Dangen RPG Games Форум Север и Запад Рамотский форум Плато холодного ветра Венец Поэзии
Тэсса Найри Север и Запад После Пламени Новости Стихи Проза Юмор Публицистика Авторы Галерея
Портал ВЕНЕЦ   Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
  ГлавнаяСправкаПоискВходРегистрация  
 
Трагедия дона Руматы или Слон в посудной лавке (Прочитано 1644 раз)
PanchaDevi
Админ
*****
Вне Форума


Pancharaksa Devi

Сообщений: 1756
Пол: female
Трагедия дона Руматы или Слон в посудной лавке
30.01.2011 :: 12:29:11
 
Увидено у Моррет.

___
Калабухин Сергей Владимирович
Трагедия дона Руматы или Слон в посудной лавке




Последние межнациональные и межконфессиональные столкновения в России и Европе подвигли меня перечитать любимый с детства фантастический роман братьев Стругацких "Трудно быть богом". Ведь нынешние столкновения - это по большому счёту борьба разных культур за главенство в мире, т.е. - за правильность. Христианская Европа попыталась мирным путём "поднять до себя" иммигрантов из отсталых, по её мнению, мусульманских стран Востока и Африки. С огромным разочарованием европейцы недавно констатировали, что личным примером и словесными убеждениями им не удалось интегрировать иммигрантов в европейскую культуру. Те продолжают отвергать так называемые "общечеловеческие ценности" и живут по своим средневековым обычаям и законам. В России же процесс столкновения пошёл ещё дальше и страшнее: пришельцы с Кавказа не только отвергают русские обычаи и порядок, но и демонстративно стараются навязать всем вокруг свои средневековые представления об образе жизни, свои давно устаревшие обряды. А наше российское руководство упорно заставляет остальных "россиян" противодействовать проявлениям зверств и дикости кавказцев только мирными средствами. Но ведь Стругацкие уже почти полвека назад в своём романе показали несостоятельность метода "бескровного воздействия"! Да, это фантастический роман, но фантастика фантастике рознь. Одно дело чисто развлекательные сказки для взрослых, другое - научная фантастика, частью которой является и фантастика социальная.
  Роман А. и Б. Стругацких "Трудно быть богом" с детства был одним из моих любимейших, а за его главного героя, дона Румату, я ранее готов был перегрызть глотку любому! Раньше я был уверен, что братья Стругацкие написали этот роман, чтобы показать бессмысленность самой идеи ускорения прогресса мирными способами. В романе есть сцены, в которых Румата обсуждет с аборигенами различные возможные способы воздействия "бога" на арканарское общество с целью улучшения жизни людей, и все эти способы в конечном итоге приводят не к прогрессу, а регрессу. В конце концов собеседник Руматы в отчаянии восклицает: "Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными... или, ещё лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой". И я всегда ранее соглашался с авторами, восхищался независимостью и бесстрашием барона Пампы, сочувствовал Румате, вынужденному заниматься сизифовым трудом. Вместе с Руматой я ненавидел коварного, трусливого и глупого дона Рэбу, вместе с ним презирал "серость" и жалел грамотеев, вместе с ним мстил за смерть Киры.
  Я неоднократно перечитывал эту книгу и с каждым разом ловил себя на неприятной мысли, что образ Руматы как-то тускнеет, теряет героизм в моих глазах. В процессе же нынешнего, последнего прочтения романа Румата чем дальше, тем больше начал вызывать у меня явное раздражение. И это при том, что роман мне по-прежнему нравится, и я наверняка буду перечитывать его в будущем. Что же не так с Руматой? Я решил разобраться.
...
__

Дальше автор разбирается и выясняет, что Румата провалил себя и как прогрессор, и разведчик никакой. Эгоист и трепло, в общем. Можно с автором не соглашаться, осуждать за передергивание и прочее, но... Цитата из ТББ:

"А ведь мне уже ничто не поможет, подумал он с ужасом. Ведь я же их по-настоящему ненавижу и презираю... Не жалею, нет - ненавижу и презираю. Я могу сколько угодно оправдывать тупость и зверство этого парня, мимо которого я сейчас проскочил, социальные условия, жуткое воспитание, все, что угодно, но я теперь отчетливо вижу, что это мой враг, враг всего, что я люблю, враг моих друзей, враг того, что я считаю самым святым. И ненавижу я его не теоретически, не как "типичного представителя", а его самого, его как личность. Ненавижу его слюнявую морду, вонь его немытого тела, его слепую веру, его злобу ко всему, что выходит за пределы половых отправлений и выпивки".

И авторский вывод:
__
Проблема-то оказывается в том, что бог сам поделил арканарцев на "своих" и "чужих". Свои - это те, кто заботится о Румате, и те, о ком заботится он. Все остальные - чужие, а значит: грязные, вонючие, "серые" и злобные. При таком раскладе просто не возможна работа, которую ждут от Руматы коллеги по ИЭИ. Дон Кондор однажды прямо говорит Румате, что коммунары пришли на эту планету "для того, чтобы помочь этому человечеству, а не для того, чтобы утолять свой справедливый гнев. Если ты слаб, уходи. Возвращайся домой. В конце концов, ты действительно не ребенок и знал, что здесь увидишь". Но Румата ищет и находит причину собственной несостоятельности не в себе, а в арканарцах.
  "Это безнадежно, подумал он. Никаких сил не хватит, чтобы вырвать их из привычного круга забот и представлений. Можно дать им все. Можно поселить их в самых современных спектроглассовых домах и научить их ионным процедурам, и все равно по вечерам они будут собираться на кухне, резаться в карты и ржать над соседом, которого лупит жена. И не будет для них лучшего времяпрепровождения".
  А раз "безнадёжно", то Румата ничего и не делает по существу пpоблемы. Фактически он разделил подопытных "кроликов" на "хороших" и "плохих" и пытается отделить одних от других, пеpесаживая "хороших" из одной "клетки" в дpугую, чуть более для них комфортную, судьба же "плохих" экспериментатора совершенно не волнует. Румата ищет не способ, как ему что-либо сделать для арканарцев, а причины для того, чтобы ничего не делать.
__

И еще одна цитата из совершенно другого произведения. Просто - сравнить:

- Мне тоже кажется, что знакомство с новой культурой - как знакомство с новым человеком, - сказал Руэл. - Только надо поверить, что знакомишься не с обезьяной какой-нибудь, а с таким же человеком, как ты, только другим немножко.


Наверх
 

-x-=+
WWW WWW 347060065  
IP записан