Ученики Карлана
Авторы – Ирис (Карлан, Морифинвэ), Энди (Артаресто, Нерданэль), Эстэль (Феанаро)
Феанаро сидел на поросшем мхом камне и доедал нехитрый обед, который догадался захватить из дома. Пара варёных яиц, несколько стеблей зелёного лука, соль и фляга с водой - вот и всё пиршество. Но мастер обращал на это мало внимания. Гораздо больше его интересовал полный мешочек, лежащий неподалёку. Новая жила соколиного глаза, на которую он наткнулся совсем недавно, оказалась на редкость богатой, и теперь Феанаро прикидывал, что можно украсить чёрно-серым переливающимся камнем. Пара вариантов уже появилась, но оба нужно было хорошенько обдумать. И лучше это сделать дома.
- Айа, Феанаро, - прозвучал рядом глубокий
голос. - Вижу, что твой поход был удачным.
Майа Ауле соткался словно из воздуха и сидел почти напротив. Внимательные глаза
его смотрели доброжелательно и улыбались.
Мастер даже не вздрогнул, словно привык к
таким вот появлениям. Кивнул, гадая, что за майа посетил его.
- И тебе доброго дня. Прости, не знаю твоего имени.
- Меня зовут Карлан. Горный Дух. Я майа Ауле, - улыбнулся Карлан. - И пришёл к тебе по делу.
- Ну что ж.. Я всегда готов выслушать майар Ауле, - Феанаро собрал скорлупу в сумку. - Что такое?
- Я намерен взять в обучение одного из твоих сыновей. Морифинвэ. Но прежде я хочу знать твоё мнение.
Феанаро вскинул бровь.
- Морифинвэ? И чему ты намереваешься его учить?
- Тому, что ему пока даётся с трудом. Песне металлов, - ответил Карлан.
- А что, этому его не может научить никто из эльдар?
- Это так, - ответил Карлан, - но у Морифинвэ особый дар, я давно наблюдаю за ним. Он может постичь намного больше... Кроме того, Морифинвэ не получает удовольствия от работы с металлами. Вот поэтому я и хочу знать твоё мнение... И, конечно, я не хочу вмешиваться в твои замыслы. Собираешься ли ты сам обучать Морифинвэ?
- У меня нет времени на его обучение, - пожал плечами Феанаро. - Так что, думаю, я позволю ему учиться у тебя. Если, конечно, он сам захочет, и это не будет мешать остальным его делам. Он мне часто нужен дома.
- Хорошо, если он понадобится тебе, ты
всегда сможешь позвать его, - улыбнулся Карлан. - Владения Ауле не так уж далеки
от Тириона... А если что-то срочное - я сам доставлю его домой. Это всё, что я
хотел тебе сказать. Да пребудет удача в твоих делах и мастерстве.
Майа поднялся, и через мгновение лишь лёгкое колыхание воздуха напоминало о его
визите.
Феанаро проводил его взглядом и усмехнулся.
Надо же, учителя сами гоняются за его детьми. Да ещё какие! Мастеру было приятно
знать, что почти все его сыновья учатся у майар или даже валар. Только вот с
первыми двумя не вышло, ну да ничего, зато остальные с лихвой компенсируют этот
недостаток.
А Морьо заслужил эту возможность. Пусть учится, пока есть чему учиться.
***
Получив согласие, Карлан отправился к дому Феанаро и знал, что застанет
Морифинвэ в мастерской.
Тёмный наводил порядок на своём рабочем столе, мысли его всё время возвращались
к разговору с Горным Духом, а руки как будто сами раскладывали по местам эскизы,
инструменты и заготовки. Присутствие Карлана Морьо почувствовал сразу и
оглянулся к двери.
Тёмный молчал, но во взгляде явственно читался вопрос:
"Каково решение отца"?
- Отец не против твоего обучения, - ответил Карлан, - и ты можешь прийти, когда
тебе будет удобно. Приходи в мою пещеру и, если меня там не будет, просто
позови.
- Что нужно с собой взять? - поинтересовался Морьо.
- Всё необходимое для учения и работы у меня есть. Но ты можешь взять и свои
инструменты, если хочешь.
До встречи.
- До встречи, - ответил Морьо и улыбнулся, не в силах больше сдерживать радость.
Майа вышел за дверь и только оттуда, сбросив облик, полетел на юг, домой.
На другой день после их приключения
Артаресто отправился в дом Феанаро. В другой раз он позвал бы брата по осанвэ,
но сейчас, во-первых, в любом случае следовало узнать и увидеть, что тот
чувствует себя хорошо, а раз Морифинвэ почти всё запретили на ближайшие два дня,
стало быть он ничем особенно не занят.
Дорогу к комнате Морифинвэ Артаресто нашел без труда и постучался в дверь.
Через несколько мгновений дверь открылась.
Спокойное лицо нолдо осветила радостная улыбка.
- Айа! Проходи, Олоста, - сказал Морьо, посторонившись.
- Айа! - Артаресто заулыбался в ответ и
быстро шмыгнул в комнату.
- Ну как ты, Морифинвэ? - спросил он, на всякий случай понизив голос. - Все
хорошо?
- Хорошо, - ответил Тёмный, - только трудно сидеть и ничего не делать. Вот, - он показал рукой на свиток, - читаю тексты Румила...
- Хроники или наставления? - поинтересовался
Артаресто.
- Зато у тебя есть время волю начитаться. Я не помешал? Хотел увериться, что
наше приключение обошлось без последствий.
- Нет, не помешал, - улыбнулся Морьо. - Это
о минералах. Перечитываю заново. Хотя и так всё помню.
Тёмный сел в кресло и продолжил:
- Садись. Это хорошо, что ты пришёл. Уже говорил с отцом об обучении у Карлана?
- Жаль, что твой отец не записывает свои
опыты, - покосился на свиток Артаресто, - читать его руны намного проще.
Он сел.
- Да, я расказал отцу... что было можно о встрече с Карланом. Отец был удивлен,
но возражать не стал.
- А лорд Феанаро согласился, чтобы ты учился у майа?
- Отец согласился, Карлан мне сам сказал. А свои опыты отец всегда записывает. Только его кабинет обычно заперт. Если тебе что-то нужно, я могу его попросить.
- Нет, - Артаресто покачал головой, - ничего
определенного мне не нужно, а раз его свитков нет в хранилище, едва ли он
предназначает их для посторонних глаз.
- Но, - он улыбнулся, - что сказал Карлан? Когда мы можем к нему прийти?
- Ладно, как скажешь, - согласился Морьо, - А пойти к Карлану мы сможем в любое удобное время.
- У меня время всегда удобное, - засмеялся
Артаресто, - так что, решай ты.
Внезапно эльф нахмурился:
- Я все время думаю, если бы не Карлан... Что тогда? Обязательно научусь
правильно пользоваться веревками, спускаться, подниматься...
- Зачем думать о том, чего не случилось? - возразил Морьо. - Впрочем... это действительно хороший урок. И нужно быть внимательнее в горах. В пещерах - особенно. А учиться пойдём, как только окончится время, назначенное Ольмирином.
В дверь негромко постучали.
- Морьо, - раздался голос Нерданэли. - Ты дома?
Тёмный поднялся с кресла и подошёл к выходу.
- Дома, мама, - ответил он, открывая дверь и пропуская Нерданэль в комнату.
- Ты с утра не выходил, даже в мастерскую, -
Нерданэль с некоторым беспокойством всмотрелась в сына. - Все в порядке?
Артаресто при появлении Нерданэль тоже встал:
- Айа, леди Нерданэль...
- О, у тебя гость, Морьо... Айа, Артаресто, ты стал совсем взрослым с тех пор,
как я видела тебя последний раз. Прекрасно, что ты зашел, я нечасто вижу у нас в
доме родственников мужа. И, конечно, ты пообедаешь с нами?
- Я с удовольствием, - Артаресто поклонился.
- Тогда я буду ждать вас в столовой, - улыбнулась Нерданэль.
- Всё в порядке, мама, - ответил Морифинвэ,
- мы сейчас придём. У нас с Артаресто была интересная встреча в горах. За обедом
расскажу.
Нерданэль кивнула:
- Я пока накрою на стол.
- Ты расскажешь все? - спросил Артаресто, когда дверь за ней закрылась.
- Не знаю, Артаресто... - задумчиво произнёс Морьо, - думаю, что не стоит рассказывать всё. Но про то, что мы уходим учиться к Карлану, рассказать надо всё равно...
- Я спросил, чтобы не сказать за обедом
что-нибуть лишнее, - пояснил Артаресто. - Ведь леди Нерданэль едва ли будет
возражать против твоего обучения у Карлана.
- Не будет, - улыбнулся Морьо. - Идём?
- Идем, - Артаресто одернул тунику и пригладил волосы.
Нерданэль хлопотала, накрывая на стол. Хорошо, что Турко накануне удачно
поохотился. Жареный фазан с брусничным вареньем, холодный окорок, рис с овощами.
И пирог с черникой на десерт. Подумав, Нерданэль поставила на стол и кувшин
вишневого вина. В конце концов, мальчики уже вполне взрослые.
Морьо провёл Артаресто на кухню.
- Никого больше не будет, мама? - спросил он, - И разве ты с нами не будешь
обедать? - удивился Морьо, заметив всего две тарелки, смотревшиеся не совсем
уютно на большом длинном столе.
- Если я не помешаю серьезному мужскому
разговору, - улыбнулась Нерданэль, - то с удовольствием присоединюсь к вам.
- Мне нечасто выпадает удовольствие обедать с детьми и мужем, - взглянула она на
Артаресто, - они все больше лазают по горам и возятся в мастерской. Надеюсь, в
твоей семье иначе?
- По-разному, - смущенно ответил Артаресто, - но отец всегда старается к обеду
быть дома.
- Нет, не помешаешь, мама, - ответил Морьо, - И нам ещё не скоро представится возможность вместе обедать...
- Ты куда-то собрался? - Нерданэль поставила на стол еще одну тарелку. - Опять с отцом?
- Нет, не с отцом, - улыбнулся Морифинвэ, - мы уходим с Артаресто, учиться к майа Карлану...
- Вот как? - Нерданэль качнула головой. - Что ж, я поздравляю вас обоих. А что сказал отец, Морьо? Он рад?
- С отцом я ещё не виделся. Говорил с ним Карлан и сказал, что он не против моего обучения...
"Не против - не значит "за", - подумала
Нерданэль, а вслух спросила:
- Значит, теперь вы и жить переселитесь в горы?
- Да, придётся... - ответил Тёмный. - Владения Ауле не настолько близко, чтобы часто возвращаться домой.
- Значит, мне надо собрать тебе еды хотя бы на первое время, - на лицо Нерданэль легла тень озабоченности. - А как скоро вы отправляетесь?
- Дня через два, мама, - улыбнулся Морьо. - И много еды, наверное, не нужно...
- А как же вы там устроитесь? - продолжала расспрашивать Нерданэль. - Неужели будете жить под открытым небом и довольствоваться только охотой?
- Пока не знаю, - пожал плечами Морьо, - но не думаю, что под открытым небом. Скорее - в пещере. И, возможно, у Карлана есть какое-то другое жилище, кроме пещер... И, наверное, майа не оставит своих учеников без воды и еды, - улыбнулся он.
- Леди Нерданэль, - вступил в разговор
Артаресто, - в пещерах так красиво, что пожить там какое-то время будет просто
чудесно.
- Никак не привыкну к тому, что мальчишкам нужны приключения, - рассмеялась
Нерданэль.
- Но к вам ведь можно будет приходить в гости? - посмотрела она на сына.
- Конечно, мама, - кивнул Морифинвэ, разливая вино в бокалы.
- Наверное, нам стоит выпить за успех нашего
обучения? - предложил Артаресто, забирая бокал. - А еще я хочу сказать, что
очень благодарен тому счастливому случаю, что свел меня твоим сыном, леди
Нерданэль.
- Мне кажется вы оба нашли друг друга, - улыбнулась Нерданэль, - хотя на первый
взгляд так непохожи друг на друга.
Морифинвэ слегка улыбнулся словам матери, но
не стал ничего отвечать на них.
- За успех выпьем, Артаресто, - сказал он, протягивая наполненный бокал
Нерданэль, - это хороший тост.
Нерданэль взяла бокал:
- За совершенство вашего мастерства, за ваши будущие достижения.
- И не забывайте, что у вас обоих есть мамы...
Артаресто смутился:
- Что ты, леди Нерданэль. Мы будем вспоминать о вас каждый день.
Тёмный отпил немного вина и кивнул. То ли соглашаясь с Артаресто, то ли оценивая вкус напитка...
Нерданэль, улыбнувшись словам Артаресто,
отпила из своего бокала и стала раскладывать по тарелкам жареную дичь.
Артаресто тоже сделал глоток, после чего почувствовал себя почти совсем уютно.
***
Прошло три дня. Морьо совсем уже поправился и чувствовал себя как прежде.
На всякий случай, он всё же решил прихватить с собой инструменты. Те, к которым
привыкла рука...
Его походный мешок был на этот раз почти совсем пуст.
Тёмный оглядел свою комнату... Он уже давно не уходил из дома на такое долгое
время...
(о) Артаресто:
Артаресто, я готов. Встретимся у выхода из города или зайти к тебе?
(о)Морифинвэ: Встретимся у выхода. Как
прошлый раз
Артаресто был уже давно готов. В мешок помимо инструментов была все же положена
веревка и прочные металлические крючья с заостренными концами, которые при
помощи молотка легко было загнать даже в небольшую трещину в скальной породе.
Нерданэль стояла на крыльце. Она ни о чем не допытывалась у Морьо в эти дни, но
знала: прошлый раз с сыном что-то случилось. От этого интуитивного знания было
тревожно, хотя она и старалась безмятежно улыбаться.
Морифинвэ подошёл к матери. Он по-прежнему
был уверен, что ничего рассказывать ей было не нужно, но всё равно ощущал её
беспокойство.
- Mara mesta, мама, - сказал слегка касаясь губами её тёплой руки, - мне пора
идти. И не волнуйся, всё будет хорошо...
- Будь там поосторожнее, горы все-таки, -
Нерданэль нежно поцеловала сына, - и давай о себе знать.
Морифинвэ кивнул в ответ, а через несколько мгновений звука его быстрых шагов
уже не было слышно даже за калиткой сада.
Морьо наслаждался возможностью снова быстро ходить, и радостное волнение от
предстоящего учения переполняло его сердце. Добравшись до условленного места, он
присел около дерева в ожидании Артаресто. Но вскоре поднялся. Сидеть после
стольких часов покоя не хотелось. Да и Тирион было лучше видно.
Вскоре показался Артаресто. Увидев, что его
уже ждут, он замахал рукой и пустился бегом.
- Айа, Морифинвэ! Вот и я...
- Айа! - улыбнулся Морифинвэ. - Идём?
Он глубоко вздохнул, поправил мешок на плече и направился к владениям Ауле.
- Идем! - энергично кивнул Артаресто, радуясь, что полетов на этот раз не
предвидится.
- У тебя совсем все прошло?
- Совсем, - засмеялся Морьо. - Ты хоть видел, что там со мной делали?
- Видел, - кивнул Артаресто. - Ты спал, а
Ольмирин водил над тобой руками, и под ними вспыхивал свет.
У тебя оказалось несколько сломанных ребер... Наверное, было очень больно?
- Да, приятного мало. Но потом я уснул и
ничего не чувствовал... Водил руками?.. - Морьо усмехнулся, но не стал ничего
говорить.
У входа в пещеры не понадобились факелы. Внутри было достаточно светло, чтобы
хорошо видеть путь. На этот раз их ждали... А дорога к дальней озёрной пещере
была уже настоящей дорогой. Широкой и удобной.
Артаресто удивленно ахнул:
- Как здесь все изменилось... Даже идти можно рядом, а не друг за другом.
Карлан ждал братьев у озера. Неяркий свет,
идущий ниоткуда и отовсюду, отражался в воде, рисуя на стенах причудливые узоры.
- Айа, эльдар! - сказал он входящим. - Надеюсь, дорога была приятной.
В глазах майа сверкнули весёлые искры.
- Айа, Карлан, - ответил Морьо, - дорога и в самом деле другая, - улыбнулся он,
- спасибо.
- Айа, - поклонился хозяину Артаресто, -
просто трудно поверить, что это та же самая пещера.
Он присел, разглядывая озеро, которое так хотел увидеть.
- Артаресто, на озеро ты ещё посмотришь, а
сейчас идите за мной, - сказал майа.
Карлан повёл братьев подгорными путями к своему дому. И трудно было понять - то
ли эти величественные коридоры уже были, то ли скалы раздвигались на пути
Горного Духа...
Дом Карлана, хоть и был небольшим, но места для гостей в нём имелись. Он поселил
Морифинвэ и Артаресто недалеко от своих покоев, на втором этаже - в одной
комнате, светлой и просторной.
Морьо с интересом и восторгом рассматривал переплетения кружев из металла. Он
бывал в немногих домах Тириона, однако был уверен, что такой красоты нет
нигде...
Артаресто с неменьшим восторгом и удивлением
разглядывал комнату:
- Я думал, мы будем жить в пещере, при свете факелов...
- А здесь так красиво и светло!
Он погладил рукой ажурные кованные кружева.
- Трудно поверить, что это металл.
Морьо не ответил, только вздохнул,
прикоснувшись к филигранному завитку. "Вот если бы так же научиться..."
Карлан улыбнулся замечанию Артаресто.
- Сегодня отдыхайте. Заниматься начнём завтра. Можете пока посмотреть дом, а к
ужину я вас позову, - сказал он и вышел из комнаты.
- Посмотрим? - обрадовался Артаресто предложению Карлана. - Я еще никогда не видел, как живут майар...
- В зримом облике майар живут так же, как Воплощённые, - ответил Карлан, улыбнувшись. - А с домом познакомиться не мешает. Вам здесь жить какое-то время...
- Мы обязательно познакомимся с твоим домом,
Карлан, - улыбнулся Артаресто. - Надеюсь, мы понравимся ему, как и он нам.
Артаресто вопросительно посмотрел на Морифинвэ.
- Или вначале разберем вещи?
- Разложим, - кивнул Морьо, - это не займёт
много времени.
И принялся за свою походную сумку.
Артаресто последовал его примеру. Немного запасной одежды, крепкие башмаки для
лазанья по горам, ящичек с инструментами, и другой, поменьше, с красками,
несколько дощечек и листов плотной бумаги для рисования, письменные
принадлежности, молоток для скола образцов породы, веревки и крючья из
закаленного металла. Разложив все это в пару сундуков у стены, Артаресто уселся
на один из них, подперев голову руками.
Морьо не настолько спешил и управился немного позже.
- Ну, что, - улыбнулся он Артаресто, - куда пойдём сначала? Наверх или вниз?
- Наверх, - улыбнулся Артаресто, - наверняка оттуда вид красивый.
Морьо направился к выходу. Ещё по дороге он
приметил кованную лестницу, ведущую куда-то наверх.
Он быстро спустился во двор и повернул направо к скале, где начинался подъём.
Металлическая ажурная лестница, неширокая, но удобная, вывела их на просторную
террасу.
Вид со скалы был захватывающим. Но особенное впечатление производил рисунок
"крыши", с замысловатым, но стройным узором. Если смотреть сквозь него на небо,
создавалось странное впечатление. Казалось, что рисунок движется вместе с
облаками...
Артаресто тихо ахнул от восхищения.
- Я и представить себе не мог, что возможно такое совершенство.
Он никак не мог решить что же ему нравится больше: легкий невесомый ажур
лестницы, удивительная "летящая крыша" или вид, открывавшийся с террасы.
- Какая красота...
- Да... - Морифинвэ ответил не сразу. Он
долго рассматривал кованные узоры, пытаясь почувствовать Песню металла.
Тёмный, конечно, чувствовал общую мелодию, но ещё в ней было что-то... Пока
непонятное...
Он подходил к колоннам, слегка касался пальцами прохладной поверхности мрамора.
Потом снова поднимал взор кверху...
Морьо не замечал времени, настолько был сосредоточен...
Артаресто краем глаза заметил, как увлеченно
и сосредоточенно брат рассматривает, изучает мельчайшие детали этого
удивительного дома. Сам он больше смотрел на панораму гор, открывавшуюся с
террасы, впитывая каждый блик света, скользнувший по вершинам, прихотливую игру
красок на склонах, глубокую тень долин. Смотрел и пытался понять, в чем лучше
воплотить эту суровую красоту.
Осанвэ Карлана застало их всё там же. На открытой террасе.
- Нам пора, Артаресто, - повернулся к брату Тёмный. - Карлан зовёт.
Артаресто оторвался от созерцания:
- Да, идем, конечно... А я думал, что сейчас до тебя не добраться даже по
осанвэ. Ты так увлекся.
- Я думал и о Карлане тоже, - ответил Морьо, - может, поэтому... Идём!
Тёмный стремительно спустился вниз. Он не оглядывался, позади явственно звенели
ступени.
(о) Карлану:
Куда нам идти? Мы уже во дворе.
Артаресто последовал за братом. Ему все еще казалось, что он находится в причудливых сонных грезах.
(о) Морифинвэ
Чёткий образ столовой и пути в помещение.
Карлан встречал учеников у входа. На столе лежала нехитрая, но очень питательная
еда. Запечёные фазаны, зелень, немного лепёшек и кувшин вина.
- Проходите, - улыбнулся майа, - приятной трапезы.
- Спасибо, - поблагодарил Артаресто, подходя
к столу. Хотя бы в еде в этом доме не было ничего необычного.
- Ты охотишься, Карлан? - не удержался он от вопроса, глядя на фазанов.
- Иногда, - ответил майа, усаживаясь за
стол. - Вы тоже можете поохотиться в лесах Оромэ, если будет желание. Но это не
обязательно. Вы ведь учиться пришли не охоте, поэтому еда в моём доме будет для
вас всегда.
Карлан разлил вино в красивые металлические чаши.
- Не люблю охоту, - Артаресто покачал
головой.
- Верно, не охоте, - согласился Морьо, принимая свой бокал.
- Тогда выпьем за начало вашего обучения, - снова улыбнулся майа. - И мне
хотелось бы точно знать, какое умение привлекает каждого из вас?
- Песня металла, - сразу ответил Тёмный.
- Научиться правильно сочетать металл и камень, - ответил Артаресто.
- Ну что же, завтра посмотрим, что вы уже умеете, а потом решим, чему нужно будет учиться, - сказал Карлан.
На следующий день Карлан привёл братьев в
кузницу.
На двух рабочих столах уже было приготовлено всё необходимое для первого урока.
Майа подвёл Морифинвэ к одному из них.
- Вот здесь, Морьо, выбери любой из слитков и попробуй что-нибудь сделать. Горн
разогрет, инструменты рядом на месте.
- А тебе, Артаресто, - повернулся Карлан к младшему, - задание на этом столе.
Выбери любой слиток и любой камень. Попробуй соединить их мелодии.
С этими словами Горный Дух вышел из кузницы.
Артаресто медленно перебрал камни и слитки
металла, прислушиваясь к каждому из них и к самому себе. Внимание нолдо привлек
ярко-синий аквамарин, настолько чистой воды, что почти не требовал обработки. В
качестве оправы для него Артаресто выбрал красноватую медь. Яркие насыщенные
цвета камня и металла, несмотря на кажущуюся несовместимость, словно стремились
дополнить друг друга. Эльф положил слиток возле выбранного камня, звонкая песня
меди звучала в унисон с немного приглушенной и более нежной мелодией аквамарина,
словно флейта и лютня пели вместе один мотив.
Артаресто решил, если Карлан одобрит его выбор и позволит довести замысел до
конца, то надо будет лишь слегка отполировать аквамарин и придать ему нужную
форму, а оправой камню послужат прихотливые завитки медной филиграни.
Морифинвэ долго сидел за столом и не начинал
никакой работы.
Все мелодии металлов он слышал отчётливо, но они не то чтобы не принимали его,
но и не выказывали никаких "чувств". Металл оставался холоден, и Морьо ясно
ощущал, что никакого удовольствия от работы он не получит. Металл подчинится ему
- и только...
- Нет. Не хочу так, - сказал он вслух и положил слиток белого золота на стол.
- Не хочешь что? - удивленно посмотрел на брата Артаресто.
- Не хочу подчинять металл, - ответил Морьо, - я хочу, чтобы металл сам шёл мне в руки. Так же, как камни...
- А если он хочет посостязаться с тобой? - спросил Артаресто, - испытать?
- Мне трудно объяснить... - Морьо не отрывал глаз от слитка. - У состязания другой мотив. Здесь же просто молчание и... молчаливое подчинение... - Тёмный поднял голову и посмотрел на Артаресто. - А ты почему не работаешь дальше? Или я тебе мешаю?
- Карлан не сказал, что я должен что-то
сделать еще, - Артаресто задумчиво посмотрел на камень и слиток меди, - но мне
кажется, я не ошибаюсь.
- А может быть, ты попробуешь? Попробуешь с моим слитком?
- Карлан сказал тебе попробовать соединить мелодии. А соединить их можно только в изделии. Что ты решил?
- Я решил сделать застежку для плаща, - Артаресто взял аквамарин. - Оправа будет напоминать бегущие морские волны, по два завитка сверху и снизу, направленные в разные стороны. А камень только отшлифовать, не гранить.
- А почему не хочешь сам попробовать? Не
уверен в чём-то?
Морьо оставил своё задание и подошёл к столу Артаресто.
- В себе, - вздохнул Артаресто, - после того, что мы видели в этом доме, у меня чувство, что я вообще ничего не умею!
- И у меня похожее чувство. Но мы же учиться
пришли, - улыбнулся Тёмный, - так что, чего-то не уметь для ученика... это не
страшно. Я, конечно, могу тебе помочь. Но ведь Карлан сразу поймёт, кто делал
работу.
- Я понимаю, - кивнул Артаресто, - но я говорил о другом: возможно, среди моих
образцов найдется тот, что сам доверится твоим рукам и умению. А свое задание я,
разумеется, выполню сам... как смогу.
- Нет, - покачал головой Морьо. - Я благодарен тебе за предложение, но мне нужно выполнить своё задание с теми образцами, которые дал мне Карлан. Полагаю, он знал - зачем даёт именно их...
Артаресто молча кивнул, соглашаясь и сожалея, что тут уж ничем не поможешь, и взялся за свое задание. Хотя делалось оно уже без прежнего вдохновения.
***
К обеду вернулся Карлан. Он с любопытством заглянул в мастерскую и нельзя
сказать, что очень удивился, не увидев никакой работы на столе Морифинвэ.
(о) Морифинвэ
Не говори сейчас ничего. Потом поговорим.
Майа ободряюще кивнул Тёмному и подошёл к столу Артаресто.
Работа Артаресто была простой, поэтому не заняла много времени. Глубокого цвета неограненный аквамарин был вставлен в медную оправу, украшенную только несколькими завитками металла. Яркость цвета металла и камня делали, на взгляд Артаресто, излишней любую вычурность.
Карлан с лёгкой улыбкой смотрел на застёжку,
сделанную Артаресто. Ему понравилось смелое и неожиданное решение, но майа и не
рассчитывал, что выбор ученика обязательно будет верным...
"Металл перехитрил тебя, юный нолдо", - подумал Карлан. Он поднял глаза на юношу
и спросил:
- Расскажи мне, Артаресто, как ты сделал выбор?
- Мне показалось, что их мелодии хорошо дополняют друг друга, - отвечал Артаресто, - а яркий оттенок камня и металла позволяет сделать форму лаконичной и сосредоточиться на их естественной красоте.
- Ты слушал их мелодии... Это я понял. Но что именно ты услышал?
- Они пели, - Артаресто прикрыл глаза, восстанавливая ощущения, - как поют дуэт на два голоса. Медь выше и звонче, как флейта, а камень, подобно лютне, немного тише и нежнее.
- Хорошо, - кивнул Карлан, - а слышал ли ты,
выбирая, чтобы было наоборот? Чтобы мелодия камня была громче мелодии металла?
Морифинвэ оставил пока свои мысли об объяснении с учителем и внимательно
слушал...
- Да, - кивнул Артаресто, - но я никогда не соединял металл и камень, если его мелодия была доминирующей. Мне казалось, что это неверно.
- А было ли одинаковое по громкости звучание? - улыбнулся Карлан.
Артаресто взял со стола золотистый хризолит:
- Тональность их звучания одинакова, но... сочетание мелодий слишком... скучное.
- Возможно, - улыбнулся Карлан, - хризопраз возможно... И, конечно, для мастера имеет значение - нравится ему мелодия или нет. И сочетаемость мелодий металла и камня тоже. Однако не меньшее значение для гармоничности изделия имеет желание камня и металла быть вместе. В твоей застёжке нет дисгармонии. Потому что мелодии сочетаемы. Но полной гармонии тоже нет. Аквамарин был не против меди, Артаресто. Но это не тот металл, оправу из которого он хотел.
Артаресто помолчал, смущенный неожиданностью
ответа, посмотрел на свою работу, потом взглянул на Карлана.
- Карлан, что важнее в творчестве? Желание камня или замысел мастера?
Майа широко улыбнулся.
- А ты попробуй сделать разное: по своему замыслу, по желанию камня и ещё так,
чтобы было без "или".
Артаресто растерянно кивнул:
- Я... я попробую. Только, наверное, на это уйдет много времени.
- Я никуда не спешу, Артаресто, - тепло улыбнулся Карлан, - и тебя тоже не тороплю.
* * *
Воплотить задание Карлана оказалось совсем непросто. Артаресто перепробовал с
десяток камней и образцов металла. За работой он не замечал даже, как меняется
свет Древ, поэтому не мог сказать точно, сколько времени прошло, прежде чем он
счел, что справился.
Желание металла и камня неожиданно совпало в лаконичном колье из благородного
опала в серебряной оправе. Переливчатый, словно смеющийся опал охотно слил свою
жизнерадостную песню со сдержанным звучанием серебра, а светлый сияющий металл
словно вобрал задорные нотки вспыхивающего всеми цветами радуги камня.
Чтобы не мешать им дополнять друг друга, Артаресто прибег лишь к минимальной
отделке: отшлифовал опалы, а серебро оставил матовым. Выглядело колье довольно
скучно, но когда на него падал свет, оно вспыхивало подобно огню, в который
подлили масла.
А вот другая работа соединила в себе и желание Артаресто, и гармонию материалов.
Кубок был сделан из непрозрачного обсидиана. Чашу в виде диковинного черного
цветка оттеняла сверкающая золотая ножка в виде двух поднявшихся на хвосте змей.
Одна головой поддерживала кубок, а вторая, обвившись вокруг него, служила
своеобразной ручкой. Сияние золота смотрелось особенно ярким на фоне скромного
темного камня, но не скрывало приданой ему формы. Мелодии перекликались друг с
другом, словно две птицы, поющие дуэтом, и Артаресто втайне мечтал, как в случае
одобрения Карлана подарит это кубок Морифинвэ.
Разрешить сомнения и неуверенность Морьо
Карлану было очень важно, поэтому и здесь он не спешил.
После разговора с Артаресто майа позвал Тёмного к себе для отдельного разговора.
- Теперь расскажи мне, Морьо, что помешало тебе выполнить задание?
- Помешало... - Морифинвэ вздохнул, - когда я работаю с камнями, то всегда
выбираю только те из них, которые хотят моего участия. Но ни от одного металла я
не чувствую хотя бы намёка на тепло.
- А не пробовал ли ты как-то расположить к себе камень, который не отзывается
тебе? Или даже сопротивляется? - спросил майа.
- Я бы очень этого хотел, но не знаю, как...
- Хорошо, завтра пойдём вместе пока что к камням, и посмотрим, что у тебя
получится, - улыбнулся Карлан, - а сейчас иди отдыхай. Тебе понадобится много
сил.
Морьо кивнул и вышел из мастерской, гадая - что такое предстоит ему завтра?..
На следующий день Карлан привёл Морифинвэ в
какую-то из своих пещер.
- Не будем отвлекать Артаресто, - сказал он, - поговорим здесь.
В своде пещеры было много расщелин, золотисто-серебряный свет неровно падал на
сверкающие столбы, оставляя тёмными только небольшие ниши.
Майа достал из одной из них несколько крeпных самоцветов.
- Садись, Морьо.
Из пола, почти мгновенно поднялись два небольших каменных "кресла" и "стол".
Морифинвэ удивлённо приподнял бровь и послушно сел напротив учителя.
- Выбирай, - сказал Карлан, пододвинув к Тёмному камни.
Морьо почти сразу отложил ближе к себе сапфир и хризопраз, аметист и хрусталь.
- Рубин и алмаз - тихо произнёс он, - сопротивляются.
Карлан забрал "хорошие" камни и вернул их в нишу.
- Будем работать сначала с рубином. Попробуй поговорить с ним.
Морьо взял камень и сосредоточился. Он уже привык не общаться с "враждебными"
кристаллами вообще. Теперь же приходилось учиться языку заново.
Кто ты? Зачем ты здесь? Я не хочу твоих рук!
Это были даже не мысли, а как бы призраки мыслей, отражённые в чувстве.
Я мастер... Ты очень нравишься мне... Почему ты не хочешь моих рук?
Мастер? Разве ты сможешь сделать то, что я хочу?
Покажи мне, что хочешь!
Рубин хотел шлифовки. Но особенной. Камень показался красивым большим шаром,
внутри которого переливались звёзды, переходя из одной в другую. Это зрелище
походило на яркий маленький фейерверк...
Доверься мне! - попросил Морьо. - Я сделаю это!
Сначала камень молчал, но после - онемение пальцев, возникшее от соприкосновения
с кристаллом, начало проходить.
- Он принимает меня! - радостно прошептал Тёмный.
- Хорошо, - коротко ответил Карлан, - теперь алмаз.
Майа встал и отошёл подальше, чтобы камень чувствовал только мелодию
воплощённого.
Морьо взял алмаз. О, этот камень был почти врагом! И, казалось, даже угрожал
ему.
Уходи! Уходи! Уходи!..
Здесь требовалось нечто большее, чем "разговор", и Тёмный полностью открыл себя.
Став для алмаза совсем незащищённым, он словно давал понять: "Я не враг тебе. Я
свой! Такой же как ты! Мы похожи".
Алмаз ослабил враждебность, но и расположения не проявлял. Тогда нолдо стал
смелее.
Воля моя тверда, как и твоя! Я люблю свободу, так же как ты! Я люблю красоту
и желаю её, так же как ты!
Что-то происходило... Морьо пока не знал этому названия. Мир уплыл куда-то
далеко и здесь, в этой пещере, были только он и алмаз. Казалось, что пальцы его,
снова онемевшие, пронзённые невероятным холодом, становятся алмазными,
прозрачными... А может это алмаз врос в его роа?...
Морифинвэ не смог бы отделить себя от камня, и ясно чувствовал его присутствие в
себе. И ещё он чувствовал каждую грань будущего бриллианта с новым, невиданным
ранее узором...
Я сделаю это!
И мир вернулся. Напротив блестели искорки кристалов на стенах пещеры. Вот
Карлан. Он подходит. Что-то говорит. Надо услышать. Ушами услышать.
- У тебя получилось.
Морьо расслышал голос учителя.
- Это было... - попробовал объяснить Тёмный
- Не надо, - прервал его майа, - я знаю, что с тобой было. И на сегодня хватит
пока. Идём домой.
***
Позже работа с минералами проходила намного легче. Морьо понял, что нужно
делать, и главное - как.
- Теперь ты знаешь путь, Морифинвэ, - сказал Карлан на следующий день после
завершения занятий, - и сегодня будешь делать то же самое, только с металлом.
Выбирай любой. И помни - точно так же малая часть каждого металла, как и любого
из минералов, есть и в тебе, и во всех эрухини.
Сердце Морьо заколотилось так сильно, что ему пришлось потратить несколько
минут, чтобы успокоиться. Он стоял около стола в комнате Карлана, напротив
лежало нескольк слитков разных металлов... Тёмный протянул руку к небольшому
самородку белого золота, осторожно взял его и присел за стол.
Поначалу была слышна лишь слабая мелодия подчинения, но Морифинвэ не сдавался и
попросил металл рассказать о себе. Да, он знал основные свойства золота и других
металлов тоже, но не знал ничего об их внутреннем мире. Теперь он точно знал,
что этот мир существует...
Металл отозвался весёлой песней, радостной и довольно громкой. В ней был ясно
слышен перезвон тонких колец. Ну, конечно - браслет! Много тонких браслетов!
Тебе не нужно подчиняться. Я смогу воплотить твою песню. И даже знаю, кому
это принесёт радость, если подарить...
Тёмный почувствовал, как весёлая песня начала вливаться в него... Металл принял
его! Значит, есть не только в роа некая малая его часть, но и часть фэа тоже...
С железом было несколько сложнее.
Морьо быстро определил его главную мелодию, но несовпадение "мира" ощущалось
слишком явно.
Скажи мне или дай почувствовать - что тебе не нравится.
Ты умеешь быть твёрдым, - ответил слиток, - но не умеешь быть мягким для
того, чтобы стать ещё сильнее!
Мягким...
"Не умеешь быть мягким"...
Вот это Морифинвэ за собой действительно мог признать. Не умел он "смягчаться".
Но как-то неожиданно пришла из памяти их первая встреча с Артаресто, а за ней -
и все другие тоже.
Я могу быть мягким, - ответил Морьо, - но не со всеми. Так же, как и ты!
Смотри.
Морифинвэ показал всё. А образы их последнего с Артаресто путешествия в горы
были собенно чёткие.
Слиток принял Тёмного, и звонкая мелодия силы зазвучала в нём лего, свободно и
дружественно.
- Теперь тебе не придётся подчинять металл, - сказал Карлан, когда ученик
закончил разговор с последним, серебряным слитком. - Я подожду, пока ты дашь
новое воплощение Песне металлов.
Морифинвэ улыбнулся и кивнул в ответ. Говорить почему-то ничего не хотелось.
Хотелось только работать.
***
После возвращения с занятий Морифинвэ просто поднялся к себе. Ощущение нового
переживания от работы с минералами всё ещё было с ним и заставляло сердце биться
сильнее.
Карлан проводил взглядом Морьо и направил свои мысли к Артаресто:
(о)
Артаресто, зайди в мастерскую
(о) " Я в мастерской, Наставник!"
Артаресто сидел у рабочего стола подперев руками подбородок .
(о) Артаресто:
Жди меня там.
За дверью послышался чёткий звук приближающихся шагов, лёгкий шелест
открывающейся двери... а через мгновение в комнату зашёл Карлан, сделав
предупреждающий жест, чтобы Артаресто не вставал.
Майа приблизился к его рабочему столу и присел рядом.
- Ты выполнил задание, Артаресто. А теперь скажи мне, какая из твоих работ
нравится тебе больше всего и почему?
- Этот кубок, - Артаресто коснулся пальцами чаши. - Его образ родился как бы сам собой, мне оставалось только успевать воплощать увиденное.
- Ты получил ответ на свой вопрос, Артаресто? - улыбнулся Карлан.
- О, да! - кивнул Артаресто. - Я никогда не думал, что это одновременно так сложно и так легко. Но что ты скажешь о моей работе, как таковой? Удачно ли само воплощение?
- По общей мелодии - да. Твоя чаша удачна. Теперь же тебе нужно только совершенствовать технику. Особенно с металлом. Да и с камнем нужно больше осторожности. Вот здесь, - майа указал на пару мест, где чаша соединялась с подставкой и на лепестки, - ты несколько раз чуть не разрушил камень. А здесь - нужны более плавные линии на чешуе змей, и золото ты передержал в печи. Но самое главное, Артаресто, ты уже понял и почувствовал. А умение придёт со временем.
После ухода Карлана Артаресто еще раз
внимательно рассмотрел свои работы, отмечая и замечания наставника и не столь
бросающиеся в глаза мелкие огрехи. Конечно, искушение подарить чашу Морифинвэ
было сильно, но Артаресто решил, что повторит ее, набравшись побольше опыта. А
эту... эту он отнесет отцу, а колье подарит маме.
Морифинвэ уединился в мастерской, а у Артаресто не выходило из головы их
путешествие в пещеру. Если бы не Карлан, то как бы они выбрались?
И вообще, как правильно общаться с горами? Немного подумав, Артаресто решился
прийти к Карлану.
- Наставник, можно спросить тебя?
- Конечно, Артаресто, спрашивай, - улыбнулся майа.
- Я хотел... узнать. Вот ты можешь летать - и значит, подниматься на любые горные вершины, но, может быть, ты знаешь, как подняться на гору, не имея крыльев, и чтобы не... не сорваться в первую же пропасть?
Карлан ответил не сразу.
Майа с лёгкой улыбкой прикрыл глаза, вспомнив своё знакомство с Линни.
Потом посмотрел на Артаресто.
- Это можно устроить, - весело сказал он, - здесь есть несколько таких мест, где
можно поучиться. Приходи завтра в третий золотой час.
Артаресто просиял - и на следующий день
точно в назначенное время явился к Карлану.
- Я готов, Наставник.
- Айа, - ответил Карлан. - Идём.
Расположенные неподалёку от дома горы как раз подходили для упражнений в
скалолазании. Хотя и создавались не для этой цели.
Майа привёл Артаресто к почти отвесной скале.
- Ну что же, пожалуй, можно начать. Попробуй здесь подняться.
Артаресто внимательно рассмотрел скалу, запоминая все трещинки, выбоинки и выступы. Мысленно наметил путь и, поставив ногу на первый выступающий камень, начал медленно карабкаться наверх, всякий раз тщательно прикидывая, куда поставить ногу и за что ухватиться рукой. О том, что оставалось внизу и за спиной, он старался не думать, сосредоточившись только на серых шероховатых камнях, уводивших его все дальше и дальше наверх, к золотистому сиянию неба.
Карлан отметил старание и ловкость
Артаресто, но также и и то, что в сапогах эльда не сможет забраться на вершину.
Майа поднялся вверх и поравнялся с Артаресто.
- Надо спускаться вниз. Я могу отнести тебя, но можешь и сам попробовать.
Артаресто глубоко вдохнул:
- Сам...
Стиснув зубы, он начал осторожно двигаться вниз; это было намного сложнее, хотя
бы оттого, что приходилось время от времени оглядываться и смотреть вниз, чтобы
не промахнуться ногой мимо очередного уступа. Артаресто буквально вжался в
каменную стену, по вискам тек пот, рубашка промокла насквозь, но он упрямо шаг
за шагом сползал вниз.
Майа всё время находился рядом, готовый в любую минуту подхватить Артаресто, если тот сделает неверное движение.
Но Артаресто выдержал, только в самом конце,
когда до земли оставалось примерно два его роста, нолдо, повиснув на руках
просто спрыгнул вниз.
Неужели добрался? Не верилось. Артаресто сел у подножия скалы, прислонившись к
прохладному камню.
- Отдохни пока, ты очень устал, - констатировал майа и присел рядом. - Как думаешь, почему?
- Мне было страшно, - вздохнул Артаресто. - Страх унес почти все силы, когда я спускался.
- Да, ты боялся, - кивнул Карлан, - несмотря на то, что знал, что я рядом и не дам тебе упасть. Однако сейчас меня интересует другое. О чём ты думал перед тем, как начать путь наверх?
- Я боялся не упасть, - потряс головой Артаресто, - я не могу объяснить... Это как тогда, когда мы летели из пещеры. А думал я... что будет там, наверху, когда я поднимусь.
- Страх высоты и есть страх падения, - улыбнулся майа, - даже если ты не думаешь о том, что можешь упасть. Значит, хотел увидеть - а что наверху? Любопытство - это хорошо, Артаресто. Но этого мало, чтобы совершать восхождения. Ты готов начать снова или подождём?
- Готов, - Артаресто вскочил на ноги. - А о чем нужно думать, чтобы не бояться?
- Прежде всего, нужно познакомиться с горой, на которую ты хочешь подняться, - ответил Карлан, вставая. - Я видел, как ты поднимался, Артаресто. Ты почти воевал со скалой, и без всякой на то причины. Однако при ювелирной работе ты общаешься с камнями по-другому. Так почему бы тебе не попробовать так же и здесь? Ведь гора тоже состоит из камня, Артаресто, - улыбнулся майа, - только камень немного другой. И сними сапоги, попробуй почувствовать скалу и ногами тоже.
Артаресто скинул сапоги, подошел к скале и
коснулся ее обеими открытыми ладонями, закрыл глаза и прижался к камню лбом.
"Позволишь мне подняться наверх? Я буду очень острожен, не отталкивай меня?"
В ладонях возникло знакомое чувство теплоты, а Артаресто вдруг представились
маленькие юркие ящерки, ловко снующие по скалам. Нолдо легко оттлкнулся,
удивленно ощущая, что сделался как будто легче. Путь наверх он помнил до
мельчайших деталей, но сейчас он казался каким-то другим, на скале словно
образовалась невидимая лестница. Он не успевал подумать - а под рукой или ногой
уже находился нужный выступ. Путь к вершине теперь казался увлекательной
прогулкой и закончился даже быстрее, чем хотелось. Артаресто встал на край скалы
и, счастливо улыбаясь, помахал Карлану рукой.
Карлан улыбнулся и помахал рукой в ответ.
- Теперь спуск, - сказал он и отошёл немного в сторону, чтобы лучше видеть.
Артаресто кивнул и начал спускаться. Это и
сейчас было труднее, чем лезть вверх, но он не торопился, стараясь
сосредоточиться на своих ощущениях, а пару раз, оказавшись в трудной ситуации,
просто попросил у горы помочь ему. Путь вниз был теперь не поединком со
скользкими камнями и собственным страхом, а диалогом с камнем, которому, похоже,
нравилось такое доверительное и уважительное общение. Артаресто даже стал
видеть, как красиво кругом, как кипит жизнь даже на этом почти отвесном склоне.
Вот мох уютно угнездился в горной трещине, а вот здесь, куда попадает больше
всего лучей Лаурелина, греются две ящерки.
- Привет! - сказал им Артаресто. - Не надо убегать, я здесь ненадолго.
Он почти и не заметил, как опять очутился рядом с Карланом.
Карлан не без удовольствия отметил изменение
в мелодии ученика. Похоже, что теперь он сможет найти взаимопонимание и с более
трудной скалой...
- Попробуешь ещё одно восхождение? Не устал? - спросил он Артаресто.
- Попробую, наставник! - радостно отозвался
Артаресто. - Странно, но я совсем не чувствую усталости.
- Спасибо, - повернулся он к скале, погладив шероховатый камень.
- Тогда идём, - ответил майа и повёл
Артаресто вокруг скалы. Позади неё на пологом склоне открывалась едва заметная
тропа, ведущая к высоким скалам. Издали скалы казались совершенно неприступными,
к одной из них и привёл Карлан своего ученика.
- У этой горы особый характер, - напутствовал майа. - Не торопись, Артаресто.
Особый характер... Артаресто подошел ближе и
провел по камню рукой, но почти сразу отдернул ладонь. Сопротивление ощущалось
слишком явно.
" Я ничего не сделаю плохого, даже камушка не возьму с твоего склона, просто
позволь мне подняться наверх". Он снова коснулся скалы: отторжение исчезло,
осталась лишь настороженность, как если бы ему сказали: "Попробуй".
Особенность характера он понял быстро. Гора словно играла с эльфом. Он ставил
ногу на уступ - и вдруг оказывалось, что перед ним голая стена и даже не за что
ухватится рукой. А потом столь же внезапно появлялась такая нужная трещинка.
Артаресто понадобилось собрать все мужество и терпение, гора словно испытавала
его на прочность. Времени добраться до вершины понадобилось намного больше, чем
первый раз. Оказавшись наверху, он едва смог подняться на ноги.
Карлан быстро поднялся на вершину и сел на
скалистом обрыве, жестом приглашая ученика присесть рядом.
- Что скажешь, Артаресто?
Артаресто опустился на камень возле Карлана.
- Справиться с заданием сочетанию металла и камня было проще, наставник.
Признаюсь, дважды я хотел позвать тебя на помощь.
- Да, эта скала любит пошутить, - засмеялся майа. - Но ты можешь попросить свои силы назад, - сказал он, поглаживая тёмный камень.
- А как? -озадаченно спросил Артаресто. - Разве мы можем воспринимать силу от камня?
- Силу можно воспринимать от всего. И от камня тоже, - ответил Карлан. - Ляг вот здесь, - он указал на ровное и хорошо освещённое место, - и попробуй почувствовать.
Артаресто лег и даже прикрыл глаза, чтобы
лучше сосредоточиться. Вначале он ничего не ощутил, кроме тепла нагретого лучами
Древ камня, потом показалось, что это тепло проникает внутрь тела и разливается
по нему, словно он выпил кубок вина. Тепло усилилось, теперь уже словно жидкий
огонь бежал по всем жилам, стало так горячо, что Артаресто не выдержал, открыл
глаза и сел.
- Ой...
- Ты пролежал немного дольше, чем было
нужно, - засмеялся майа, - но зато теперь точно будешь знать, когда надо
вставать.
Артаресто кивнул, потирая все еще горевшую спину:
- Да, гора снова преподала мне урок: не брать на себя лишнего. Но зато теперь я
готов в обратный путь.
Артаресто чуть вздохнул, представив, какие шутки могут ждать его при спуске.
- Вот и хорошо, - сказал майа. - При спуске ты теперь можешь попробовать соединить мелодии метала и камня, - с этими словами Карлан положил перед учеником лёгкий горный молоток, крючья из разных металлов и верёвку.
Артаресто перебрал крючья. Одно он четко
понял - гора не потерпит грубого насилия, но попытаться уговорить ее можно.
Немного подумав, Артаресто выбрал светлую закаленную сталь, легкую и прочную по
контрасту с темным базальтом горы: мелодия камня была протяжной и низкой, но
звучала в одной тональности с высоким и чистым голосом стали.
Взяв молоток, Артаресто вогнал первый крюк в небольшую щель в камне.
Майа поднялся, внимательный взгляд его не
упускал ни одного, даже самого незначительного движения ученика.
(о)Смелее, Артаресто. Ты ведь уже знаешь - что нужно делать.
Ободряющее осанвэ наставника вселило
уверенность. Артаресто попробовал крюк, тот сидел прочно. Нолдо закрепил
веревку, перебрался ниже. Главное было не потерять ведущую тему мелодии, которая
созвучна песне металла. Пару раз он ошибался, и тогда крюк со звоном отлетал от
скалы.
И все же, дорога вниз медленно и уверенно намечалась вехами сверкающего металла.
Гора не сопротивлялась, а Артаресто с удивлением видел, как головки крючьев
образуют на сером камне замысловатый узор. "Камень может не только принимать или
сопротивляться, но и учить. Когда вернусь, я обязательно повторю всё в серебре
на сером мраморе".
Последний крюк, земля. Артаресто сдернул и смотал веревку. Оглянулся в поисках
Карлана.
Майа уже стоял рядом и широко улыбался.
- Думаю, что на сегодня уроки можно закончить. Ты хорошо справился, Артаресто.
Артаресто едва удержался, чтобы не броситься
обнимать Карлана.
- Это твоя заслуга, наставник... Спасибо, что научил меня разговаривать с
горами.
- Твоя заслуга нисколько не меньше, -
ответил майа. - Ведь учитель научить может только тому, что ученик хочет
получить. И без твоего желания учиться у меня вряд ли бы получилось передать
тебе это умение.
***
Морифинвэ работал в этот день, как никогда. И всё его существо словно пело
вместе металлом, принимало любую Мелодию легко и просто, как вдох и выдох.
Работал быстро, точно и слаженно.
Новые творения рождались не в кропотливом труде, но в непостижимом содружестве
мастера и металла.
Впервые Карнистиро сделал что-то из железа. До этого он никогда с ним не
работал. Только пользовался инструментами.
Тёмный сидел за столом в мастерской и разглядывал свои изделия.
Восемь тонких звенящих браслетов белого золота, переливающиеся радужные алмазные
огни на внешней поверхности дужек.
Для матери.
Два набора стальных миниатюрных инструментов для гравировки по камню в
азуритовых футлярах.
Для отца и Куруфинвэ.
Серебряный филигранный венец, с огранённым изумрудом посредине.
Для Майтимо.
Небольшая агатовая шкатулка с тонкими стальными витыми струнами.
Для Макалаурэ.
Стальной охотничий нож притягивал взор не меньше, чем изящное украшение.
Голубовато-серое лезвие, элегантная рукоять белого нефрита, украшенная лишь
маленьким тонким узором у самого черенка. И белые нефритовые ножны, с таким же
лаконичным узором стальной проволоки.
Для Тьелкормо.
Ярко-красный шлифованный рубиновый шар, переливающийся мелкими звёздами, на
блюдце белого золота.
Для Артаресто.
Два малахитовых высоких подсвечника с золотыми подвесками.
Для Учителя.
И ничего ни в одном изделии нельзя было ни прибавить, ни убавить. Такая работа
уже никогда не устареет. Её невозможно улучшить, можно сделать что-то другое, но
превзойти невозможно.
Морифинвэ не осознавал этого, но впервые сам любовался своими работами, а не
просто отмечал, что они хорошо выполнены. В каждом изделии звучала новая Песня,
которой раньше Морифинвэ никогда не слышал...
Карлан неслышно зашёл в мастерскую и некоторое время стоял у двери, наблюдая за
выражением лица ученика. Потом майа подошёл ближе к столу, и Морьо поднял
голову, ощутив рядом чьё-то присутствие.
Учитель и ученик не говорили, только улыбались, глядя друг другу в глаза.
Артаресто вернулся в их с Морьо комнату в самом радужном настроении, горя желанием рассказать родичу о своем общении с горами. Но Морифинвэ на месте не оказалось. Неужели все еще в мастерской? Первым порывом было отправится туда, но немного подумав, Артаресто решил этого не делать. Боялся помешать. В ожидании возвращения брата он умылся, привел себя в порядок - и только теперь почувствовал усталость. Артаресто устроился на кровати с листом бумаги и кусочком угля и даже начал набрасывать вид с горы, но не заметил, как задремал.
Дверь комнаты отворилась с едва слышным
шелестом. Морьо посмотрел на спящего Артаресто, тихо подошёл к столу и положил
на него рубиновый шар.
Также неслышно Тёмный прилёг на кровать, и как только голова коснулась ложа,
сразу уснул.
Артаресто проснулся, но не сразу открыл
глаза. Снилось что-то очень хорошее, теплое и разноцветное, словно лучи
Лаурелин, играющие в стекле витража. Наконец нолдо стряхнул с себя остатки сна и
сел на кровати. Взгляд сразу уловил какой-то яркий предмет рядом, не просто
яркий - светящийся. Рубиновый шар, как рдеющий уголек, как просвеченное золотыми
лучами спелое яблоко лежал на столике у кровати. Артаресто осторожно коснулся
пальцами подставки из белого золота. Падающий из окна свет вспыхивал яркими
звездами где-то в пламенной глубине камня, проходя через него, отбрасывал
розоватые тени. "Капля крови на снегу" - вдруг явилось откуда-то непонятное,
тревожное сравнение. Артаресто помотал головой: нет, не так - теплый огонек
костра на белом песке побережья.
Он перевел взгляд на спящего Морифинвэ: собственно, и так сразу было понятно,
кто принес этот замечательный подарок. Темный спал, чему-то улыбаясь во сне.
"Значит, и у него все получилось, - радостно подумал Артаресто. - У нас все
получилось".
Он снова потянулся к оставленной бумаге и грифелю, только уже вместо горного
пейзажа под руками возникал портрет Морифинвэ, слонившегося над сияющим
рубиновым шаром.
Морифинвэ никогда не просыпался так
медленно, и так поздно. Последние видения улетали всё дальше, уступая место
новым событиям и новым делам.
Тёмный открыл глаза, но подниматься не спешил. Он смотрел на брата, занятого
рисованием. В мыслях Морифинвэ всё чаще называл Артаресто братом, и получалось
это удивительно легко...
Артаресто, очередной раз подняв глаза от
рисунка, улыбнулся проснувшему Морифинвэ.
- Ну как ты? Наверное, очень устал вчера? Даже не пошевелился во сне ни разу...
Потянулся к столу и взял в руки рубиновый шар.
- Спасибо тебе за это маленькое чудо... Значит, ты все-таки нашел, что искал?
- Айа, - улыбнулся Тёмный, - этот рубин похож на тебя, - он сел на кровати и пригладил волосы. - Не то чтобы нашёл, что искал... Я почувствовал. Мне трудно это объяснить. А что ты рисуешь?
- Тебя, - Артаресто развернул к Морифинвэ почти готовый набросок. Он изображал Темного, очевидно в первый момент окончания работы. Рука еще сжимает инструмент, движением другой он слегка отстраняет от себя законченный шар. Пристальный взгляд - не упущена ли какая-то мелочь, - и едва приметная улыбка в уголках губ.
- Меня? - растерянно переспросил Морифинвэ.
Он поднялся, подошёл к брату и взял рисунок в руки.
Свой портрет Морьо видел только в гостиной дома и как-то даже не замечал его.
Он долго рассматривал работу Артаресто, прислушиваясь и вспоминая свои чувства
во время работы над шаром.
- Ты угадал, - сказал он почти шёпотом, протягивая рисунок обратно.
Лицо Артаресто осветилось радостной улыбкой.
- Я старался представить себе твои чувства. А может быть, получилось потому, что
и сам я сегодня испытал нечто подобное. Карлан научил меня говорить с горами.
- Значит, ты теперь лучше меня будешь лазить
по скалам, - широко улыбнулся Тёмный.
- Нет, - рассмеялся Артаресто, - наравне с тобой.
***
Морьо покидал дом Учителя с двойным чувством. И с радостью, что теперь у него
есть так много возможностей для творчества, и с грустью от того, что уроки
закончены. Что-то ушло навсегда и никогда не повторится снова...
Морифинвэ часто потом вспоминал дни, проведённые в доме Карлана. Особенно в
тяжёлые и тревожные времена.
И всякий раз воспоминания эти согревали его сердце и дарили душе покой, хотя и
ненадолго.
Тёмный всегда помнил своего Учителя и его уроки, помнил своего друга и брата,
общение с которым тоже многому его научило, несмотря на то, что Артаресто
никогда и не пытался его чему-то научить.
"Это были самые счастливые дни в моей
жизни", - думал Артаресто, убирая в мешок рисовальные принадлежности, тонкие
металлические крючья и молоток. Что может быть лучше, когда рядом с тобой мудрый
наставник, а кто не просто тебе родич по крови, но и твой брат по духу?
Артаресто учился у них обоих. Карлан давал ему знания, учил думать и находить
решения, а глядя на Морифинвэ, Артаресто учился настойчивости в достижении цели,
умению выбирать путь и следовать ему.
И кто знает, не Темный ли заронил в мечтательную душу Артаресто искру огня,
столь несвойственного для тэлери.
(с) Ирис, Энди, Эстэль, 2006 - 2007
(с) Север и Запад, 2007
(с) Венец, 2007