Художники
Авторы – Энди (Артаресто), Дзанта (Айлинхис)
В это утро Артаресто отправился в предгорья Пелоров, прихватив сумку с принадлежностями для рисования. Хотелось попробовать сделать эскиз горных трав и цветов, чтобы потом... Но что будет потом, юный эльф пока не загадывал, может быть подвеска или брошь, а может очередная попытка справится с мозаикой... Еще накануне он облюбовал место у цветущего куста рододендронов, но сегодня, кажется, кто-то опередил его. Артаресто осторожно заглянул за куст.
На
облюбованном им месте сидела незнакомая
эльдэ с взлохмаченной косой, державшая в
руках грифель и дощечку. Она взглянула в
сторону Артаресто:
- Aya, - и продолжила рассматривать горы.
- Aya, -
поклонился в знак приветствия Артаресто.
Немного потоптавшись в смущении, добавил:
- Можно мне устроится рядом? Я хотел
нарисовать этот куст.
Он бросил взгляд на рисунок эльдэ:
- Хотя боюсь у меня никогда не получится так
же хорошо.
- Конечно,
садись.
Айлинхис подумала, что спокойно посидеть в
одиночестве ей уже не удастся, но и хорошо,
сколько уже она ни с кем не разговаривала?
- А почему ты думаешь, что не получится?
Артаресто
благодарно кивнул:
- Я буду вести себя так, словно меня здесь
нет...
Он вытащил рисовальные принадлежности:
- Пока у меня немного получается рисовать
цветы, травы, узоры. Но такие пейзажи как
твой... Горы, как будто говорят: мы - древние
стражи этих земель, но и нам, бывает, хочется
понежиться под золотыми лучами и забыть,
какие мы грозные и суровые. У меня не
получается показать настроение, душу,
характер. Ведь форма - это не главное, правда?
- Форма - просто способ выразить характер. А настроение... нужно почувствовать то, что рисуешь, так, словно стал частью этого. Но умение приходит с опытом, так что у тебя всё впереди, - она отложила грифель, собеседник оказался интересней пейзажа, а такое бывает нечасто. - Ах, да, меня зовут Айлинхис.
- Ой, -
Аратресто зардевшись вскочил. - Я забыл
представится - Артаресто Арафинвион... Почту
за честь знакомство с одной из лучших
художниц Тириона...
- А большой дерзостью с моей стороны будет
попросить, -Артаресто куснул губу, - брать у
тебя уроки? Если, конечно... я достоин.
Он покраснел еще больше и опустил голову.
- Уроки?! - с такой просьбой к ней еще никто не обращался. - Я не слишком хорошая учительница, да и какая уж лучшая художница - так, просто рисую. А вот подсказать что-нибудь, ответить на вопрос - могу.
- Я много хорошего слышал о твоих работах от старших, - возразил Артаресто, - но обременять тебя не хочу. Я буду рад и твоим советам. Хотя, признаюсь, мне нелегко бывает спрашивать. Вот как сейчас.
- Меня это вовсе не обременит, спрашивай, - Айлинхис ободряюще посмотрела на него и улыбнулась. - Правда, я не всегда могу подобрать подходящие слова, но постараюсь ответить.
Артаресто
взглянул на куст рододендронов, потом на
свои принадлежности и наконец снова на
Айхинлис:
- Как сделать, чтобы листва при изображении
не сливалась в одно зеленое пятно? Я
пробововал, но у меня не получается.
Он протянул свои прошлые эскизы. И
действительно, цветы на фоне трав выглядели
неплохо, а вот сами травы были практически
неразличимы
Айлинхис
внимательно посмотрела на эскизы, потом
бросила быстрый взгляд на куст и снова
повернулась к собеседнику:
- Цветы у тебя получились очень хорошо, а на
листву посмотри внимательней, неужели она
везде одинаково зеленая? Приглядись, какие
ты здесь еще оттенки найдешь?
- Нет, конечно, - вздохнул Артаресто, - на ярком свету она кажется немного желтой, а в тени - синей или почти черной, но переходы столь тонки и незаметны... И я не понимаю, как лучше сделать, наложить несколько последовательных мазков чистого цвета, может слегка смешанного с белым, или подобрать нужный тон на палитре?
- С чистым цветом надо быть осторожным, а то слишком пестро получится. Лучше все темные цвета подбирать на палитре, а на свету положить чуточку чистого белого или светло-желтого, но очень аккуратно.
Артаресто
кивнул :
- Я попробую...
Он развел немного зеленого пигмента из
окислившейся меди смесью желтка и масла и
начал подбирать цвета, добавляя в
полученную краску сажу и охру.
Айлинхис молча наблюдала за его действиями, пусть все делает без подсказок, а если не совсем получится, она объяснит, что было не так.
Артаресто выбрал для эскиза небольшую ветку, подсвеченную так, что нижние листья казались светлее верхних. Он тщательно выписал находящуюся в тени часть ветки зеленым, обвел контур еще более темным цветом, а потом принялся за нижние листья, сделав их почти желтыми. Рисунок получился не однотонным, но контраст оказался слишком заметен. Артаресто расстроенно закусил кончик кисти.
Да, начало
было правильным, но не доведенным до конца.
- Посмотри, - Айлинхис указала на листья. -
Здесь более плавный переход, чем сделал ты.
- Не могу нужный тон подобрать, - вздохнул Артаресто, - получается или слишком ярко или слишком желто. А если наложить зеленую краску сверху, боюсь, разведу грязь.
- А ты добавь в темный тон совсем немного желтого и проложи посередине. И на светлые листья стоит добавить немного темного, а чтобы не получилось слишком полосато, разотри границу сухой кистью.
Артаресто
взял на кончик кисти желтой краски и
острожно коснулся того места на рисунке,
которое вышло слишком темным, на лист
словно упал световой блик. Чтобы справиться
с излишней желтизной освещенных мест,
Артаресто решился взять синюю краску, тогда
на подсвеченные листья легла словно тень от
верхних, а смешавшись с желтым, синий тон
дал почти нужный оттенок зеленого. Дальше
осталось острожно растушевать границы.
Наконец эльф оторовался от работы, чувствуя,
что зайти в исправлениях можно слишком
далеко.
- Наверное, я все же здорово помешал тебе? -
виновато спросил он, видя, что Айлинхис все
наблюдает за его работой.
- Если бы ты мне мешал, я бы просто отвернулась и не стала бы с тобой разговаривать, - Айлинхис подмигнула новоявленному ученику. - У тебя все очень хорошо получается, недостает только немного уверенности, но это придет с опытом, главное, что ты чувствуешь, когда стоит остановиться.
Артаресто
заулыбался, польщенный неожиданной
похвалой.
- Да, ты права, опыта уменя маловато. В нашей
семье к рисованию относятся больше, как к
вспомогательному мастерству, помогающему
сделать ювелирное искусство более
выразительным. А мне нравятся картины,
неважно, написаны они на холсте или
выложены в камне. Мне нравится переносить
окружающий мир в свои работы таким, как я
его вижу. Знаешь, когда я смотрю на чистый
нетронутый холст, я немножко представляю
себя одним из айнур...
Ты позволишь мне, если не учиться у тебя, то
хотя бы иногда наблюдать за твоей работой?
- И спасибо, что ты не отвернулась...
- Я не против того, что бы ты у меня учился, просто я никогда никого не учила и поэтому не уверена, что справлюсь. Конечно, можешь наблюдать за работой, но только постарайся предупреждать, когда придешь, я ведь часто ухожу далеко. А художник и есть почти айну, только творит не весь мир, а лишь воплощает свое видение этого мира.
- А можно мне
сопровождать тебя, когда ты уходишь далеко?
- спросил Артаресто. - Обещаю, что не буду
приставать с глупыми вопросами и просьбами
оценить мою работу.
Напрашиваться к Айхинлис домой юному эльфу
было неловко.
- Конечно, можно. А глупых вопросов не существует, поэтому спрашивай все, что тебе интересно, - она ненадолго задумалась. - Мы можем пойти хоть завтра, я как раз собиралась к морю.
- К морю!- Артаресто едва не запрыгал от радости. - И я смогу рисовать море находясь рядом с тобой? И ты сможешь подсказать, как сделать, чтобы вода на рисунке получалось водой,а не была как стекло? Конечно же, я пойду. В котором часу нам встретиться?
- В котором часу... не знаю, надо еще собраться: взять больше красок, захватить немного еды на дорогу. Давай сделаем так: я возьму все необходимое, а потом зайду за тобой, или наоборот, - Айлинхис весело улыбнулась, как же приятно доставить кому-нибудь радость, тем более, что это очень просто.
- Лучше я зайду за тобой, - возразил Артаресто. - Ты не должна все нести одна. Должна же быть и от меня какая-то польза.
- Это все вовсе не тяжелое. Но если ты так хочешь, то хорошо. Да, кстати, а ты найдешь мой дом?
- Конечно, хочу,
- во взгляде Артаресто светилилась
готовность идти за Айлинхис хоть до снегов
Арамана.
- И не сомневайся, что я найду твой дом.
"Сердце подскажет мне", - добавил он уже
про себя. Произнести эти слова вслух
Артаресто бы не решился.
- Хорошо. Тогда, как соберешься, приходи. А сейчас нам не по пути будет? Тогда я покажу, где мой дом находится, чтобы ты долго не искал, - она собрала рисунки и поднялась, готовясь уже идти.
Артаресто
поспешно запихал свои рисовальные
принадлежности в сумку, кроме самого
наброска, который бережно свернул.
- Конечно, по пути.
- Тогда пойдем, - Айлинхис неспешно пошла по направлению к Тириону.
Артаресто
последовал за ней.
- Может, я понесу твои рисунки? - предложил он.
- Спасибо, - она протянула ему рисунки, кроме самого последнего, с горами.
Артаресто
взял рисунки, старясь быть очень аккуратным
и пошел рядом с Айлинхис, примериваясь к ее
шагам.
- Ты любишь цветы? - спросил он, окидывая
взглядом, расстилавшиеся перед ними
цветущие луга.
Художница
засмотрелась на небо, но услышав вопрос,
резко опустила голову и посмотрела на землю.
- Цветы? Очень люблю. Особенно здесь, при
свете Древ, они такие яркие. Интересно, что
ни один из них никогда не бывает полностью
похож на другой, так же как и эльдар.
- И прекрасны, как девы нашего народа, - улыбнулся Артаресто. - А у тебя есть сад возле дома?
- Cада у меня
нет, зато сам дом находиться около парка, на
окраине Тириона, там нечасто кто-либо
бывает, и поэтому там очень спокойно.
Артаресто словно слегка огорчился ее
словам.
- Тебе, наверное, некогда возиться с
разведением сада? - предположил он. - Если ты
позволишь, я мог бы помочь.Это так прекрасно
- просыпаться и видеть цветущие ветки в
распахнутом окне.
- Нет, время я могу найти, просто я слишком редко бываю дома. Да и цветущие ветви я всегда вижу. А за предложение спасибо, если я вдруг решу заняться садом, то обязательно попрошу тебя помочь.
- Ты живешь одна? - решился поинтересоваться Артаресто. - Дома часто не бывают те, кого некому ждать.
- Одна. Но даже если бы меня и ждал кто-нибудь, я бы все равно не смогла бы усидеть на одном месте. И в Аман я пошла именно поэтому.
- Понимаю, - кивнул Артаресто, - тебе слишком тесен Тирион. А где тебе приходилось бывать в Амане? Или тебе достаточно прогулок по окрестностям?
- Я много где бывала... И в Альквалонде, и в Валмаре. Но больше всего я люблю море и горы. И по окрестностям иногда гуляю, когда возвращаюсь откуда нибудь издалека. А ты когда-нибудь уходил далеко от Тириона?
Артаресто
покачал головой:
- Нет, ни разу. То есть в Валимаре и
Альквалондэ я тоже бывал, с родителями, но
меня влекут места, где более уединенно. Но
пока мне не с кем было туда пойти.
- Ну что ж, вот
и пойдем туда, где почти никогда никто не
бывает. Я знаю много таких мест, - увлекшись
разговором, они шли быстро и уже почти
подошли к Тириону. Айлинхис свернула к
парку, на окраине которого виден был очень
маленький домик из белого камня с большими
окнами.
- Это твой дом ? - догадался Артаресто. - Какое
красивое место, кажется, я даже ни разу не
был в этом парке.
Ему чуть взгрустнулось - вот уже и дошли.
- Да, вот это мой дом. Спасибо тебе за компанию. Значит, до завтра? Я хочу постараться успеть еще испечь пирожки, - она уловила грусть собеседника, неужели кому-то интересно с ней общаться? - Не печалься, Артаресто! Мы ведь скоро снова встретимся.
- До завтра! - Артаресто протянул Айлинхис ее рисунки. - Я буду очень ждать.
- О, спасибо,
совсем забыла про них, - она взяла рисунки,
добавила. - Я тоже буду очень ждать, - потом
пошла к домику, обернулась, помахала новому
знакомому.
Артаресто помахал ей в ответ и помчался к
дому. Сделать до завтра предстояло еще
многое.
Первым делом он отправился в сад и выбрал
там самый красивый куст белых роз. Потом,
притащив гончарный круг, уединился в
мастерской. Золотистый свет давно
сменился на мягкий серебряный, когда
Артаресто вытащил из печи для обжига
покрытый перламутрово-белой глазурью вазон
в виде двух лебедей, ручками служили
изогнутые шеи. Теперь оставались совсем
пустяки.
Облюбованные розы были бережно пересажаны
из сада в вазон. До времени, когда город
начинал просыпаться, оставалось немного,
Артаресто не стал ложиться. Собрал
рисовальные принадлежности, положил в
сумку лепешки с сыром и отправился к дому
Айлинхис. Стучаться не стал, просто сел на
пороге в ожидании хозяйки.
Сама же хозяйка дома за это время успела
испечь небольшое количество пирожков с
яблоками - единственное, что у нее
получалось вкусно, завернула их и положила
в сумку к краскам и листам. Потом она решила
подождать Артаресто на улице, но, открыв
дверь, обнаружила его уже сидящим около
дома.
- Aya! Ты уже здесь! Надеюсь, ты не долго меня
ждешь?
- Айа, Айлинхис,
- Артаресто поднялся ей навстречу, - просто я
рано пришел и не хотел мешать тебе
собираться.
- Я тут принес тебе... - юноша слегка
покраснел, - вот, - он поднял с земли вазон с
розами, - это пока у тебя нет своего сада.
Айлинхис не
сразу нашла нужные слова для ответа.
- Ох, спасибо. Какая красота! Но не стоило
беспокоиться, но спасибо. Только куда их
лучше поставить, не знаю.
- Пока можно у крыльца, - предложил Артаресто, - когда ты будешь возвращаться домой, они станут тебе встречать и вы будете радовать друг друга.
- Хорошо. Хоть кто-то будет мне радоваться, - Айлинхис почему-то фыркнула. - А за ними надо как нибудь ухаживать? И нам уже пора бы пойти.
- Ухаживать
совсем несложно, - заверил Артаресто, -
немного подрезать слишком разросшиеся
ветки, чтобы цвели лучше и поливать, если
задумаешь перенести их в дом.
- А идти я готов, - он провел руками вдоль
тела, оправляя одежду и сумку.
- Хорошо, - повторила Айлинхис, подошла к розам, наклонилась понюхать, потом выпрямилась. - Ну что, идем.
Артаресто
кивнул:
- Веди... Ты позволишь нести твою сумку?
- Зачем? Сумка ведь не тяжелая, к тому же у тебя своя есть. Так, нам к морю, значит, туда, - она указала направление и сделала шаг, но вдруг остановилась. - Подожди, а ты предупредил родителей? Они волноваться не будут?
- Предупредил...
- с некоторой запинкой ответил Артаресто. На
самом деле поговорить с отцом или мамой
времени не было, поэтому он набросал
короткую записку, которую оставил на
рабочем столе у себя в комнате.
- Я уже достаточно взрослый, чтобы за меня
волноваться.
- Точно предупредил? - Айлинхис заметила
запинку, надо все-таки было самой за ним
зайти, ну да ладно. - Тогда вперед, а то мы
никогда до моря не доберемся.
Артаресто
уверенно кивнул не то на вопрос Айлинхис, не
то в ответ на ее фразу.
- Вперед! А куда именно мы пойдем на
побережье? К югу или к северу?
- Пойдем сначала вдоль реки, а потом уже, около моря, решим, куда дальше, или там и останемся. Согласен?
- Конечно,
согласен, - улыбнулся Артаресто, - тем более,
что я еще никогда не ходил к морю этой
дорогой.
Он был рад идти куда угодно, чувствуя себя
взрослым и свободным.
- Вот и отлично.
Увидишь новые места в родном городе, - и
Айлинхис пошла вперед.
До реки было недалеко. Вначале они прошли
вдоль края парка на север, и совсем скоро
вышли на берег, а дальше уже надо идти
просто вдоль реки. Впереди высились Пелори,
казавшиеся в этот час золотыми. Если бы не
было определенной цели пути, Айлинхис бы
остановилась в который уже раз нарисовать
этот пейзаж, но они идут к морю! Художница на
мгновение зажмурилась и рассмеялась.
- Как красиво! -
воскликнул Артаресто, глядя на горы,
купающиеся в золотых лучах и сверкающую
рябь реки. - И как я раньше не догадался
прийти сюда?
Он перевед взгляд на смеющуюся Айлинхис.
Лучи Лаурелина вспыхивали в ее каштановых
волосах огненными искрами.
- Ты что-то вспомнила? - спросил Артаресто. -
Или тебе просто хорошо?
- Не просто хорошо, а великолепно! - отсмеявшись, ответила девушка, потом посерьезнела, - А когда я что-нибудь вспоминаю, то чаще всего мне становится грустно.
- Тебе пришлось много пережить? - осторожно спросил Артаресто. - Там, в Сумеречных землях?
- Да, много чего там было, но хорошего, пожалуй, больше. Грустно вспоминать о тех, кто остался, там мы ведь были намного ближе друг другу, чем здесь, и уходить было очень тяжело, оставлять сородичей, и те земли, где мы пробудились... - сколько же можно печалиться, мы ведь пошли просто погулять. - Но среди такой красоты - она обвела рукой горы и луга - не стоит думать о грустном.
- Тогда будем любоваться этой красотой и думать о хорошем, - охотно согласился Артаресто. - А где тебе больше нравится - у моря или в горах?
- Никогда об этом не задумывалась, - помедлив, призналась Айлинхис. - Но лучше всего там, где есть и море, и горы. А ты что предпочитаешь: горы, море, или, может, лес?
- Море, - почти не задумываясь, ответил Артаресто, - горы манят меня тем, что там можно найти интересные камни, они полны своих загадок и тайн. А море кажется мне дружески раскрытой ладонью, возле него мне всегда легко и спокойно.Хотя иногда немного грустно.
- А почему тебе грустно у моря, Артаресто? - недоуменно спросила Айлинхис, по голосу было ясно, что ей это очень интересно.
Артаресто
ответил не сразу,труднооблечь в слова
неясное томление,охватывавшее его ,когда он
всматривался в морскую даль.
- Оно зовет, - ответил наконец, - волны
говорят о далеких краях, где звезды
запутались в кронах высоких сосен. Оно
зовет, а я не могу откликнуться. Почему наши
корабли не ходят к берегам Эндорэ? Почему мы
живем так, будто Арда это только Аман?
Айлинхис
молчала, не зная, что ответить. Горы тем
временем стали ближе и порыв ветра принес
запах моря.
- Это надо спрашивать у короля, а лучше - у
Стихий, - наконец сказала она. - А я бы с
удовольствием вернулась ненадолго в Эндоре,
- снова вспомнились Куйвиэнен и эльфийские
поселения, и те, кто остались. Она
встряхнула головой, отгоняя непрошенные
мысли.
Артаресто
представил себя спрашивающим что-то у Манвэ
и внутренне усмехнулся. Да и у деда немало
иных, более важных забот, чем выслушивать
фантазии внука.
Интуитивно Арафинвион понял, что вызвал в
Айлинхис те самые грустные воспоминания.
- Обязательно спрошу, - улыбнулся он,подставив
лицо морскому ветру. - А сейчас идем дальше.
Я так давно не был на побережье, не купался.
Тебе нравятся раковины?
- Раковины? Конечно! Трудно поверить, что кому-то они могут не нравиться, - грустные мысли не уходили, а развеются они, если что-нибудь сделать... сейчас они идут по равнине... - А ты любишь бегать?
- Бегать? -
Артаресто удивился вопросу. - Никогда не
думал... Да, наверное, люблю.
Он с некоторым недоумением посмотрел на
Айлинхис:
- А нужно куда-то сбегать?
- Нет, не куда-то, а просто бегать. Прямо, по равнине, - уточнила Айлинхис. - Это лучший способ не думать о грустном. И до моря доберемся быстрее, - она вопросительно посмотрела в глаза Артаресто.
- Тогда побежали, - улыбнулся он, раскидывая руки навстречу ветру. - Полетели!
- Полетели! - Айлинхис, придерживая сумку, побежала навстречу ветру и запаху моря.
Артаресто
легко побежал следом, закинув сумку за
спину. Он давно уже так не бегал, с тех пор,
как расстался с мальчишескими играми. Какое,оказывается
это упоительное чувство - бежать. А особенно
- когда ты не один.
Горы стремительно приближались. Артаресто
остановился лишь когда мягкая трава под
ногами сменилась твердой каменистой почвой.
Когда до гор оставалось совсем немного, Айлинхис побежала медленней и немного отстала, а когда Артаресто внезапно остановился, еле успела свернуть в сторону, что бы не сбить его, и тоже остановилась.
- Как это
чудесно! - Артаресто повернул к Айлинхис
разрумянившееся лицо в обрамлении
растрепанных золотых волос. - Не думал, что
бежать окажется так здорово...
- А ты не устала? - заботливо спросил он.
- Я могла бы пробежать еще столько же! Неужели ты никогда не бегал просто так? - Да и она сама давно уже не бегала. Надо будет это исправить. Айлинхис посмотрела на растрепанного Артаресто и постаралась увидеть свою косу, оказалось еще хуже.
- Да нет, бегал,
конечно, - Артаресто слегка задумался,
запустив руку в разлохмаченные волосы -
только очень давно... И почти забыл то
чувство полета, которое дает бег. А ты мне
его вернула... А плавать ты любишь?
Он порылся в кармане и протянул Айлинхис
серебряное зеркало.
- Так будет удобнее.
- Спасибо, - Айлинхис посмотрела в зеркало, привела волосы в более-менее надлежащий вид. - И плавать я тоже люблю, особенно когда волны высокие.
- Тогда мы обязательно поплаваем, когда доберемся до моря, - предложил Артаресто. - Идем дальше?
- Идем. А тебе не кажется, что было бы странно побывать у моря и не поплавать?
- Наверное, странно, - согласился юноша. - Тем более, что, как выяснилось, мы оба любим это занятие. Просто получается очень много удовольствий за один раз, даже не верится... А если повезет, я познакомлю тебя с парой моих друзей.
- Верить надо всегда. Особенно в хорошее, - убежденно сказала Айлинхис. - А твои друзья - они мореплаватели?
- Еще какие мореплаватели, - рассмеялся Артаресто. - Они - дельфины... Я угощаю их рыбой, а они позволяют мне на них покататься.
Айлинхис тоже
рассмеялась.
- Я думала, ты говоришь про эльдар. Никогда
не каталась на дельфинах... Смотри! -
внезапно воскликнула она. Море было уже
близко и слышна стала музыка волн. Вдали
мелькали спины дельфинов. - Это не твои
друзья?
Артаресто
посмотрел в том направлении, куда указывала
Айлинхис.
- Возможно... Подойдем ближе. Но обычно Линтэ
и Лилтэ, так я их зову, появляются не сразу, а
спустя некотрое время. Чувствуют, что я
пришел или другие им говорят.
- Идем, - и через некоторое время они уже шли по белому песку.
Артаресто,
закатав штаны, шлепал прямо по воде.
- Мы вначале будем рисовать? - спросил он
Айлинхис.
- Давай вон там, - он махнул рукой вперед, - у
камней.
Художница
посмотрела на камни, кивнула:
- Хорошее место. Как раз тренироваться в
рисовании камней, - она последовала примеру
Артаресто и пошла по мелководью.
Артаресто,
чуть опередив Айлинхис, вскарабкался на
камни.
- Мне нравится здесь.Замечательный вид...
И впрямь морская даль лежала , как на ладони,
а гряда уходящих в море камней оживляла
пейзаж.
- Влезай? - Артаресто протянул Айлинхис руку.
- Спасибо, - она быстро забралась на камень и выпрямилась во весь рост. Вид был действительно удивительный. Хотя... море всегда удивительное, и все время разное. - Такое море лучше всего углем рисовать. И камни особенно.
- Значит, будем рисовать углем, - Артаресто вытащил дощечку, покрытую белой грунтовкой и небольшой кусочек угля... И задумался: что должно быть черным? Море или небо?
Айлинхис
вспомнила, что новый знакомый просился в
ученики. Вот сейчас подходящий случай
начать обучение - раз он задумался, значит,
неуверен, и помощь может пригодиться.
- А ты углем рисовать умеешь, или подсказать
что-нибудь?
- Раньше я делал углем только наброски, - признался Артаресто. - И сейчас не понимаю, как поступить, если использовать только черный и белый цвет.
- Это вовсе не сложно, надо только привыкнуть. Главное - не делать ничего черным. Сначала надо определить, где будет располагаться на рисунке линия горизонта, и отметить легкой линией, то же самое с берегом и камнями. Потом очень аккуратно, легкими штрихами, наносишь тени. Кое-где линию можно растереть пальцем, края теней, где надо, тоже. Волны, которые у берега, просто линии, - в продолжение этой речи,Айлинхис зарисовывала все, о чем говорила. - Теперь еще несколько штрихов на самые темные места на камнях. Вот и все.
Артаресто решительно взялся за уголь, провел линию горизонта на одной третьей высоты дощечки, слегка наметил контуры каменных глыб у берега.Слегка отступив от нижнего контура камней, провел линию, чтобы потом случайно не заштриховать белоснежную пену прибоя. И начал пытаться нанести на рисунок контуры набегающих волн. Но их гребни получались слишком острыми, отчего море напоминало скорее усеянный сталагмитами пол пещеры.
Айлинхис
одобрительно наблюдала.
- Не надо стараться делать волны, они все
равно меняются, просто проведи линии,
похожие на них. В рисунке главное не
точность передачи того, что рисуешь, а общее
впечатление от этого. Достаточно просто
намеков, тогда и картина будет интереснее.
Артаресто
внимательно слушал, вглядываясь в море и
пытаясь понять, каким же он его видит. Потом
решительно стер контуры морских гребней,
заменив их плавными горизонтальными и
закругленными линиями.
- Так лучше? - протянул он набросок Айлинхис.
- Да, так очень хорошо. Углем интересно рисовать, правда к нему надо привыкнуть, но, думаю, через пару рисунков у тебя получиться великолепно. А волны ты можешь рисовать и красками, но все равно они вряд ли получатся такими же, как настоящие. А теперь попробуй нарисовать во-он те камни, и дельфинов не забудь, - девушка указала на камни, виднеющиеся далеко в море, около которых играли дельфины. Два камня были высокие, а третий, черный, часто скрывался под волнами, но все равно хорошо просматривался под прозрачной водой.
Артаресто,
окрыленный успехом, снова взялся за уголь.
Немного заштриховал воду. Теперь камни
можно было и подрезчить. Он четче обозначил
контуры и жирными шрихами попытался
обозначить шероховатую поверхность,
выступающую над водой.
А потом взялся за самое трудное - рисование
подводной части камней, чтобы ничего не
испортить, Артаресто сделал скорее намек на
нее, чем изображение.И снова задумался.
размышляя, как лучше справится с морской
пеной, собиравшейся вокруг камней. Дельфины
тоже не были забыты, но Артаресто видел их
столько раз, что мог бы нарисовать и с
закрытыми глазами. Выгнутые глянцевые
спины над волой он сделал жирно-черными,
оставив незакрашенными лишь места. на
которые падал свет.
Айлинхис просто сидела и наблюдала за дельфинами, не забывая, однако, время от времени посматривать, как продвигается работа у Артаресто.
Придав
легкими штрихами воздушность хлопьям пены
у плещущих о скалы волн, Артаресто решил
остановиться. Когда точно не знаешь, что
делать, лучше остановиться, пока не
испортил.
- Что скажешь? - протянул он дощечку с
рисунком Айлинхис. - Пока я сделал все, что
смог, вернее - что смог увидеть
Айлинхис
взглянула на рисунок, внимательно
рассмотрела почти каждый штрих.
- Хорошо. А для первого раза - просто
великолепно. Конечно, потом ты научишься
видеть гораздо больше, и рисовать лучше. Но
углем не все можно выразить, - она вздохнула.
- Как впрочем, и остальными инструментами
для рисования. Все равно главное -
настроение.
Артаресто
расплылся в довольной улыбке от похвалы
Айлинхис.
- Мне никогда так хорошо не рисовалась как
сегодня. - признался он.
- А теперь купаться?
- Разумеется. Но неужели совсем никогда так не рисовалось?
Артаресто
посмотрел на Айлинхис и покачал головой:
- Не могу припомнить... Я всегда любил
рисовать,но сегодня все было как -то иначе. Я
рисовал сердцем, а не рукой.
- Да, это видно. Когда рисуют сердцем, то картина получается не просто изображением... - Айлинхис спрыгнула с камня, на котором сидела, и положила сумку на песок, подальше от воды. - Но ты предлагал искупаться, пошли.
Артаресто мигом скинул одежду на песок и побежал навстречу ласковым волнам.
Айлинхис последовала его примеру и быстро поплыла по направлению к камням, которые только что рисовал Артаресто.
Артаресто
плыл в том же направлении, время от времени
он оборачивался и махал Айлинхис рукой. Но
было похоже, что он плывет к камням с
определенной целью.
Так оно и оказалось.Слегка обогнав Айлинхис,
Артаресто взобрался на один из камней, что-то
высматривая в глубине воды. Затем его лицо
озарилось радостью, словно он нашел, что
искал. и эльф нырнул куда-то к подножию
камня.
Айлинхис плыла медленно и приблизилась к камню, только когда Артаресто уже скрылся под водой. Девушка забралась на черный камень, стараясь удержаться, чтобы не смыло волной, и решила подождать Артаресто, одновременно наблюдая за дельфинами.
Дельфины, заметив к себе внимание, приблизились к камню и высунули морды из воды, поблескивая бусинками глаз.
Эльдэ
наклонилась погладить дельфинов и внезапно
соскользнула в воду, сразу же вынырнула,
отфыркиваясь, и засмеялась.
(о)Артаресто "Ты где? Заблудился, что ли?"
- Нет! -
Артаресто с шумом вынырнул рядом. - О! -
приветсвовал он дельфинов, - и вы тут. Но,
извините , рыбы сегодня нет.
Он потрепал одного из дельфинов по морде,
как собаку. На что тот ответил тонким
пищящим звуком и подставил спину.
- Смотри, вот за чем я нырял, - Артаресто
извлек из-под воды огромную витую раковину.
- Какая
красивая! - Айлинхис с любопытством
оглядела раковину.
- А где искать рыбу для угощения твоих
друзей?
- Они
прекрасно ловят ее сами, - рассмеялся
Артаресто, - просто иногда я приношу им
речной рыбы. В горных ручьях ее много.
- А раковина... это для тебя, - Артаресто
положил находку на выступ камня.
- Для меня?
Спасибо, Артаресто, - эльфийка задумчиво
посмотрела на юношу, потом на раковину. -
Тогда надо отнести ее на берег.
За Пелори золотой свет уже смешивался с
серебрянным, и море слегка потемнело.
- Конечно,
отнесем, - кивнул Артаресто, подхватывая
подарок на ладонь, - я умею обходится и одной
рукой.
- Тихо ты, - это было сказано уже дельфину,
который норовил поддеть раковину носом.
Айлинхис
улыбнулась, наблюдая за проделками
дельфина:
- Видимо, ему эта раковина тоже очень
понравилась, - взглянула на Артаресто, - Тебе
точно не будет сложно грести только одной
рукой?
- Он просто
обожает играть в мяч, - Артресто погладил
дельфина.
- И я вообще могу не грести руками, -
рассмеялся нолдо. - Смотри.
Он взял раковину в вытянутые вперед руки,
погрузил лицо в воду и энергично заработал
ногами. Проплыв так несколько метров, он
поднял голову.
- Так даже интереснее, все видно, что там под
водой. Попробуй.
Айлинхис
снова засмеялась, с новым знакомым было
весело, как ни с кем другим.
- Согласна, плыть так интересней, но если
засмотришься вниз, можно на кого-нибудь
натолкнуться, - эльдэ подплыла к Артаресто
обычным способом.
- Иногда натолкнувшись на кого-то можно найти друга, - улыбнулся Артаресто, глядя в глаза Айлинхис, - я вот натолкнулся на тебя в горах...
- А иногда, натолкнувшись, можно стукнуться лбами, чего мне бы не хотелось, - эльфийка тоже улыбнулась, потом добавила, уже серьезней. - А нашей встрече я тоже очень рада. Но давай все же поплывем к берегу.
- Конечно, -
Артаресто кивнул, глядя на удлинившиеся
тени на берегу, - Как быстро прошло время.
Наверное, скоро звезды станут видны.
Он помахал рукой дельфинам и развернулся к
берегу, только сейчас ощущая , как устал от
обилия впечатлений.
В этот раз
Айлинхис плыла быстрее и первой вышла на
берег, выжимая волосы. Потом подошла к сумке:
- Артаресто, ты не голоден? У меня пирожки
есть, с яблоками.
- Еще как ! -
Артаресто выбрался на берег и уселся на
песке. - А у меня в сумке лежат лепешки с
сыром. А костер разведем?
На песке лежало довольно много выброшенных
морем обломков дерева, уже сухих и вполне
годных на топливо
- Костер? Пожалуй... Да и выпечка, по-моему, вкуснее когда теплая.
Артаресто
кивнул в знак полного согласия и пошел
вдоль берега , собирая древесные обломки.
- Сковородки у нас нет, - сказал он сгружая
возле Айлинхис первую порцию дров, - но
думаю, пирожки и лепешки можно разогреть на
большом плоском камне... Хотя бы на таком, -
он нагнулся за напоминавшим выброшенную из
воды рыбу продолговатым серым голяшом. -
Только пусть костер прогорит немного.
Артаресто высек огонь, и скоро язычки
пламени весело заплясали, смешивая
оранжевые блики с мягким отсветом сияния
Древ, струившимся из-за гор.
- Хорошо,
спешить нам некуда, - веселая игра пламени,
как всегда, напомнила про Эндорэ. И Айлинхис
незамедлительно озвучила эту мысль:
- Если бы было чуть темнее, то было бы очень
похоже на жизнь около Куивиэнен.
Артаресто
чуть размешал угли и начал пристраивать на
камень пирожки и лепешки.
- Как жаль, что нельзя взглянуть на
Сумеречные земли, я бы хотел увидеть черное
небо в звездах, отражающееся в водах озера...
А рисовать ты научилась там?
Айлинхис
принялась помогать выкладывать пирожки на
камень:
- Может, и увидишь, Эндоре ведь не так далеко.
Или это только для меня - пройденный путь
ведь всегда кажется короче. И Черного там
уже нет, - эльфийка чуть заметно вздрогнула
от неприятных воспоминаний. - А рисовать...
не знаю, мне иногда кажется, что я всегда это
умела, с первых дней пробуждения уж точно. А
на тех землях ведь остались твои
родственники?
- Да, - кивнул Артаресто, - там остались братья моего деда по матери, Эльвэ и Эльмо. Может быть, ты знала кого-нибудь из них? Дедушка Ольвэ редко рассказывает об Эндорэ, наверное, ему больно от разлуки с братьями.
- Наверное... Я знала Эльве - все Перворожденные друг друга знали, но не очень хорошо, как и всех остальных. Я ведь тогда жила в лесном селении, а к озеру вернулась только после того, как Оромэ побывал там; надеялась увидеть его, а особенно его скакуна, - она грустно усмехнулась. - Теперь весело это вспоминать, а тогда все было страшно и непонятно.
- Оромэ мог быть страшным?! - поразился Артаресто. - Но почему ты тогда хотела его увидеть?
- Нет, он вовсе не был страшен, он был... необычен. Я не видела, как он приехал, но те, кто видели, испугались, ведь до этого мы встречали только одного всадника, к тому же многие испугались его псов. Оромэ принес с собой свет... и неизвестность. Никто не знал, что от этого ожидать. А потом поняли, что он добрый, правильный... - Айлинхис говорила медленно, стараясь объяснить, как тогда чувствовали себя квенди, но слова ее не особо слушались. - А мне всегда было интересно посмотреть, зарисовать все новое.
- И ты рисовала Оромэ на коне, в окружении гончих?! - глаза Артаресто горели восторгом. - Под светом звезд... О,Эру, ну почему я родился уже здесь? И знаю все только по рассказам старших. Как бы я хотел быть тогда рядом с тобой.
- Да, здесь звезд почти не видно... - девушка мельком взглянула на небо. - А там было много опасностей. Видимо, нигде не бывает абсолютно все хорошо... А ты про еду не забыл? Они уже согрелись!
- Ой, -
Артаресто схватился за камень, на котором
лежали пирожки и лепешки, - совсем согрелись...
Он подул на обожженые пальцы и стал
оттаскивать камень от углей,
предварительно обернув краем туники.
Айлинхис
только собиралась сказать, что камень мог
согреться еще сильнее, чем лепешки, но
опоздала:
- Не сильно обжегся?
- Ничего, -
Артаресто посмотрел на покрасневшую ладонь,
- вот когда я был маленький, то схватился за
раскаленную заготовку в папиной мастерской,
тогда действительно было страшно и больно.
Он осторожно прикоснулся к камню:
- Теперь можно безопасно есть.
И, подавая пример, взял пирожок:
- Как вкусно! Ты и готовишь не хуже, чем
рисуешь.
- Все равно надо быть осторожней. И ты меня переоцениваешь, готовить я умею только пирожки, а остальное... - эльфийка сделала красноречивую паузу, - лучше не пробовать.
- Я согласен и
на пирожки, - рассмеялся Артаресто, -
остальное приготовлю сам. Вот что ты любишь
из еды?
- Я? Никогда не думала об этом. А ем в
основном пирожки, лепешки и фрукты, так что,
наверное, их и люблю. А ты что предпочитаешь?
- А я люблю все, что делается из молока, -
ответил Артаресто, - особенно сыр и сливки,
ну и фрукты тоже. А без пирожков и лепешек
просто не представляю жизни.
- Я обязательно принесу тебе взбитых сливок...
с земляникой.
- Взбитые сливки я тоже люблю... И в следующий раз тогда сделаю пирожков побольше, - Айлинхис задумчиво посмотрела на камень и решила начать с лепешки, - Ммм, вкусно.
- Я люблю помочь маме на кухне, - Артаресто покраснел от удовольствия, - и давно заметил, что соленое хорошо сочетается с кисло-сладким. Вот в этих лепешках - сыр и яблоки. А еще прекрасное блюдо получается, если смешать сыр, ананас и чеснок. Или апельсин с зелеными оливками.
- У тебя поистине много талантов и кулинарный стоит не на последнем месте. Удивительно вкусно, - Айлинхис взяла еще лепешку. - Только вот оценить твой рецепт я не могу - никогда не пробовала ананасов.
- Наверное, все дело в том, что я просто люблю поесть, - рассмеялся Артаресто. - А потом, возиться с каким-нибудь новым блюдом не менее интересно, чем подбирать камень и металл друг к другу, когда выкладываешь приготовленное, чтобы подать к столу, это сродни рисованию. Главное - считать приготовление пищи не нудной обязанностью, а лишней возможностью для творчества.
- Наверное, ты прав. Вот только мне трудно отложить бумагу даже ради того, чтобы приготовить что-либо вкусное, да и ради многого другого тоже.
- Я надеюсь,
что со временем рядом с тобой появится кто-то,
кто с удовольствием сделает для тебя все,
чтобы у тебя была возможность отрываться от
бумаги, только когда ты этого захочешь, -
тихо произнес Артаресто.
- Спасибо. Хотя сомневаюсь, что кто-либо
такой найдется.
Артаресто хотел сказать, что не нужно далеко ходить и долго искать, что вот он, сидит перед тобой. Но не то голос, не то выражение глаз Айлинхис удержало его от почти признания. Интуитивно он понял, как легко сейчас неосторожным словом разорвать тонкие узы, наметившиеся между ними, и промолчал. Пусть пройдет время, он станет мастером, добъется успеха и вот тогда ... тогда он снова придет с Айлинхис к морю, к этим камням и расскажет ей о своих чувствах.
(с) Энди, Дзанта, 2007
(с) Север и Запад, 2007
(с) Венец, 2007