Пришёл спорщик и предлагает посмотреть текст. Внимательно смотрим. Феанор увидел пики Тангородрима и "осознал в прозрении смерти, что никогда не достанет у нолдор силы сокрушить их; но трижды проклял он имя Моргота и оставил сыновьям завет хранить клятву и отомстить за отца".
Я тут не вижу, чтобы сыновья какую-то инициативу проявляли. И, по-моему, вполне можно найти недурацкую мотивацию и для Феанора.
По пунктам.
1. Личностный момент. Мя? Где сказано, что Феанор требует от сыновей подтверждения клятвы? Или что они что-то ему отвечают? Дело Феанора тут - оставить завет. Требовать ничего не надо, недоверия никакого не надо. "Храните клятву, отомстите за батьку", эпитеты в адрес Моргота - по вкусу. А уж как сыновья отреагируют в тот момент на эти речи - хроника молчит.
Это вполне может быть не недоверие, а наоборот. Понимание, что клятва - штука тяжёлая, и что не раз и не два она по пацанам проедет, но никуда не денесси. То есть, это такое родительское прощальное благословение. Поддержка, в сущности. Или попытка убедиться, что сыновья не сломались. Потому что как бы клятва ни была тяжела, попытка от неё отказаться может сделать всё куда тяжелее.
А то, что _силой_ Тангородрим не взять, ещё не значит, что клятва в принципе невыполнима.
"Умом надо выделяться" (с)
2. Концептуальный момент.
Повтора Клятвы в данном конкретном случае вообще не вижу.
Да и нолдор - не папа Эру, и повторение клятвы вряд ли может что-то к ней прибавить или от неё убавить.
Насчёт "усталого Профессора" - уф, сижу и копаю черновики.
Изначально (LT1) Клятва как таковая вообще отсутствует.
Когда она возникает (LT2), то первоначальная идея - что сыновья Феанора клянутся в первый раз после прихода в Эндорэ и гибели отца.
В HoME 3, Flight of the Noldoli, впервые возникает клятва в Валиноре.
К HoME 4 идея клятвы, произнесённой в Валиноре, становится устойчивой. Далее эта клятва присутствует во всех версиях мифологии.
Что касается гибели Феанора - то в HoME 4, глава 3 "Квэнта" сказано следующее: "For Feanor was wounded to the death by Gothmog Lord of Balrogs, whom Ecthelion after slew in Gondolin. Feanor died in the hour of victory, looking upon the gigantic peaks of Thangorodrim, the greatest of hills of the world; and he cursed the name of Morgoth, and laid it on his sons never to treat or parley with their foe." То есть, отцовский завет на тот момент был - никогда не вести дела или переговоры с Морготом.
HoME 5, глава 2. "But the victory was marred by the fall of Feanor. He advanced unwarily upon Bladorion, too hot in pursuit, and was surrounded when the Balrogs turned to bay in the rearguard of Morgoth. Very great was the valour of Feanor, and he was wrapped in fire; but at length he fell mortally wounded by the hand of Gothmog, Lord of Balrogs. But his sons bore him back to Mithrim, and he died there, reminding them of their oath. To this they added now an oath of vengeance for their father".
Тут Феанор напомирает сыновьям о клятве, умирает, и они добавляют к ней клятву мстить за отца.
HoME 10, "Анналы Амана". Феанор и сыновья приносят клятву в Амане. Десятый том не рассматривает подробно событий в Белерианде.
HoME 11, "Серые Анналы", продолжают повествование, и мы видим вот что: "And looking out from the slopes of Eryd-wethrin with his last sight he beheld afar the peaks of Thangorodrim, mightiest of the towers of Middle-earth, and knew with the foreknowledge of death that no power of the Noldor would ever overthrow them; but he cursed the name of Morgoth, and laid it upon his sons to hold to their oath, and to avenge their father."
То есть, тут Феанор возлагает на сыновей следование клятве и месть за себя.
И этот вариант, с профессорскими пометками и исправлением, практически точно пошёл в "Сильм".
Итого. Идея не была случайной. Она претерпевала значительные изменения, но в конце концов оформилась в то, по чему мы тут как бы играем.
То есть, я - за поиск какой-нибудь вдумчивой мотивации для Феанора всё-таки завещать сыновьям хранение клятвы.