Логи Персонажи Участники Новости Присоединиться Правила Вакансии Мастер Библиотека Галерея
Мир 'Север и Запад'   Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация
 
  ГлавнаяСправкаПоискВходРегистрация  
 
Витражи (Прочитано 7759 раз)
Cарин
уровень 5
*****
Вне Форума



Сообщений: 190
Витражи
11.04.05 :: 01:02:42
 
http://art-glazkov.ru/articles/vitrage.htm
Эта ссылка больше описательная, конретно про технологию тут маловато.
Тут побольше про технологию, но современную.
http://steklos.narod.ru/2.htm
Тут общая информация по стеклу
http://www.bolshe.ru/unit/94/books/2996/s/1
А вот тут, наконец, технология.
http://chartresvitr.narod.ru/technik.html
Вот интересный кусочек
"Как же создается витраж? Интересно, что способ изготовления его не изменился со времен средневековья. Сначала делается "картон" - модель из бумаги в натуральную величину. Много стекол окрашивается в расплавленном виде в разные цвета. Их отбирают для каждой части витража нужного цвета, оттенка и яркости. Затем куски вырезают по рисунку в соответствии с "картоном". В средние века это делали раскаленным железом по мокрому стеклу, и оно трескалось в нужных местах. Таким образом, трудно было получить округлые линии. Теперь стекло режут более совершенными инструментами, вырезанные кусочки соединяют между собой свинцовыми перемычками. Чтобы стекла не качались, а плотно прилегали к металлу, их закрепляют замазкой."
А еще в 12 веке, некий монах Теофил написал трактат "О различных ремеслах". Судя по ссылкам на него - просто энциклопедия различных средневековых ремесел.. но сам трактат я пока что не нашла. Может кому-нибудь он попадался?
Наверх
 
 
IP записан
 
Мелькор
Вала
*****
Вне Форума


Властелин чёрных кактусов

Сообщений: 10153
Re: Витражи
Ответ #1 - 22.04.05 :: 22:00:02
 
Окраска стекла:
http://art-glazkov.ru/articles/mozaika01.htm
_________________________

Крашение стекла относится к числу сложных технических проблем и включает обширный круг вопросов, находящихся в стадии теоретической и экспериментальной разработки. Мы ограничимся показом того многообразия факторов, явлений и условий, с которыми здесь приходится считаться.

Прежде всего обратим внимание на то, что обширная палитра красок мозаических смальт, насчитывающая несколько десятков тысяч цветовых оттенков, достигается при использовании немногим больше десятка красителей. Назовем их еще раз: железо, марганец, медь, никель, кобальт, уран, золото, серебро, сурьмянокислый свинец; позднее стал применяться хром и уже в наше время - селен и сернистый кадмий. Большинство из указанных элементов проявляет свои красящие свойства в стекле при соединении с кислородом, т. е. в виде окисей. При этом огромное значение имеет степень окисления, иными словами - количество молекул присоединяемого кислорода. Металлы обычно обладают переменной валентностью: они способны соединяться с различным количеством кислорода, причем каждое из таких соединений характеризуется особой окраской. Например, медь, в зависимости от степени окисления, дает голубой и красный цвета, а то и совсем не окрашивает стекла, железо - желтый и голубой, марганец - желтоватый и фиолетовый и т. д.

Добиться в процессе варки, чтобы тот или иной краситель перешел в желаемую степень окисления, не всегда просто. Для этого нужно суметь обеспечить ряд условий, например провести варку в окислительной или восстановительной среде, т. е. с избытком или недостатком воздуха, что иногда бывает затруднительно. Часто для этой же цели нужно ввести в шихту восстановитель - вещество, способное во время варки отнимать у красителя кислород, или окислитель, действие которого обратно действию восстановителя. В качестве окислителей применяются обыкновенно калиевая или натриевая селитра, восстановителями же обычно служат уголь, опилки, мука, винный камень, закись олова, алюминий. Нужно знать, когда, сколько именно из этих веществ следует вводить.

Окраска стекла в некоторых случаях сильно зависит от тех сочетаний, в которых краситель в стекле находится. Например, ни сурьма, ни свинец в отдельности не красят стекло, а сочетание их в виде сурьмянокислого свинца применяется стеклоделами с незапамятных времен как прекрасная желтая краска. Сера окрашивает стекло в синий цвет, а в присутствии кадмия, который сам по себе не красит стекло, дает желтый цвет.

На окраску стекла также сильно влияет его состав. Иногда, например, чтобы изменить цвет стекла, достаточно заменить в нем некоторое количество натрия его ближайшим аналогом - калием, хотя ни натрий, ни калий сами по себе не являются красителями стекла.

Наконец, в некоторых случаях огромное значение имеет термическая обработка стекла после того, как оно уже сварено. Действительно, бывают такие красители, как, к примеру, медь. Этот краситель, растворяясь в стекле, распределяется в нем молекулярно и не вызывает никакой окраски. Стекло остается абсолютно бесцветным и прозрачным. Но если его подвергнуть вторичному нагреванию и выдержать при температурах, близких к тем, при которых стекло начинает размягчаться, в нем начнут выделяться микроскопические кристаллики металлической меди, и стекло будет постепенно приобретать розовый оттенок, который при дальнейшем увеличении размеров кристаллов меди начнет переходить в густой темно-красный цвет. Такое стекло принято называть медным рубином; его широко используют в производстве цветного стекла в виде тонкого слоя на бесцветном стекле. Если мы будем подвергать полученный медный рубин дальнейшему нагреванию, его кристаллики будут продолжать свой рост, стекло начнет мутнеть, чудесный красный цвет будет принимать все более и более бурый оттенок и,наконец, стекло может превратиться в непрозрачную массу иеченочно-красного цвета с рассеянными в ней крупными кристаллами меди в виде эффектных блесток, хорошо различимых невооруженным глазом. Такое стекло называется искусственным авантюрином и широко применяется в ювелирной промышленности для изготовления печаток, брелоков, брошей и тому подобных мелких поделок.

Таким же способом можно приготовить не менее декоративный хромовый авентюрин, отличающийся от медного своим зеленым цветом. Выделяющиеся кристаллики являются здесь окисью хрома.

Интересно отметить, что в этих случаях заглушение стекла вызывается самими кристалликами металла-красителя и никаких специальных заглушающих добавок не требуется.

Описанная нами термическая обработка, преследующая цель выявить в полной силе окраску стекла, называется "наводкой".

Коллоидными красителями стекла, кроме меди, могут служить золото и серебро, причем первое окрашивает стекло в малиново-красный цвет (золотой рубин), а второе - в желтый. Золотой рубин неподражаемо красив, он получается в любых степенях интенсивности, не капризен в производстве и широко применяется при изготовлении художественной ценной посуды. В самое последнее время большое распространение получил так называемый "селеновый рубин". Он приготовляется введением в стекло селена и сернистого кадмия и характеризуется исключительно красивой ярко-красной окраской.

В заключение о способах окраски стекла остановимся на одной характерной группе смальт, носящих название лаков, скорцетов и пурпуринов. Эти смальты окрашены медью, находящейся в низших степенях окисления, в желто-оранжевые, коричнево-красные и темно-сургучные тона. Они принадлежат к самым трудным, если можно так выразиться, стеклам, получение которых требует точного воспроизведения ряда приемов варки и последующей термической обработки.

Эти смальты выплавлялись с большим успехом Ломоносовым на его Усть-Рудицкой фабрике. Знатоки мозаичной техники утверждают, что ни до, ни после Ломоносова не удавалось достигать в смальтах этого рода столь большой яркости и выразительности цветовых оттенков.

Несомненно, к этой же категории составов, как показывает химический анализ, относилось и знаменитое, уже знакомое нам, античное стекло "гематийон", отмеченное Плинием Старшим и столь ценимое римлянами времен империи.

Нам кажется, что сказанное об окрашивании стекол дает достаточно полное представление о сложности этого процесса и о том искусстве, которым владели мастера древности, разработавшие еще в античные времена богатую палитру цветных стекол. Мы знаем теперь, что приобретаемая стеклом во время его варки окраска зависит не только от особенностей выбранного красителя, но и от множества других факторов, например степени окисления красителя, состава стекла, присутствия в шихте восстановителей или окислителей, взаимного влияния одновременно присутствующих в стекле красителей, характера пламени во время варки стекла, режима последующей термической обработки и т. д.

Каждый из этих факторов, взятый в отдельности, может в корне изменить окраску стекла. Поэтому необходимо изучить их до тонкости, чтобы в каждом отдельном случае направить их действие в нужную сторону.

В этом, в сущности, и состоит главная трудность искусства крашения стекла.
Наверх
 

"Путешествуя быстрее скорости света, немедленно попадаешь в вечную ночь". (с) Доктор Полуживаго
WWW WWW  
IP записан
 
Мелькор
Вала
*****
Вне Форума


Властелин чёрных кактусов

Сообщений: 10153
Re: Витражи
Ответ #2 - 22.04.05 :: 22:01:13
 
Для получения различных оттенков могли использоваться как окислы отдельных металлов, так и комбинированные. Например, для получения чистого синего цвета использовалась окись кобальта, но для окраски стекла в темно-синий окись кобальта соединяли с окисью марганца. Медь или железо применялись для получения зеленых оттенков; желтые оттенки давали марганец или железо. Красный получали при помощи окислов марганца с добавлением в незначительных количествах железа или меди.

http://chartresvitr.narod.ru/technik.html
Наверх
 

"Путешествуя быстрее скорости света, немедленно попадаешь в вечную ночь". (с) Доктор Полуживаго
WWW WWW  
IP записан
 
Мелькор
Вала
*****
Вне Форума


Властелин чёрных кактусов

Сообщений: 10153
Re: Витражи
Ответ #3 - 22.04.05 :: 22:33:30
 
http://festival.1september.ru/2003_2004/index.php?member=100362
__________________________

А как же получить то самое стекло, которым мы пользуемся в повседневной жизни, из которого можно изготовить химическую колбу, красивую вазу или застеклить им окно? Оказывается, если в смесь песка и соды добавить еще одно вещество известняк –карбонат кальция, то мы получим то, что хотим: твердый, прозрачный, нерастворимый в воде, химически стойкий продукт.

Мастера заметили, что свинец и известь усиливают яркость цветов. Костная мука “глушила стекло”, делая его матовым.

Дымя, горели печи, кругом стояли весы, ступки для растирания, смешивания красителей, в ящиках –груды разноцветных стекол.

Учитель химии: Что же такое хрусталь? Чем он отличается от простого стекла? В XVIII в. впервые в Англии, затем в Чехии в стеклянную массу стали добавлять оксид свинца (II). Стекло получалось тяжелым, чистым как горный хрусталь, отсюда и произошло название. В  XVIII в. его стали гранить так же, как и драгоценные камни –“алмазной гранью” и хрусталь заискрился всеми цветами радуг в руках умелых мастеров.

Если в стеклянную массу добавить ничтожное количество мелкораздробленного золота, такое стекло станет ярко –красным –“рубиновым”.
Наверх
 

"Путешествуя быстрее скорости света, немедленно попадаешь в вечную ночь". (с) Доктор Полуживаго
WWW WWW  
IP записан
 
Мелькор
Вала
*****
Вне Форума


Властелин чёрных кактусов

Сообщений: 10153
Re: Витражи
Ответ #4 - 22.04.05 :: 22:45:13
 
Появление искусственного стекла обычно связывают с развитием гончарства. При обжиге на изделие из глины могла попасть смесь соды и песка, в результате чего на поверхности изделия образовалась стекловидная пленка-глазурь. Хотя история получения искусственного стекла могла быть и иной. Так, Гай Плиний Старший, знаменитый естествоиспытатель и историк античного мира, живший в I в., описывает такой случай.

Однажды, в очень давние времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней, они обложили костер большими кусками соды. Утром, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд, как камень, горел огнем на солнце, был чист и прозрачен, как вода. Это было стекло.

http://sv.intbel.ru/N84/pg08-04/
Наверх
 

"Путешествуя быстрее скорости света, немедленно попадаешь в вечную ночь". (с) Доктор Полуживаго
WWW WWW  
IP записан
 
Мелькор
Вала
*****
Вне Форума


Властелин чёрных кактусов

Сообщений: 10153
Re: Витражи
Ответ #5 - 22.04.05 :: 23:03:07
 
Что касается веществ, входящих в  состав  стекла,  то  это песок, мел и сода (углекислая или сернокислая) Песок можно было найти  на  берегу,  мел  добывался  из  известняка,  сода  - из водорослей,  серная  кислота  -  из  железняка,  а  уголь для нагревания  печи  до  нужной температуры - прямо из земли Итак,
Сайрес Смит имел в своем распоряжении  все  необходимое,  чтобы действовать.   Труднее   всего  оказалось  изготовить  "трость" стеклодува, то есть железную трубку в пять-шесть футов  длиной,
которой  набирают расплавленную массу. Но Пенкроф сумел в конце концов изготовить такую трость из длинной тонкой полосы железа, свернутой,  как  дуло  ружья,  и  скоро  она  была   готова  к употреблению
     28  марта  печь  сильно раскалили. Массу, состоявшую из ста частей  песка,  тридцати  пяти  частей  мела  и  сорока  частей сернокислой  соды,  смешанной  с  двумя-тремя частями угольного
порошка, наложили в тигли  из  огне  упорной  глины  Когда  под влиянием   жара   она  расплавилась  до  жидкого  или,  скорее, тестообразного  состояния,   Сайрес   Смит   "набрал"   тростью некоторое  количество  этого теста и несколько раз повернул его
на  предварительно  приготовленной  железной  пластинке,  чтобы придать  ему  форму, удобную для дутья. Затем он передал трость Харберту и предложил ему подуть через другой конец.
     - Так же, как выдувают мыльные пузыри? - спросил юноша
     - Совершенно так же,  -  ответил  инженер  Харберт,  надув щеки,  начал  с  таким  усердием  дуть в трубку, не забывая все время ее  поворачивать,  что  расширил  дьгханием  стекловидную массу. К первой порции добавили еще массы, и вскоре образовался
пузырь  диаметром в один фут. Тогда Сайрес Смит взял у Харберта трубку  и,  заставляя  ее  качаться,  как  маятник,  постепенно удлинил  расплавленный пузырь, придав ему форму конусообразного
цилиндра.
     В результате  выдувания  получился  стеклянный  цилиндр  с двумя  полукруглыми  шишками  на  концах,  которые  легко  было отделить с помощью острого куска железа, смоченного в  холодной
воде.  Таким же способом цилиндр был разрезан вдоль, после чего его размягчили вторичным  нагреванием,  растянули  на  доске  и
выровняли  скалкой  Первое  стекло было готово. Достаточно было повторить эту операцию пятьдесят раз, чтобы получить  пятьдесят стекол.  Окна  в Гранитном Дворце вскоре украсились прозрачными
стеклами, быть  может,  не  слишком  белыми,  но  пропускавшими достаточно света.

________________

Люблю Жюля Верна! Единственный действительно полезный текст, который удалось найти.
http://www.vseknigi.ru/adventure/vern/ostrov/139.htm
Наверх
 

"Путешествуя быстрее скорости света, немедленно попадаешь в вечную ночь". (с) Доктор Полуживаго
WWW WWW  
IP записан
 
Тинвэ
уровень 5
*****
Вне Форума


Роняя желудь, сперва проверь,
на кого он упадет.

Сообщений: 164
Re: Витражи
Ответ #6 - 14.06.05 :: 19:12:19
 
Из красителей наиболее популярна была медь. В восстановительной среде закись меди придавала стеклу красный и оранжевый цвета. В окислительной атмосфере в зависимости от дли­тельности процесса обработки с помощью окиси меди получали стекло зеленого, синего, бирюзового и голубого цветов. Синей окраски добивались также, применяя кобальт. Окись марганца окрашивала стекло в фиолетовый цвет, закись марганца сообщала ему слабый розовато-желтоватый оттенок. С помощью окиси железа получали желтый цвет, с помощью закиси железа — зеленый. Желтую окраску стеклу придавал и сурьмянокислый свинец. Свинец способствовал также усилению блеска стекла. Окиси сурьмы, мышьяка, олова, фосфорные соединения и закись меди глушили стекло, делая его непрозрачным.

http://pirushki.narod.ru/Alexeeva/Alex78text3.htm
Наверх
 
 
IP записан
 
Тинвэ
уровень 5
*****
Вне Форума


Роняя желудь, сперва проверь,
на кого он упадет.

Сообщений: 164
Re: Витражи
Ответ #7 - 14.06.05 :: 19:40:43
 
Основная составная часть стекла, которая определяет все его свойства - кремнезём, который вводится в стекло в виде кварцевого песка. В производстве стекла используются самые чистые разновидности кварцевого песка, в которых количество загрязнений не превышает 1-2%. Особенно нежелательно присутствие железа, которое, даже в долях процента, окрашивает стекло в грязно-зелёный цвет. Стекло можно сварить из одного песка, не прибавляя к нему никаких веществ, при температурах выше 1700 град. В результате получается "кварцевое" стекло способное выдерживать высокие температуры и температурные скачки. Такое стекло применяется при производстве химической посуды, ламп накаливания и т.д.
При добавлении к песку соды, можно получить состав с температурой плавления 1400 - 1500 град., но в результате получается водорастворимое стекло которое используется, в основном, в лакокрасочном производстве, строительстве. Для исправления недостатков водорастворимого стекла вводится третий элемент - известь. Известняк и мел - это породы имеющие одинаковый химический состав, способные в ряде случаев заменить одна другую.

Трёхкомпонентная шихта - песок, сода и известняк - базовая смесь для производства обычного стекла. Добавление в шихту различных присадок (химических соединений) позволяет получить окрашенное стекло или стекло с какими-либо особыми свойствами. Так например добавление в шихту окиси свинца (до 30 %) позволяет сильно увеличить показатель преломления стекла (хрусталь) и снижает температуру плавления. В оптическое стекло добавляются окиси бария и цинка и т.д.

В III - II тысячелетии до нашей эры не умели варить бесцветное прозрачное стекло, оно получалось пастообразным, не осветлённым. Стекло окрашивали в различные цвета, применяя в качестве красителей окись и закись меди (в природе встречается в виде минералов - малахит, лазурит, тенерит, куприт) которые, в зависимости от режима варки, давали красный, зелёный и голубой цвет; окись кобальта - давала синий цвет, окись марганца (пиролюзит и некоторые другие минералы) - пурпурно-фиолетовый, окись свинца (свинцовый сурик) - жёлтый, олово - молочно-белый. Позднее в I тысячелетии научились варить стекло, но, как правило, с каким-нибудь оттенком, что зависело от состава сырья, вернее, от песка, который не возможно было очистить от ненужных примесей. Из стекла делали бусы, подвески, печати и мозаичные пластинки для украшения мебели. Самой древней техникой, которую применяли для изготовления этих стеклянных изделий, было прессование в форме. Бусы делали с помощью накручивания стекломассы на металлический или керамический стержень. Эта же техника, несколько усложнённая, так называемая "техника сердечника", применялась для изготовления полых сосудов, которые впервые появились в середине II тысячелетия до н.э. в Мессопотамии, а затем и в Египте в виде небольших толстостенных вазочек - кратерисков и флакончиков для благовоний. На металлический прут надевали глиняную болванку - сердечник и придавали ему форму будущего сосуда. На сердечник накручивали жгуты горячего стекла, которые, соединяясь, создавали тело сосуда. Вращая на стержне сосуд обматывали поверхность разноцветными стеклянными нитями. Для получения зигзагообразного рисунка нити "прочёсывали" гребёнками и разглаживали.

В IX - VIII веках до н.э. в Ассирии, а затем и на всём Ближнем Востоке, научились создавать прекрасные чаши из обесцвеченного стекла посредством отливки в форме. Они получались толстостенными, после остывания их поверхность подвергали холодной механической обработке - полировке, иногда резьбе. Используя метод отливки, в IV - II веках до н.э. в Александрии делали изысканные чаши с ажурным растительно - геометрическим орнаментом из золотой фольги, заключенной между двумя слоями бесцветного стекла.

Существовал особенно популярный декоративный приём изобретённый римлянами и впоследствии широко использованный венецианскими мастерами, "миллифиори", что в буквальном переводе означает "тысячи цветов". Осуществляется этот оригинальный приём так. Изготовляют стеклянные, разноцветные стволики. Для этого соединяют в один пучок несколько различно окрашенных стеклянных палочек, сваривают их в одно целое и растягивают, пока не получится тонкий пёстрый стволик, состоящий из разноцветных жилок. Затем его рассекают поперёк на небольшие отрезки, которые раскладываются и прессуются в расплавленном виде в соответствующей форме. Приём этот можно бесконечно разнообразить, придавая стволикам самые различные рисунки в сечениях, заменять отрезки стволиков набором бесформенных мелких осколков цветного стекла.
Изделия из них очень ценились в Риме.

Бесспорно, самой совершенной в художественном и техническом отношении стеклянной вещью из оставшихся нам в наследство от античной эпохи считается так называемая Портландская ваза. Она была найдена недалеко от Рима в совершенно неповреждённом состоянии, наполненная пеплом сожженного тела, в великолепном мраморном саркофаге. Ваза представляет собой амфору из синего стекла, на фоне которого выделяются фигуры, высокохудожественно исполненные из молочного стекла, изображающие сцены мифологического содержания. Ваза выполнена техникой двухслойного нацвета. Верхний слой стекла подвергали проработке вращающимся медным колёсиком, на которое подаётся размешанный с маслом абразивный порошок. Медное колёсико приводилось во вращение при помощи тетивы лука, обёрнутой вокруг валика, на который было насажено колёсико.

Совершенно особняком, по техники исполнения, стоят немногочисленные сохранившиеся сосуды, носящие название "диатрет". Их характеризует наличие наружной стеклянной сетки, иногда очень сложного узора, прикреплённой к сосуду на тонких стеклянных ножках. По-видимому, это делалось для того, чтобы в случае наполнения сосудов чем-нибудь горячим их можно было держать в руке, не обжигаясь.

В середине I века до н.э. на побережье Сирии произошло открытие, совершившее коренной переворот в стеклоделии, - была изобретена стеклодувная трубка. Благодаря ей стекло, которое раньше прессовали и отливали, стали выдувать. На конец длинной железной трубки мастер набирал из печи комочек горячего стекла и раскатывал его на каменной плитке; в получавшуюся заготовку вдувал воздух и раздувал пузырь, из которого с помощью манипуляций трубкой и инструментами (вращение, вытягивание, зажимы) формовал изделие. Следующим этапом развития стало выдувание в форму. Преимущество данной технологии состояло в том, что одну и ту же матрицу можно было неоднократно использовать, создавая целые серии одинаковых сосудов из стекла варьируя прилепляемые детали - венчик, ножку, ручки.

Листовое стекло вставляемое в окна появляется у римлян в I веке до н.э. Первоначально оно изготовлялось в виде отливки листов толщиной около 1 см. и площадью до 0.5 кв.м. Стекло отливаемое в глиняных формах, после охлаждения обычно растрескивается по причине трудности согласования коэффициентов теплового расширения стекла и огнеупора из которого делается форма. Чтобы избежать этого плиты из форм извлекали ещё в горячем состоянии. Впоследствии стали выдувать небольшие цилиндры и разрезав их вдоль раскатывали на поддоне. В Римской империи, Византии, а затем и в Киевской Руси, оконное стекло так же производилось в виде небольших дисков бесцветного стекла диаметром 200 - 250 мм., с аккуратно завёрнутой кромкой. Эти диски вставлялись в круглые отверстия дощатых щитов, закрывающих проёмы окон. Такие диски получались из выдутого широкого плоскодонного сосуда, вертикальные стенки которого отрезались на небольшой высоте, образуя бортик, загибающийся внутрь.

http://www.rusvitrag.com/history.htm
Наверх
 
 
IP записан
 
Тинвэ
уровень 5
*****
Вне Форума


Роняя желудь, сперва проверь,
на кого он упадет.

Сообщений: 164
Re: Витражи
Ответ #8 - 14.06.05 :: 19:42:03
 
Развитие витража определялось успехами стеклоделия. Требования к витражному стеклу изначально более строгие чем, например, к мозаичной смальте.

1. Стекло должно быть относительно прозрачным.
2. Стекло должно быть в виде сравнительно тонких листов.

Можно предположить, что витраж был известен римлянам ещё в I в. до н.э. Плиний старший в своем труде Naturalis Historia сообщает при описании театра Эмилия Скавра построенного в 58 г. до н.э.: "В своё эдильство (эдил - чиновник магистрата города) Марк Скавр создал сооружение, величайшее из всех, которые когда-нибудь были созданы рукой человека. Это был театр… Нижняя часть сцены была из мрамора, средняя из стекла, такая роскошь была неслыханна даже после этого…". Книга ХХХVI, 114. Немного позже, в параграфе 184, Плиний упоминает, что мозаичные павименты (Павимент - наборный пол в основе которого лежат мозаичные живописные картины), перешли на своды из стекла. Отсюда можно заключить, что речь идёт о мозаике сводов из стекла (смальты). Но замечание Плиния о том, что "такая роскошь была неслыханной даже после этого" исключает мозаику из стекла, поскольку она появляется в Италии около начала I в. н.э. и Плинию известна. О покрытых стеклом сводах (vitro absconditur camera) упоминает как о современной роскоши и Сенека (Письма к Луцинию, 86, 6). Всё это позволяет предположить появление витража уже в первом веке до нашей эры.

С большей долей уверенности можно говорить о витражах известных с первых столетий средневекового периода в окнах христианских храмов. По некоторым литературным источникам можно предположить, что это был набор из разноцветных кусочков стекла разной величины, образовывающий рисунок коврового типа. Куски стекла укреплялись при помощи замазки в прорези деревянных или каменных досок, вставлявшихся в оконные проемы. Так например епископ города Пуатье господин Фортунат живший в VI веке, в торжественных стихах прославляет лиц, украсивших базилики цветными стеклами, и описывает эффект первых лучей утренней зари, играющих в окнах Парижского собора.

Римский поэт Пруденций (IV-V вв.) посетивший двор императора Гонория, сравнивает цветные стекла в окнах базилики апостола Павла с весенним лучом, усеянным яркими цветами. Прототипы средневекового витража обнаруженные в церквях монастырей Джарроу и Монкуириот на северо-востоке Англии, датируются VII веком. Здесь уже использованы орнаментальные и фигурные стекла, хотя и не окрашенные. Свет, проходящий через цветное стекло сцен из Священного писания олицетворял свет исходящий с небес. Цветное стекло словно являлось переходом между реалиями земли и возвышенностью неба. С увеличением роли католической церкви и признание христианскими теологами витража, как архитектурной детали с метафизическим смыслом, последний - получает в Европе мощнейший толчок для своего развития.

Возможно, старейшими из дошедших до нас фрагментов витража с полноценной росписью, является голова святого из Лоршского монастыря (ныне хранится в музее земли Гессен в Дармштадте). Датируется этот фрагмент второй половиной IX века. Хотя, часть исследователей, более ранним считают фрагмент витража из аббатства Вассенбург около Альзака на севере Франции. На фрагменте прозрачного стекла изображена голова Христа. Контур и затемнённые части прописаны плотной, непрозрачной, коричневой эмалью. Считается, что фрагмент был частично записан (подкрашен) в более позднее время.

Качественный скачок в технике витража наступает около Х столетия, когда появляется способ изготовления тонкого листового стекла, который позволяет получать фасонные куски значительного размера. Вырезанные фигурные кусочки листового стекла стали соединять свинцовым переплетом. Кроме того, шагом вперёд послужило разделение производителей стекла и мастеров-витражистов, что повысило качество продукции тех и других.

Как писал в своем трактате XII века бенедиктинский монах Теофил, Пресвитер Гельмерсгаузенского монастыря, витражисты, прежде всего, переносили эскиз на деревянные панели тем же размеров, какие должен был иметь готовый витраж. Затем они наносили на этот рисунок основные контуры, по которым куски стекла предстояло скрепить свинцовыми полосами, и подбирали краски для стекла. Далее неокрашенное стекло разрезали на фрагменты в соответствии с эскизом и наконец окрашивали.
Вплоть до начала XIV века в качестве основы для краски витражисты располагали только черной или коричневой "шварцлот". Затем появляется (известная испанским художникам), серебреная краска, представляющая собой сплав толченого серебра и сурьмы, к которому добавляли желтую охру и воду. При обжиге она сплавлялась со стеклом, окрашивая его в желтый цвет.

Как только окраска всех фрагментов стекла завершалась, их обжигали в печи. Благодаря этому краска, состоявшая из толченого стекла с металлическими пигментами фиксировалась на гладкой поверхности стекла. Если обжиг проходил успешно, то роспись могла сохраняться под открытым небом веками.
Свинцовый переплет изготовляли, судя по описанию оставленному Теофилом, следующим образом. Сначала отливали в железных или деревянных формах свинцовые стерженьки, которые затем расплющивали в полоски. Этими полосками обертывали края заранее нарезанных и точно пригнанных одни к другому кусков стекла. После этого соприкасавшиеся свинцовые перемычки спаивались припоем - сплавом олова со свинцом. В качестве паяльника служил железный стержень особой формы. В XV веке техника была усовершенствована и перемычки стали отливать по шаблону в виде положенной на бок буквы "Н".

Швы пропаивали сначала с одной стороны витража, а затем с другой для чего лист приходилось переворачивать.

Фигурная вырезка кусков стекла производилась при помощи железного прута, контуры, предварительно нанесенному на стекло краской.

Вместе прикосновения прута к стеклу возникали сквозные трещины, которые следовали за движущимся концом прута. Разрез получали неровный, так как главной трещины вправо и влево отходили маленькие ответвления характерные для витражей средних веков.

Одним из наиболее ранних, дошедших до нас памятников этого рода - витраж с изображением пророков собора в Аугсбурге.

Одно окно из четырёх. Витраж исполнен в ранней технике "прозрачной мозаики". Фронтально поставленные фигуры имеют застывшее статичное выражение. Детали обычно прорисовывались шварцлотом. Наносился контур, изображались лица, руки, складки на одежде.
Теофил очень точно описывает способы передачи светотени в живописи на стекле: "Тени и свет на одеждах… ты можешь делать так же, как это практикуется в живописи, а именно следующим образом. Когда ты выше - упомянутой краской (шварцлотом) сделаешь линии на одеждах, распространи их кистью так, чтобы стекло в той части просвечивало, которою ты привык в живописи наводить свет. Пусть одна линия в одной части будет тяжелая, в другой - легкая, наконец, - еще нежнее, чередуясь нюансами с такой тонкостью, что они кажутся тремя нанесенными красками. Этот порядок ты должен соблюдать у бровей, вокруг глаз, носа и подбородка, вокруг юношеских лиц, обнаженных ног и рук и прочих обнаженных частей тела. Этот характер живописи основывается на богатстве меняющихся тонов".

Как видно из книги Теофила, техника изготовления витражей уже в его время имела многолетний опыт и достигла большого совершенства. Она дала возможность использовать в витражах готических соборов выдающиеся декоративные свойства стекла. Обычно витраж готического храма представлял собой расположенные во всю вышину огромных окон вертикальные ряды медальонов различной формы: круглых, овальных, четырехугольных, Эти медальоны, в которых помещались изображения, обычно окаймлялись богатым орнаментальным узором из листьев, цветов, лент или геометрических фигур.

http://www.rusvitrag.com/history.htm
Наверх
 
 
IP записан
 
Тинвэ
уровень 5
*****
Вне Форума


Роняя желудь, сперва проверь,
на кого он упадет.

Сообщений: 164
Re: Витражи
Ответ #9 - 14.06.05 :: 19:43:29
 
В манере "гризайль" исполнялись на стекле сложные орнаментальные композиции, напоминавшие узоры на тканях или коврах. Иногда они оживлялись введением отдельных ярких, красочных пятен.
Не меньшее значение в развитии витражной техники имело и второе нововведение - изобретение так называемой желтой серебряной краски для стекла (Kunsgeld или Silidergell).

Как указывалось выше, существует особая группа красителей стекла, которая характеризуется тем, что соответствующий металл, вызывающий окраску. Не растворяется в расплавленном стекле полностью, а распределяется в нем в виде мельчайших частичек, образуя так называемый "коллоидный раствор". Золото и медь дают такие коллоидные растворы красного цвета (золотой и медный рубин), серебро - желтого.
Чтобы получить окрашенное этим способом стекло, нужно ввести крайне незначительное количество красителя в шихту. Но существует и другой способ окраски, называющийся у стекольщиков "протравой", который заключается в следующем. Составляют пасту, куда входит какая-нибудь соль серебра, например азотнокислое серебро, с добавлением охры или глины и некоторого количества декстринового клея. Этой пастой намазывают стеклянное изделие в том месте, где его желают окрасить, и после высушивания подвергают обжигу при температуре, близкой к температуре размягчения стекла (около 550-600 градусов). После охлаждения паста счищается и оказывается, что поверхностный слой стекла окрашен в желтый цвет, который тем более интенсивен, чем больше было серебра в пасте, и чем дольше продолжался обжиг. Причина окраски - диффузия, т.е. проникновение мельчайших частичек серебра на некоторую глубину в толщу разогретого до размягчения поверхностного слоя стекла.

Этот метод окраски стекла серебром и был открыт, и использован в витражной технике XIV в. Особенно полезным это нововведение оказалось потому, что оно совпало по времени с некоторыми другими успехами стеклотехники. В частности, научились варить бесцветное стекло лучшего качества и выпускать его в листах больших размеров. Возможность окрашивать простым техническим приемом любую оконтуренную по произволу художника часть листа позволила уменьшить количество швов, т.е. сделать сетку свинцовых переплетов значительно крупнее, и предоставить больше простора для росписи стекла красками. В витражах XIV в. Нередко встречаются довольно большие изображения голов, написанные красками на одном куске стекла без паек.

Наконец, укажем, что к числу многих изобразительных средств, которыми располагало искусство витража накануне эпохи Возрождения. Следует добавить еще и гравировку при помощи описанного ранее приема "медного колеса". На куске цветного листового стекла выгравировывали тонкий узор наподобие вышивок, который давал необходимый эффект светотени в зависимости от глубины срезанных медных колесом участков стекла.

Таково в общих чертах было состояние техники витражного искусства к тому времени, когда уже начали появляться предвестники эпохи Возрождения.

Успехи в области естественных наук и химической технологии, ознаменовавшие эту эпоху, позволили радикально расширить ассортимент красок, а достижения в стекловарении обеспечили получение высококачественного бесцветного стекла в листах значительно больших, чем прежде, размеров. В соответствии с этим цветные стекла постепенно утрачивают свое значение, и в витражах XV и XVI вв. все большая и большая площадь отводится бесцветному стеклу, расписанному красками. Для передачи эффектов светотени продолжают широко пользоваться монохромной живописью "гризайль". Для получения новых, еще не виданных красочных оттенков художники стали прибегать к наложению цветных стекол одно на другое.

http://www.rusvitrag.com/history.htm
Наверх
 
 
IP записан
 
Нерданэль
уровень 4
****
Вне Форума


"Такая дивная мать"(с)

Сообщений: 78
Пол: female
Re: Витражи
Ответ #10 - 17.06.05 :: 04:35:35
 
Здорово, спасибо большое, я этот трактат Теофила по всей сети искала, так и не нашла. Эх, мне бы эти тексты раньше, когда я "Северные витражи" писала...
Наверх
 
 
IP записан
 
Лyин
уровень 5
*****
Вне Форума


В тихом омуте черти водятся

Сообщений: 1059
Re: Витражи
Ответ #11 - 28.01.08 :: 10:49:25
 
Стекло и керамика. Стекло было известно в Древнем мире очень рано. Распространенная легенда о том, что стекло было открыто случайно моряками-финикийцами, потерпевшими бедствие и высадившимися на одном острове, где они развели костер и обложили его кусками соды, расплавившимися и составившими вместе с песком стекло, малодостоверна [4, с. 295]. Возможно, что подобный случай, описанный Плинием Старшим [5, кн. XXXVI, с. 65], и мог иметь место, однако в Древнем Египте обнаружены изделия из стекла (бусины), относящиеся к 2500 г. до н. э. Техника того времени не позволяла изготавливать из стекла крупные предметы. Изделие (ваза), относящееся приблизительно к 2800 г. до н. э., представляет собой спеченный материал - фритту - плохо сплавленную смесь песка, поваренной соли и окиси свинца. По качественному элементному составу древнее стекло мало отличалось от современного, однако относительное содержание кремнезема в древних стеклах ниже, чем в современных. Настоящее производство стекла развивается в Древнем Египте в середине II тысячелетия до н. э. Цель заключалась в получении декоративного и поделочного материала, так что изготовители стремились получать окрашенное, а не прозрачное стекло. В качестве исходных материалов использовали природную соду, а не зольный щелок, что следует из весьма низкого содержания в стекле калия, и местный песок, повсеместно содержащий некоторое количество карбоната кальция.

Более низкое содержание кремнезема и кальция и высокое содержание натрия облегчало получение и плавку стекла, поскольку снижалась температура плавления, но это же обстоятельство уменьшало прочность, увеличивало растворимость и снижало атмосферостойкость материала.

Окраска стекла зависела от введенных добавок. Аметистового цвета стекло середины-второй половины II тысячелетия до н. э. окрашено добавкой соединений марганца. Черный цвет вызван в одном случае наличием меди и марганца, а в другом - большого количества железа. Значительная часть синих стекол того же периода окрашена медью, хотя образец синего стекла из гробницы Тутанхамона содержал кобальт. Более поздние исследования показали наличие кобальта в ряде стеклянных изделий начиная с XVI в. до н. э. Это обстоятельство особенно интересно, во-первых, потому, что в Египте кобальт не встречается вовсе, а вовторых, потому, что кобальтовые руды в отличие от медных не имеют характерного цвета, и их применение для подцвечивания свидетельствует о большом опыте древних стеклоделов.

Зеленое египетское стекло второй половины II тысячелетия до н. э. окрашено не железом, а медью. Желтое стекло конца II тысячелетия окрашено свинцом и сурьмой. К тому же времени относятся образцы красного стекла, цвет которых обусловлен содержанием окиси меди. В гробнице Тутанхамона обнаружено молочное (глушеное) стекло, содержащее олово, а также кусочек окиси олова, по-видимому, специально приготовленной. Там же обнаружены и изделия из прозрачного стекла.

В Месопотамии были найдены стеклянные бусы эпохи древнего Ура (IV тысячелетие до н. э.). Очевидно, что к XVII в. до н. э. уже существовало развитое стекольное производство, о чем свидетельствуют таблички из библиотеки Ашшурбанапала. Найденная там рецептура относится к цветному стеклу. При раскопках в Восточной Палестине обнаружены печи для выплавки стекла, относящиеся к III тысячелетию до н. э. Существует мнение, что стекло в древности, появилось в результате развития техники глазуровки керамических изделий. Смеси для глазуровки и послужили исходным материалом для изготовления первых образцов стекол в виде мелких украшений, которые заменяли драгоценные камни. Все изделия были литыми. Выдувание стекла в древности не было известно. Оно, вероятно, было изобретено в Сидоне на пороге новой эры. В других странах, как и в Передней Азии, и в Египте, стекло вошло в употребление также очень рано. В Индии, например, изделия из стекла были распространены уже в ''ведический период'' (1500-800 гг. до н. э.).

Наверх
 

Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, и от тебя, Волк, уйду... А, ну его в болото.
 
IP записан
 

*** Форум литературно-художественного портала "Венец" Тэссы Найри ***