Dangen RPG Games Форум Север и Запад Рамотский форум Плато холодного ветра Венец Поэзии
Тэсса Найри Север и Запад После Пламени Новости Стихи Проза Юмор Публицистика Авторы Галерея
Портал ВЕНЕЦ   Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
  ГлавнаяСправкаПоискВходРегистрация  
 
Два профиля не смотрят друг на друга: (Прочитано 3607 раз)
Lemur
Смотритель
*****
Вне Форума


Я люблю этот Форум!

Сообщений: 97
Два профиля не смотрят друг на друга:
12.03.2006 :: 14:19:27
 
"ПП" и "Королевство белок"

Мне действительно было сложно писать отзыв на «Королевство белок». Причин этому было достаточно много. Начнем с того, что я, никаким боком  не  любительница сказок, не  реконструктор и не фольклорист, но всегда с нетерпением ожидаю произведений своих друзей и добрых знакомых, таких как, например,  Тэсса Найри, Ломенилле и Хугларо. Это всегда необычный взгляд на уже, казалось бы устоявшиеся легенды, предания и литературные традиции, нестандартная и интересная подача  имеющегося материала, яркие, запоминающиеся образы, динамическое развитие сюжета. 
У героев этих произведений всегда тяжелые испытания, яркие переживания  и выходят они из своих передряг если не победителями, то уж не побежденными точно. Это крайне важно поскольку от обилия незаурядных и незадачливых героев уже успело устать не одно поколение отечественных читателей.) А еще – их герои созидатели, самые настоящие; более того, их творческая деятельность вдохновляет на подвиги соратников, заставляет вести свою мелодию, преображая мир по-своему, добавляя ему свои оттенки цвета и  звучания мелодий.
   Мне неизменно предстоят путешествие в миры иные, сказочные и невозможные; и  в  тоже время – все это вполне о мире этом и  может быть им востребовано. Если не сегодня, то вполне в обозримом будущем.
Тема странничества, хоть и невольного, горького и не по собственной воле давно излюблена сердцами Ломенилле и Хугларо.
Так что Берест вовсе не первый в череде «очарованных странников», выведенных перьями повествователей. Эти «странные» герои спасают, развлекают и утешают отчаявшихся и словом и делом. Cтраннический мотив  давняя традиция российской литературы и она не может не волновать архетипически. Исторически ее можно проследить в произведениях  отечественных  классиков: от Радищева, от Островского, от Лескова, от Горького до  А.Толстого, В.Катаева, В.Каверина, М.Булгакова.
Положение "пришлого","нездешнего" позволяет бросить остраненный взгляд на происходящее. И очерком обрисовать существование иных миров. 
Странник сам по себе в пути взыскует истину и обретает зрелость; проходя через суровые испытания, он становится тем, кем он предназначен быть: воином за изначальную правду и взыскующим справедливость. Этим он удовлетворяет давние, архетипические, исконные чаяния почитателей отечественной словесности: выстраданную мечту о граде Китеже, царстве справедливости и праведности.   Разумеется, как всякий герой народного романа, он не странствует один – с ним вместе силач Зоран, порывистая Иллесия, италийский(совернский)  мыслитель- актер Энкино, хранитель книжной мудрости давних столетий  и чудесная лесовица  Ирица. Образами главных героев мы обязаны Ломенилле; свой особый дар у Хугларо: она мастер придавать увлекательность мысли прошедших веков. 
Береста неотступно преследует та сила, что «желает блага, но выходит зло».
Складывается общее впечатление, что зло эндогенно, как-то растворено  в самой ткани произведения, тупо-настойчиво преследуя героя. Оно возникает не только персонифицированно в виде Демона или Князя Тьмы, но как-то фатально, самой атмосферой правит лодку судьбы в угодное для себя русло и разлучает героев, казалось, навеки.
(Кстати, что-то похожее можно сказать про божественных травителей и Мелькора. Несмотря на всю благостность их устремлений уж больно преследователи главных героев уверены в собственной непогрешимости и силах, чтобы вызывать симпатию читателя).
Это совершенно в традициях народного романа: злой рок, злая судьбинушка разлучает очевидно навеки и без надежды, но песенно преодолевается невозможное и герои воссоединяются в еще большей славе и силе. А в ходе повествования есть возможность и сострадать, и всплакнуть и поверить в неминучую гибель, и дождаться чудесного разрешения ситуации; рабы, купцы, аристократы, философы, актеры, солдаты, дети, сверхъестественные существа предстают перед нами в  почти реалистической полноте, плавно скользя по страницам «Королевства». И повороты сюжета увлекательный, неожиданный; каким-то образом тоскуешь и ждешь героя; Хугларо и Ломениллэ удается на самом деле очень многое. В повествовании они отслеживают судьбы сразу пяти, очень разных, вовремя и ловко не обходя ни одного из них своим вниманием.
(Кажется, если бы оба произведения писались бы в апокрифическую эпоху отечественной словесности, то «После пламени» было бы повестью о  небесном князе гордом, не победителе, но и не побежденном. А  «Королевство белок», со всей очевидностью было бы сказанием о стране Беловодье, царства праведных с праведным же князем. Обращаясь к сокровенному у читателя,   они не оставляют их изначально равнодушными к ним. Эти произведения либо страстно не принимают, либо они с ходу вербуют читателей в ряды своих поклонников.)   
     Идеологически можно давать разные оценки и «После пламени», и «Королевству белок», несомненно, другое: это книги, которые должны быть востребованы обществом. Рано или поздно. Потому что выражают тайные чаяния общества: потребность творческого, созидательного пафоса. Физически нет возможности перечислить все вышедшие в последние годы книги о войнах, разрушениях и нашествии злого и непознанного, но крайне сложно найти книгу, где утверждается созидательный пафос без плакатности и во всех противоречиях процесса. Да, герои борются с обстоятельствами, лицами и положениями, да, их победы не всегда полны и совсем не до конца воцаряется чаемое ими, но несомненно другое. Для них победить это прежде всего взять ответственность только на себя за предавшихся их воле как по своему желанию, так и в силу обстоятельств.
Они творцы, гибкие и лишенные предубеждений, берущие полезное у своих противников,  не боящиеся свободного оппонирования и раскола среди вчерашних единомышленников.
Они совсем по-разному проявляют себя как владетели мест. Берест фактически разрушает царство Удушья словами, что оно унылая тюрьма в захолустье мира и отвоевывает долю этого края в поединке душ с Князем Тьмы. А Мелькор свои «бедные селенья» в приполярье,  доставшиеся ему в единственный удел, превращает в горькую, суровую, но по-своему поэтическую сказку мира,  вкладывая в нее  свою нечеловеческую душу так,  что сам Север становится частью его самого, за счет снижения своих собственных магических и творческих возможностей. 
Берест силен единомышленниками и «мнением, да, мнением народным»; он умелый педагог, магнетическая личность, которую высоко ценят и друзья и тем более враги. Мелькор, «дух изгнанья», имеет дело по преимуществу с богами, полубогами и стихиями, поэтому «живородные» (выворачивая терминологию соавторов), эльфы, орки и люди для него просто существа более низкого уровня взаимодействий, своего рода потоки речной воды. Это диктует менее гуманное, расходное, даже можно сказать, хозяйственное к ним отношение, да и забавно было бы, коли бог относился бы к ним более трепетно. 
Таким образом, можно говорить о разных векторах направления применения силы. У Мелькора это направленность надмирная, надчеловеческая, сотворение бытия в целом, где отдельные нотки музыкальных периферийных мелодий, коими являются индивидуальные судьбы  представителей гоминидных рас, могут быть и не услышаны в общем звучании его темы. У Береста без каждого отдельного человека – «народ неполный», он человечен и внимателен не только к соратникам, но  даже и к малым сим -апример, к несчастным ребятишкам,потерявшим родителей во время народного восстания. Берест не давит без нужды свободы другого и помнит добро даже тогда, когда его усиленно стараются заставить забыть об этом. Он путешественник от не-судьбы, рока и его задача больше, чем выжить, причем, возможно, он даже и не предполагал своего «избранничества» и не ждет своего княжьей участи. Располагать потенцией противостояния судьбе и не возноситься гордыней, находясь в гармонии просто человеческого и творческого начал. Мне кажется, именно в этом и заключается секрет магии,  полонивший и загипнотизировавший Ирицу.
      Мелькору служат союзники и пленники.  Бересту помогают друзья.
Герой Т.Найри – богоравный, бросивший вызов небожителям. Герой Ломениллэ и Хугларо – человек, принявший на себя  само богоборчество волею судеб. Чей подвиг выше, остается решать читателю.
         «После пламени» помогает нам помнить о своих силах, которые ныне по возможностям почти божественным. «Королевство белок» напоминает нам о необходимости  оставаться человечными, даже если мы сумели побороть то, что, казалось, выше наших сил.
Наверх
« Последняя редакция: 12.03.2006 :: 15:42:01 от Lemur »  
 
IP записан
 
Тэсса Найри
Админ
*****
Вне Форума



Сообщений: 1293
Пол: female
Re: Два профиля не смотрят друг на друга:
Ответ #1 - 13.03.2006 :: 11:01:33
 
Лемур, спасибо. Очень интересный сравнительный анализ. После публикации "Королевства белок" буду просить твою статью на сайт.  Круглые глаза
Наверх
 

"Ешь мясо! Или живность зря сгубили?"(с) Ольга Арефьева
WWW WWW  
IP записан
 
Huglaro
Экс-Участник


Re: Два профиля не смотрят друг на друга:
Ответ #2 - 18.07.2006 :: 14:03:42
 
Лемур, тут такое дело... Нам бы хотелось иметь отзыв на собственно Королество Белок, о чем мы тебя и просили. Дело в том, что на отзыв хотелось бы дать ссылку кое-кому, кто... ну, не читает произведения толкинистов. И само по себе сравнение КБ и ПП - довольно-таки притянуто за уши, весь саааавсем разные вещи, мне бы не хотелось, чтобы два так непохожих направления и творческих метода смешивались в глазах читателей. Я не могу попросить тебя сократить для нас с Ниллэ твой отзыв, оставить только статью о  КБ? Не могу же я вывешивать статью-сравнение там, где о ПП ничего не знают и не могут вообще оценить этого жанра.

PS: книжка выходит в январе, если бы хотя бы в декабре ты нашла возможность это сделать...
Наверх
 
 
IP записан
 
Lemur
Смотритель
*****
Вне Форума


Я люблю этот Форум!

Сообщений: 97
Re: Два профиля не смотрят друг на друга:
Ответ #3 - 18.07.2006 :: 17:40:18
 
Можно, я даже перечту получше для себя.
Наверх
 
 
IP записан