Dangen RPG Games Форум Север и Запад Рамотский форум Плато холодного ветра Венец Поэзии
Тэсса Найри Север и Запад После Пламени Новости Стихи Проза Юмор Публицистика Авторы Галерея
Портал ВЕНЕЦ   Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
  ГлавнаяСправкаПоискВходРегистрация  
 
Проснись, Алиса (Прочитано 5082 раз)
PanchaDevi
Админ
*****
Вне Форума


Pancharaksa Devi

Сообщений: 1756
Пол: female
Проснись, Алиса
11.10.2010 :: 10:17:40
 
Статья Дмитрия Быкова о Льюисе Кэрроле, "Алисе в стране чудес" и проблемах тоталитаризма.

Найдено благодаря ipse-sponte.

_____
http://www.izvestia.ru/bykov/article3111899/

Дмитрий Быков

Проснись, Алиса


...14 января 1898 года, умер величайший британский исследователь тоталитарного социума, опередивший в своих философских и художественных прозрениях Кафку, Чаплина и Александра Зиновьева. Он достойно вписывается в ряд британских гениев - умирающие империи щедры на такие плеяды: Киплинг, Честертон, Уайльд, Шоу, Моэм, Стивенсон - все они наследуют могучему прародителю Диккенсу, в чьих сочинениях были начатки киплинговского мужества, честертоновской радостной веры, уайльдовского самоубийственного эстетизма, стивенсоновской бодрой неоромантики: У Диккенса же была и еще одна прекрасная тема: чистый, правильный, добрый ребенок в абсурдном мире. Ему одному под силу пройти через этот мир с его жестокой, извращенной и принципиально расчеловеченной логикой - и бросить ему вызов. Линию Флоренс из "Домби и сына", Нелли из "Лавки древностей", Крошки Доррит, рожденной в тюрьме Маршалси, продолжает Алиса, созданная Чарльзом Доджсоном, он же Льюис Кэрролл.

Почти все великое создается с невинными и скромными намерениями. Тридцатидвухлетний оксфордский математик искренне пытался развлечь во время летней прогулки по жаре трех дочерей своего декана Генри Лидделла - Алису, Шарлотту и Эдит. Он проплыл с ними в лодке от моста Фолли до деревни Годстоу, название которой в переводе означает Божье урочище, и все три часа пути потешал всякой ерундой, которая лезла в голову, причем Алиса требовала, чтобы приключения были как можно более дурацкими, а Эдит беспрерывно перебивала рассказчика вопросами. Доджсон сочинявший юмористические рассказы и печатавший их в приложении к "Таймс", и сам оценил собственный абсурдный вымысел и к Рождеству записал историю, а потом, расширив почти вдвое, издал (1865). С тех пор имя Алиса сделалось культовым, а сновидческий, абсурдистский метод, к которому прибегнул автор, породил целую школу, лучшим учеником которой был, конечно, Кафка - но и Чапек в "Кракатите", и Лем в "Рукописи, найденной в ванной", и Стругацкие в "Улитке на склоне" прилежно учились у Кэрролла. Набоков отлично перевел ее на русский (хотя канонический перевод Нины Демуровой, пожалуй, веселей) - но если бы не работа над "Аней в Стране чудес", еще неизвестно, что бы получилось из "Приглашения на казнь" или "Bend Sinister".

В детстве "Алиса" стала едва ли не самым большим моим читательским разочарованием - я ждал от этой сказки бог весть чего, а она оказалась скучной и мрачной, как дурная бесконечность детского кошмара. В ней хватало смешного, но шуточки были пугающе алогичны, и вообще, мне кажется, эта книга не для детей, хотя и среди них находятся любители абсурда. Я оценил ее значительно позже, курсе на втором, и считаю одним из лучших исследований по психологии тоталитаризма.

Почему для антитоталитарной фантастики лучше всего годится метод Кэрролла, пространство сна? Потому что тоталитаризмом как раз и называется образ жизни (и мысли), управляемый не логикой, а больной, извращенной прихотью. Так устроены наши кошмарные сны, в которых нами тоже распоряжается чужая воля. Сон складывается из хаотически смешанных картинок нашего опыта, и перезапустить его сценарий мы бессильны: мозг избавляется от того, что его мучает, и мы не можем заставить его бросать эти картинки в топку в строго определенном порядке. Как хочет, так и тасует - отсюда навязчивый кэрролловский образ карт. Сон разума рождает чудовищ: сознание спит, усыпленное усталостью, снотворным или массовым гипнозом, хлещущим из телевизора. С этого усыпления сознания, кстати, и начинают все диктатуры. А потом пирует подсознание, не желающее знать законов, правил и ответственности. В кошмарном сне человек ничего не значит - что захотят, то с ним и сделают. Это абсолютное бесправие может позабавить, потом испугать, а потом взбесить, как и происходит с Алисой. Правда, последовательность у всех разная, и, может, только по этому принципу и стоит классифицировать людей: герой Стругацких сначала злится, потом забавляется, а потом боится (иррациональная сила ужасней, чем он предполагал). А герой Набокова сначала гневается, потом боится, а потом хохочет, как в "Истреблении тиранов", - и этим смехом побеждает Благодетеля. История Алисы последовательно проходит через эти три фазиса - гротеск, паника, протест. Ее негодующий крик "Вы ведь всего-навсего колода карт!" страшным эхом отозвался в реплике Пастернака в разговоре с Тарасенковым - о том, что в сталинизме нельзя искать логику: "Мы тасовались, как колода карт". Пастернак читал и ценил "Алису".

Все персонажи тоталитарного социума налицо: есть нерассуждающая власть, у которой на все один ответ: "Голову долой!" Есть трепещущий подданный, беспрерывно восклицающий: "Мои ушки! Мои усики!" Есть соня-обыватель, ввергший себя в полное безразличие, и комедия суда (позаимствованная у Рабле и доведенная до совершенства у Кафки), и даже хитро замаскированный диссидент - видна одна улыбка, но она-то и внушает надежду, что жизнь возможна. Есть бесчеловечная игра в крокет - надо хватать фламинго и бить ими по ежам, но Алисе их жалко, и фламинго ей подмигивают и убегают, а ежи успевают развернуться и потрусить прочь. Есть и главная примета закрытых обществ: беспричинные вознесения и низвержения, наказания и поощрения (отсюда постоянные скачки - Алиса то великанша, то карлица). Наличествует и "задаром данная блаженная еда" - разумеется, поддельная, как все дармовое: квазичерепаший суп из черепахи Квази, предрекая "свинину по-вегетариански" Войновича. И не надо говорить, что Кэрролл всего этого не имел в виду: он тоже позволил сознанию ненадолго отключиться в жаркий оксфордский день. А в подсознании сидели нормальные страхи интеллигента викторианской эпохи - деликатного, одинокого, задавленного бюрократизмом и ханжеством. Плюс, говорят, тайное гумбертианство, которому он давал волю лишь как вуайер, но наказания боялся все равно. Так что веселым сказкам в духе Милна взяться было неоткуда.

"Алиса" ставит перед читателем вечный вопрос: хорошо, вот ты попал в мир, где все не по-людски и все представления вывернуты. Делать-то что, вести себя как? Алиса пробует разные варианты: сперва ей просто весело, как всякой девочке, уставшей от строгого порядка и попавшей в царство Великой Путаницы. Веселились, было, помним. Потом, как и положено воспитанному человеку в невоспитанном мире, она пытается подладиться, играть по правилам, пока не понимает, что правила отсутствуют. Она и сама хотела бы поучаствовать в абсурде, но здешний мир переабсурдит все ее жалкие попытки. Дальше начинается ужас, потом гнев - и вожделенное пробуждение. Ребенка-то задурить трудней всего: он интуитивно понимает, кто хороший, а кто плохой. Ведь именно ребенок в сказке другого тихого одиночки догадался о наготе короля - и с детской прямотой развеял чудеса политического пиара.

Видимо, надо просто помнить: все они только карты, а их морок - сон; так, в полном соответствии с кэрролловским каноном, пробуждается профессор Круг в финале самого страшного романа Набокова. Можно смеяться, можно и гневаться; главное - не играть в этот их крокет, не хватать фламинго за ноги и не бить по ежам. Тот, кто заиграется по этим сонным правилам, может никогда не проснуться.

...
художник Геннадий Калиновский

http://video.yandex.ru/users/svetlana-melissa/view/41
Владимир Высоцкий — Марш карточной колоды — Алиса в Стране Чудес
Наверх
« Последняя редакция: 11.10.2010 :: 12:57:01 от PanchaDevi »  

-x-=+
WWW WWW 347060065  
IP записан
 
PanchaDevi
Админ
*****
Вне Форума


Pancharaksa Devi

Сообщений: 1756
Пол: female
Re: Проснись, Алиса
Ответ #1 - 11.10.2010 :: 12:46:27
 
В "Музее искусств" открыт зал, посвященный иллюстрациям "Алисы":
http://venec-nw.ru/cgi-bin/venec/YaBB.pl?board=museum;action=display;num=1286791...
Наверх
 

-x-=+
WWW WWW 347060065  
IP записан
 
Spokelse
Экс-Участник


Re: Проснись, Алиса
Ответ #2 - 11.10.2010 :: 16:11:39
 
Хорошая статья, только временами автор притягивает за уши аналогии. А уши жалко!

Цитата:
Почему для антитоталитарной фантастики лучше всего годится метод Кэрролла, пространство сна? Потому что тоталитаризмом как раз и называется образ жизни (и мысли), управляемый не логикой, а больной, извращенной прихотью.


Нет! Не так! Это мы уже проходили! Много раз проходили! Под такими знаменами совершена уйма революций! Уйма белых кроликов воевала за то, чтобы освободить мир от "больной извращенной прихоти"!
И освобождали. Чтобы передать власть прихоти не менее больной и извращенной, но другой!

Тоталитаризм - это образ жизни, управляемый чужой волей! И только так! Эта воля может быть логичной, эффективной, даже правильной! Но она - чужая! И она - управляет! И потому она - тоталитаризм.

Цитата:
Все персонажи тоталитарного социума налицо: есть нерассуждающая власть, у которой на все один ответ: "Голову долой!" Есть трепещущий подданный, беспрерывно восклицающий: "Мои ушки! Мои усики!" Есть соня-обыватель, ввергший себя в полное безразличие, и комедия суда (позаимствованная у Рабле и доведенная до совершенства у Кафки), и даже хитро замаскированный диссидент - видна одна улыбка, но она-то и внушает надежду, что жизнь возможна.


Ой ли? Неужели г-н Быков так плохо читал Кэрролла?
Ну уши же жалко! Трещат же! Вот вот оторвутся!
Неужели г-н Быков не понял, что реплика Алисы про колоду карт адресована не только королеве? Эта реплика адресована _всем_! Всем абсолютно. Без исключений!  Не надо Кэрролла в революционеры записывать... Улыбка По Кэрроллу королева и Белый Кролик в одной цене.

Оно, конечно, хорошо, если глупая и самодурственная власть... Вполне можно тогда не играть в "крокет"! И свысока смотреть на "белых кроликов" и "сонь"...
А если эта власть - умная и компетентная? И о кармане, и о холодильнике твоем заботится? И даже о твоих мозгах тоже! Тогда как?
Неужели Быков не вычитал у Кэрролла между строк того, что с первого прочтения вычитал я? А именно: а в нашем мире не так? У нас, правда, в крокет фламингами не играют, да. У нас даже самая неудачная власть не подчеркивает свой идиотизм каждым словом, да. А в остальном - не так?
Разве?
И где, интересно, г-н Быков в викторианской Англии нашел тоталитаризм? Долго искал?

Трещат уши, трещат... Печаль


Наверх
 
 
IP записан
 
PanchaDevi
Админ
*****
Вне Форума


Pancharaksa Devi

Сообщений: 1756
Пол: female
Re: Проснись, Алиса
Ответ #3 - 12.10.2010 :: 07:44:28
 
Хочу такую власть - умную, компетентную, что и о кармане моем печется, о холодильнике и даже мозгам пищу подбрасывает (это же не обязательно сериалы? Могут быть и репортажи с переднего края науки) Улыбка

Хороший ты поворот задал - где начинается тоталитаризм? В твоем изложении всякая воля, что ставится выше твоей - уже давление и произвол.  А как тогда строить государство? Даже демократическое. Всюду же так или иначе происходит делегирование части прав личности в пользу властных структур, постройка пирамиды управления. Это же один из главнейших мировых вопросов-маятников: личное vs общественное, а ты его так запросто... Тоталитаризм!

Ну да, чревато, очень даже не спорю. А какие предлагаются альтернативы пирамидам? Добровольное объединение свободных людей по интересам?.. Опять "рай на земле" какой-то... Впрочем, это уже не сюда обсуждать, не в книги.

Вот я еще один момент заметила, пока читала. Об этом у себя в ЖЖ для Истанаро написала, мол, автор вывел закономерность, похожую на соционическую.

"Это абсолютное бесправие может позабавить, потом испугать, а потом взбесить, как и происходит с Алисой. Правда, последовательность у всех разная, и, может, только по этому принципу и стоит классифицировать людей: герой Стругацких сначала злится, потом забавляется, а потом боится (иррациональная сила ужасней, чем он предполагал). А герой Набокова сначала гневается, потом боится, а потом хохочет, как в "Истреблении тиранов", - и этим смехом побеждает Благодетеля. История Алисы последовательно проходит через эти три фазиса - гротеск, паника, протест."

В соционике есть такой аспект информации, как "волевая сенсорика". Она у разных людей в разных положениях находится и разной мерности-мощности. Власть, управление, сила (и тоталитаризм) по ее ведомству проходят. Вот чем меньше мерность своей волевой сенсорики, тем меньше у человека "красок" для ее описания. Свобода vs тоталитаризм! Хотя на практике полно промежуточных систем. Нет ни одного полностью "свободного" государства, все силу применяют. Ну хотя бы к преступникам. Но это, наверное, тоже уже не сюда обсуждать Улыбка

Ну и подытожить. Мне кажется, лучший практический вариант: пирамиде - пирамидово, а человеку - человеково, перефразируя древнюю мудрость. Человеку для счастья неважно, какая вокруг пирамида. Она же тоже из людей состоит в конечном счете.
Наверх
 

-x-=+
WWW WWW 347060065  
IP записан
 
PanchaDevi
Админ
*****
Вне Форума


Pancharaksa Devi

Сообщений: 1756
Пол: female
Re: Проснись, Алиса
Ответ #4 - 12.10.2010 :: 12:23:46
 
Цитата:
а в нашем мире не так? У нас, правда, в крокет фламингами не играют, да. У нас даже самая неудачная власть не подчеркивает свой идиотизм каждым словом, да. А в остальном - не так?


Все так Улыбка

Как верно заметил (у меня в ЖЖ) Истанаро, в "Алисе" куда больше аналогий, аллегорий, чем написал Быков.

Вот кстати, по детским впечатлениям автору статьи "Алиса" не понравилась. А мне понравилась: показалась очень странной, как загадка Улыбка То есть - было чувство, что загадка, а загадки нет: нет вопроса, нет условия... И этот суд был совсем непонятным, скучным, как программа "Время". Зато понравилась гусеница на грибе и чеширский кот Улыбка
Наверх
 

-x-=+
WWW WWW 347060065  
IP записан
 
Spokelse
Экс-Участник


Re: Проснись, Алиса
Ответ #5 - 12.10.2010 :: 15:43:53
 
Цитата:
Хочу такую власть - умную, компетентную, что и о кармане моем печется, о холодильнике и даже мозгам пищу подбрасывает (это же не обязательно сериалы? Могут быть и репортажи с переднего края науки) Улыбка


Не, пищу для мозгов я и без государства найду. Иначе государство мне невкусную пищу поставит. Откуда ему - такому здоровенному - знать, чем мой мозг питаться хочет? Улыбка

Цитата:
Хороший ты поворот задал - где начинается тоталитаризм? В твоем изложении всякая воля, что ставится выше твоей - уже давление и произвол.  А как тогда строить государство? Даже демократическое. Всюду же так или иначе происходит делегирование части прав личности в пользу властных структур, постройка пирамиды управления. Это же один из главнейших мировых вопросов-маятников: личное vs общественное, а ты его так запросто... Тоталитаризм!


Нет, я не о том... В моем изложении любая воля, управляющая моим образом жизни - тоталитаризм. Моим образом жизни имею право управлять только я. А государство имеет право вводить правила.

Наверх
 
 
IP записан