Библиотека портала "Венец"

"Венец", сайт Тэссы Найри

www.venec.com 

 

Оксана Панчук

Одиннадцать причин трагедии Морхэллена

 

1. Вступление

Одним из результатов обменов мнениями и просто от общения с любознательными посетителями Сети стало то, что лично мне теперь кажется привлекательным не только поиск новых интерпретаций. Оказывается, глубже понять, прочувствовать источник – это тоже очень интересно и не менее почетно! Спасибо ортодоксальным толкинистам за верность традициям. Поэтому я сейчас попробую извлечь максимум полезной информации исключительно из соответствующего источника (ЧКА2).



2. Одиннадцать причин трагедии Морхэллена

Пробудись Курумо раньше и увидь Мелькора, это вряд ли сильно изменило бы его характер. Даже с учетом возможного магического (метафизического, гы-гы ) влияния прикосновения длани Творца к челу и груди фаэрни, коего удостоился Гортхауэр. На самом деле, Морхэллен тоже запомнил Мелькора. По-своему, правда, на уровне подсознания. И никогда не испытывал особой нужды в этих воспоминаниях. Только после ухода Артано он вдруг захотел вспомнить все, «но вспоминалась тень какого-то ощущения… цельности? тепла? Тогда не было неудовлетворенности, было предчувствие чего-то, что должно случиться, и это будет прекрасно, но что?..» То есть, имеем причину номер раз. Точнее, полпричины, но объяснения приведу попозже, в связи с другими событиями.

Почему Курумо избрал стратегию пассивного наблюдения? В прошлых разработках я выдвигала тезис о связи разума с формой, а сердца с содержанием. На примере активности Артано младший брат мог наблюдать по большей части отрицательный результат этой активности. Что не могло способствовать желанию вызвать огонь на себя. Разум чувствителен к форме, в том числе – внешнему признанию, соответствию существующим стандартам, если таковые имеются. «С Артано Ваятель был зачастую суров и неприветлив». А старшему как будто все по барабану, упорствует и упорствует себе в «кощунственных вопросах»!.. Если бы Курумо однажды так прокололся, и Ауле обозвал его придурком, младший бы, наверное, умер на месте. От непереносимого позора Разум наблюдает и делает выводы. Разум выбирает оптимальное действие. Пассивное наблюдение оптимально с точки зрения затрат энергии. Любой. Физической, а в данном случае – душевной. Не знал, не мог знать Курумо, да и никто в свежесотворенном мире, что стратегия-то наблюдательная оптимальна, да не по всем параметрам. Привычка Артано задавать глупые вопросы сразу по возникновении и кому попало, на самом деле, сослужила парню хорошую службу. Старший таким образом набирался жизненного опыта. О ценности жизненного опыта знаем мы, местные. У матушки-Земли опыт уже преогромный. А у юной Арты?.. Как сказал бы Веллер, энергии полно, а ума (понимания) ноль. Что такое жизненный опыт? Главная ценность в нем – это опыт ошибок. Когда встал и пошел дальше, а не валяешься. Конечно, есть известная поговорка про дураков, которые учатся на своих ошибках, и про умных, которые учатся на чужих. Но я не назвала бы эту мудрость полной. Надо учиться на чужих больших ошибках, а на маленьких можно и своих. Даже нужно. Очень душевнополезные переживания, мешают укорениться греху гордыни, знаете ли. И развивают чувство ответственности, а также конструктивный подход к решению проблем. Чистая стратегия пассивного наблюдения только укрепляет имеющуюся ошибкобоязнь. И сама есть, в жизненном итоге, ошибочна. В этом абзаце я хотела выделить причину номер два, по которой «так случилось». Из-за разницы в конструкции (сердце/разум) – разница в отношении к собственным ошибкам. Что Артано комариный укус, то Курумо кувалдой по башке. Младшему стартовой энергии для активных действий нужно существенно больше, чем старшему.

Решение Курумо пойти к Мелькору созрело не сразу. Понадобилась куча времени, чтобы «неудовлетворенность» достигла нужного предела, масса размышлений, даже – страшное дело! – вопросы. Которые, впрочем, только подтвердили собственные догадки. Думаю, это решение не было ошибочным. Наоборот, произошло как бы восстановление справедливости. И теперь самое интересное: почему же Курумо в результате не избавился от «неудовлетворенности»? Ответ, как ни странно, я нашла у Веллера. Ибо подобными курумовским чувствами страдает или страдало подавляющее большинство разумного человечества. Цитата: «Что такое смысл жизни? Это вечное несоответствие между тем, что ты есть, – и тем, чем в идеале ты хочешь быть. А хочешь ты быть всегда еще значительнее, реализоваться еще полнее, утвердиться еще больше. И для этого – через сознание подстегнуться к максимальному, идеально великому действию; вектор твоего стремления всегда направлен вперед и вверх, к Идеалу, не существующему в реальности. Ты всегда ощущаешь, что «может быть еще что-то, должно быть еще что-то», и твое сознание стремиться сформулировать это вечное ощущение не полной, не абсолютной удовлетворенности тем, что есть – и даже тем, что может быть». (Все о жизни.) Курумо сильнее прочих подвержен смысложизненным страданиям, ибо он разум, создатель всех и всяческих понятий, в том числе, об идеале, в особенности – об Идеале. Потому и полпричины от смутных воспоминаний о Мелькоре. Эти тени ощущений лишь добавились к извечной неудовлетворенности разумного существа отсутствием в реальной жизни Идеала. Причина номер три. Заметим также, что в Валиноре как раз со смыслом жизни все было в порядке. Существовала вполне нормальная концепция о мастерах и их орудиях, нормально дающая вопрошающему четко сформулированный ответ. А счастья все нет, однако. Курумо, собственно, руководствовался валинорскими представлениями о смысле жизни, когда уходил к Мелькору. Он выдвинул предположение, ошибочное, но это знаем только мы, что вся его неудовлетворенность оттого, что он попал не к тому мастеру. А у своего истинного мастера, мол, сразу наступит счастье. Ага, щаз-з! Аж два раза наступит. У Мелькора вообще не было глобального понятия о смысле жизни, а валинорские концепции были ему глубоко противны. Мелькор много говорил «будь собой», «найди свой Путь». Хотя, говорил правильно. Цитата: «Найти смысл своей жизни (это все равно что «найти себя», «найти свое место в жизни», «обрести себя») - это означает лишь привести в равновесие потребность ощущать свою значительность – с потребностью осознавать свою значительность. … Это максимальное душевное равновесие. Это ощущаемое и осознанное – в общем и главном – удовлетворение собой, своими делами, своей жизнью. Это ощущение и осознание самодостаточности такого равновесного состояния. … Обретение смысла жизни – это оправдательный приговор суда над самим собой. Твое Я отвечает твоему Сверх-Я: о’кей, в общем я в порядке». (Все о жизни) Так для этого и из Валинора не обязательно уходить! Там тоже можно ощутить удовлетворение собой, своими делами, своей жизнью. Путь орудия, если подумать, вполне достойный путь. Хорошее орудие не просто тупо воплощает замысел мастера, а развивает, дополняет его творческой отсебятиной. Гармонично, разумеется. А хороший мастер дорожит своими орудиями, уважает чувства, ценит мнение и т.д. А если хорошо подумать, то таки должна быть разница в путях существ класса айнур и воплощенных. И разница между айнур первого порядка и айнур второго порядка. Что, собственно, и отражается в концепции «мастер-орудие».

Эта концепция, моделирующая действительную иерархию сущностей, с одной стороны – теоретической - облегчает поиски смысла жизни, а с другой стороны – практической – их же осложняет. Существо, страдающее ошибкобоязнью, будет стремиться к роли орудия с целью избежать последствий возможных ошибок. И уменьшить их количество. Единственная неприятность, которая может произойти с орудием, это неправильно понять волю мастера. Курумо по молодости недостаточно было стать просто хорошим орудием, ему хотелось сделаться орудием идеальным! Раз уж попал к родному мастеру. А Мелькор волю свою как-то не демонстрирует, на «скажи, прикажи» вообще обижается. Не дает образца, которому соответствовать. Вот и берет Курумо образцы где попало. В основном, у эллери. Не получается, естественно. Потому что не эллеро он, а айну второго порядка. И не Гортхауэр. Да и чем занят в Гэлломэ этот Гортхауэр, а? То-то же. Причины номер четыре, пять и шесть.

Седьмая причина – отсутствие друзей. Вина? Беда? Ну, вообще не с кем поговорить! Здесь я по-прежнему возлагаю основную ответственность, извините, на коллектив. Но также и понимаю, что обстоятельства исключительные – начало мира, отсутствие опыта. Счастливчики, они не ведали мук поиска смысла жизни, они просто жили. И думали, что проживут так вечно. А ведь зрело уже в их собственной среде поколение неудовлетворенных. Соото! Сын благополучных родителей, получивший правильное эллерское воспитание – внутренняя и чуть ли не внешняя копия страдающего от бессмыслия Курумо-разума. Дай им история больше времени – это все бы выползло наружу. Ой, намаялись бы!.. Пока, как мы, не набили бы шишек, не осмыслили бы и не поняли еще раз, каждый своими мозгами и каждый по-своему.

Кстати, о шишках. Неудовлетворенность Курумо не только не испарилась, но даже усилилась от постоянных неудач. Мелькор говорит «будь собой». Парню могла помочь медитация над собственным именем, так как по правилам Арты истинное имя – это «я-есть». Плюс жизненный опыт, дающий представление о пределе возможностей и вкусовых предпочтениях. Морхэллен осторожничает, набирается опыта ошибок скрытно. Чтобы сразу явить себя Мелькору идеальным орудием. Прокол с чашей, полагаю, переживался долго и тяжело, как вообще разумом переживаются любые ошибки. Морхэллен старается. Ничего не выходит. Душевное напряжение растет, достигает максимума, мысли скачут хаотично… В чем я вижу момент невезения. Курумо могло в этом хаосе заклинить на чем угодно, на какой угодно бредовой идее. А он повелся именно на той, от которой последствия самые разрушительные. Ветерок, удачно дувший в сторону запада и оперативно доставивший горемыку к подножию тронов валинорских владык. Цепочка странных совпадений продолжается внезапно помудревшим Гортхауэром, который вдруг решил посоветоваться насчет Морхэллена с Мелькором, а не выяснить все самому и немедленно. В результате Гортхауэр получил звание командующего орками и отправился с ними куда подальше. Здравая мысль «догнать и вернуть!» (Морхэллена, разумеется, а не Гортхауэра), таким образом, малость запоздала. Ветерок уж больно оперативный. И одному искать пропажу дольше Номер восемь.

Даже уравновешенному, здравомыслящему человеку трудно начать жить заново, если ему случится совершить страшную по последствиям ошибку. В моем любимом фильме «Крепкий орешек» лейтенант Пауэлл поделился с героем Брюса Уиллиса историей своей жизни. Пауэлл на задержании застрелил подростка, который угрожал ему оружием. Игрушечным, но очень похожим на настоящее. Ошибся, получается. И с того дня не мог держать в руке пистолет. Фобия получается. В конце фильма, правда, Пауэлл ее благополучно преодолевает, когда приканчивает чудом выжившего террориста. Но там, в задушевном диалоге с Уиллисом, Пауэлл сказал замечательную фразу: «Полицейская академия нас учит метко стрелять, но не учит одному – как жить с чувством совершенной ошибки?». Если даже жизнерадостного негра мучают кошмары, то я могу представить, что творилось в разумной, боявшейся ошибок до чертиков голове Курумо, невольно причастного к гибели сотен эллери. Хаос, говорите, там творился в Гэлломэ? Так вот. То был еще не хаос. Хаос теперь. Больше похожий на ад. И я уже категорически отказываюсь делать предсказания, чего там еще может замкнуть и чем оно кончится!.. Девять.

Но и этого испытания на прочность всемогущему Провидению показалось мало. Мелькор после освобождения внес последнюю каплю, добавил еще немножко огоньку в адский котел… Удивляюсь, как сразу не бабахнуло?.. И опять мало. Еще ошибка впереди, самая отвратная… Нет, вы что? Парень и тогда остался жив? А дустом не пробовали?.. На самом деле, славный мальчик Морхэллен таки-умер. Десять. Мелькор его добил своей последней капелькой. Да еще и на светлую мысль в сердцах натолкнул, которая, как в случае с орками, выросла неизвестно во что. Остался Курумо, тень прежнего Морхэллена. Мелькор при их следующей встрече уже обращался к привидению. Неудивительно, что его не услышали… Одиннадцать. Дальше Курумо перешел свою «точку возврата». Это такая особая точка между Добром и Злом, после которой стремящееся к Злу существо уже не может подобреть. Просто потому, что в момент поворота к Добру на оное существо наваливается полное осознание свершенного, и психика не выдерживает, уже ради элементарного самосохранения поворачивает обратно. Не мог Саруман уже согласиться на предложение Гэндальфа слезть с башни и отдать ключи. Гэндальф надеялся на возможность у бывшего Белого раскаяния и желания исправить содеянное. Добрый Гэндальф, по-видимому, был не в курсе всех событий. Кстати, вот вам пример счастливого орудия. Олорин был не самым лучшим орудием, он сам это признавал, не стремился в первые ряды, Саурона боялся, бо тот сильнее. А просто делал порученное дело, честно и добросовестно. Со скромностью и смирением. И победил.


3. Заключение

Мне кажется, Морхэллен наиболее похож на человека из всех персонажей книги. Ведь, такая трагедия может произойти с каждым. Никому разве незнаком хаос в голове? Мучительные поиски себя? Места в жизни? Душевного равновесия? Страх ошибки?.. Нет? Завидую. Вот только лично мне в эти переломные моменты подросткового возраста чудесным образом везло. Ошибки без особых последствий. Дружеская поддержка. Книжки умные по философии и психологии для помощи в осмыслении мира. Книжки художественные для взгляда со стороны. То есть, нормальный жизненный опыт – свой и общечеловеческий. Не скажу, правда, что нашла себя, вся такая удовлетворенная, собой-делами довольная. Хотя… В главном?.. В главном, пожалуй, довольна. Могло быть хуже. А что могло быть лучше, то требовало нежелательных жертв. Так что, итог – в общем и целом – положительный. С чем себя и поздравляю. «И неустанно благодарю Провидение за свое везение», - как выражается моя икс-квадратовская альтер-эга. Да и вообще, рано еще итожить! Я пока не умерла.

 

Опубликовано с согласия автора.

Rambler's Top100 be number one Рейтинг@Mail.ru