ДРАККАРЫ ВИКИНГОВ.
2.1 Корабли скандинавов до VIII в. н.э.
Мореплавание было известно жителям скандинавского полуострова с очень древних времен. Среди наскальных изображений, относящихся к неолиту и бронзовому веку, много раз встречаются рисунки ладей. В бронзовый век корабли становятся самым распространенным и излюбленным сюжетом скандинавских мастеров наскального рисунка. По-видимому, корабль играл видную роль в религиозных представлениях древних скандинавов.[10]
Изображения кораблей сохранились и от раннего железного века. Суды по ним у скандинавов того периода существовали большие весельные ладьи, поднимавшие значительное число воинов. Носовая и кормовая части украшались высоко вздымающимися резными головами животных.[11]
С течением времени формы изображаемых древними художниками судов совершенствуются, что могло отражать процесс как в технике живописи, так и в кораблестроении. Затем появляются погребения, над которыми устанавливались ряды камней по форме напоминавшие корабль, а с середины 1 тысячелетия до н.э. и захоронения в кораблях.[12]
У самой древней из найденных ладей – судна из Нидама – не было мачты, киль был развит слабо. Известный римский историк Тацит, говоря и древних скандинавах, сообщает, что «форма их кораблей отличается тем, что с обеих сторон у них находится нос, что дает им возможность когда угодно приставать к берегу. Они не употребляют парусов, а весла не прикрепляют к бортам, так грести ими можно и в ту, и в другую сторону».[13]
Первыми из германцев, начавшими употреб##ть мачту с парусом, были фризы. У них ее переняли скандинавы.[14] В VI-VIIIвв. ладья у скандинавов сменяется кораблем с острым и длинным килем, несущим большой четырехугольный полосатый парус.
2.2 Драккары.
Долгое время на основании анализа остовов драккаров, найденных в Гокстаде и Осберге, не предназначавшихся для дальних плаваний, специалисты полагали, что основным материалом, из которого строились скандинавские корабли, был дуб. Это мнение держалось до тех пор, пока не начали строить модели викингских драккаров. Тогда выяснилось, что материалом, более всего отвечающим мореходным характеристикам этих судов был не дуб, а ясень. Тогда специалисты обратились к древним хроникам, из которых выяснялось, что другие народы нередко величали скандинавов «аскерманнами», то есть «ясеневыми людьми», а доблестного война скандинавские поэты звали «ясенем битвы».[15]
Примечательно, что для различных частей корабля викинги использовали разные части дерева, а также деревья, выросшие в разных условиях. Например, для дерево, выросшее на открытом месте, имеющее густую крону и мощные нижние сучья, могло быть разделано на доски для носа или кормы (доски в этих местах должны иметь естественную кривизну). На постройку одного боевого корабля уходило 10-12 деревьев. [16]
Срубленные деревья разделывали сразу же, не оставляя вылеживаться, поскольку «сырое» дерево легче поддается обработке. Для разделки на доски викинги употребляли не пилу, а клинья, при помощи которых бревно раскалывали на две половины, потом еще и еще раз пополам. При таком способе волокна дерева не разрывались, как при употреблении пилы, и доски выходили значительно более прочными.[17] Для дальнейшей обработки дерева использовались топоры нескольких типов. Современные исследователи отмечают, что топору отдавалось предпочтение не в силу незнакомства с более совершенными орудиями, а потому, что при обработке дерева топором, его волокна сжимаются, что в дальнейшем препятствует гниению. [18] Использовались также сверла, ножи, долота, стамески, резаки, молотки и колотушки.
Согласно данным археологических раскопок, в западной части Балтийского моря обшивку корабля скрепляли рядами стальных заклепок. Жители Восточной Балтии предпочитали пользоваться деревянными гвоздями, которые, вставив, расклинивали деревянными же клинышками. Ученые отмечают, что оба метода имеют свои достоинства и недостатки. Деревянный шпенек ,в отличии от стальной заклепки, не ржавеет, а разбухнув, только прочнее держится. Однако, для достижения той же прочности, их требуется больше, а значит, больше делается и отверстий, притом что каждое отверстие – это потенциальная течь.[19]
К шпангоутам (ребрам корабля) доски обшивки драккаров крепились уникальным способом. Во-первых, в том месте, где доска соприкасалась со шпангоутом на ней делался особый выступ «кламп». Шпангоут и кламп очень тщательно подгоняли друг к другу. Уникальность же способа крепления состояла в том, что доски крепились к шпангоутам при помощи специально обработанных ивовых прутьев или корней ели. Такое крепление обеспечивало необходимую прочность и в то же время не было излишне жестким, позволяло бортам прогибаться и дышать под ударами волн.[20] Это свойство драккаров – так называемое «перетекание» бортов судна во время плавания – поначалу заставило строителей первых копий судов думать, что корабль вот-вот развалится. Однако, обратившись к скандинавским сагам, они выяснили, что в них все время подчеркивается – корабль «переливается, изгибается по волнам как рыба или тюлень».[21]
До настоящего момента не было найдено ни одного чертежа драккара, но при общей плохой сохранности документов той эпохи, это обстоятельство приводит исследователей к обтекаемой формулировке – «ответить на этот вопрос определенно наука пока не в состоянии».[22] Из скандинавских и исландских саг известно, что существовали мастера, специализировавшиеся на постройке драккаров. Они переходили с места на место, выполняя соотвестсвующие заказы конунгов. таких мастеров обычно сопровождала бригада помощников, в которую входили специалисты по подборке древесины, мастера по выделке досок, резчики фигурных деталей, кузнецы и несколько подсобных рабочих.[23]
Наиболее совершенными современники считали драккары, выстроенные таким образом, чтобы корабль, идя на веслах, мог нести на бортах щиты. Следует подчеркнуть, что щиты не приколачивались в бортам, а удерживались особой рейкой с внешней или внутренней стороны борта. Весла же на драккарах не вставлялись в уключины, а пропускались сквозь специальные отверстия – «гребные люки». Для боя корабли обычно сходились на веслах. Если при этом была возможность держать по борту щиты, то есть если корабль был выстроен так, чтобы щиты не перекрывали отверстия для весел и не мешали грести, то щиты служили дополнительной защитой гребцам до начала рукопашной схватки.[24]
Руль у драккаров располагался не по осевой линии кормы, как в современных судах, а сбоку, на специальном креплении. Современные исследования показали, что такая конструкция отнюдь не затрудняет управление кораблем. Напротив, во время плавания через атлантический океан на копии драккара в 1893г. руль даже в самую бурную погоду без труда удерживал один человек.[25]
Еще одной особенностью конструкции драккаров было то, что мачты на них делались съемными. Команда в случае необходимости могла поднять и опустить ее самостоятельно, не прибегая к каким-то подъемным устройствам вне корабля. Мачта ставилась на тяжелый деревянный упор, который за его форму называли «мачтовой рыбой», задвигалась запором и растягивалась спереди шпагатом, а по бокам – вантами, несколько смещенными назад. Мачта снималась при долгой стоянке, при переносе корабля волоком, а также при постановке в сухой док на зиму, или же в тех случаях, когда корабль было необходимо «спрятать» за невысоким островом.[26]
Мачту использовали и для своеобразной сигнализации. В скандинавских сагах неоднократно упоминается о том, что красный щит, закрепленный на мачте, означал враждебные намерения, а белый, наоборот- мирные.[27]
Археологи подчеркивают, что паруса драккаров были значительно больше в ширину, чем в длину. Такая форма позволяла достигнуть большей площади парус а при сравнительно малой длине мачты (около 12 метров). Обычно паруса драккаров изображают в значительно более узкими. Эта традиция пошла от знаменитого «Гобелена из Байе» XI в, на котором изображен поход Вильгельма завоевателя. Современные археологи не считают это изображение в полной мере достоверным источником, справедливо полагая, что вышивавшие его монахини, естественно не знакомые с тонкостями кораблестроения, так же естественно не смогли воспроизвести все конструктивные особенности драккаров. В любом случае современные исследователи полагают, что данные археологических раскопок и скандинавских саг являются более достоверными.[28]
Паруса драккаров были снабжены сложной системой оснастки, которая позволяла при любом курсе относительно ветра придавать парусу оптимальную форму. Боковой и нижний края («шкаторины») были снабжены множеством снастей, позволявших нужным образом растягивать парус, а нижним («шкотовым») углам могли крепиться особые шесты, которые удерживали в требуемом положении эти углы, вынесенные далеко за борта. Следует упомянуть и важную особенность конструкции корпуса: мощный, выступающий киль, который мешал ветру сносить судно набок. По мнению датских специалистов, все это давало возможность кораблям викингов холить под углом менее шестидесяти градусов к ветру, что по тем временам было показателем чрезвычайной маневренности.[29] Это позволяло драккарам лавировать, то есть маневрировать таким образом, чтобы продвигаться против ветра.
Теперь рассмотрим какой была команда драккара. На торговых кораблях времен викингов весла располагались только на носу и на корме. Наличие весел было необходимостью, поскольку побережье Скандинавии изобилует узкими заливами (шх#рами), маневрировать в которых крайне сложно. Следует подчеркнуть, что строители и владельцы торговых кораблей старались обходиться минимумом команды, чтобы корабль вместил как можно больше грузов.[30]
У боевых кораблей – драккаров – весла располагались по всему борту. Количество весел по одному борту служило даже своеобразной меркой длины корабля. Существовал термин «рум», в буквальном переводе – «место». Про корабли викингов говорили – «корабль во столько-то румов». Сохранились письменные свидетельства о кораблях в 35 румов. Примерно такова длина корабля, извлеченного датскими археологами со дна залива Роскиль-фьорда в 1962г.[31]
Количество весел дает исследователям возможность строить предположения о численности команды. На каждое весло обычно садился один человек, но, поскольку гребля могла продолжаться много часов, то ему требовалась смена. Если же возникала потребность в максимальном усилии – во время напряженной погони ли когда судно несло на скалы – на весла садились по двое. Об этом упоминают письменные источники, о том же говорит и число щитов, найденных археологами по бортам захоронений кораблей. Таким образом, на корабле в 35 румов находилось около 150 воинов.[32]
О том, какое впечатляющее ускорение мог развивать драккар свидетельствует следующий исторический факт, опсанный практически в овсех современных ему хрониках. В начале IXв. норвежский конунг Олав помогал английскому королю Этельреду отвоевать страну у датчан. При подходе к Лондону реку преграждал мост, на котором были построены башни и укрепления. Мост держался на сваях, врытых в дно реки. Викинги, доплыв до моста, привязали к его опорам канаты, а затем пустили свои корабли вниз по течению и начали грести изо всех сил. В результате сваи вырвало из-под моста и он рухнул. [33]
Исследователи подчеркивают, что викинги при гребле никогда не прибегали к услугам рабов. Если же необходимость заставляла посадить раба на весла, после этого он получал свободу. Дело в том, что они относились к своему кораблю как к священному в своем роде пространству. Совместная гребля воспринималась так же, как и совместная еда – она делала людей побратимами пусть даже на короткое время.[34]
На изученных археологами судах не было обнаружено скамей для гребцов (банок). Поэтому в некоторых исследованиях высказывается предположение, что во время гребли викинги сидели на своих сундучках с имуществом.[35] Это соображение противоречит данным письменных источников. В частности, в одной из древнескандинавских песен содержатся строки: «Ползли на карачках под скамьи раненые». Из других письменных источников становится ясно, что скамьи для гребцов были низкими, и оставляли в центре корабля достаточно широкий проход.[36]
Места на скамьях для гребцов были более и менее почетными. Самыми престижными были места на носу корабля. Во-первых, при встрече для боя викинги нередко связывали несколько драккаров, соответственно те, кто сидел на корме, вступали в схватку в последнюю очередь. Необходимо отметить, что весла на драккаре были разной длины. Нос и корма поднимаются над водой выше, чем средняя часть палубы, поэтому носовые весла были самыми длинными – до 5,5 метров. Грести ими было значительно тяжелее, чем более короткими кормовыми веслами. Таким образом, места на носу были более почетными, поскольку сидящим на них приходилось чаще, чем другим гребцам проявлять и воинскую доблесть и силу.[37]
Викинги придавали большое значение не только мореходным свойствам, но и украшению своего корабля. Корпус окрашивали в яркие цвета водостойкими красками. Сказания упоминают о «черно-синих», «Красногрудых», «синих с белым носом» и иных боевых кораблях. Помимо красок бортовые доски покрывались резьбой. Особенно знаменит в этот отношении Осбергский корабль. Учеными написаны целые трактаты о тонкостях резного стиля его различных деталей.[38]
Форштевни драккаров были украшены головой дракона или другого мифологического существа. Архештевень (кормовой брус) – украшал такой же скульптурный хвост. Эти украшения имели двоякое значение. Во-первых, корабль воспринимался как живое существо, поэтому наличие у –него головы и хвоста вполне естественно. Не случайно многие исследователи полагают, что само название «драккар» происходит от слова «дракон» (в скандинавской мифологии- мировой змей). Во-вторых, упомянутый мировой змей считался повелителем всех духов. Поэтому его изображение, помещенное на носу и корме корабля должно было отпугивать злых духов, которые, по мнению скандинавов, населяли морские глубины. Подтверждением этой гипотезы служит тот факт, что резную голову на носу корабля снимали, когда подходили к своему берегу или к тому, на котором можно было рассчитывать на дружеский прием.[39] В скандинавских легендах это объясняется тем, что викинги не желали «пугать добрых духов этой страны».[40] В Исландии даже был принят специальный закон, запрещавший подходить к берегам этой страны «а драконом на штевне».[41]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Драккары, бесспорно, являлись самыми совершенными кораблями VIII-IXвв. При сравнительно небольших размерах драккары отличались прекрасными мореходными качествами, легкостью управления, значительной маневренностью и небольшой осадкой. Л. Мюссе отмечает, что «в классе беспалубных лодок драккар – настоящий шедевр, который так и остался непревзойденным».[42]
По мнению современных исследователей именно изобретение драккара позволило викингам совершать походы вдоль всего побережья Европы. Они доплывали даже до Италии, а, по некоторым данным и до Америки. Скандинавские ученые полагают, что викингами был открыт остров Шпицберген, фигурировавший в скандинавских хрониках под именем Свальбард. Исследователи также говорят об огромном прогрессе в навигации по сравнению с мореплавателями античности. Чисто астрономическими средствами, никогда не видя берегов, викинги могли сохранять неизменный курс на огромных дистанциях, например, от Бергена до Гренландии.[43
Отсюда:
http://srednie-veka.narod.ru/books/drakkar.htm