Прочитав все мудрые физико-математические мысли относительно сущности и возможностей Айнур, попытаюсь всё же изложить концепцию попроще. Литературным, так сказать, языком. Чтобы понятно было не только академику, но и домохозяйке тоже.
Итак, Айнур изначально были «плодами дум» Эру. Но создал он их из Предвечного Пламени (если поверим его словам
).
Скорее всего, Эру практически сразу отделил Айнур от себя, дав им возможность осознания своей личности.
На каком-то этапе своего существования они осознали себя отдельной сущностью, обладающей разумом и эмоциями.
Первым таким отделившимся был Мелькор. Возможно –именно потому, что и был первым вообще.
Окружающее пространство вокруг Эру может восприниматься Айнур только на уровне мысле-звуков. То есть – слышать музыку и петь они могут только мысленно. «Звуки» воспринимаются ими в виде «цветных» звуков. Но это «внутреннее» зрение. Не настоящее, которое придёт позже.
Опять же на каком-то из этапов существования Эру задаёт Айнур музыкальные темы. То есть предлагает что-то «музыкально помыслить», но в рамках его (Эру) собственных мыслей.
Мелькор в общем «хоре» начинает мыслить абсолютно самостоятельно и поэтому его Тема (Мелодия) резко отличается от остальных. Кому-то из айнур его Тема понравилась больше, и они подхватили её.
Всю эпопею с трёхразовым хором все хорошо знают – останавливаться на ней не будем.
Пока Айнур выполняли задания Эру (каждый как умел или понимал) – они понятия не имели – зачем всё это надо. И только после того, как Эру наделил их ещё одним свойством – возможностью видеть – и показал им будущую возможную материализацию их мыслей, кто-то из Айнур захотел воплощения своей Темы на самом деле. И первым снова был Мелькор.
И почти в тот же самый момент Эру создаёт материальный мир (Арду) и позволяет Айнур спуститься в него, покинув его чертоги (внемирное пространство).
И поскольку Мелькору позволено также спуститься в Арду, значит, Эру не усматривал ничего особо криминального в его самостоятельных мыслях.
Итак, спустившись в материальный мир, Айнур получают новое качество – они становятся Стихиями (по мне лучше – Силами Мира – поскольку не все они Стихии в нашем нормальном понимании). Также к ним применимо понятие Духи Мира.
Далее – свойства и составляющие Духов Мира.1. Феа.У каждого из Духов Мира имеется феа (эквивалент души) – некое сочетание вместе эмоций и разума. Главное, что определяет существование Духа Мира вообще.
Эта субстанция есть у всех Айнур, независимо от того, ушли они в Арду или остались в чертогах Эру. Феа вечна и неуничтожима.
2. СилаВ определении R2R – часть Пламени, которым наделил их Эру при сотворении. Это качество также есть у любого из Айнур, независимо от места жительства. Благодаря этой Силе Айнур могут творить Мелодии (петь). Сила управляется феа. Вне Арды Сила неразделима. Сила может быть уменьшена, вследствие растраты, но может также самовосстанавливаться. Для этого Айнур нужен «отдых».
3. «Активный резерв» - Личная Сила Айну, которой он может воспользоваться по своему усмотрению. Требует управления со стороны феа.
4. «Пассивный резерв» - часть Личной Силы Айну, вложенная в какой-либо объект (материализация Мелодии). Не требует контроля со стороны феа.
5. МощностьКоличество Личной Силы, которым Айну может воспользоваться в единицу времени и не потерять работоспособности. Мощность зависима от состояния феа. Другими словами – в плохом настроении (депрессия, страх) Айну может утратить часть своей мощности. В случае гнева или радости – мощность может усиливаться. При растрате Личной Силы (Активного резерва) мощность также падает, но может восстановиться после отдыха.
Духи Мира (бывшие Айнур) – разделяются на Старших и Младших.
Старшие – ВаларПо-видимому, статус валы – определяется количеством «Активного резерва» и мощностью Айну. У Валар громче Мелодии и больше способности влиять на окружающее пространство. Кроме того, их Мелодии отчётливей, а Сила уже имеет конкретное направление.
Младшие – МайарСоответственно, статус майар – определяется меньшим «Активным резервом» и мощностью. Их Мелодии тише и не настолько однозначны, а Сила имеет не очень отчётливое направление.
Впоследствии, майар присоединяются к кому-то из валар, ориентируясь на свои предпочтения в Мелодиях (направление творчества).
Это пока общее, без конкретного описания характеристик каждого из Валар или Майар.
Подходит ли такое описание для статьи в Энциклопедию?