэ удобнее - потому как я какой-никакой, да дух. И моя сила в плюсы его силе дает больше силы и лучшие результаты. Теперь он может больше сосредоточиться на общем замысле, а ученики отработают мелочи. Так примерно.
Что не означает, что однажды, услышав какую-нибудь новую идею в исполнении, например, Ульмо, меня не переклинит, и не я ринусь менять специализацию.

То есть, вкратце, Айну вряд ли изначально завязан жестно на какую-нибудь стихию. Само понятие "стихия" вне Арды - не понятие. Он становится Стихией, уже попав в Эа. И какой стихией он становится - его выбор.
Наверх
 
 
IP записан
 
Кэрлиен
уровень 5
*****
Вне Форума


Крылья мы не сложим!

Сообщений: 1057
Пол: male
Re: Обсуждение: Концепция валар и Ирмо в частности
Ответ #16 - 03.12.02 :: 18:52:00
 
Обратимся к источнику, то есть к одной малоизвестной книге Толкиена (перевод Григорьевой и Грушетского, если надо, могу дать оригинал):


Айнур же ликовали душой, видя Землю среди безбрежных пространств, глаза их сияли радостью при виде многоцветия ее одежд, а немолчный гул морских валов навсегда лишил покоя их души. Взорам Айнур открывались прозрачные глубины воздуха и ветров, колеблющиеся легкие туманы поутру; скрытые в недрах металлы; искрящиеся камни и многое другое, но вода пленила их. Эльдар говорят, что именно воды Земли сохранили отзвуки Музыки Айнур; многие Дети Илуватара готовы и поныне бесконечно внимать голосу Моря, хотя и не знают, что слышится в нем.

Одного из Айнур воды восхитили особенно. Эльфы зовут его Ульмо. По воле Илуватара был он более других сведущ в Музыке. К вольным ветрам и воздуху обратился Манвэ, благороднейший и мудрейший из Айнур. Аулэ думал об устройстве земных недр. Мастерством и знаниями он не уступал Мелькору, но радость доставляло ему творчество, а не обладание.

<...>

К Ульмо обратился Илуватар:

<...>
-...взгляни на небеса Земли; на величие ее облаков, на седые туманы; прислушайся, как падает на Землю дождь. Вот стиия, в которой рядом с тобой будет твой любезный друг Манвэ.

Ответил Ульмо:
-Воистину, я не мог представить, как прекрасны воды..."


Ну, а теперь несколько выводов из цитаты. Поначалу айнур пели, как споется. Только ради творчества. Потом они в видении Арды выбирали, что же им наиболее близко и "подавали заявку" папе Эру. То есть как я это вижу: любуются Айнур на видение. "Ах!, - говорит Ульмо, - какая прелесть эти воды. Вот, если бы я жил в Арде, я бы из воды не вылезал. Больно уж их звучание похоже на мою Тему". "Да без проблем, - отвечает папа Эру, - сейчас я вложу сюда частицу Неугасимого Пламени, и вы пойдете жить в Арду. А ты, Ульмо, персонально получаешь воды в свое владение. Ну, и дружи с Манвэ, потому что у вас вместе петь красиво получается". Вроде так. То есть что выходит? Айнур пели, не думая, как потом в Арде: "Вот, сейчас я спою воду, а я ветер, а я деревья, а я камни". Но их Темы вложились в Арду и "вылились" в что-то, что стало этим Айнур наиболее близко. А Айнур уже сами просекли, а что из этого в чье владение (кстати, Толкиен использует слово province, что переводится область знаний, сфера действия. по-моему, отдельный повод для раздумий).

Теперь, что касается Майяр. Как мы все уже дружно согласились - Валар сильнейшие среди Айнур, пришедших в Арду. В переводе на айнурские понятия это означает, что их Темы - самые сильные. Лучше всего слышны. А вот Майяр послабее, у них Темы потише. Поэтому им сложнее понять, а с чем же именно в Арде сочетается их Тема. по-моему, чем слабее Майя, тем дольше он будет определяться в выборе направления деятельности в целом. И учителя-наставника в частности. Кстати, первым из Майяр к Мелькору пришел Артано (то есть, простите, Сайрон), один из сильнейших Майяр Арды ("Отпав от Света, сопутствовал Саурон всем козням и замыслам своего хозяина, лишь немногим уступая ему в силе..." (Сильмариллион")).
Таким образом изначально Майяр не приписаны никому, но, придя в Арду, постепенно выбирают, чья же Тема и province им ближе.

Теперь немного об учителях-Валар и учениках-Майяр. Мне представляется, что в данном случае надо представить... концерт. На котором выступают разные коллективы и поют разные красивые песни. У каждого этого коллектива (хор, ансамбль и т.д.) есть свой руководитель. Вот такими руководителями и выступают Валар. Они "дирижируют" Майяр.
Наверх
 
WWW WWW 135219299  
IP записан
 
R2R
уровень 5
*****
Вне Форума


Местный житель

Сообщений: 1755
Re: Обсуждение: Концепция валар и Ирмо в частности
Ответ #17 - 03.12.02 :: 19:32:44
 
Народы, а давайте устроим эксперимент и недельку-две поиграем сказку - как у кого получается. Если выйдет плохо - ну, облом тоже опыт. А если вдруг окажется, что так лучше, то пусть оно будет лучше.

Насчёт титулов. Ульмище говорит, что ему по самый гребень волны достаточно, когда его называют Ульмо Вайамо или Вала Ульмо. Ну, парадный титул будет Владыка Вод. Усё. Остальное  - чистая поэзия, в игре IC - пожалуйста, если надо, а вне игры ярлычков вешать не надо. Он считает себя несколько сложнее того, что выражаемо словами.
(Ну, т.е., я-игрок не понимаю, зачем это надо? Титул? Уже есть. Суть? Всё равно что "Дон Кихота" в 1 килобайт утрамбовывать.)

Анориэль, а что ты хочешь от отыгрыша Стихий? Ты имху скажи, вдруг это окажется то, чего все хотели, но сформулировать не могли?

Насчёт ученичества и сотрудничества. Имхо, ничейные майар есть, и то, что майа к кому-то "приписан" (термин мне не нравится), есть не циркуляр, а результат взаимной договорённости и склонности, симпатии, общности интересов. Причём это не жёстко: можно поменять Шефа. Вспомним Олорина, который учился у Ниэнны. Можно быть "сотрудником" нескольких стихий. Именно "со-трудником". Помогать им в их трудах.
Я жизнь Ульмо так воспринимаю. Работа=жизнь=радость=ВОДА. В гармонии с остальными стихиями, естессно.

Насчёт перехода от одного вала к другому - по-моему, свободно. Исключение - Мелькор, когда остальные решат, что он маздай. Но и тогда за шиворот никого не хватают... силой не удерживают, хотя могут попытаться убедить.

Фишка может быть в том, чтобы драйв чувствовать... вот я знаю, что майэ Гвет пела со многими стихиями, но всегда возвращалась к песням Ульмо: море, оно же и ветер, и скалы на дне, и рыбы. Грубо говоря. То есть, это больше на чувствах... мне кажется, что нет жёсткой привязки, а есть душевная склонность. И текущая задача момента (см. Истари, посланные в Эндорэ), то есть долг.

Ученичество... ну, все мы в рамках Арды чему-то учимся. То есть, отношения майар и валар похожи и на ученичество, и на совместный труд, и на служение общей идее. Нельзя тут что-то одно оставлять, а прочее выбрасывать, мне кажется.

ДВМшная концепция "ученик-учитель" мне не очень нравилась, т.к. непонятно было, чему _учить_ майар. И вышло так: с Ульмищем поют те майар, кому он в кайф, кто в кайф ему, кто умеет и может работать по его проектам, кто умеет и может придумывать своё в рамках общей гармонии. То есть, Ульмо главный, но он "своих" майар в обычных условиях не строит и не пинает: они из любви к делу что-то делают в рамках общей гармонии. Если им что "непонятно" (ну, типа, не выходит каменный цветок, не складывается гармония) - "спрашивают" (опять же, это не словами).
Я где-то как-то это пытаюсь при организации нашего северо-южного течения нарисовать. Но я не умею валар отыгрывать! А научиться - интересно. Воть.

Карлан, если что из водных тем тебе понравится - welcome.  Смех
Наверх
 
 
IP записан
 
Морвэ
уровень 5
*****
Вне Форума



Сообщений: 395
Пол: male
Re: Обсуждение: Концепция валар и Ирмо в частности
Ответ #18 - 03.12.02 :: 21:07:40
 
Итак, по всем вопросам.
1.      Аратар. Я помню он них. Только у нас по факту игры в обсуждениях участвуют все валар. То есть споры – кто там право голоса имеет (как аратар), кто не имеет – для нас (пока) были несущественны. Поэтому я это разделение не вводил.
2.      О «приписывании» майар. Имхо, не надо определять жестко. Допустим, что В АМАНЕ _БЫЛО_ПРИНЯТО_ , что майа «приписан» к некоторому ведомству. Для порядку. Как осуществлялась «приписка» - надо оставить «за кадром». Вернее – были разные варианты. Кто-то выбирал вала как личность (например, мне петь в кайф именно с ним как с личностью), кто-то – по теме (мне его тема близка/нравится), кого-то именно «официально» считали майа такого-то валы (поскольку долго в этой области «тусовался» - извините, не подберу другого выражения; или изначально в Хоре пел с ним). При этом сам майа мог быть абсолютно безразличен к тому, что его куда-то «приписали». В общем – все ведь правы. Поэтому не будем спорить.
3.      Об отношениях «учитель-ученик». Имхо, здесь дело личного выбора каждого майа. Каждый майа – личность. И если для кого-то такие отношения непонятны/неприемлимы, может, у кого-то «душа требует». Ну, те же мои майар. Кэйели в упор не понимает, чему он может научиться у Ирмо. Петь с ним – здорово, общаться – приятно. Да, Кэйели слабее Ирмо. И что, поэтому Ирмо должен его чему-то учить? Скорее, они общаются и ДРУГ У ДРУГА учатся. Также Ирмо считает себя не учителем, а просто руководителем темы. Он видит тему «в общем» и может подсказать место каждому из своих майар при какой-то работе. При этом сам удивляется знаниям/темам своих майар (как руководитель знаниям специалиста). А вот Калималоссэ себя считает именно учеником. Ему именно что нужны ОТНОШЕНИЯ «ученик-учитель». Поддержка «учителя». Его одобрение.
А Карлану, например, нужно, чтобы его учили. Объяснили, что и как петь. Ну - такой майа.
Так что, думаю, не надо никому из игроков не навязывать определенное мнение. Хочет Сильмэ называть Ирмо учителем – пусть так и будет. Хочет Нимхэйн общаться с Ирмо на равных (ее от слова «ученица» просто покоробит) – пусть общается. Имхо, это не принципиально. Просто давайте отдадим это на откуп самим персонажам. А в целом постараемся соблюдать «нейтральность». То есть в целом говорить о майар Ирмо, а не о его учениках. А будет ли майа называть валу учителем – давайте это будут решать конкретный майа с конкретным валой.
Наверх
 
 
IP записан
 
Мелькор
Вала
*****
Вне Форума


Властелин чёрных кактусов

Сообщений: 10153
Re: Обсуждение: Концепция валар и Ирмо в частности
Ответ #19 - 03.12.02 :: 21:16:26
 
R2R, а по-моему, у тебя гениальный Ульмо получается. Улыбка


Кстати, раз уж зашла речь о Темных Майяр, тут у нас противоречие получается. По моим отыгрышам (причем старым еще) выходит, что Мелькор за своих Майяр боится. Всерьез. А Темные Майяр всерьез опасаются Амана. И у нас на этом многое строилось - и то, почему Мелькор торчал в подземелье и Тулкаса дожидался, вместо того, чтобы развоплотившись, смыться в Эа, как делал раньше. И то, что он на суде перепугался. И то, что Сарин под трибунал попала. И страхи Тхориэн.

Если у Светлых к Темным совсем уж нежное отношение, возникает сильнейший дисбелив.
Наверх
 

"Путешествуя быстрее скорости света, немедленно попадаешь в вечную ночь". (с) Доктор Полуживаго
WWW WWW  
IP записан
 
Мелькор
Вала
*****
Вне Форума


Властелин чёрных кактусов

Сообщений: 10153
Re: Обсуждение: Концепция валар и Ирмо в частности
Ответ #20 - 03.12.02 :: 21:24:49
 
Согласна с Кэлом - свободу выбора Майяр. Улыбка Так же, думаю, и с титулами следует поступить - по желанию. На мой вкус, с ними красивее, но не всегда удается подобрать точный.

Разрулили этот вопрос или остались дисбеливы?


Что у нас осталось нерешенным, кроме затронутой мной проблемы Темных Майяр?
Наверх
 

"Путешествуя быстрее скорости света, немедленно попадаешь в вечную ночь". (с) Доктор Полуживаго
WWW WWW  
IP записан
 
Тхориэн
Экс-Участник


Re: Обсуждение: Концепция валар и Ирмо в частности
Ответ #21 - 03.12.02 :: 21:31:15
 
На счет темных майяр (эдак зловеще)
А что если Светлые практикуют вынос Темных за грань? Как средство борьбы с диссонансом. Фактически, и Мелькора ведь они туда отправляли. Причем, это не воспринимается, как какое-то зело ужасное деяние, ведь все Аинур однажды пришли извне. Типа коллектив постановил, что для общего блага Эа поющая сила Х отправляется обратно к папе Эру заниматься какими-нибудь другими делами.
Но если Мелькор крут, и может потом обратно пробиться, то более слабые духи - увы.
Скажем так, майяр не могут покинуть Арду самостоятельно, но с помощью Хора - билет в один конец и вперед.
Наверх
 
 
IP записан
 
Мелькор
Вала
*****
Вне Форума


Властелин чёрных кактусов

Сообщений: 10153
Re: Обсуждение: Концепция валар и Ирмо в частности
Ответ #22 - 03.12.02 :: 21:44:14
 
Понимаешь, в чем фишка - Мелькор-то со товарищи призывают духов из Эа за милую душу. А значит, и своих друзей сосланных вернуть могут.

Мелькору вот развоплощение кого-нибудь из Темных Майяр не то, чтобы пофигу, но относится к разряду поправимых неприятностей. Ну, силу потратить придется. Чтобы воплотить соратника обратно в жизнь.

А вот не могли ли сажать ребят в Мандос на перевоспитание? Там и Карлан с Линни все Сарин Чертогами грозили, помнится.
Наверх
 

"Путешествуя быстрее скорости света, немедленно попадаешь в вечную ночь". (с) Доктор Полуживаго
WWW WWW  
IP записан
 
Мелькор
Вала
*****
Вне Форума


Властелин чёрных кактусов

Сообщений: 10153
Re: Обсуждение: Концепция валар и Ирмо в частности
Ответ #23 - 03.12.02 :: 21:48:54
 
Вот, например, такая система как вам покажется?

Темных Майяр отлавливают и пробуют убедить. Если не получается - сажают в Мандос. До тех пор, пока не "исправятся". Но не в Серый Чертог.
С точки зрения Светлых, вроде, никакого зверства. Просто изоляция - чтобы Темный не диссонансил. Научится петь в Хоре - выпустят и будут холить и лелеять.
С точки зрения Темных - надругательство над свободой выбора. Причем Мелькор из Мандоса вызволить не может. При этом (что соответствует отыгрышам) все ожидают, что Мелькора с большой долей вероятности именно посадят в Мандос. А вот Серый Чертог, думаю, Намо предложит уже на суде. Когда сообразит, что Мелькор может и вырваться из других частей Мандоса. У Серого Чертога изначально назначение техническое, он, вообще-то, не темница исходно.
Наверх
 

"Путешествуя быстрее скорости света, немедленно попадаешь в вечную ночь". (с) Доктор Полуживаго
WWW WWW  
IP записан
 
Морвэ
уровень 5
*****
Вне Форума



Сообщений: 395
Пол: male
Re: Обсуждение: Концепция валар и Ирмо в частности
Ответ #24 - 03.12.02 :: 22:14:16
 
Насчет «титулов».
Я это просто упомянул, так как пытался перечислить все «характеристики». Не рассматривая их подробно. Просто – какие вообще есть.
То есть:
1.      Личность
2.      область (сфера) действий в Арде и «отношения/связь» (?) валы с этой областью
3.      «титулы» как выражение сущности. Причем – возможно, данные эльфами. Как «перевод» имен. Манвэ от корня «ман» - добрый и «-вэ» мужское окончание, мужчина. Варда – имхо, «возвышенная». Не «гордая» (что имеет какой-то негативный оттенок). Плюс вспомнил традицию у темных обязательно быть духом чего-то.
4.      Кстати, есть еще одна вещь, о которой я забыл. Гуманитарии, подскажите определение. Валар как покровители занимающихся их любимой деятельностью и т.п.. Пример. Аулэ – Кузнец. Йаванна – это сельское хозяйство. Вайрэ – ткачиха. Ирмо и Эстэ – целительство (соответственно духа и тела).

И все не имеющие к валар как стихиям Арды (п.2) «характеристики» как-то выделить и определить, какие они бывают.

Что до отношения темных и светлых… Не знаю. Со светлыми у нас пока неясно. А реакция темных идет с ДВМ, с реакции на тех светлых. Я еще ту Варду вспоминаю…  Имхо – может, не стоит указывать светлым, что им надо быть «не добрыми, а светлыми»? Страх вполне может идти с непоняток и с одного известного эффекта «я ожидаю, что со мной поступят так же, как я поступил бы с ними же в такой ситуации». То есть если, например, Мелькор думает: будь я на месте валар, я бы темных (по сути, предавших) майар за грань выкинул. Ему и в голову не приходит, что валар отступников простить могут. Отсюда страх.

Наверх
 
 
IP записан
 

*** Форум литературно-художественного портала "Венец" Тэссы Найри ***