Осанве-кента:
__
Примечание 5.
Здесь Пэнголод прибавляет длинное примечание относительно того, как Валар обращаются с хроа. Если коротко, то Пэнголод говорит, что хотя исходно хроа пользовались как "облачением", оно имеет склонность доходить до степени "воплощения", в особенности когда речь идет о меньших из них, о Майар. "Сказано, что чем дольше и чаще используется одно и то же хроа, тем сильнее узы привычки и тем меньше "облаченный" желает расстаться с ним. Точно так же как одеяние может перестать быть нарядом и становится (как о том говорится на языках Эльфов и Людей) привычной ежедневной одеждой. Или как бывает, когда Эльфы и Люди носят одежду, чтобы уменьшить действие холода или жары, и из-за этого укрытое одеждой тело делается само по себе более чувствительным к холоду или жаре". Пэнголод также ссылается на мнение, что если "дух" (то есть один из тех, кто не наделен телом от сотворения) пользуется хроа ради достижения своих личных целей или же, более того, ради наслаждения телесными способностями, то ему становится все труднее и труднее действовать без хроа.
Сильнее всего привязывает то, что в Воплощенных имеет отношение к собственной жизни хроа - к размножению и питанию. Так, связывают еда и питье, но не восхищение красотой звуков и форм. Сильнее всего связывает зачатие либо порождение.
"Мы не знаем, какие "аксани" (законы либо правила, исходящие непосредственно от Эру) были в этой связи наложены на Валар сообразно их положению, но кажется ясным, что не было никакого "аксан" против подобного.
Тем не менее, есть "аксан" или, быть может, неизбежное следствие, что, если таковое происходит, то дух должен оставаться в теле, которое "одел", разделяя все нужды Воплощенных. Единственный случай, о котором ведомо из историй Эльдар - это Мэлиан, что стала супругой короля Элу-тингола. Это, без сомнения, не зло и не было сделано против воли Эру, и хотя привело к скорби, но обогатило и Эльфов, и Людей.
Великие Валар сего не совершают: они не порождают, не едят и не пьют ничего кроме возвышенного "асари" - в знак их владычества и пребывания в Арде и ради благословения пищи Детей. Из всех Великих Мэлькор единственный был под конец связан телесным видом; но это произошло оттого, что он пользовался телом ради своей цели - стать Владыкой Воплощенных и из-за того великого зла, которое творил в видимом облике. Он также расточил свои врожденные силы, управляя слугами и пособниками, и потому сделался под конец сам по себе, лишенный их поддержки, маломощным созданием, пожираемым ненавистью и неспособным вырваться из того состояния, в которое впал.
Даже своим видимым обликом не мог он более управлять, и мерзостность его не могла более пребывать скрытой, но являла зло его духа. Тоже самое происходило и с величайшими из его слуг, как видим мы в позднейшие - нынешние - дни: они связаны обличьем собственных злодеяний, и если тела их были отняты у них либо разрушены, то они пребывали в ничтожестве, пока не строили себе подобие прежнего обиталища и с его помощью продолжали следовать недобрыми путями, в коих закоснели". (Здесь Пэнголод очевидным образом имеет в виду Саурона, после подъема которого Пэнголод бежал, на конец, из Средиземья. Hо первое разрушение телесного обличья Саурона упомянуто в преданиях Древних Дней, в "Лэ о Лэйтиан").
__
Толкин вообще не употребляет здесь понятие
фана, заметим. Как что-то, принципиально отличное от роа (хроа), которое, чтобы сменить, надо напрягаться, типа, скачкообразный переход в иное состояние. В каноне -
@
Spokelse, обрати внимание, - "имеет склонность доходить до
степени "воплощения"".
Этот же канон, правда, намекает на "аксан", что если уж воплотился, то держись. Понятное дело, аксан (логический запрет) - это не унат (техническая невозможность). Роа - конечная стадия воплощения, а всё, недо-воплощённое (без "собственной жизни" - которую я понимаю как полный цикл материального энергообмена, химическую фабрику) - это не-роа. То есть, границы понятия "фана" изначально размыты, широки. Под фана в соседнем треде (о рогах Тилиона) обсуждались варианты обликов. Но если рогатый Тилион будет пить-кушать, то это - по моим понятиям - будет уже такое РОА, только, рогатое.
Второй критерий, предложенный
@
Spokelse, мне тоже нравится, чётко делит на тех, кто тело (любой степени "воплощённости") себе
может создать и тех, кто
создать не может (так, думаю, правильнее, чем "даровано"). Ни эльфы, ни люди и другие Воплощённые расы тел себе создать не могут. А Валар, майар могут, причем, первые по разрешению Илуватара (который, кстати, только указал старшим Айнур на уже имевшуюся у них техническую возможность - ЗиОЭ) могут создавать тела кому-то еще (воскрешение эльфов).
П.С. По-моему, второй критерий - это
достаточный признак, тот самый, который однозначно отделит обладателя роа (и только роа!) от айнурского фана (в состоянии полного воплощения).
П.П.С. Согласно канону, слишком плотно воплощенные айнур, сращенные с фана-роа, после потери драгоценного тела "пребывали в ничтожестве".