Начало обсуждения скопировано отсюда:
http://venec-nw.ru/cgi-bin/nwww/YaBB.pl?board=orc;action=display;num=1137105578;...Тэсса: Айканаро, а откуда у эльфенка в благополучном Амане представления о мести?
Семли: вот и мне интересно..
нет, ну представьте себе картинку: сидит мстительная Вана и точит когти на эльфов, и заодно на Мелькора, чтобы мстительность оправдать
Эстэль: а почему нет? По-моему, мстить за обиду вполне в духе некоторых эльфов. Тех же феанорингов. То есть, не до братоубийства, но подстроить обидчику пакость - вполне. Отсюда и понятие о мести.
Феанор-то собирался именно мстить. Значит, он знал, что это такое.
Тэсса: Феанор собрался мстить, да - но в какой момент это происходило:
1. Убиты Древа -> Музыка в Амане резко изменилась, скорее всего, Диссонанс неслабый, эльфов колбасит, тут всякие выверты сознания появиться могут.
2. Убит Финвэ -> в шоке все эльфы, особенно нолдор, особенно королевское семейство и пуще всех Феанор.
3. Сам Феанор личность с нестандартной для эльфа психологией, т.к. сирота с раннего детства, уникальный случай.
А вот откуда у мальчика из Третьего дома в благополучное время, еще до освобождения Мелькора даже может появиться понятие о мести?
Рина: Согласна. По-моему, психологически это анахронизм получается: Затмение Валинора еще на этот момент не началось, всё светло и чудесно. Радостное детство, ничего неприятного не происходит в Третьем Доме, вокруг много непознанного, интересного, но никоим образом не угрожающего. Майар охраняют эльдар даже от мелких неприятностей.
Это потом нолдор станет скучно, и начнется Непокой, но сейчас - еще рано. А тем более уж для мыслей о мести - очень рано.
Эстэль: Выверты сознания - возможно. Но выверты именно в масштабах мести. А само понятие, слово "месть" существовало. Иначе как, по-вашему, Феанор придумал новое слово, не отходя откассы трупа Финвэ? И все эльдар тут же въехали, что оно означает? Почему-то вопросов ни у кого не возникло.
Дальше. Мелькор что делал с валар? Мстил он им, так? Значит, слово могло быть для описания его действий. Мол, сволочь такая.
Ещё, от всяких неприятностей, мож, и оберегали. Но неужели они пресекали ссоры и конфликты. Не пресекали, поскольку в единственном конфликте, описанном в сильмариллионе, они остались нейтральны и предоставили эльдар разбираться самостоятельно. Вмешались они только, когда дело чуть не дошло до смертоубийства. А раз есть конфликты, значит, есть и понятия об "обиде" и "мести". Может быть, в него не вкладывалось никакого жуткого смысла (то есть имелось в виду не убить обидчика, а сделать ему такую же подлянку, как и он тебе).
И наконец, слова "ненависть" и "зависть" существовали абсолютно точно - они упоминаются в "сильме". Так почему не существовать "мести"?
Кстати, существование понятия в данном случае ещё не означает, существование явления.
Наприемр, в сильме упоминается "рабство". Как вам? Откуда эльдар Амана могли знать, что это такое? И тем не менее, именно в желании быть "повелителем рабов" Феанор обвиняет брата. А потом о том же говорит сам Мандос. У меня нет "сильма" на английском, но во всех трёх переводах, что стоят у меня на полке идёт именно "рабство" и "рабы".
Могу полистать "сильм" на предмет обнаружения ещё и "мести"
ЗЫ. Перечитала всё это и подумала: может, вы и правы. В том смысле, что слово-то такое Айканаро знает, это точно. Но, может, в данной ситуации он его упортеб##ть бы не стал. Если согласны, исправлю.
Тэсса:
Цитата:Дальше. Мелькор что делал с валар? Мстил он им, так? Значит, слово могло быть для описания его действий. Мол, сволочь такая.
Вот это похоже.
Касательно конфликтов. Конфликт-то серьезный, о котором ты говоришь, и вправду единственный описанный. И относящийся к периоду непокоя нолдор. То есть спровоцированный если не самим Мелькором, то его присутствием (и подспудным конфликтом Тем в Амане). Слова могли пойти из рассказов о конфликтах Стихий с Мелькором и применительно к нему. Слово Айканаро знать может, но вряд ли понятие мести для него на этот момент что-то близкое. Скорее экзотика, вроде страшных сказок о Черном Всаднике.
Насчет того, что эльфы в тот период друг другу сознательно подлянки устраивали... Ну, может, на уровне творческого состязания Феанаро и Нерданэли. Поспорить, поругаться, перейти на другую сторону улицы при встрече - да.
Хотя возможен и такой вариант, что во внешне благополучном Амане исподволь зрели проблемы и конфликты между эльфами, а появление Мелькора их просто выявило более определенно.
Касательно "рабства" - косяк какой-то с ним. В текстах есть, но нелогично оно как-то. Надо разбираться отдельно.