В поле, в горах и пригорках...Время собирать камниСобирать камни можно в любое время года. Даже зимой.
Однако зимой могут быть только случайные находки, а весной, летом и осенью камни найти намного легче.
Но самое лучшее время - ранняя весна.
Летом увидеть камни мешает густая трава.
Осенью - камни прячутся под опавшими листьями.
Зато весной, особенно ранней, когда только сошёл снег и едва подсохла земля, для собирателей камней наступает самая лучшая пора. К этому времени вешние воды настолько хорошо промывают землю, что порой очень редкие и интересные камни лежат прямо на поверхности.
Особенно хорошо отправиться на поиски камней, после того как прошёл весенний дождик и промыл каждый камушек, вывороченный паводком.
Как ни странно, настоящий любитель камня радуется не солнышку, а пасмурной погоде, когда идёт мелкий моросящий дождь. Такое предпочтение объясняется просто: увлажнённые в ненастье камни "проявляются", приобретают более насыщенный цвет.
Ищем каменьКрасота, заключённая в камне, редко сразу же открывается взору собирателя. Чаще всего цветные камни прячут её под тонкой блёклой коркой белого, бежевого или серого цвета, которую образно называют
"рубашкой".
Цветные камни, одетые в эти скромные рубашки называют
желваками или
миндалинами.На первый взгляд их трудно отличить от простых камней, таких, как гальки и голыши из известняка, мергеля и доломита.
Однако некоторые особенности формы, цвета и фактуры рубашек позволяют знатокам почти безошибочно определить то, что под ними скрывается.
Например, желваки кремня и агата выделяются среди других камней боле сложной, порой причудливой формой. Но многие желваки ничем не отличаются от обычной гальки и голышей. Тогда опытного собирателя, расколовшего не один десяток камней, выручает интуиция. Конечно, бывает, что везёт и новичку, как это случилось в сказе П. Бажова "Горный мастер". Героине П.Бажова сказочно повезло, что "камень не крепко сидел". Иначе она с ним вряд ли бы справилась, имея в своём распоряжении всего лишь прутик. Ведь постоянные спутники уральских добытчиков цветного камня - лом да кайло.
Инструменты для добычи камняСобиратели камней не выходят "в поле" без основных геологических инструментов:
1. МолотокГеологический молоток, в отличие от слесарного, имеет острый, слегка изогнутый клюв, а на рукоятке - бандаж из толстой медной или стальной проволоки. Бандаж предохраняет рукоятку от расщепления. Молоток изготовляется из инструментальной стали, из которой делают и слесарные молотки. Поэтому подходящий по форме слесарный молоток вполне можно использовать в качестве заготовки для геологического молотка, заострив его клюв на шлифовальном кругу.
Геологический молоток - уинверсальный инструмент. Им не только раскалывают каменные желваки, но также используют в качестве гребка, разгребая породу, выворачивая клювом мелкие камни, расширяя щели.
При раскалывании камня на руки обязательно надевают
рукавицы, желвак держат на весу или кладут на большой камень и наносят по нему сильный и точный удар.
2. ГребокНебольшая лопатка, похожая на садовую тяпку, но с более прочной короткой рукояткой, прикреплённой к середине инструмента.
Гребком выкапывают камни и освобождают их от приставшего к ним грунта.
В качестве гребка также можно использовать и небольшую садовую тяпку.
3. КоготокНебольшой (до 50см) ломик с изогнутыми острыми концами. Похож на фомку.
4. КувалдаКувалду используют для разбивания больших камней и при работе с зубилом.
5. ЗубилоЗубило представляет собой металлический (стальной) стержень, имеющий заострённый и тупой концы. С помощью зубила расклинивают трещины в породе. Чтобы не разрушить стенки трещины, используют
направляющие из двух стальных пластин. Когда трещину удалось расширить настолько, что зубило исчерпало свои возможности, между ним и породой в трещину перпендикулярно зубилу вкладывают толстый металлический стержень.
С помощью зубила вскрывают в скальной породе так называемые
"карманы" или
"занорыши" - полости, на стенках которых находится скопление кристаллов, например, горного хрусталя или аметиста.
Обнаружить такие хранилища могут только опытные люди. Карманы распознают порой по еле уловимым признакам, по более светлой окраске и более грубозернистой фактуре скальной породы. Затем коготком осторожно отделяют группы кристаллов, так называемые
друзы или
щётки.Небольшие округлые пустоты называют
жеодами. Они могут находиться как в скальных породах, так и в отдельных камнях и небольших желваках.
На наличие внутри камня жеоды указывает, в первую очередь, вес. Если камень окажется легче другого камня такой же величины, то наверняка в нём есть полость, на стенках которой вполне могут оказаться кристаллы аметиста или горного хрусталя.
Каменные желваки, вызывающие сомнение, раскалывают прямо на месте. Другие же, в которых есть уверенность, приносят в домашнюю мастерскую.
Собранные камни очищают от земли промывают в речке или ручье. А уже потом несут домой.
В мастерскойПервичная обработка камняЧистота - залог не только здоровьяПринесённые домой камни, моют уже более тщательно, используя жёсткую щётку и различные моющие средства: мыло, средства для мытья стекла, стиральные порошок.
Для снятия налёта с кристалла применяется 5-10%-ный раствор соляной кислоты.
Попавший на камень битум и всевозможные пятна жира удаляют бензином или скипидаром.
справка для эльдар от людей
Соляная кислота CHl
Соляная кислота была известна алхимикам в конце 16 в., которые получали её нагреванием поваренной соли с глиной или с железным купоросом. Под названием «соляный спирт» её в середине 17 в. описал И. Р. Глаубер, приготовивший cоляную кислоту взаимодействием NaCI с H2SO4. Метод Глаубера применяют и в настоящее время.
Серная кислота H2SO4
Еще в XIII веке серную кислоту получали в незначительных количествах термическим разложением железного купороса FeSO4 , поэтому и сейчас один из сортов серной кислоты называется купоросным маслом, хотя уже давно серная кислота не производится из купороса.Скипидар
Скипидар можно получить путём выпаривания живицы - жидкой смолы хвойных деревьев (чаще всего используется смола сосны).Порошок горчицы - является хорошим средством для удаления жира и жирных пятен. Раскалываем каменьЖелваки камня и других минералов раскалывают в мастерской с помощью
струбцины и
тисков, имеющих острые вставки из твёрдой стали.
В качестве вставок можно использовать стёртые трёхгранные напильники, у которых на двух гранях стачивают насечку. Напильники изготавливаются из инструментальной и легированной стали, имеющей очень высокую твёрдость. Но её всё же необходимо слегка
отпустить, чтобы избавиться от излишней хрупкости, для этого напильник нагревают на огне до появления на металле соломенного цвета
побежалости.
В зажимах струбцины два обломка напильника закрепляют на специальных пропилах. В тисках крепят два напильника с помощью полосок листового металла.
Камни, расколотые на этих простых приспособлениях, имеют обычно чёткую плоскость скола, по которой можно составить полное представление о цвете, характере рисунка камня и уже смело приступать к распиливанию его на тонкие пластины.
Струбцина - зажимное приспособление для крепления деталей на верстаке, слесарном столе или в шаблоне при столярной, слесарной и других видах обработки, при склеивании деревянных деталей, сборке и т.д. Обычно струбцина снабжается винтовым устройством.)Побежалость - пёстрая, часто радужная окраска тонкого поверхностного слоя минерала, резко отличающаяся от окраски остальной его массы. Причиной побежалости является наличие на поверхности зёрен минерала тонких плёнок, образовавшихся в результате его изменения (например, под воздействием кислорода) и вызывающих радужный световой эффект (см. Иризация). Характерна для борнита, халькопирита, лимонита и др. На свежей поверхности излома минералов побежалость не наблюдается.
Цвета побежалости - золотистый, пурпурный, фиолетовый и другие цвета, возникающие в результате появления тонкого слоя окислов:
- на чистой поверхности нагретой стали; а также
- на поверхности некоторых минералов. Для дальнейшей обработки камня нужно вспомнить о некоторых его свойствах, описанных в соседнем треде.
Для художественных камнерезных работ используются как минералы, так и горные породы, которые привычно называют просто "камнями".
Внешние признаки минералов: цвет, блеск, спайность, излом, твёрдость.
Особое значение для "первобытных" каменных инструментов имел
раковистый излом (кремень, обсидиан). Так как у осколков этих камней образуются очень острые края. Благодаря этой особенности древние люди могли изготовить ножи, топоры и наконечники для стрел.
Инструменты из обсидиана в наши дни были опробованы хирургами, и оказалось, что скальпели из этого камня намного острее металлических.
Твёрдость также имеет значение при первичной обработке камня.
Чаще всего при обработке камней (исключая ювелирное дело) используются камни, имеющие твёрдость от 1 до 7 по Моосу.
Мягкие камни отличаются от всех других камней тем, что при их обработке отпадает необходимость пользоваться алмазными кругами и различными скалывающими инструментами. Все мягкие камни прекрасно обрабатываются теми же инструментами, которыми пользуются резчики по дереву: пилой, топором, теслом, рашпилем и различными стамесками.
К мягким камням относятся: тальк (жировик), графит, агальматолит (мыльный камень), селенит, каменный уголь (антрацит), алебастр, серпентин, известняк, мергель, сланцы (глинистые, мегрелистые, известковые, песчаники (мягкие), гагат, янтарь, кальцит и другие.
Камни средней твёрдости: мрамор, известняк (мраморовидный), азурит, флюорит, малахит, доломит и другие.
Твёрдые камни: алмаз, корунд, кремень, аметист, кварцит (кварцевый песчаник), гранит, яшма, агат, нефрит, опал, ортоклаз (полевой шпат), бирюза, лазурит, обсидиан (вулканическое стекло), родонит (орлец) и другие.
Твёрдые и полутвёрдые камни распиливаются алмазными или стальными кругами со свободным абразивом.
Черновая обработкаИли
обдирка выполняется на обдирочных кругах из карбида кремния и других высокотвёрдых абразивов.