Венец, сайт Тэссы Найри

Проект "Север и Запад"  

 

 

Витраж Нерданэли

Авторы –  Эмуна (Нерданэль), Тэсса Найри (Тэлвэ, Тинвэ)

 

Девушка шла по кромке воды, босиком, на гладком влажном песке оставались следы ее ног.
Нерданэль пребывала в задумчивости. Она знала, что стекло выплавляют из песка, даже примерно представляла себе, как именно, и подходящая печь у отца в мастерской была, но из какого именно песка? Почему-то ей казалось, что песок должен быть обязательно морским, наверное потому, что стекло чем-то похоже на морскую воду, но, с другой стороны, для витража нужно будет разноцветное стекло, может быть, для него нужен другой песок? Этого она не знала. Вот и бродила по берегу в нерешительности.

- Айа, Нерданэль! - оклик донесся со стороны моря. - Подожди!
Пловец помахал девушке рукой и принялся грести к берегу - энергично, но почти не поднимая брызг. Любой из тэлери, войдя в воду, словно бы становился частью моря, такой же неотъемлемой, как зеленые нити водорослей, хрустальные купола медуз с нежной бахромой по краям или шустрые серебристые рыбешки.

- Айя, Тэлвэ! Да я никуда и не собираюсь. Мне тут еще долго бродить.

Тэлвэ коснулся ногами дна, выпрямился и неторопливо пошел к берегу.
- Как отец? - с улыбкой поинтересовался Перворожденный. - Всё в мастерской? Давно я его не видел.

- Да, в мастерской, или у Кователя, тоже в мастерской, или еще в какой-нибудь мастерской. А ты, как всегда, в море. Вот у вас и не получается встретиться. Надо или отцу мастерскую в воде сделать, или в его мастерскую канал провести, вот тогда вы и наговоритесь, - девушка рассмеялась, представив себе кузницу на воде.

- Надо бы мне выбраться в Тирион, - Тэлвэ улыбнулся и покачал головой. - Но там нет шума прибоя. Нет запаха моря. Да и Танцующая будет скучать. Ей простор нужен. И она очень не любит ждать.
Он кивнул в сторону Гаваней, где чутко дремали у причала корабли. Подошел к девушке, остановился по щиколотку в теплой воде.
- Подставь-ка ладони.

Нерданэль послушно протянула сложенные ладони в ожидании сюрприза. Мало ли что мог Тэлвэ найти в море, но в любом случае оно должно было быть очень красивым.

Тэлеро разжал мокрый кулак и высыпал в ладони девушки несколько крупных розоватых жемчужин.

- Какие красивые, розовые. Я таких еще не видела. Ох, песок ведь тоже разноцветный... интересно, цвет стекла от этого зависит, ты не знаешь, случайно?

- Такой жемчуг водится позади Головы дельфина, - Тэлвэ показал на дальние скалы, хотя ничего, хоть отдаленно напоминающего голову дельфина там не было. - А стекла чем-то специально красят, но мы такого не делаем. Ты лучше у отца спроси. Или у Тинвэ - он, вроде, увлекался витражами одно время, да и в красках разбирается, как мало кто другой. Еще с Эндорэ.
 
Перворожденный сделал пару шагов к берегу - волна ласково лизнула его ступни, словно море не хотело расстаться с тэлеро. Чуть поодаль, там, где влажный и плотный песок сменялся сухим, лежала одежда.
- А кого ты ищешь? - Тэлвэ поднял рубаху и хорошенько встряхнул ее.

- Я? Я, теперь уже, наверное, буду искать Тинве, спасибо за совет. Понимаешь, я решила, сделать витраж, а как - толком не знаю, и у отца спрашивать не хочу. Это... это что-то вроде соревнования, будет нечестно, если он мне поможет. Я знаю, что для стекла песок нужен, а где еще найдешь столько песка, как здесь?

- Раньше нолдор и вправду приходили сюда, - сказал Тэлвэ, отжимая мокрые волосы. - Но теперь, вроде, нашли песок где-то поближе к Тириону. Думаю, Тинвэ тебе поможет.
Тэлеро принялся одеваться.

- Ооох... так это мне теперь Тинвэ искать. Ты ведь не знаешь, где он сейчас?
А быть нолдо мог где угодно. Нерданэль еще раз представила сложность задачи, которую сама себе поставила, и тяжело вздохнула. Она уже была не рада, что все это затеяла. Ничего этот упрямый мальчишка не поймет, даже если она сделает десять витражей! Ну и пусть! Она не для него старается, а для рисунка, чтобы красиво получилось!

- А что, он закрылся? - спросил Тэлвэ, поправляя ворот. - Должно быть, сильно увлекся чем-то. Но он вряд ли где-то поблизости, иначе непременно зашел бы повидаться, пока я на берегу.

- Н-не знаю даже. Предлагаешь начать поиски с его дома? Вот забавно получится, если я зря сюда приходила. То есть, теперь уже в любом случае не зря. Тебя увидела, такие красивые жемчужины в подарок получила.
За Нерданэль порой водилось такое - сказать что-то, на что и обидеться можно, не со зла, а просто не подумав, не увидев ничего плохого, а уже сказав, понять, что вылетело и неуклюже исправляться. Но в последнее время такие неурядицы случались все реже и реже, девушка научилась следить за собой.

- Насчет дома не знаю, а только проще всего расспросить тирионцев, - Тэлвэ отвел со лба прилипшую мокрую прядь. - Здесь-то вряд ли кто подскажет, где его искать.

- Оох... придется назад идти. Спасибо, Тэлвэ, и за совет, и за жемчуг. Такую красоту даже в оправу вставлять жалко, я его в вазу прозрачную положу и залью морской водой, пусть лежит.
 
***
Последовав совету, Нерданель решила поискать Тинвэ сначала самостоятельно, не хотелось, чтобы все в Тирионе знали про ее затею, помочь-то помогут, но начнут еще расспрашивать, почему она отца спросить не может.  
Начать поиски действительно проще всего было с дома мастера. Она постучала в дверь, надеясь, что нолдо окажется дома.

Открыл ей мальчишка, один из учеников Тинвэ.
- Айа! - он с любопытством посмотрел на незнакомую рыжую девушку.

Она улыбнулась мальчику:
- Ты, наверное, учишься у мастера Тинвэ? Он дома? Я Нерданэль, дочь Махтана, и хотела бы с ним поговорить.

- Дома, - мальчуган улыбнулся в ответ и, посторонившись, сделал приглашающий жест. - Я Варно, сын Орикона.
- Айа, Нерданэль! - радостно воскликнул Тинвэ, показавшись в дверях в конце коридора. - Как чудесно, что ты зашла! Варно, проводи гостью. Я сейчас, только руки вытру.
И скрылся.
Мальчик привел Нерданэль в просторную комнату с окном во всю стену.

Девушка тут же ринулась к витражу. Да, она пришла как раз в нужное место. Какие чистые краски! Интересно, этот умник видел хоть один витраж в жизни? Именна эта разноцветная прозрачность и подходила для замысла Нерданэли лучше всего, теперь она уже и не сомневалась в этом.

- Нравится? - с улыбкой спросил мастер, войдя в комнату.
Тинвэ был в шелковой синей тунике и светло-голубой рубахе. Без вышивки. Светлый чеканный пояс, украшенный яркой бирюзой, и такая же заколка, стягивающая ворот - ни браслетов, ни перстней, которые любили некоторые нолдор. Подчеркнуто скромная одежда. Рабочая.

- Ох, айя, Тинвэ. Да, очень нравится. Ты даже не представляешь, как я рада его у тебя видеть! Мне обязательно нужно сделать витраж, просто очень надо! Ты научишь как? - она с надеждой посмотрела на мастера.

- Да, конечно, - сказал он чуть удивленно. - Только прямо сейчас заняться витражом не получится - картину заканчиваю.

Нерданэль смутилась, заметив недоумение Тинвэ:
- Да я могу подождать... Просто я сама его должна сделать, обязательно. Понимаешь, тут такое дело - ну, что-то вроде как на спор.

- Спор мастеров? - глаза Тинвэ озорно блеснули. - Сделаешь, я тебя научу. Приходи после того, как свет Древ смешается дважды и настанет время Золота. Я приготовлю все.

***
Нерданэль пришла в назначенное время, со своим рисунком. Было немножко боязно, но, вместе с тем, радостно, она любила все новое и незнакомое, все, где можно было приобрести новые знания и умения. Пусть даже нахальный мальчишка победит в споре, все равно она не расстроится и следующий ее витраж будет лучше этого!

У Тинвэ все уже было готово. В тиглях поблескивала смесь, приготовленная для варки стекла, а в печах горел огонь.
- Какие цвета тебе нужны? - спросил мастер.

- Да вот, посмотри. Я по этому рисунку сделать витраж хочу, -  девушка развернула перед мастером тот самый рисунок, с которого и начался злосчастный спор. - Вот, тут самые разные нужны, алое на яблоко, зеленое на траву, другое заленое на деревья, а уж желтого разного... А как фигуру делать, я и вовсе не знаю, матовое стекло наверное нужно.
Только теперь она осознала всю сложность задачи: сделать из кусочков стекла и фигуру валиэ, и ветви дерева, и траву, и небо, и орнамент, да еще так, чтобы он с ветвями дерева сплетался... оох, кажется, Феанаро был прав, ничего не получится.

- Ага, - Тинвэ вгляделся в эскиз, потом подвигал глиняные горшочки на полках, выбрал несколько, перенес на стол поближе к огню.
- Вот, - мастер открыл один из горшочков, высыпал часть содержимого в тигель и перемешал.- Это свинцовый сурик. Даст ярко-желтый цвет. Железо. Тоже желтый, но другого оттенка. Порошок малахита. Медь. Серебро.
Наконец, все тигли были готовы, и мастер отправил их в печь. Точнее - в три разные печи: для получения каждого оттенка требовались свои условия.

Нерданэль внимательно смотрела и запоминала, уже понимая, что изготовление стекла нужного оттенка - искусство, а не ремесло. Нужно чувствовать еще не родившееся в пламени стекло, чтобы понять, какого оно будет цвета, сколько и чего нужно добавить в смесь. С рисунком гораздо легче - там сразу кладешь краску и видишь, что у ебя получается, а здесь все гораздо хитрее.  Но она научится, как бы сложно это не оказалось, и не только из-за спора. Просто ей нравятся витражи.

- Пора.
В тиглях была теперь вязкая масса, похожая на тесто. Тинвэ взял металлическую трубку, обмакнул в тигель и подул в нее. Это слегка походило на игру на флейте, только вместо мелодии сейчас рождался прозрачный пузырь с тонкими стенками. Мастер ножом отделил остывающее стекло от трубки и осторожно положил на один из столов.
- Попробуй сама, - он протянул вторую трубку девушке.

Нерданэль взяла трубку, повертела ее в руках, вспомнила, как пекла блины пару дней назад, тонкое тесто попав на раскаленную сковороду вздувалось пузырями, похожими на эти. Она поднесла трубку к губам и осторожно подула. На другом конце трубки затрепетал пузырь. Через некоторое время ее стекло уже остывало на столе рядом со стеклом Тинвэ.
- Получилось? - неуверенно спросила девушка.

- Вполне, - улыбнулся мастер.
У девушки была твердая рука, и глаз верный. Что ж, недаром она дочь Махтана.
Они продолжили работу вдвоем. Стеклянных шаров, остывающих на столе, становилось все больше - желтых, как кожура лимона, золотистых, оранжевых, нежно-голубых и темно-синих, изумрудных и молочно-белых.
Наконец, тигли опустели, и мастер отложил трубку.
Теперь работа напоминала выпечку хлеба - каждый шар нужно было нагреть снова, пока он не становился мягким, а потом растянуть на столе и раскатать скалкой - как тесто.

Нерданэль раскатывала листы, стараясь, чтобы все они получались одинаковой толщины и снова и снова удивлялась многообразию оттенков, получившихся у Тинвэ. Теперь она уже снова думала, что витраж получится лучше, чем фреска. Интересно, а что скажет Тинвэ:
- Тинвэ, а вот ты как думаешь, - спросила она словно невзначай, - из такого рисунка лучше витраж делать, или фреску на стену?

Мастер посмотрел на нее чуть удивленно.
- Витраж сделать труднее - у тебя там тонкий узор, чтобы его сохранить, потребуется кропотливая работа. Ты поставила перед собой трудную задачу, Нерданэль. Тем более, что это твой первый витраж.
Тинвэ занялся последним стеклянным пузырем - только что бесцветный, от нагревания тот начал розоветь, а потом сделался сочно-красным.
- Медный рубин, - мастер ловко раскатал стекло в тонкий лист. - Такого пока никто не умеет делать. Я совсем недавно нашел этот способ, - он улыбнулся. - Случайно.

Нерданэль улыбнулась - случайно или нет, но новое стекло было такого же цвета, как ее волосы, когда после купания они высохнут на солнце:
- Красиво. Можно делать рыжих белок, - она грустно улыбнулась. - Да, я понимаю, будет трудно. Но ведь это первый витраж, а рисовать я и так умею. И если витраж будет хуже рисунка, то потому, что я еще не научилась.

- Научишься, - заверил ее мастер. - А если не получится с первого раза - попробуешь снова. Какого размера будет витраж? Выбирай.
У противоположной от них стены мастерской стояло несколько столов разного размера.
- Вот тебе краска - надо перенести контур рисунка на камень.

Нерданэль выбрала самый маленький - хлопот будет больше, зато, при удаче, получится передать тонкость деталей. Она осторожно начала переносить контуры на камень - линии оказывались толще, чем на рисунке, как она ни старалась.

Когда девушка закончила работу, Тинвэ взял одно из стекол, положил поверх рисунка и аккуратно вырезал из него алмазным резцом несколько кусков - по контурам, намеченным на столе.
- Теперь ты, - мастер переложил готовые части витража и обрезки на соседний стол и отдал алмаз Нерданэли.

Ох и работка же ей досталась... пока нужно было вырезать крупные куски все шло хорошо, Нерданэль даже успела опрометчиво подумать, что все не так сложно, как казалось, и у нее получится замечательный витраж... но когда дошло до маленьких деталей... Девушка не жаловалась на слабость в руках, да и глаз у нее был точный, но вырезать из стекла оказалось даже сложнее, чем работать с металлом. Но все же дело продвигалось вперед и в конце концов она показала Тинвэ готовые детали:
- Вот, кажется, это всё.

Мастер придирчиво осмотрел заготовки и кивнул:
- Да, хорошо.
Девушка потратила на возню со стеклом раза в два больше времени, чем потребовалось бы ему самому, но сделала все безупречно.
- Отдохнуть хочешь? - спросил Тинвэ, вспомнив, что золотой свет успел смениться серебряным уже дважды с тех пор, как Нерданэль переступила порог стекольной мастерской.

Нерданэль не следила за ходом времени. Отдыхать надо, когда устал и больше не можешь работать, а не когда свет деревьев меняется. Она упрямо тряхнула головой:
- Нет, Тинвэ, вот закончу - буду отдыхать. Знаешь, есть такие вещи, которые нужно делать сразу, иначе потом возвращаешься, продолжаешь делать, а все равно сомневаешься - так ли хорошо оно получается, как если бы не прерывался.

- Знаю, - понимающе улыбнулся мастер. - Просто в первый раз всегда устаешь сильнее, а устав, легче ошибиться. Но раз отдых тебе не требуется, продолжим. Выкладывай готовые стекла поверх рисунка.

Выкладывать стекла оказалось намного проще, чем вырезать их. Правда, несколько кусочков пришлось подпиливать, они не совсем точно ложились на узор, каждый раз девушка краснела, что не сумела справиться, когда вырезала, но постепенно разноцветное стекло закрыло всю поверхность рисунка. Нерданэль задумчиво посмотрела на свою работу:
- Мне кажется, краски тускловаты? - вопросительно обратилась она к Тинвэ.

- Увидишь, как они заиграют, когда сквозь витраж пойдет свет, - лукаво улыбнулся мастер.
Куски стекла скрепили тонкими свинцовыми полосками.
- Готово, - Тинвэ осторожно поднял витраж со стола и поднес к ничем не забранному окну мастерской. - Теперь смотри.

Нерданэль застыла в восхищении - свет совершенно преобразил краски, придал им глубину, значимость, иллюзию жизни. Но теперь она видела, что Феанаро был прав: витраж не подходил для ее рисунка. То, что получилось, было прекрасно, но полностью уничтожило первоначальный замысел: вместо плавного перетекания красок вединое полотно, получилась игра контрастных цветов, волнующая и яркая. И все же она улыбнулась:
- Ты прав, мастер. Это действительно прекрасно. Но это не то, что я видела, когда рисовала.

- Не то? - удивился мастер. - Но мы точно подобрали цвета, и все линии ты провела безошибочно. Работа удалась, Нерданэль. А о чем, кстати, был твой спор?

- Ох... я поспорила, что для этого рисунка витраж подойдет лучше, чем фреска. А теперь вижу, что дело не в цвете, а в материале. Краски, узор - все точно, но витраж - он живой, постоянно меняется. Вот свет на него упал - и краски уже совсем другие. А фреска - более неизменна. Вот ип олучается, что на эскизе я видела только один рисунок, а витраж - это сразу бесчисленное множество.

- Что подходит лучше, а что хуже? - Тинвэ бережно положил витраж обратно на стол. - Это зависит от того, что важнее для тебя самой в этом рисунке. Чей свет красивее - Лаурелина или Тэльпериона? Что ты хотела передать, Нерданэль: мягкое спокойствие, тепло и нежность или яркость красок, радость и восхищение миром?

Девушка задумалась:
- Да, мастер Тинвэ, ты прав:  "лучше-хуже" - неправильные слова. Мне стоило с самого начала понять, что я хочу сказать, а потом уже спорить. Знаешь, наверное я сделаю еще и фреску, и не для того, чтобы сравнить, что лучше, а просто чтобы оно было разное.

- Да, - улыбнулся Тинвэ. - А еще можно сделать несколько фресок и витражей, посвященных одной теме. И украсить ими какое-нибудь здание. На северо-западе города сейчас несколько юных мастеров строят павильон перед аллеей фонтанов. Ты видела, может быть. Алассеон у них за главного. Думаю, твои работы придутся там кстати.

Нерданэль улыбнулась:
- Да, мастер, хорошая идея. Фрески -  само собой, надо будет навестить Алассеона.
Она довольно улыбалась - до чего же замечательная мысль - здание, построенное и украшенное молодыми мастерами. Лушчий способ показать, на что они способны. Ощущение самостоятельности и независимости - словно вкусный ветер с моря. Она обязательно попробует.
- Спасибо тебе, Тинвэ. За твое мастерство и терпение.

- Всегда рад помочь тебе.
Мастер проводил Нерданэль до дверей и некоторое время постоял на пороге, вдыхая аромат цветущей сирени и глядя вслед дочери Махтана. В свете Лаурэлина казалось, что на голове девушки сияет огненный венец. Тинвэ подумал, что обязательно напишет портрет Нерданэли. На ветру - чтобы рыжие волосы развевались языками пламени. Или лучше в лесу, на фоне нежной листвы? Хотя нет. Если уж рисовать Нерданэль, так в мастерской. За работой. Такую, какой она была, когда трудилась над первым витражом в своей жизни. Вдохновенную - и старательную. Смелую - и чуткую. Увлеченную - и внимательную.
Да, именно так он и сделает. Непременно.

 

 

(с) Эмуна, Тэсса Найри, 2005-2006

(с) Север и Запад, 2006

(с) Венец, 2006 

 

Rambler's Top100 be number one Рейтинг@Mail.ru