"После Пламени" для нас - особенный роман. Он - первое произведение по Толкину, которое мы прочитали. Поэтому его концепция и его герои близки нам и важны для нас.
Вчера ночью за семь часов вслух, как мы это делаем обычно, мы прочитали третью часть "ПП"/"Венца". И теперь по лесам наших душ готовы собрать грибы наших впечатлений
.
1. Роман очень легко читается. Вначале это минус, потому что создается впечатление излишней простоты, поверхностности, "детскости". Потом это плюс: читается на одном дыхании, оставляет впечатление, а не слова.
2. Мелькор и майар. Если автор хотела показать их Айнур, то они чувствуют слишком по-человечески. А если в концепции автора есть оправдание тому, что они чувствуют по-человечески, то создается впечатление, что в личных отношениях они не видят ничего, кроме Темы. Им ведомы страхи и сомнения, но в своих действиях они не руководствуются обычной привязанностью.
3. Понравилась подборка эпиграфов.
4. Майар. Про них действительно написано больше, чем раньше, но при этом почти никто не раскрыт полностью. Ирбин, Саурон - на наш взгляд, раскрыты наиболее полно. Ральтагис, Дарглуин - яркое, но односторонее впечатление. Алаг - раскрывается не сам по себе, а событием, с ним произошедшим. Тевильдо - у нас к нему личная антипатия, поэтому говорить о нем сложно. Таринвитис - став влюбленной, потеряла характер, перестала быть майэ. Дэрт - полный ноль. Талло, Нэртаг - намеки на впечатления.
5. Читая вторую часть, создавалось впечатление, что противостояние Феанора и Саурона получит продолжение в третьей части, но они никак серьезно не пересеклись. Саурон получил, что хотел? Феанор проиграл в их борьбе?
6. В описании состояния Феанора не хватает психологизма (влияние Ангбанда, окружения; о чем он думает?)
7. Слишком много вторичных героев: подразумевается, что ты смотришь их глазами, можешь сопереживать им, но не известны ни их мотивы, ни эмоции, ни мировоззрение. Совсем не интересно читать про эльфов-пленников, потому что их положение и переживания не прочувствовать.
8. Разлад Феанора и Мелькора очень надуман, не подведен психологически. Очень резкий переход от дружбы на равнодушие и ненависть.
9. Мало Феанора после первой и второй частей, где он, наравне с Мелькором, выглядит главным героем.
10. Покоробило название майэ "девушка". Рушит образ. Это все равно, что кобылу девушкой назвать. Или энтиху.
11. По-прежнему нам нравится образ Мелькора. Он не идеализирован. Остается и Мелькором, и Морготом одновременно. Чувствует, но остается Валой.
12. Иногда не понятно, от чьего лица ведется рассказ.
13. История Берена и Luthien уже набила оскомину. Но, понимаем, здесь она была необходима. Хотя, хотелось бы не читать в тысячный раз о том, как Берен видит Дориат, причем в абсолютно тех же тонах, что и у многих других. К тому же, Берен - никакой.
14. Всегда испытываем приятное удивление, когда события Толкина интерпретируют по-новому, но правдоподобно. И замечают мелочи, вписывая их в свою концепцию.
15. И последнее, но, пожалуй, главное. Мелькор и Феанор.
В семь утра мы прочитываем последнюю страницу третьей части... Давно пора спать. А нам БЕЗЫСХОДНО ПЛОХО!!!
Как можно было допустить, чтобы у них все было ТАК?!! Никто из них не пожалел о дружбе. Угнетает то, что бездействие в отношении друг друга, которое позволило истории обрести такое завершение, соответствует характерам обоих и обстоятельствам. Это даже не плохой конец - плохой конец подразумевает что-нибудь, вроде хороших чувств друг к другу, но при непонимании или при сложных обстоятельствах. Это - тяжелый конец. К тому же, если во второй части мы сочувствовали Мелькору, то в третьей - Феанору. Мелькор все обрел - Феанор все потерял.
И его никто не будет оплакивать.