"Венец", сайт Тэссы Найри

www.venec.com

 

 

Екатерина Аннинская

По островам Стокгольма 

 

 

На первый взгляд Стокгольм походит на наш Петербург. Вода, чайки, запах водорослей. Кругом - мосты и набережные. Но стоит присмотреться - и сразу почувствуешь, что у этих городов разный характер. Питер строгий, чопорный, торжественный, - гордая столица империи. А Стокгольм - веселый, жизнерадостный. Золотистые, охряные, коричневые, кремовые, дома отражаются в стальной воде Балтики и озера Меларен, и кажется, что это солнечные зайчики пляшут на волнах. Каждое здание регулярно моют и красят, поэтому город выглядит очень нарядным и юным, почти игрушечным. И лишь позеленевшие от времени памятники выдают истинный возраст шведской столицы.

Стокгольм привольно раскинулся на четырнадцати островах, обтекая упрямые скалы. И у каждого острова - свое лицо. И свои достопримечательности. И - музеи.

Подобно нашему Кремлю, построенному на холме между реками Неглинкой и Москвой, подобно Парижу, колыбелью которого был остров Ситэ, Стокгольм начинался с поселения на крошечном (800 на 500 метров) Стадсхольмене, что в переводе значит “город-остров”. Озеро Меларен с одной стороны и залив Сальтшён - с другой надежно защищали будущую столицу Швеции от непрошенных гостей. Это стратегически выгодное положение и решило судьбу Стокгольма. В 1252 году регент Швеции Биргер Ярл (то есть герцог Биргер) укрепил поселение и даровал ему статус города. А в 1634 году Стокгольм официально объявили столицей Швеции.
К XV веку Старый город был так переполнен, что король Густав Васа, опасаясь пожаров, выселил оттуда рабочих, живших в деревянных постройках, на большой остров Сёдермальм, где места хватило всем.

Теперь островок Гамла Стан (в переводе на русский - Старый город) - одно из самых оживленных мест в Стокгольме. Здесь множество мелких лавочек, ресторанчиков и кафе. По узеньким мощеным уютным улочкам, сохранившимся еще со средневековья, любят бродить туристы. Большинство домов на Гамла Стан принадлежат к XVII или XVIII столетию.

В Старом городе находится одна из главных достопримечательностей Стокгольма - королевский дворец. Король Густав I Васа, основатель династии, правил страной в 1521 - 1560 гг. Тогда вокруг старого феодального замка возвели оборонительные укрепления. При его сыне Иоганне II, находившемся у власти с 1569 по 1592 г., дворец приобрел черты, присущие зданиям эпохи Возрождения. А Карл XI (1660 - 1697 гг.) распорядился расширить территорию дворца и превратить его в роскошную резиденцию. Но в 1697 году дворец сгорел, и хорошо известный в России король Карл XII (1697 - 1718 гг.) поручил архитектору Н. Тессину Младшему построить новый, красивее и богаче прежнего. Работы продолжались до 1770 года.

В наши дни дворец - это здание в стиле классического барокко и ренессанса, почти квадратное в плане, с четырьмя боковыми флигелями. В его подземных залах находятся сокровищница, оружейный кабинет короля и музей древностей. Здесь хранятся оружие и доспехи королей, знаменитый меч Густава Васы, а также корона, изготовленная в 1561 году для Эрика XIV. Копии этой короны всевозможных размеров можно приобрести у выхода из музея, и по всему городу важно разъезжают на роликах “коронованные” подростки.

Шведы очень гордятся воинской доблестью и отвагой своих монархов. “Вот,- рассказывают экскурсоводы,- вглядитесь в этот костюм. Видите дырочку? Это след от пули, ранившей Густава II Адольфа. В нашем музее на каждом экспонате есть королевская кровь. Вот походная одежда Карла XII, и даже глина на ней сохранилась. А это чучело коня, того самого, на котором Густав II Адольф принял свой последний бой при Лютцене. Конь пережил хозяина на два года”.

Всего во дворце 550 помещений. Некоторые из них отданы музеям. В самых роскошных залах принимают глав иностранных государств, проводят аудиенции, официальные приемы и праздники. Однако большую часть времени дворец открыт для посетителей. Тем более, что король ездит сюда только “на работу”. А живет королевская семья в другом дворце - Дротнингхольме.

Дротнингхольм был построен в XVII веке в качестве летней резиденции. Но потом, как рассказывают, шведы из экономии переселили туда королей на постоянное жительство. У входа в здание стоит часовой: синяя форма, белая портупея, сапоги со шпорами, блестящая металлическая каска. По слухам, раньше дворец не охранялся, но однажды туда забрел сумасшедший, и после этого пришлось поставить часового. Рядом с дворцом - великолепный парк. Скульптуры, фонтаны, подстриженные кусты, ухоженные газоны, дорожки, посыпанные гравием. И - абсолютная чистота, хотя место довольно людное. Небольшая часть парка - частные королевские владения - отделена веревкой. Не стеной, не забором. Все как на ладони. Впрочем, в Швеции всегда свято блюдут право собственности, и никому в голову не придет нарушить границу. Даже двери в квартиру шведы не запирают, если кто-нибудь есть дома.

Шведский парламент заседает в Риксдаге, который находится на Хельгеандсхольмене, острове Святого Духа. Здание парламента, украшенное колоннадой, сочетает стиль барокко с французским и итальянским классицизмом. При строительстве подземных гаражей для членов парламента рабочие обнаружили остатки средневековой крепостной стены и другие находки, рассказывающие о далеком прошлом города. В результате вместо гаражей открыли подземный музей средневековья.

На Риддархольмене, острове Рыцарей, где когда-то селились дворяне, взгляд останавливает готическая Риддархольмсчуркан (“kyrkan” - “церковь”). Ее ажурный, словно сплетенный из черного кружева шпиль выделяется на фоне неба. Это здание было построено в 1280 году и принадлежало францисканскому монастырю. Оно служило усыпальницей королей: Густава II Адольфа, Карла XII, Карла XIV Юхана, которого мы знаем как наполеоновского маршала Бернадота. Рядом с церковью - часовенки в стиле ренессанса и барокко. В 1807 году в Риддархольмсчуркан открыли музей.

По тихим улицам Кунгсхольмена, или Королевского острова, запросто скачут зайцы. Живут они и на территории русского посольства, которое находится в этой части Стокгольма. А уж дикие гуси вроде тех, с которыми путешествовал известный герой Сельмы Лагерлёф, вообще чувствуют себя в городе, как дома. Самое интересное на острове Кунгсхольмен - конечно, знаменитая городская ратуша, построенная в 1911-1923 гг. по проекту архитектора Р. Эстберга. Это кирпичное здание в венецианском духе, со стенами, увитыми плющом, стало символом Стокгольма. На башне высотой в 105 м блестят позолотой три короны - такая же эмблема украшает стену шведского посольства в Москве. В ратуше расположились Городской совет, Центральная комиссия и другие административные органы. Здесь же, в украшенном разноцветной мозаикой Золотом зале проходят банкеты после вручения Нобелевских премий. Кроме того, в ратуше проходят церемонии гражданского бракосочетания.

Особенно богат музеями остров Юргорден, в лесах которого до XVIII века любили охотиться шведские короли. Теперь здесь находятся знаменитый парк аттракционов и развлечений “Грона Лунд”, музей народов Севера, музей “Васы”, музей живописи “Вальдемарсудде” и парк-музей “Скансен”.

В комнатах дома-музея принца Евгения (1865-1947), “Вальдемарсудде” все сохранилось так, как было при жизни хозяина. Просторные, светлые комнаты с окнами, выходящими на залив. Большая библиотека: принц был очень образованным человеком и много читал. И повсюду - вдоль стен, возле окон, на столах - ухоженные растения в расписных кашпо, свежие букеты в изящных вазах. Каждому сезону соответствует своя цветочная палитра - чувствуется, что хозяин был художником. Меньше всего цветов летом: к чему держать их в доме, считал принц, в теплое время года гораздо приятнее любоваться ими в саду.

Верхние этажи музея отведены для выставок. Принц дружил со многими художниками, помогал им деньгами и собрал богатейшую коллекцию работ шведских живописцев конца XIX века - начала 30-х гг. нашего столетия. Он и сам считался одним из лучших пейзажистов своего времени. Одна из наиболее известных его картин - “Облако” (1896). Сочная, упругая зелень деревьев, извилистая тропинка, сбегающая по бархатистому склону холма - и надо всем этим вспухает величественная громада облака. Фрески в Стокгольмской ратуше - тоже произведение принца Евгения.
После смерти принца дом и коллекция картин, согласно его завещанию, перешли в собственность государства.

Самый популярный в Швеции - музей “Васы”. Еще бы - ведь в основе его экспозиции - единственный корабль XVII века, сохранившийся целиком. 16 января 1625 года воинственный король Густав II Адольф, которого современники прозвали “Северным Львом” подписал с мастером Хенриком Хибертсоном контракт на строительство корабля. Через год на набережной Ниброкайен в центре города возвели верфи. Было спилено более тысячи дубов. В работе участвовало четыреста человек.

Но вскоре Хибертсон умер, и руководство перешло к Хейну Якобсону. Три года трудились мастера. “Васа” должен был стать вершиной судостроения, “королевским” кораблем - а подобного названия удостаивались в XVII веке только самые крупные военные суда. И действительно, “Васа”, длина которого достигала 69 м, а высота мачт - более 50 м, выглядел рядом с обычными кораблями того времени настоящим колоссом. “Васу” украсили множеством деревянных скульптур, установили 64 специально отлитых из бронзы крупнокалиберных пушки, погрузили боеприпасы, но... плохо рассчитали колличество балласта, необходимого, чтобы уравновесить судно. Вот и стряслась беда. Когда 10 августа 1628 года гигант торжественно сошел со стапелей, его с легкостью опрокинул первый же порыв ветра.“Васа” затонул прямо в гавани, проплыв 300 м. Весь экипаж погиб... Экипаж корабля состоял из 100-150 человек.

В 1950 году специалист по истории шведского флота Андерс Франсен решил найти “Васу”, ведь Балтийское море не слишком соленое и в нем нет моллюсков, питающихся древесиной. Вдруг корабль уцелел! Шесть лет Франсен и его помощник аквалангист Пер Эдвин Фальтинг обшаривали морское дно. В 1956 году “Васу” обнаружили, а еще через год к делу спасения старинного судна подключились Министерство военно-морского флота Швеции и компания “Нептун”. Не так-то просто было извлечь на поверхность деревянный корабль, который больше трехсот лет провел под водой. Лишь 24 апреля 1961 году “Васу” со множеством всяческих предосторожностей подняли со дна и отбуксировали к берегу. Для шведов это был настоящий праздник. А для реставраторов - начало большой работы.

Восемнадцать лет специалисты колдовали над “Васой”: обрабатывали составами, вытесняющими воду, консервантами, покрывали деревянные части защитным слоем черной краски, отмывали и исследовали найденные на корабле вещи и останки погибших моряков.
И вот в 1990 году король Карл Густав XVI торжественно открыл постоянный музей “Васа” вместо временного музея, наспех сооруженного в 1962 году. А реставраторы закончили работу совсем недавно - в 1995 году.

Снаружи здание музея напоминает корабль - вверх торчат “мачты”, дающие представление о реальной высоте “Васы” - до 52.5 м от киля. Внутри - полутьма. Центральную часть музея занимает само судно. Вокруг - галереи в несколько этажей, так что “Васу” можно осматривать с разных точек. Скульптурные группы, макеты рассказывают о судьбе корабля: как он строился, как и почему затонул, как его искали, как подняли на поверхность, как реставрировали. В двух кинозалах на двенадцати языках показывают фильмы об этих событиях.

На Юргордене находится и самый древний в мире музей под открытым небом - “Скансен”. Его создал в 1891 году специалист по северным языкам профессор Артур Газелиус. В сущности, “Скансен” это нечто среднее между зоопарком и краеведческим музеем. Только зоопарк довольно своеобразный. Отдельно, в строении под названием “Акварет” можно полюбоваться экзотическими рыбами, змеями, крокодилами и насекомыми. Там же в специальном затененном помещении живут летучие мыши. А прямо под ногами бегают лемуры, совершенно не боящиеся людей, правда, специальные таблички предупреждают, что их лучше не трогать: могут укусить. Остальная часть “Скансена” - это огромный парк, где собрано, кажется, все, что есть в Швеции: разные виды деревьев, скальные породы, встречающиеся от Лапландии до Мальмё. Можно часами гулять по его зеленым аллеям между просторными вольерами для животных, причем по соседству с тюленями, павлинами, волками и зубрами здесь живут самые обыкновенные козы, овцы, коровы и лошади, что для городских жителей, пожалуй, не менее интересно. Особенно хорошо в Скансене ребятишкам. Еще бы! Где еще разрешат перелезть через низкую изгородь и погладить настоящего поросенка или жеребенка? Хотя, как и в других зоопарках, кормить четвероногих обитателей “Скансена” не разрешается.

Для любителей истории в “Скансене” есть несколько старинных улиц, где стоят жилые домики и мастерские. В каждое строение можно зайти, поболтать со шведом или шведкой в национальном костюме, которые здесь “живут”, купить сувенир. Всего в парке собрано 150 старинных зданий со всей Швеции. А неподалеку - музей народов севера, своим рождением также обязанный Артуру Газелиусу. В его экспозиции - костюмы, утварь, мебель, гобелены, игрушки - все, что окружало шведов в их повседневной жизни с XVI века до наших дней.

В огромном Музее национального искусства, построенном в стиле неоренессанс по проекту немецкого архитектора Штюлера - находится крупнейшее в стране собрание картин, принадлежащих кисти как шведских, так и европейских художников XVI-XIX столетий. В нем хранятся частные коллекции королей Швеции, начиная с Густава Васы. Здесь можно видеть полотна Рембрандта и Ренуара, Андерса Цорна и Карла Ларссона. А второй этаж занимают выставки европейского фарфора, шведского столового серебра, произведений народного творчества. Там же открыли и временную экспозицию работ Фаберже, привезенную из России. Шведы отнеслись к ней с большим интересом и, вооружившись лупами, подолгу изучали каждый экспонат.

Самое впечатляющее в “Миллесгордене”, музее-усадьбе знаменитого шведского скульптора и искусствоведа Карла Миллеса (1875-1955) - это живописный парк, уступами спускающийся к набережной. Здесь настоящее царство скульптур: одни изваяния уютно устроились среди зелени и фонтанов, другие, поднятые на высокие постаменты, как бы гордо парят в небе. Вот мчится куда-то крылатый Пегас, и рядом с ним, раскинув руки, летит наездник. Вот хрупкий человечек застыл на огромной ладони Творца, изумленно разглядывая открывшийся перед ним мир. Вот девушка, полулежащая у фонтана, весело пытается заслониться от брызг. Вот хитрый носатый Посейдон крепко держит крупную, извивающуюся рыбину. Это копия. А оригинал стоит на площади Гётаплатсен в Гётеборге как символ города.

Окрестности Стокгольма - это озера, окруженные сосновым лесом. Замшелые скалы спускаются к самой воде. В каких-нибудь десяти минутах езды от города уже водятся косули. А лисички растут прямо на тропе: местные жители их не признают, покупают шампиньоны. Да и ягоды в лесу некому рвать: если уж швед выехал на природу, он тут же спускает на воду лодку и отправляется путешествовать по заливчикам среди островов, поросших лесом, или же удит рыбу. Вот и получается, что на берегу озера нет ни души, зато на воде оживление: важно покачиваются на волнах яхты, с ревом проносятся моторки и катера, под мерный скрип уключин неспешно движутся лодки попроще. Туристы же могут отправиться на теплоходную экскурсию. Маршруты разнообразны, например, двухчасовое путешествие “Под мостами Стокгольма”.

С 6 по 15 августа в шведской столице проходит водный фестиваль. Центральные улицы, площади и набережные затапливает пестрая толпа туристов и гостей со всех концов страны. Девять дней все веселятся, любуются фейерверками, слушают концерты, танцуют, участвуют в спортивных состязаниях. И конечно, едят традиционное кушанье - раков. В небе висят яркие стратостаты, по озеру и заливу снуют разноцветные суденышки, и золотистые отражения домов дробятся на волнах, словно солнечные блики.

 

 

Автор фотографий - Екатерина Аннинская

Другие фотографии из цикла "Швеция"

 

 

Обсудить на форуме

 

Дата публикации: 21 мая 2006 года.

 

 

Rambler's Top100 be number one Рейтинг@Mail.ru