Dangen RPG Games Форум Север и Запад Рамотский форум Плато холодного ветра Венец Поэзии
Тэсса Найри Север и Запад После Пламени Новости Стихи Проза Юмор Публицистика Авторы Галерея
Портал ВЕНЕЦ   Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
  ГлавнаяСправкаПоискВходРегистрация  
 
Наблюдения Ристеяны о рефлексии персонажей (Прочитано 1869 раз)
Huglaro
Экс-Участник


Наблюдения Ристеяны о рефлексии персонажей
18.02.2006 :: 10:38:27
 
Это я с вами делюсь. Ристе дала на Стрелку свою заметку по 5 книге Роулинг про Гарри Поттера. Книгу я не читала, но статьей сильно прониклась. 

В ней поднят один технический вопрос, который меня очень интересует.
Вот эта проблема:

Цитата:
И вот странице к двухсотой полумалось мне: а ведь г-жа Роулинг совершает ту же самую ошибку, из-за которой я забраковала свой, так и не дописанный по этой причине, автобиографический роман Улыбка
Что мы имеем? Герой с полноценной приставочкой "супер-", всё-то ему достаётся, причём на халяву, из всех задниц он вылезает сухим и чистеньким. Гадость? Гадость, говорит себе Роулинг. Но что поделать, если с героем именно так всё и было, против глюкоправды-то не попрёшь, иначе смысл писать эту книжку? И вот Автор начинает "уравновешивать" неестественную супервезучесть героя богатыми потоками внутренней рефлексии. Мол, это только кажется, что ему всё достаётся легко...
Вот это и есть ошибка. Герой становится от этого потока соплей не симпатичнее, а гораздо противней

(с) Ристеяна

И в самом деле, очень часто автор, как мне кажется, идет этим путем. Ну нет у героя слабостей, герой универсален. (Определение слабости я еще ниже попытаюсь дать). И в компенсацию автор зато дает ему кучу рефлексий, демонстрирующих, что герою все дается с трудом, с мучительной борьбой, что он постоянно предолевает свои недостатки и сомнения.  Этот прием шит белыми нитками, о чем Ристе и пишет.

К этому наблюдению могу добавить и свое. Очень часто, когда автор не в состоянии дать мотивацию поступка героя, он подменяет ее рефлексией. Предположим, герою не хочется идти "туда". Непосредственно перед его отправкой автор дает такой монолог:
"Ему не хотелось идти туда. Он сам не знал, что его туда понесло. Нет, не хотелось, нет! Ведь может случиться то и то! Кто решиться на такую глупую авантюру? Это значит, быть совсем сумасшедшим... Но я не могу не идти! Не могу, не могу! Я должен пересилить себя!"
И идет.
И в принципе любой сомнительный шаг героя оправдывается имено через то, что автор нам долго демонстрирует, как герой рефлексирует на тему.

Передозировка рефлексий - это и есть, на мой взгляд, случай, когда фактически любое событие сюжета имеет рефлексию вначале (как мотивацию будущих поступков героя) и в конце (как оправдание непомерной крутости и успешности героя, демонстрация, что на самом деле он прошел тяжелую борьбу).

Теперь попробую дать определение крутости//реалистичности героя. Тут, конечно, тонко. Если твой герой Вала, то у него по условию игры все скилы и абилити очень высокие Улыбка Правда, Ниенне удалось создать человечный и глубоко трагичный образ Мелькора, но не она не поступилась его мощью (что правильно), он все же у нее титан и бог.

У меня есть гипотеза, что реализм образа, даже образа из героического эпоса, фэнтези и т.п., - это всего лишь отказ от изображния героя смодостаточной фигурой. Если весь сюжет строится на том, как главный герой решает проблемы всех окружающих или один, или _руководя_ другими, то и тонны рефлексий его не спасут.  Герой, который не только скилами и абилками, но и умом и характером постоянно на голову выше всех окружающих, вызывает сомнения, как бы он ни демонстрировал свои тайные кол##ания и душевные муки. Уже в силу того, что у нас разные темпераменты, в одних ситуациях определенному типу вольготнее, в других он слаб. Мне не кажется достоверным самодостаточный герой.
Наверх
 
 
IP записан