Морвэ
|
Итак, речь у нас пойдет о валар.. Потому что, не рассмотрев валар, я не смогу четко определить там место Ирмо и то, что из себя представляет его Стихия. К каждому вопросу цитаты нумерую, чтобы не повторять их многократно.
1. Айнур, валар и майар. Разговор о терминах и иерархии.
Введение – цитаты, на которых я основываюсь.
Об айнур сказано в Айнулиндалэ: «Был Эру, Единый, что в Арде зовется Илуватар; и первыми создал он Айнур, Священных, что были плодом его дум; и они были с ним прежде, чем было создано что-либо другое». (1.1)
Айнур – это духи, первые создания Эру.
«И так сталось, что некоторые Айнур по прежнему живут с Илуватаром за гранью Мира: а иные – и среди них самые могучие и прекрасные – распрощались с Илуватаром и спустились в Эа. Но Илуватар поставил условием – или, быть может, к этому призвала их любовь – что сила их впредь должна находиться в Мире и быть связанной с ним вечно, покуда он существует, дабы они были его жизнью, а он – их. Поэтому и зовутся они Валар – Стихии или Силы (Могущества) Мира» (1.2)
Валар – это духи (айнур), пришедшие в Эа, Мир Сущий, чья сила отныне связана с этим миром и они не могут покинуть его.
В то же время в Валаквэнте валар определяются так: «Величайших среди духов Арды эльфы называют Валар, Стихиями Арды - люди часто звали их богами» (1.3)
То есть здесь уже Валар – Стихии не Мира, но Арды.
Противоречие может объясняться тем, что по мнению эльфов, основным трудом валар в Эа была Арда (стихиями которой они стали).
Дополнение: слово «вала» (мн. «валар») из квэнья, имеет корень «вал», что значит «власть, могущество». Первоначальный корень – «бал» (синдарин «балан», мн. «бэлайн» - «вала», «валар»). Ср. валараукар, балрог. (1.4)
По тексту Айнулиндалэ и Валаквэнты не понятно, сколько валар точно. Поясню. В текстах говориться о ВЛАДЫКАХ и ВЛАДЫЧИЦАХ валар. Что подразумевает существование и «подчиненного» народа. То есть иных валар, кроме поименованных:
«Владык валар семь; и вал (валиэр), владычиц валар, также семь. Вот как звались они на языке эльфов Валинора (квэнья)… Владыки валар звались (в надлежащем порядке): Манвэ, Ульмо, Аулэ, Оромэ, Мандос, Лориэн и Тулкас; а владычицы именовались: Варда, Йаванна, Ниэнна, Эстэ, Вайрэ, Вана и Нэсса. Мелькор более не считается валой, и имя его не произносится на Земле». (1.5)
Курсивом мои комментарии.
Также могу отослать к Лостам, где упоминается именно «народ валар».
Мелькора в данной концепции я предпочел бы рассматривать вместе с валар.
Упоминание о майар в Айнулиндалэ следующее: «Валар привели с собой много соратников, кое-кто из которых слабее, а кто-то почти равен им по могуществу» (1.6) В Валаквэнте: «С валар пришли другие, менее могучие духи, чье бытие началось также до начала Мира. Это майар – подданные валар, их слуги и помощники.» (1.7)
А теперь сама концепция. Давайте договоримся так.
Айнур – это все духи, созданные Эру. В том числе валар и майар. Валар – это могущественные духи, Стихии Арды, владыки духов Арды (майар). Майар – это духи Арды, подчиненные валар.
А теперь изложу мой взгляд на взаимное положение айнур, валар и майар, исходя из логики.
Айнур / \ Оставшиеся с Эру Ушедшие в Эа / \ Духи Эа Духи Арды / \ Валар Майар
Далее. Что касается иерархии Духов Арды. Рассуждаем. Зарождение иерархии. Айнулиндалэ. Ну, во-первых, из-за того, что айнур «вышли» из разных частей разума Илуватара, у них уже изначально была индивидуальность и «специализация». Далее Эру задал Тему. Во время Хора некоторые айнур стали вести свои темы, которые стали подтемами темы Эру. Это валар. В то же время были айнур, чьи темы стали развитием и дополнением тем валар – это майар.
Привожу аналог из нашей жизни. Тема Эру – это некое общее техзадание на создание Мира. Внешнее (системное) проектирование. Темы айнур – это внутреннее (блочное) проектирование. При этом темы валар – это проектирование блоков, а темы майар – это проектирование элементов блоков.
Если и дальше это все представить как в некую организацию по исполнению Замысла, то получится следующее. Общий проект разрабатывается организацией – айнур. При этом выполнение проекта возложено на Духов Эа. Создание Арды ведется Духами Арды. При этом главой проекта явно предполагался Мелькор, но он стал проводить в жизнь свой проект, и его сместили. Ныне глава проекта – Манвэ, глава одного из Отделов. Главами других отделов являются прочие валар. Майар же являются исполнителями. Специалистами.
Рассматривая все таким образом, хочу сказать следующее. Отношения учитель-ученик между валар и майар у меня вызывает жестокий дисбилив. Майар – это дух, певший свою глубоко специализированную тему. А вала, к «ведомству» которого он приписан – пел только общий проект. То есть вала – это руководитель. Он, соответственно, сильнее, и имеет больше власти. Но при этом может не уметь того, что может майа. Как руководитель не всегда может то, что может его подчиненный. Но это мои ИМХИ. В игре уже пошло не так, и я не буду спорить.
Изначальная иерархия Духов Арды:
Эру I Мелькор / / \ \ Манвэ Варда … Тулкас Нэсса I Майар (Эонвэ и др)
Сложившаяся иерархия:
Эру I Манвэ / I \ \ / Варда … Тулкас Нэсса / / Майар (Эонвэ и др)
(а Мелькор и его майар вне схемы – поскольку не работают на выполнение Замысла)
Соответственно, по логике – айну, сумевший спеть свою БОЛЬШУЮ тему обладает большой силой. При воплощении своей темы – темы, которой подпевали другие айнур – он становится «главой отдела». Руководителем. Владыкой.
То есть я считаю, что основой для разделения духов на валар и майар является не их сила, а их «специализация», «функции» как руководителя или как подчиненного. Еще раз процитирую: «Валар привели с собой много соратников, кое-кто из которых слабее, а кто-то почти равен им по могуществу»
Выделю специально момент, касающийся Сайрона. Сайрон может быть сильнейшим из майар – по силе/энергетике. Но в схему как владыка майар (аналогично Мелькору) он не вписывается. То есть все пожелания Сайрона быть владыкой майар подобно тому, как Мелькор предполагался владыкой валар – это личные пожелания ПЕРСОНАЖА.
Еще комментарии. Духов в Арде ОЧЕНЬ МНОГО. Буквально на каждом шагу. Причем можно выделить тех, творил Арду, и тех, кто не столько творил, а собой (своим присутствием) дополнил Арду. В частности, упоминание о пришедших, но не творивших духах (лепреконы, домовые и пр) есть в Лостах. Но это уже начало другого обсуждения. В общем, хотелось бы, чтобы мир не остался без старых говорящих деревьев, маленьких духов ручьев, домовых и прочей замечательной мелочи, о которой как-то все забыли.
Возражения? Если принимается, данный опус необходимо «сжать» и можно выкладывать как первый пункт готовой концепции.
|