Библиотека портала "Венец"
www.venec.com
Оксана Панчук
Одиннадцать причин трагедии Морхэллена
1. Вступление
Одним из результатов обменов мнениями и просто от общения с любознательными посетителями Сети стало то, что лично мне теперь кажется привлекательным не только поиск новых интерпретаций. Оказывается, глубже понять, прочувствовать источник – это тоже очень интересно и не менее почетно! Спасибо ортодоксальным толкинистам за верность традициям. Поэтому я сейчас попробую извлечь максимум полезной информации исключительно из соответствующего источника (ЧКА2).
2. Одиннадцать причин трагедии Морхэллена
Пробудись Курумо раньше и увидь Мелькора, это
вряд ли сильно изменило бы его характер. Даже с учетом возможного
магического (метафизического, гы-гы ) влияния прикосновения длани
Творца к челу и груди фаэрни, коего удостоился Гортхауэр. На самом
деле, Морхэллен тоже запомнил Мелькора. По-своему, правда, на
уровне подсознания. И никогда не испытывал особой нужды в этих
воспоминаниях. Только после ухода Артано он вдруг захотел
вспомнить все, «но вспоминалась тень какого-то ощущения…
цельности? тепла? Тогда не было неудовлетворенности, было
предчувствие чего-то, что должно случиться, и это будет прекрасно,
но что?..» То есть, имеем причину номер раз. Точнее, полпричины, но
объяснения приведу попозже, в связи с другими событиями.
Почему Курумо избрал стратегию пассивного наблюдения? В прошлых
разработках я выдвигала тезис о связи разума с формой, а сердца с
содержанием. На примере активности Артано младший брат мог
наблюдать по большей части отрицательный результат этой
активности. Что не могло способствовать желанию вызвать огонь на
себя. Разум чувствителен к форме, в том числе – внешнему
признанию, соответствию существующим стандартам, если таковые
имеются. «С Артано Ваятель был зачастую суров и неприветлив». А
старшему как будто все по барабану, упорствует и упорствует себе
в «кощунственных вопросах»!.. Если бы Курумо однажды так
прокололся, и Ауле обозвал его придурком, младший бы, наверное,
умер на месте. От непереносимого позора Разум наблюдает и делает
выводы. Разум выбирает оптимальное действие. Пассивное
наблюдение оптимально с точки зрения затрат энергии. Любой.
Физической, а в данном случае – душевной. Не знал, не мог знать
Курумо, да и никто в свежесотворенном мире, что стратегия-то
наблюдательная оптимальна, да не по всем параметрам. Привычка
Артано задавать глупые вопросы сразу по возникновении и кому
попало, на самом деле, сослужила парню хорошую службу. Старший
таким образом набирался жизненного опыта. О ценности жизненного
опыта знаем мы, местные. У матушки-Земли опыт уже преогромный. А у
юной Арты?.. Как сказал бы Веллер, энергии полно, а ума (понимания)
ноль. Что такое жизненный опыт? Главная ценность в нем – это опыт
ошибок. Когда встал и пошел дальше, а не валяешься. Конечно, есть
известная поговорка про дураков, которые учатся на своих ошибках,
и про умных, которые учатся на чужих. Но я не назвала бы эту
мудрость полной. Надо учиться на чужих больших ошибках, а на
маленьких можно и своих. Даже нужно. Очень душевнополезные
переживания, мешают укорениться греху гордыни, знаете ли. И
развивают чувство ответственности, а также конструктивный
подход к решению проблем. Чистая стратегия пассивного наблюдения
только укрепляет имеющуюся ошибкобоязнь. И сама есть, в жизненном
итоге, ошибочна. В этом абзаце я хотела выделить причину номер два,
по которой «так случилось». Из-за разницы в конструкции (сердце/разум)
– разница в отношении к собственным ошибкам. Что Артано
комариный укус, то Курумо кувалдой по башке. Младшему стартовой
энергии для активных действий нужно существенно больше, чем
старшему.
Решение Курумо пойти к Мелькору созрело не сразу. Понадобилась
куча времени, чтобы «неудовлетворенность» достигла нужного
предела, масса размышлений, даже – страшное дело! – вопросы.
Которые, впрочем, только подтвердили собственные догадки. Думаю,
это решение не было ошибочным. Наоборот, произошло как бы
восстановление справедливости. И теперь самое интересное: почему
же Курумо в результате не избавился от «неудовлетворенности»?
Ответ, как ни странно, я нашла у Веллера. Ибо подобными
курумовским чувствами страдает или страдало подавляющее
большинство разумного человечества. Цитата: «Что такое смысл
жизни? Это вечное несоответствие между тем, что ты есть, – и тем,
чем в идеале ты хочешь быть. А хочешь ты быть всегда еще
значительнее, реализоваться еще полнее, утвердиться еще больше. И
для этого – через сознание подстегнуться к максимальному,
идеально великому действию; вектор твоего стремления всегда
направлен вперед и вверх, к Идеалу, не существующему в реальности.
Ты всегда ощущаешь, что «может быть еще что-то, должно быть еще что-то»,
и твое сознание стремиться сформулировать это вечное ощущение не
полной, не абсолютной удовлетворенности тем, что есть – и даже
тем, что может быть». (Все о жизни.) Курумо сильнее прочих
подвержен смысложизненным страданиям, ибо он разум, создатель
всех и всяческих понятий, в том числе, об идеале, в особенности –
об Идеале. Потому и полпричины от смутных воспоминаний о Мелькоре.
Эти тени ощущений лишь добавились к извечной
неудовлетворенности разумного существа отсутствием в реальной
жизни Идеала. Причина номер три. Заметим также, что в Валиноре как
раз со смыслом жизни все было в порядке. Существовала вполне
нормальная концепция о мастерах и их орудиях, нормально дающая
вопрошающему четко сформулированный ответ. А счастья все нет,
однако. Курумо, собственно, руководствовался валинорскими
представлениями о смысле жизни, когда уходил к Мелькору. Он
выдвинул предположение, ошибочное, но это знаем только мы, что вся
его неудовлетворенность оттого, что он попал не к тому мастеру. А
у своего истинного мастера, мол, сразу наступит счастье. Ага, щаз-з!
Аж два раза наступит. У Мелькора вообще не было глобального
понятия о смысле жизни, а валинорские концепции были ему глубоко
противны. Мелькор много говорил «будь собой», «найди свой Путь».
Хотя, говорил правильно. Цитата: «Найти смысл своей жизни (это все
равно что «найти себя», «найти свое место в жизни», «обрести себя»)
- это означает лишь привести в равновесие потребность ощущать
свою значительность – с потребностью осознавать свою
значительность. … Это максимальное душевное равновесие. Это
ощущаемое и осознанное – в общем и главном – удовлетворение
собой, своими делами, своей жизнью. Это ощущение и осознание
самодостаточности такого равновесного состояния. … Обретение
смысла жизни – это оправдательный приговор суда над самим собой.
Твое Я отвечает твоему Сверх-Я: о’кей, в общем я в порядке». (Все о
жизни) Так для этого и из Валинора не обязательно уходить! Там
тоже можно ощутить удовлетворение собой, своими делами, своей
жизнью. Путь орудия, если подумать, вполне достойный путь. Хорошее
орудие не просто тупо воплощает замысел мастера, а развивает,
дополняет его творческой отсебятиной. Гармонично, разумеется. А
хороший мастер дорожит своими орудиями, уважает чувства, ценит
мнение и т.д. А если хорошо подумать, то таки должна быть разница в
путях существ класса айнур и воплощенных. И разница между айнур
первого порядка и айнур второго порядка. Что, собственно, и
отражается в концепции «мастер-орудие».
Эта концепция, моделирующая действительную иерархию сущностей, с
одной стороны – теоретической - облегчает поиски смысла жизни, а
с другой стороны – практической – их же осложняет. Существо,
страдающее ошибкобоязнью, будет стремиться к роли орудия с целью
избежать последствий возможных ошибок. И уменьшить их количество.
Единственная неприятность, которая может произойти с орудием,
это неправильно понять волю мастера. Курумо по молодости
недостаточно было стать просто хорошим орудием, ему хотелось
сделаться орудием идеальным! Раз уж попал к родному мастеру. А
Мелькор волю свою как-то не демонстрирует, на «скажи, прикажи»
вообще обижается. Не дает образца, которому соответствовать. Вот
и берет Курумо образцы где попало. В основном, у эллери. Не
получается, естественно. Потому что не эллеро он, а айну второго
порядка. И не Гортхауэр. Да и чем занят в Гэлломэ этот Гортхауэр, а?
То-то же. Причины номер четыре, пять и шесть.
Седьмая причина – отсутствие друзей. Вина? Беда? Ну, вообще не с
кем поговорить! Здесь я по-прежнему возлагаю основную
ответственность, извините, на коллектив. Но также и понимаю, что
обстоятельства исключительные – начало мира, отсутствие опыта.
Счастливчики, они не ведали мук поиска смысла жизни, они просто
жили. И думали, что проживут так вечно. А ведь зрело уже в их
собственной среде поколение неудовлетворенных. Соото! Сын
благополучных родителей, получивший правильное эллерское
воспитание – внутренняя и чуть ли не внешняя копия страдающего
от бессмыслия Курумо-разума. Дай им история больше времени – это
все бы выползло наружу. Ой, намаялись бы!.. Пока, как мы, не набили
бы шишек, не осмыслили бы и не поняли еще раз, каждый своими
мозгами и каждый по-своему.
Кстати, о шишках. Неудовлетворенность Курумо не только не
испарилась, но даже усилилась от постоянных неудач. Мелькор
говорит «будь собой». Парню могла помочь медитация над
собственным именем, так как по правилам Арты истинное имя – это «я-есть».
Плюс жизненный опыт, дающий представление о пределе возможностей
и вкусовых предпочтениях. Морхэллен осторожничает, набирается
опыта ошибок скрытно. Чтобы сразу явить себя Мелькору идеальным
орудием. Прокол с чашей, полагаю, переживался долго и тяжело, как
вообще разумом переживаются любые ошибки. Морхэллен старается.
Ничего не выходит. Душевное напряжение растет, достигает
максимума, мысли скачут хаотично… В чем я вижу момент невезения.
Курумо могло в этом хаосе заклинить на чем угодно, на какой угодно
бредовой идее. А он повелся именно на той, от которой последствия
самые разрушительные. Ветерок, удачно дувший в сторону запада и
оперативно доставивший горемыку к подножию тронов валинорских
владык. Цепочка странных совпадений продолжается внезапно
помудревшим Гортхауэром, который вдруг решил посоветоваться
насчет Морхэллена с Мелькором, а не выяснить все самому и
немедленно. В результате Гортхауэр получил звание командующего
орками и отправился с ними куда подальше. Здравая мысль «догнать
и вернуть!» (Морхэллена, разумеется, а не Гортхауэра), таким
образом, малость запоздала. Ветерок уж больно оперативный. И
одному искать пропажу дольше Номер восемь.
Даже уравновешенному, здравомыслящему человеку трудно начать
жить заново, если ему случится совершить страшную по
последствиям ошибку. В моем любимом фильме «Крепкий орешек»
лейтенант Пауэлл поделился с героем Брюса Уиллиса историей своей
жизни. Пауэлл на задержании застрелил подростка, который угрожал
ему оружием. Игрушечным, но очень похожим на настоящее. Ошибся,
получается. И с того дня не мог держать в руке пистолет. Фобия
получается. В конце фильма, правда, Пауэлл ее благополучно
преодолевает, когда приканчивает чудом выжившего террориста. Но
там, в задушевном диалоге с Уиллисом, Пауэлл сказал замечательную
фразу: «Полицейская академия нас учит метко стрелять, но не учит
одному – как жить с чувством совершенной ошибки?». Если даже
жизнерадостного негра мучают кошмары, то я могу представить, что
творилось в разумной, боявшейся ошибок до чертиков голове Курумо,
невольно причастного к гибели сотен эллери. Хаос, говорите, там
творился в Гэлломэ? Так вот. То был еще не хаос. Хаос теперь. Больше
похожий на ад. И я уже категорически отказываюсь делать
предсказания, чего там еще может замкнуть и чем оно кончится!..
Девять.
Но и этого испытания на прочность всемогущему Провидению
показалось мало. Мелькор после освобождения внес последнюю каплю,
добавил еще немножко огоньку в адский котел… Удивляюсь, как
сразу не бабахнуло?.. И опять мало. Еще ошибка впереди, самая
отвратная… Нет, вы что? Парень и тогда остался жив? А дустом не
пробовали?.. На самом деле, славный мальчик Морхэллен таки-умер.
Десять. Мелькор его добил своей последней капелькой. Да еще и на
светлую мысль в сердцах натолкнул, которая, как в случае с орками,
выросла неизвестно во что. Остался Курумо, тень прежнего
Морхэллена. Мелькор при их следующей встрече уже обращался к
привидению. Неудивительно, что его не услышали… Одиннадцать.
Дальше Курумо перешел свою «точку возврата». Это такая особая
точка между Добром и Злом, после которой стремящееся к Злу
существо уже не может подобреть. Просто потому, что в момент
поворота к Добру на оное существо наваливается полное осознание
свершенного, и психика не выдерживает, уже ради элементарного
самосохранения поворачивает обратно. Не мог Саруман уже
согласиться на предложение Гэндальфа слезть с башни и отдать
ключи. Гэндальф надеялся на возможность у бывшего Белого
раскаяния и желания исправить содеянное. Добрый Гэндальф, по-видимому,
был не в курсе всех событий. Кстати, вот вам пример счастливого
орудия. Олорин был не самым лучшим орудием, он сам это признавал,
не стремился в первые ряды, Саурона боялся, бо тот сильнее. А
просто делал порученное дело, честно и добросовестно. Со
скромностью и смирением. И победил.
3. Заключение
Мне кажется, Морхэллен наиболее похож на человека из всех персонажей книги. Ведь, такая трагедия может произойти с каждым. Никому разве незнаком хаос в голове? Мучительные поиски себя? Места в жизни? Душевного равновесия? Страх ошибки?.. Нет? Завидую. Вот только лично мне в эти переломные моменты подросткового возраста чудесным образом везло. Ошибки без особых последствий. Дружеская поддержка. Книжки умные по философии и психологии для помощи в осмыслении мира. Книжки художественные для взгляда со стороны. То есть, нормальный жизненный опыт – свой и общечеловеческий. Не скажу, правда, что нашла себя, вся такая удовлетворенная, собой-делами довольная. Хотя… В главном?.. В главном, пожалуй, довольна. Могло быть хуже. А что могло быть лучше, то требовало нежелательных жертв. Так что, итог – в общем и целом – положительный. С чем себя и поздравляю. «И неустанно благодарю Провидение за свое везение», - как выражается моя икс-квадратовская альтер-эга. Да и вообще, рано еще итожить! Я пока не умерла.
Опубликовано с согласия автора.