Цитата:Ирис, попробуй еще почитать логи СиЗ и продумать, в чем различие Тем Валар и Мелькора. Не на мелодическом уровне - для обитателей мира.
На «немелодичном» уровне по отыгрышам ясно только то, что обе стороны не принимают и не понимают друг друга. Не понимают на уровне восприятия.
Однако при всём тотальном неприятии – мелькоровское Эндорэ – это не марсианские пейзажи. Это та же Земля (Арда), с тем же растительным и животным миром (с вариациями северных широт), но с более выраженной борьбой за существование. Однако те же хищники не нападают ни на одну дичь просто так. Они нападают только потому, что хотят есть.
Идея «блаженного» края Йаванны трещит по швам (в плане чуждости), потому что всем животным её Песни тоже нужно есть.
Ведь и животные Йаванны тоже едят друг дружку, в Амане есть хищники, и травоядные едят растения, и ни одно животное не осведомляется предварительно о том, можно кого-то (что-то) съесть (читай – убить) или нельзя. Они просто берут, что им надо и всё.
Относительно природного мира у Мелькора всего лишь сильнее акцент охоты, которая есть – Песня Оромэ.
В истории с Ррао - вроде бы показана разница охоты в Амане и в Эндорэ. И на первый взгляд - различие имеется. Там олень - считает себя жертвой и пищей.
Но разве в Амане - олени не пища? Для тех же волков или медведей или даже для охотников? Они разве охотятся ради забавы? Если это так - то положение животных в Амане много хуже. И этический момент хромает. Но если всё же охотятся ради пропитания, то суть охоты остаётся даже в Амане. Олень (или другая дичь) - это пища и тоже жертва.
Разница только в том, что в Эндорэ олень станет жертвой, если не сумеет убежать.
А в Амане - он сразу жертва, назначенная Йаванной (или Оромэ). Жертва, которая будет тупо стоять и ждать, пока её убьют и съедят. Единственное, что делает Йаванна в этом случае - это начисто убирает инстинкт самосохранения, поэтому жертва не боится.
Но это не отменяет ни факта убийства животного, ни его "жертвенности".
То есть в Эндорэ - у животного есть шанс остаться живым, в Амане - такого шанса нет. Либо Йаванна отдаст на заклание, либо Оромэ догонит, если назначил себе этого оленя на сегодня, от Оромэ и его майар невозможно убежать в принципе.
Эльфам тоже надо как-то питаться. И пусть они просят что-то им дать и даже позволить животному себя убить.
Эта концепция, кстати, не нова и существует в реальном мире у т.н. «диких» народов, которые если берут у природы что-то, то обязательно дают что-то взамен (щепотка табака или ароматной травы на том месте, где сорвал ягоды, орехи или грибы) со словами благодарности. И никогда не срывают всё, всегда что-то оставляют (для зверей, птиц и прочих соседей по планете). Они не рубят леса и для костра используют только сухостой. «Дикари» читают «молитвы» над убитым оленем (бизоном, бобром, лосем и т.д.), благодарят за то, что позволил себя убить (дал своё мясо, шкуру и т.д.), и также над ним – щепотка табака или ароматной травы (чтобы успокоить дух животного). Они никогда не наносят вреда среде своего существования, берут только необходимое, убивают по возможности безболезненно. И подобные наставления существуют до сих пор в некоторых индейских общинах.
В рамках мира СиЗ - это может быть, конечно, эльфийским эксклюзивом, но при этом не отменяет смерти живого существа, употреблённого в пищу.
Относительно всяких болезнетворных бактерий и паразитов (к которым могут быть чувствительны животные и растения), то, например, в арктических зонах самый чистый воздух – болезнетворные микробы там не живут. Поэтому и в мелькоровском Эндорэ паразитизм процветает далеко не везде.
Есть у Мелькора северные, т.н. "нежилые" местности. Но кому как не Йаванне не знать, что земле тоже надо отдыхать какое-то время.
Если Мелькор постоянно эксперименитирует, то и эти земли может нагреть каким-то вулканчиком и там запросто начнётся жизнь.
Орки – единственные существа, выбивающиеся из общей картины мира – это порождение Диссонанса. Мелькор их не пел и они т.с. – не его Тема. Но даже они мыслят на уровне «тормознутого» Маугли, который не понимает – зачем убивать, если ты не хочешь есть, или если тебя не хотят убить? И в плане защиты от нападения – можно и убежать, а не драться, если нападающий явно сильнее.
И именно хищники – наиболее развитые животные. Их психическая деятельность много выше, чем у травоядных животных. И этого Йаванна не может не знать.
Да, у хищников Эндорэ нет «запрета» охоты на эльфов. Но Мелькор со своей стороны – даёт задание охранять территорию Куивиэнен от возможных проникновений.
А в реальной природе – хищники не охотятся на человека, поскольку человек не является предметом их охоты. Это крайне редкие случаи, спровоцированные, как правило, неосторожным поведением людей (оказался близко от логова с детёнышами, помешал хищнику в охоте, попытался напасть или забрать его добычу). Ещё более редкий случай – нападение неспровоцированное. Например, тигр может напасть на человека, если слаб (болен или ранен), а человек находится в пределах его досягаемости. Здоровый тигр не будет охотиться на человека – это не очень вкусная и слишком лёгкая добыча.
Мелькор также не планировал специально, чтобы хищники нападали на квенди. У них просто нет запрета. Но это не значит, что они должны нападать на них без всякого на то повода. У хищиников есть свои объекты охоты.
Поэтому дисбиливным выглядит эпизод с походом в горы, где на эльфов нападает пума.
Там животное видит
впервые новых существ, запах ей незнаком. Даже если она голодна, всё равно не будет нападать на неизвестную добычу. Ведь это может оказаться и хищник. А тёплое мясо существует не только у добычи. Мало того, от квенди даже не исходит никакой волны "страха", которая может дать повод к нападению. Это не логичное поведение дикого хищника.
Вот если бы эльфы вплотную подошли к её логову с котятами, тогда - да. Там бы сработал инстинкт защиты.
У Мелькора есть вулканы, но некое их подобие есть и у Ауле (иначе – не было бы такого количества драгоценных камней в горах Амана).
У Мелькора есть грозы, но у Профессора есть упоминание, что молнии – это «стрелы Манвэ». Допустим, что на СиЗ гроза – это Тема Мелькора. Однако напомним, что после грозы – воздух озонируется и становится чище. И никакой особой опасности для тех, кто находится на земле – гроза не представляет.
У Мелькора есть бури, но они есть и у «светлой» стороны – Оссэ, Ульмо. Да и Манвэ может изобразить нечто посильнее лёгкого ветерка.
То есть – никаких принципиальных различий в т.н. «мелодиях» Валар по отыгрышам не видно. У Мелькора наблюдаются лишь некоторые нюансы, и он больше экспериментирует, и потому, возможно, делает ошибки или эксперименты получаются не очень удачными. Однако, чтобы не ошибаться – нужно сидеть и ни хрена не делать. Сами Валар тоже не застрахованы от ошибок. Но всё-таки у Мелькора это те же растения, животные, леса и горы, звёзды и облака, состоящие из тех же элементов, отличается только внешняя форма.
Возможно, есть отличия в целях. Валар ставят целью – статичность мира, Мелькор ставит целью – развитие мира. Однако цели – это не различие «мелодий», поскольку разных целей можно добиваться одними и теми же средствами. Но можно и наоборот: цели одни - средства разные. Именно в средствах достижения может быть «чуждость». Однако в отыгрышах её не видно.
Виден только уровень восприятия. Понятно, что чужое (плохое, страшное, от него колбасит) – но не понятно – почему?
Ответ можно найти только в том – что чужое потому, что это чужая Тема. Но в чём конкретно её чуждость состоит – не понятно.
На этапе общего Хора у Мелькора есть своя партия, назначенная ему Илуватаром. И эта партия никак не освещается в Сильме. Просто упоминается, что она была.
И не случайно Валар (на СиЗ) пытаются вернуть Мелькора в Хор. Возможно, восстановить то, что предполагалось спеть с самого начала.
И далее – после всех «музыкальных» баталий Эру отпускает в Арду и Мелькора тоже. Отпускает, зная, чем он там будет заниматься, включая контакты с собственными Детьми.
Зачем?
У Профессора нет ответа на этот вопрос.
Чтобы Мелькор стал «мальчиком для битья»? Чтобы было чем заняться потом Тулкасу и Оромэ? Сомнительно. Театр для бога нам не подходит.
Чтобы возвысить и прославить себя? Тоже не проходит. Это ЧКА-шный вариант.
По концепции СиЗ выходит, что Мелькору должно было чем-то заняться в Арде. Если переводить с музыкального языка на нормальный. И вот в чём состояла его задача – как-то тоже не обсуждалось.
Ясно только одно – Эру отпустил Мелькора в Арду не просто так.
То, что написано в квенте – это мысли самого Мелькора. Его самоопределение. Но нигде не упоминаются какие-либо мысли относительно собственной партии в Хоре. Что ему было назначено петь (в будущем – делать)? И возможно, что это то, чему Мелькор воспротивился, или ему показалось, что «коротка кольчужка» и надо бы «пожирней и погуще».
Допустим, предначальные события – вне времени.
Эру думает. И первая его мысль (о будущем мире) – достаточно «большая» и выражена в форме множества «тезисов» - это Мелькор.
Потом Эру думает дальше и развивает более глубоко каждый из «тезисов» - другие Айнур.
В перспективе Мелькор – это «зам. Генерального директора», а другие Айнур – «начальники отделов», подчинённые заму непосредственно.
Однако тогда получается, что Мелькор «плох» только потому, что сам захотел стать «гендиром».
Но это не вписывается в идею Диссонанса. Потому что тогда не получится «чуждости» Тем.
А Тема у Мелькора именно «чужая». Чужая из-за чего-то очень «мелькоровского».
Причём по Профессору – Тема Мелькора – это зло, не имеет права на существование и подлежит тотальному уничтожению.
По концепции СиЗ – Тема Мелькора равноправна Теме Валар и имеет право на существование.
И тогда очень существенным является вопрос «чуждости». Именно в ней причина непонимания, невозможности сотрудничества (раз его не предлагается) - и та и другая сторона стремится "перепеть" то, что было у предшественника. Совсем.
И т.н. "искажение" - это искажение только в оценке Валар именно из-за этой пресловутой "чуждости".
В настоящий момент претензии к Мелькору у Валар не сводятся к ней. Пока что.
То, что против папы Эру восстал? Нехорошо, конечно. Но папа отправил Мелькора в Арду вместе со всеми и ни слова против не возразил.
На этапе становления мира и «демиургической» работы в Арде – по Сильму – имеет место лишь спор о том, где и что должно находиться. Валар говорят – здесь будет гора, Мелькор говорит – нет, здесь будет долина. Валар говорят – вот тут будет долина, Мелькор говорит – нет, здесь будет гора. И по Сильму действительно получается, что Айнур, как малые дети, «не поделили песочницу».
И никаких Диссонансов в Сильме в этот момент не описывается. Тут, т.с. не сходятся «проекты». Но не убивать же за то? И уж тем более не выбрасывать за пределы мира.
То, что на Детей пытается влиять? Тоже нехорошо, конечно. И в этом, кстати, есть ограничение у Валар и очень серьёзное.
Но разве сами Валар не пытаются влиять на Детей? Причём влияние прошло весьма успешно. И в своей праведной борьбе Валар наделали кучу ошибок. Однако никого, кроме Мелькора не осудили.
Короче – надо как-то найти эту «чуждость». Что она из себя представляет? На каком уровне? Это другая энергия (может инопланетная какая)? Это другой молекулярный состав материи? Это другое измерение?
У меня ответа нет.