Показала "крапивинское" стихотворение подруге. С ее разрешения, цитирую обсуждение. В качестве иллюстрации, как по-разному воспринимают читатели один и тот же текст.
Она: Ассоциации с ЧКА. Интонационные. Музыка та же, угу? Мне тут же напомнило элхины песни о Лаан-Гэлломэ. Не по тематике или стилю - по создаваемой психологической ауре хрупкости и недолговечности. Красота облетающего вишневого цвета.
Я: Не увидела ассоциаций с ЧКА. А эта аура меня всегда околдовывает.
Она: Мальчик видится каким-то обреченным. Ср. адаптированный вариант "Детей подземелья", и прочую красоту чахоточных (в варианте 20 века - умирающих от лейкоза) подростков. То есть воспевается именно предсмертная красота. Идеализированная и романтизированная, само собой.
Я: А я этого не увидела. Только нежность, романтику, способность оторваться от обыденности и уйти в небо. Со смертью вообще никакой ассоциации не возникло.Скорее ассоциация с силой, с поиском, со способностью видеть больше, чем лежит на поверхности, с талантом. С готовой взлететь птицей.
Она:
Мальчик мой... Лохматая чёлка,
шрам над бровью - тоненький, белый, -
звонкие, певучие пальцы...
Синий город спит, тих и светел.
Ты уйдёшь - небесным скитальцем...Силы там вообще не вижу. А вот мотив раннего таланта, идущего рядом со смертью "на взлете" - много раз встречались. Мальчик явно "не для этого мира". Готовая к закланью жертва.
Я: Что не для этого мира, согласна. Но почему жертва, не понимаю. По-моему, путешественник. Мальчик, умеющий летать. По-моему, ему совсем необязательно падать.
Она: А тогда к чему поминаются моряки, которых качает небо? Почему синий город тих? Ну да, старший брат Оле-Лукойе тоже поет детям колыбельную. Усыпляющую сладко - и навсегда.
Неудивительно: раньше дети редко доживали до взрослого возраста. И считалось, что уходят они прямо на небо - как безгрешные души. Что боги берут к себе тех, кого любят, молодыми.
А белый шрам к чему тогда, если просто летать?
Я: Шрам - потому что мальчишка шустрый, смелый вот и поранился где-то.
Она: Шустрый мальчик заснул под мистическую колыбельную. И больше не проснется. Пока город спит - он уйдет. Станет "небесным скитальцем". Где тут крылья или полет?
Я: А "небесный скиталец" у меня скорее с творчеством ассоциируется, чем со смертью.
Даэ, а какой из двух вариантов восприятия ближе к авторскому?