Олег, Одда, Хелги Вещий Вода
Цитата: Первая публикация:
Гаврилов Д., Олег, Одда, Хелги - Вещий Вода / Мифы и магия индоевропейцев, N7.-М.: Менеджер, 1998.
Обратимся к норвежской балладе 'Король Эйрик и Блаккен',
1 Эйрик-король и Эйрика мать
-А ветер парус надул-
Надумали как-то в кости играть.
Красавицы любят гаданья
2 Кости катятся по доске
Мать короля зарыдала в тоске.
3 'Стоило в кости со мной играть,
Чтобы так потом горевать?
4 Радость у нас или беда,
Слезы текут у тебя, как вода'.
5 'Слезы не зря текут у меня-
Тебе суждено умереть от коня.'
Как пишет М.И.Стеблин-Каменский [2, стр. 258]: 'у этой баллады есть общее со сказанием о Вещем Олеге, известным по русской 'Повести временных лет' (Прочитав 'умереть от коня', вы тоже об этом подумали). Но у одной из исландских ' саг о древних временах', а именно у 'Саги об Одде Стреле' еще больше общего со сказанием о Вещем Олеге. Прорицательница предсказала Одду, что он погибнет от своего коня, и хотя Одд сразу же убивает его и зарывает глубоко в землю, когда через триста лет Одд возвращается на родину, он умирает от укуса змеи, выползающей из черепа его коня.' Далее М.И.Стеблин-Каменский делает предположение, что этот сюжет восходит к древнему сказанию, которое бытовало на юго-западе Норвегии. Кстати, Одд Стрела прототип героя еще одной норвежской баллады 'Альф из Оддерскера', созданной по мотивам 'Саги о Хервёр'.
В конце баллады конь Блаккен отомстил за предательство своему хозяину, или им овладело бешенство ('одд'):
6. Если Блаккена мне не седлать,
Придется тогда паруса поднимать.
10. Семь лет не сходит король с корабля,
Резвится конь во дворце короля.
11. На смену седьмому приходит восьмой
Надумал король вернуться домой.
13. Похлопал король по загривку коня:
'Как присмирел ты здесь без меня!'
14. Эйрик похлопал коня своего
Блаккен копытом ударил его.
15. Навзничь упал он возле коня.
'Блаккен и вправду убил меня'.
9А. «ДЖАГФАР ТАРИХЫ». СМЕРТЬ ОТ ЗМЕИ И КОНЯ. ДЖОКЭ-УТИГ
. Цитата:Башкорты, которых тюрки называли угырами…поклонялись алпу (божеству) Бараджу. Последний утигский правитель Буляра Джокэ-Утиг имел неосторожность сжечь гнездо Бараджа в угоду своей жене, потребовавшей от него возвести на этом месте город. В огне погибли все дети Бараджа, кроме одного, а сам он улетел на другое место и сказал на прощание Джокэ-Утигу: «Я всегда был покровителем хонов и останусь им, но ты за свое злое деяние умрешь от укуса моего последнего сына, а все дети твои будут убиты»..., но этот бек занялся поисками сокровищ в могилах своих предков. И вот, когда он раскопал одну могилу, то из земли вместо человеческих останков явились кости лошади. Это был предупреждающий знак Тангры, но Джокэ-Утиг не внял этому предупреждению и стал копать. Тогда из-под костей выполз Змей, сын Бараджа, и укусил бека, от чего тот немедленно скончался…[ДТ], с.10.
9Б. ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ. СМЕРТЬ ОТ ЗМЕИ И КОНЯ. ОЛЕГ И ОДД
А.Л. Никитин: «Легенда о смерти Олега, рассказ о змее, выползшей из черепа его любимого коня… «уклюну змея в ногу от того и умре» (Новгородская первая летопись, 109.). По сведениям новгородца, Олег шел из Киева через Новгород и Ладогу «за море». Так впервые в русском летописании обнаруживается двойник Олега по обстоятельствам предсказанной смерти - некого халогаландца Одда», далее А.Л. Никитин, цитируя «Тиандер К.Ф. Поездки скандинавов в Белое море. Спб.,1906», пишет: «…Одд обо что-то споткнулся, пошевелив в песке копьем, он обнаружил конский череп, из которого выскользнула змея и ужалила его в ногу… Произошло это в 988 г.» [НИК, с.187-189].
Как минимум трижды, на страницах истории описана смерть разных людей в разные эпохи от змеи, выползшей из останков коня, причем каждый раз, смерть эта была предсказана заранее. Просто совпадение?
и напоследок вот отсюда:
Рисунки на страницах летописи
Цитата:Русам вообще когда-то запрещалось садиться на коня, об этом сообщает их сага о рыцаре Орваде Одде. Он первый из варягов сел на коня и в первом поединке с кипчаком потерпел поражение. Тогда варяги, любители морской войны, придумали сагу о рыцаре Одде и его коне. Она, эта сага, вошла в российскую историю, правда, вместо рыцаря в ней русский князь Олег, которого, как и Одда, поражает змея, выползшая из черепа убитого коня.